Федеральное агентство по образованию 89

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________В.А.Иванов

«____"_________________200 г.

ПРОГРАММА

педагогической практики студентов

в дошкольных образовательных учреждениях

для детей с нарушениями слуха

по специальности 50 717.65

Специальная дошкольная педагогика и психология

Декан факультета

_________________________

«_22_"______сентября______2008 г.

Программа утверждена на

заседании кафедры

от «_22_"_____сентября____2008 г.

протокол № ______1_________

Заведующий кафедрой

_________________________

«_22_"______сентября______2008 г.

Йошкар-Ола

2008

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка.

2.Цели и задачи педагогической практики.

3.Организация и руководство практикой.

4.Содержание практики.

5.Права и обязанности студента.

6.Обязанности методистов по предмету.

7.Обязанности курсового (группового) руководителя практики (заключить договор с базами практик, составить приказ о направлении студентов на практику, провести установочную и заключительную конференции, провести инструктаж по технике безопасности во время практики, контролировать качество прохождения практики студентами и т. д.).

12 стр., 5905 слов

Педагогические условия формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических специальностей

Оглавление Введение Глава 1: Несколько основных терминов и понятий Глава 2: Актуальность исследования Глава 3: Анализ и разрешение конфликта, как составляющая коммуникативных способностей 3.1 Из-за чего возникает конфликт? 3.2 Как разрешить конфликт 3.3 Анализ поведения людей в конфликтной ситуации 3.4 Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника 3.5 Заключение или как использовать конфликт ...

8.Сведения о местах проведения практики:

а) наименование вида практики в соответствии с учебным планом;

б) места проведения практики;

в) сроки действия договоров.

9.Перечень отчетной документации студентов.

10.Критерии оценок практики (зачтено, не зачтено, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

11.Список литературы в помощь студентам — практикантам.

12. Приложения (формы дневника, отчета, характеристики студента, образец конспекта урока или занятия, анализа урока или занятия и т. д.)

Пояснительная записка

Система подготовки студентов, будущих дошкольных дефектологов, ориентированных на работу в специальных дошкольных учреждениях, предусматривает совершенствование профессиональной подготовки студентов в области дошкольной сурдопедагогики. В процессе обучения они овладевают теоретическими знания­ми и практическими навыками по сурдопсихологии и сурдопедаго­гике, знакомятся со специальными методиками развития речи, обучения произношению, формирования слухового восприятия дош­кольников с нарушениями слуха.

Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих специалистов, комплексного формирования системы сурдопедагогических знаний и организаци­онных умений, что может обеспечить становление профессиональ­но-личностных качеств будущего сурдопедагога.

13 стр., 6326 слов

Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха

... практике их ВУЗовского обучения существует несколько форм: обучение в едином потоке студентов без специального сопровождения; групповое обучение студентов по единому плану и специальному сопровождению; обучение лиц с нарушениями слуха ... КУРСОВАЯ РАБОТА Педагогическая адаптация у студентов с нарушениями слуха Введение адаптация слух социальный студент В настоящее время нарушение слуха является одним ...

Цель педагогической практики- теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с дошкольниками с нарушениями слуха.

Задачами педагогической практики студентов в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха являются:

  • расширение, конкретизация теоретических знаний по сурдопедагогическим дисциплинам, формирование практических навы­ков работы с глухими и слабослышащими детьми;
  • ознакомление с состоянием коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха;
  • расширение знаний студентов о методах и приемах формирования речи детей с нарушениями слуха, развития слухово­го восприятия, обучения произношению, формирования математи­ческих представлений;
  • практическое овладение методами и приемами коррекционно-воспитательной работы с глухими, слабослышащими и детьми со сложной структурой нарушений развития
  • формирование навыков общения с детьми с нарушениями слу­ха, использование разных форм речи в обучении и общении с детьми с нарушенным слухом;
  • формирование интереса к профессии.

В процессе педагогической практики студенты должны ознакомиться с процессом воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, научиться анализировать систему воспита­тельных и коррекционных мероприятий, направленных на решение основных задач работы дошкольных учреждений:

— психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушенным слухом;

— обогащение общего развития;

— коррекцию нарушений в развитии;

— подготовку к обучению в школе.

В ходе практики студенты должны понять и реализовать в собственной работе основные принципы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, отраженные в действующей программно-методической литературе, важнейшими из которых являются: обеспечение разностороннего развития дошкольников с нарушенным слухом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей; деятельностный подход к воспитанию; организация коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта и индивидуальных возможностей детей, широкое использование и развитие остаточного слуха; формирование речи как средства общения; осуществление преемственные связей между дошкольными учреждениями и соответствующим типом школы.

В результате педагогической практики студенты должны:

  • понимать ведущую роль коррекционно-педагогической работы в развитии дошкольников с нарушениями слуха;
  • знать педагогические системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха;
  • понимать задачи, принципы и методы воспитания и обучения;
  • знать содержание коррекционно-педагогической работы с глухими, слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками, с детьми со сложными недостатками в развитии;
  • уметь осуществлять коррекционно-педагогическую работу с дошкольниками с нарушениями слуха в учреждениях различного вида (дошкольных учреждениях компенсирующего и общеразвивающего вида;
  • анализировать программно-методическую литературу;
  • анализировать занятия и другие формы воспитания и обучения детей;
  • осуществлять планирование фронтальной и индивидуальной коррекционно-педагогической работы;
  • уметь планировать и осуществлять работу с родителями.

Содержание деятельности студентов на педагогической практике

  • участие в работе конференций по педагогической практике, обсуждение с руководителем практики целей, задач, содержания, материалов педагогической практики;
  • беседы с администрацией, методистом, воспитателями и сурдопедагогами, знакомство с документацией;
  • посещение занятий воспитателей и сурдопедагогов, их подробный анализ;
  • участие в организации и проведении воспитательских занятий и мероприятий;
  • организация и проведение психолого-педагогического обследования детей;
  • работа с программно-методической ли­тературой, планирование занятий, подготовка дидактического материала;
  • подготовка конспектов и самостоятель­ное проведение занятий студентами, участие в их обсуждении;
  • участие в родительских собраниях и.консультациях.

Основные права и обязанности студентов

В процессе прохождения педагогической практики студенты имеют право:

  • получать консультации по всем возникающим вопросам со стороны руководителя практики от университета, администрации и педагогов дошкольных учреждений;
  • пользоваться библиотекой, пользоваться кабинетами и находящимися в них учебно-методическими и дидактическими материалами;
  • участвовать в семинарах, конференциях, открытых занятиях, проводимых в дошкольных учреждениях;
  • вносить предложения и пожелания по совершенствованию организации педагогической практики.

Студенты обязаны:

  • осуществлять все виды деятельности, предусмотренные программой педагогической практики;
  • вести дневник педагогической практики, другую документацию, предусмотренную программой практики, в установленный срок по окончании практики представлять документацию руководителю;
  • осуществлять текущее планирование занятий и подготовку требуемого дидактического материала;
  • выполнять требования и распоряжения руководителя практики, администрации и педагогов дошкольного учреждения; подчиняться правилам внутреннего распорядка практического учреждения.

В случае невыполнения указанных требований, непосещения или нерегулярного посещения практического учреждения студент может быть отстранен от прохождения практики.

Студент, отстраненный от практики или деятельность которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Перечень учебных дисциплин и тем, подлежащих освоению в процессе педагогической практики

№ п/п

Темы

1.

Дидактические основы дошкольной сурдопедагогики

1.1.

Задачи и принципы воспитания и обучения,. дошкольников с нарушениям слуха

1.2.

Технологии и методы воспитания и обучения

1.3.

Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога

2.

Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

2.1.

Формы организации коррекционно-педагогической работы

2.2.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха

2.3.

Формирование различных видов деятельности

2.4.

Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха.

2.5.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению.

Формирование элементарных математических представлений

2.6.

Особенности работы в группах для детей со сложным дефектом.

2.7.

Подготовка детей с нарушениями слуха к школе.

2.8.

Работа с родителями

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Раздел 1. Дидактические основы дошкольной сурдопедагогики

1.1. Задачи и принципы воспитания и обучения дошкольников с нарушениям слуха

Задачи дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха. Психолого-педагогическое изучение детей в процессе воспитания и обучения. Обеспечение общего развития детей с нарушенным слухом. Коррекция отклонений в развитии. Подготовка к школе. Обеспечение задач физического, умственного, социально-личностного, эстетического воспитания.

Реализация общедидактических принципов в воспитании дошкольников с нарушениями слуха. Специальные принципы дошкольной сурдопедагогики: онтогенетический принцип; принцип развивающего обучения; принцип коррекционной направленности воспитания и обучения; деятельностный принцип; принцип учёта структуры нарушения и индивидуальных особенностей детей; принцип развития слухового восприятия; принцип формирования словесной речи как средства общения; осуществление преемственных связей между специальным дошкольным учреждением и школой.

1.2. Технологии и методы воспитания и обучения

Методы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников. Использование наглядных методов обучения (наблюдение, демонстрация и др.).

Использование технических средств в обучении дошкольников с нарушением слуха. Практические методы, их роль в обучении детей с нарушениями слуха (действия с предметами, изобразительная, конструктивная, трудовая деятельность, моделирование, опыты).

Игровые методы в воспитании и обучении детей с недостатками слуха. Особенности использования словесных методов (инструкции, беседы, рассказывание, пояснение, чтение и др.).

Комплексный характер использования различных методов в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.

1.3. Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога

Педагогический коллектив дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности. Профессиональные и личностные качества сурдопедагога. Требования к знаниям и умениям сурдопедагога. Осуществление сурдопедагогом руководства педагогическим коллективом группы. Взаимодействие в работе педагогического коллектива. Основные направления совместной работы сурдопедагога и воспитателей. Повседневная связь сурдопедагога и других членов педагогического коллектива. Участие сурдопедагога и воспитателей в организации работы с родителями.

Раздел 2. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

2.1. Формы организации коррекционно-педагогической работы

Создание условий для коррекционно-педагогической работы. Режим дня в дошкольном учреждении. Учебные планы для разных возрастных групп. Формы организации педагогической работы. Формы проведения занятий. Фронтальные занятия, требования к их организации. Подготовка педагога к фронтальным занятиям. Организация подгрупповых занятияй. Особенности проведения индивидуальных занятий.

2.2. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушениями слуха

Принципы психолого-педагогического обследования детей с нарушениями слуха. Содержание психолого-педагогического изучения: проверка состояния слуха, речи, изучение предметно-игровой, изобразительной, конструктивнойдеятельности; изучение уровня сенсорного и интеллектуальногоразвития; наблюдения за поведением. Составление психолого-педагогической характеристики, подготовка рекомендаций.

2.3. Формирование различных видов деятельности

Организация работы по формированию деятельности в условиях специального детского сада.

Формирование предметной и игровой деятельности. Особенности игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников. Задачи формирования игровой деятельности. Решение задач нравственного, умственного и речевого развития в игре. Условия формирования игры в специальном дошкольном учреждении. Методы обучения игре. Развитие речевого общения в игре.

Особенности изобразительной деятельности глухих и слабослышащих дошкольников. Задачи формирования изобразительной и конструктивной деятельности. Развитие восприятия, формирование представлений. Эстетическое воспитание. Основные направления работы. Методы формирования изобразительной деятельности. Задачи речевого развития.

Задачи трудового воспитания. Основные направления работы: формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Методы трудового воспитания.

2.4. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

Задачи речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников. Условия формирования речи у детей в дошкольном учреждении. Организация слухо-речевой среды в дошкольном учреждении. Развитие речи в быту. Речевое развитие детей в разных видах деятельности. Взаимосвязь работы по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Организация занятий по развитию речи. Развитие речи детей на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятяи и обучению произношению. Развитие речи детей в семье.

Основные направления работы по развитию речи. Развитие языковой способности у детей с нарушениями слуха. Формирование различных форм речи: устной, письменной, дактильной. Формирование словаря, активизация усвоенного речевого материала в различных коммуникативных ситуациях. Развитие разговорной и описательно-повествовательной речи на разных этапах обучения. Обучение чтению.

2.5. Развитие слухового восприятия и обучение произношению

Условия развития слухового восприятия и обучения произношению в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

Задачи развития слухового восприятия. Содержание и методы развития слухового восприятия. Развитие неречевого и речевого слуха. Этапы развития слухового восприятия

Формирование произносительной стороны речи. Задачи формирования устной речи. Пути формирования произношения. Этапы формирования произношения дошкольников с нарушениями слуха. Содержание и методы формирования произношения. Роль фонетической ритмики в обучении произношению.

Организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

2.6. Особенности работы в группах для детей со сложным дефектом

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями нарушениями. Задачи воспитания и обучения детей данной категории. Изучение детей с комплексными нарушениями в процессе обучения. Обеспечение задач общего развития детей. Коррекция нарушений в развитии. Формы организации работы. Организация и содержание индивидуальной работы с детьми со сложным дефектом. Методы коррекционно-педагогической работы.

2.7. Подготовка детей с нарушениями слуха к школе

Задачи подготовки детей с нарушениями слуха к школе. Особенности физической подготовленности к обучению в школе. Формирование мотивационной готовности к школе. Нравственно-волевая готовность. Умственное развитие глухих и слабослышащих детей на этапе перехода в школу. Коммуникативная и речевая готовность глухих и слабослышащих детей к школе. Формирование предпосылок учебной деятельности в детском саду. Преемственность в работе специального детского сада и школы.

2.8. Работа с родителями

Задачи работы с родителями. Участие педагогического коллектива в организации работы с родителями. Формы проведения работы с родителями. Коллективные формы работы. Индивидуальные формы работы. Наглядные формы работы с родителями.

Критерии оценок педагогической практики

1. Активное участие в педагогической практике и выполне­ние всех предусмотренных программой видов деятельности на различных этапах практики:

2. Наличие интереса к деятельности сурдопедагога, заин­тересованность в работе, любовь к детям, умение и желание работать с ними.

3. Степень самостоятельности, наличие творчества при разработке и проведении занятий, подготовке дидактического материала.

4. Активность в обсуждении и разборе занятий и других мероприятий, выступления на методических совещаниях, консуль­тациях, конференциях.

5. Характеристика деятельности студента (участие в жизни группы, помощь в подготовке различных мероприятий, оформление дидактического материала и т. д.) со стороны сурдопедагога и воспитателей группы.

6. Качество оформления и своевременная сдача отчетной до­кументации.

Учебно-методическое обеспечение педагогической практики задания для самостоятельной работы

  1. Раскройте задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
  2. Охарактеризуйте методы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
  3. Раскройте содержание профессиональной деятельности учителя -дефектолога (сурдопедагога) в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха.

4. Охарактеризуйте формы организации коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях.

5. Опишите систему психолого-медико-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях.

  1. Раскройте принципы комплектования дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.
  2. Дайте общую характеристику направлений коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха.
  3. Назовите средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса.
  4. Опишите технических средства, которые используются в обучении детей с нарушениями слуха.
  5. Охарактеризуйте возможности использования компьютерной техники в обучении детей с нарушениями слуха.
  6. Подготовьте конспект занятия по физическому воспитанию в дошкольном учреждении для глухих (для слабослышащих) детей.
  7. Проведите наблюдения и охарактеризуйте развитие общения глухих (слабослышащих) детей в игре.
  8. Покажите роль дидактической игры как средства умственного развития.
  9. Подберите и опишите дидактические игры по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха.
  10. Охарактеризуйте систему трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха.
  11. Проведите анализ занятия по рисованию (лепке, конструированию) в детском саду для детей с нарушениями слуха.
  12. Раскройте динамику речевого развития глухого (слабослышащего) ребёнка в специальном детском саду.
  13. Подготовьте конспект и проведите занятие по развитию речи.
  14. Посетите и проанализируйте индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
  15. Составьте конспект и подготовьте дидактический материал к открытому индивидуальному занятию по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
  16. Посетите и проанализируйте занятие по формированию элементарных математических представлений.
  17. Примите участие в организации родительского собрания в группе, где проходит педагогическая практика.
  18. Примите участие в организации развлечений и досуга детей одной из групп. Охарактеризуйте взаимодействие детей с нарушенным слухом.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990
  • Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М., 1985.
  • Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
  • Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972.
  • Венгер А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
  • Власова Т.А., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1999.
  • Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М., 1980.
  • Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста /Ппод ред. Л.П. Носковой. — М., 1982.
  • Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975 г.
  • Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001
  • Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.
  • Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000
  • Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой.М., 1989.
  • Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.
  • Корсунская Б.Д. Читаю сам. Книги для чтения для глухих дошкольников. Ч.1−3. М., 2000.

развития слухового восприятия. глухих школьников. М., Просвещение, 1991.

  • Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих школьников. М.1991
  • Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. Из опыта работы. — М., 1990.
  • Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.
  • Леве А. Развитие слуха в игре. М., 1992
  • Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей / Под ред. Л.М. Быковой. — М., 2002
  • Назарова Л.Н. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001
  • Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М., 1987.
  • Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта /Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.
  • Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
  • Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
  • Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 2000
  • Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М., 1984
  • Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. — М., 1989
  • Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе для глухих. М., 1980
  • Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. — М., 1979.
  • Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. М., 1995, 2002.

П р и л о ж е н и е

1. Отчетная документация

К концу практики студенты должны сдать руководителю практики следующие документы:

1. Дневник педагогической практики (после проверки возвращается студенту).

2. Конспекты открытых занятий в двух экземплярах с оцен­кой (оценивает руководитель практики и педагог группы): 1 конспект форнтального занятий и 1 индивидуального, второй экземпляр остается в детском саду.

3. Психолого-педагогическая характеристика ребенка.

4. Отчет о прохождении практики.

2. Примерная схема дневника педпрактики

На первой странице указывается № и тип детского сада (для глухих или слабослышащих), его адрес, телефон; фамилии и имена заведующей и методиста д/с, руководителя практики; сроки практики в данном учреждении. На следующей странице указывается, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена сурдо­педагога и воспитателей; затем фиксируется состав группы (возраст, год обучения в данной группе, заключение МППК о состоянии слуха, речи, интеллекта каждого ребенка), режим дня, расписание занятий.

Далее в дневнике практики идут ежедневные записи, которые включают информацию руководителя практики, заведующей, мето­диста, сурдопедагога и воспитателей, наблюдения за детьми, а также записи занятий.

Для записей занятий может быть рекомендована следующая схема:

Дата проведения

Тема занятия

Цели

Оборудование

Ход занятия

В педагогическом дневнике фиксируется ход занятия, отмечаются способы предъявления речевого материала, по возможности фиксируется речь детей. По ходу записи отмечаются непонятные или ошибочные моменты, требующие дальнейшего уточнения в процессе последующего анализа занятия.

В отдельном разделе дневника педагогической практики фиксируется информация по психолого-педаго­гическому изучении детей.

Студенты должны иметь при себе дневник педагогической практики, при необходимости руководитель практики может ознакомиться с его содержанием.

3. Примерная схема анализа занятий

1. Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме. Соответствие темы требованиям программы данного года обучения, возрасту детей, уровню общего и слухоречевого разви­тия.

2. Цели занятия: непосредственно обусловленные данной те­мой, а также познавательные, воспитательные и речевые в соот­ветствие с программными требованиями.

3. Оборудование занятия, степень его подготовленности, состояние звукоусиливающей аппаратуры, виды наглядности, способы ее использования. Качество оформления дидактического материала.

4. Структура занятия, связь отдельных этапов. Методи­ческие приемы, их вариативность, доступность детям, использо­вание игровых приемов.

5. Полнота раскрытия темы занятия, понимание материала детьми, уровень его усвоения. Интерес детей, активность, уровень умственной и речевой активности.

6. Учет индивидуальных особенностей детей, сочетание ин­дивидуальной и фронтальной работы

7. Работа по речевому развитию детей. Использование различных форм речи (устной, письменной, дактильной), учет требований к их использованию. Контроль за речью детей. Речь педагога (темп, выразительность, доступность), понимание детьми устной речи педагога. Учет требований к использованию звуко­усиливающей аппаратуры.

8. Общая оценка деятельности педагога: подготовленность к занятиям, знание материала, творчество в выборе методических приемов, последовательность в реализации целей занятий, руко­водство деятельностью детей.

9. Выводы, рекомендации.

4. Примерная схема конспекта фронтального занятия

В конспекте находят отражение цели занятия, оборудование, речевой материал, структура, содержание, ме­тодика проведения занятия. Прежде всего дается наз­вание раздела работы в полном соответствии с его наименованием в учебном плане и программе.

Тема занятия дается, исходя из числа запланированных тем в перспективном плане.

Цель занятия отражает, чему следует научить детей именно на данном занятии в процессе отработки материала данной темы, также указываются воспитательные, познавательные задачи.

Оборудование: в этом разделе конспекта перечисляется то оборудование, которое специфично для данной темы, и то, что используется на каждом занятии.

Речевой материал (слова, фразы): указываются слова и фразы, которые даются для усвоения детьми, отмечается форма предъявления речевого материала: устно (у), письменно (п. или __), устно-дактильно (у/д), для восприятия на слуховой основе (сл.).

Фиксируются новые слова и фразы, а также недостаточно усвоенные детьми, важные для овладения материалом данного за­нятия.

План занятия: в нем указываются основные этапы занятия (организационный момент, дидактическая игра, выполнение поруче­ний, работа с книгой, беседа, подведение итогов и т. п. План может включать 3−5 различных методических приемов.

Ход занятия: кратко раскрывается каждый пункт плана, основное внимание уделяется способам предъявления материала детям.

5. Примерная схема конспекта индивидуального занятия

Разделы: тема, цель, оборудование формулируются таким же образом, как и в конспектах фронтальных занятий и должны отве­чать тем же требованиям.

План занятия состоит из трех частей: произношение, разви­тие слухового восприятия, результаты1.

Ход занятия подробно отражает методику предъявления рече­вого материала, на основе которого осуществляется коррекция (автоматизация) звуков, отработка голоса, речевого дыхания, словесного ударения, темпа и т. д.

Необходимо обратить внимание на использование различных видов речевой деятельности (чтение, называние картинок, ответы на вопросы и т. п.)

В разделе «Развитие слухового восприятия» должны быть представлены следующие этапы: различение — опознавание распознание; работа со стационарной аппаратурой, индивидуаль­ным аппаратом, «на голое ухо». Должно быть указано расстояние, на котором ребенок воспринимает старый и новый материал; с аппаратом и без него.

6. Примерная схема психолого — медико- педагогической характеристики детей

Обычно психолого-педагогическая характеристика составляется на ребенка, с которым студент проводит индивидуальные занятия. В характеристике должны быть следующие разделы:

1. Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, отчество, возраст. Дата поступления в детский сад. Заключение ПМПК на момент поступления в ясли/сад: состояние слуха, речи, интеллекта, наличие дополнительных нарушений.

2. Анамнезтические сведения. Время выявления снижения слуха, предполагаемые причины. Раннее моторное и речевое развитие.

3. Сведения о семье. Состав семьи, профессии родителей, наличие других детей. Наличие в семье или среди родственников лиц с нарушениями в развитии (снижение слуха и др.) Формы об­щения с ребенком в семье: устная речь; устно-дактильная речь, устно-дактильная речь, естественные жесты; жестовая речь. Участие семьи в обучении ребенка (занятия дома).

4. Особенности личности ребенка, его поведение в саду. Любимые занятия ребенка в саду. Преобладающее эмоциональное состояние. Особенности поведения. Контактность ребенка (со взрослыми, с другими детьми).

Формы общения со взрослыми и детьми. Характерологические качества: активный, инициативный, доброжелательный, упрямый, замкнутый и т. д.

5. Физическое и моторное развитие. Соответствие физического развития возрасту ребенка. Овладение основными движе­ниями. Особенности крупной и мелкой моторики.

6. Сенсорное и интеллектуальное развитие. Уровень развития восприятия (цвета, формы, величины, пространственных отношений и т. д.), внимания, памяти. Состояние наглядно-действен­ного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Уровень сформированности количественных представлений.

7. Овладение основными видами детской деятельности. Наличие интереса к игре, уровень игры, наличие замысла, использо­вание предметов-заместителей, овладение ролевым поведением и т. д.

Уровень развития изобразительной и конструктивной деятельности. Наличие интереса к данной деятельности. Овладение предметным и сюжетным рисованием. Наличие замысла Конструк­тивная деятельность (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции).

8. Представления об окружающем. Наличие и характер представлений о себе и своих близких, предметах и явлениях ближайшего окружения, объектах живой и неживой природа Использование вербальных и невербальных средств в воспроизве­дении этих представлений.

9. Развитие слухового восприятия. Данные тональной аудиометрии (копия аудиограммы): характеристика аудиометрических данных. Наличие индивидуального слухового аппарата (тип и марка аппарата), режим работы аппараты. Расстояние, с которого воспринимает речевые и неревые звучания с аппаратом и без него. Слуховой словарь ребенка (примерное количество слов и фраз).

Этап развития слухового восприятия: различение, опознавание, распознание.

10. Состояние речи. Наличие желания ребенка пользоваться речью. Какой формой-речи пользуется ребенок (устной, уст­но-дактильной), уровень пользования речью в общении со взрослыми: отдельные слова (усеченное, приближенное произношкение), аграмматичная фраза, развернутая фразовая речь. Сло­варь (соответствие программным требованиям), наличие в нем различных лексико-грамматических категорий, отражение различ­ных смысловых связей: видо-родовых, часть-целое, синоними­ческих, антонимических и др.) Понимание и продуцирование связ­ных высказываний в ситуациях общения (побуждения, вопросы, сообщения, отрицания).

Описательно-повествовательная речь ребенка: умение рассказывать о событиях дома и в детском саду, описать предмет, картинку и т. д.

11. Состояние произносительных навыков.

Если ребенок младше 4−4,5 лет, то в характеристике указы­ваются те звуки, которые появились спонтанно (неформально).

Остальные звуки указываются так, как они произносятся ребенком.

У детей старшего возраста проверяются все звуки (в соот­ветствии с программой, указывается их наличие у дефекты, замены или отсутствие.

Также дается общая характеристика устной речи детей для всех возрастных групп (в соответствии с программой): голоса, речевого дыхания, темпа, слитности, соблюдение норм орфоэпии, словесного и логического ударения, элементарной интонации.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Отчет

студента (ки) группы курса факультета коррекционной педагогики и специальной психологии ________________________________________

(Ф.И.О.)

В отчете студент указывает детский сад, группу, где он проходил прак­тику, Ф. И. О. педагога, особенности состава группы, количество проведенных рабочих и открытых фронтальных и индивидуальных занятий, участие в разборе открытых занятий, под­готовке дидактического материала. Отмечается участие в воспитательных занятиях группы, помощь в подготовке занятий и мероприятий в детском саду и группе.

Студенты включают в отзыв оценку готовности (наличие теоретических знаний и практических навыков) к активной педагогической практике, мнение о встретившихся трудностях в организации и проведении занятий.

В отчет включаются суждения студента о полезности и це­лесообразности проведения практики в данном учреждении, ее организации, высказываются пожелания и рекомендации по совершенствованию организации и содержания практики.

Отчет визируется педагогом группы, в которой студент проходил практику, с краткой характеристикой работы студента.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА МЕТОДИСТА О ПРОВЕДЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ

  1. Сроки проведения
  2. Критерии выбора дошкольного учреждения
  3. Содержание практики
  4. Технологии педагогической практики
  5. Критерии оценки
  6. Особенности и отличительные черты данной педагогической практики
  7. Кадровое обеспечение
  8. Научно-методическое обеспечение

1 В результатах надо зафиксировать, чего достиг ребенок на занятии, т. к. планировать следующее занятие можно, только исходя из предыдущего занятия.

16