Федеральное агентство по образованию 92

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Филиал в г. Электростали

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Психология и педагогика

Рабочая программа дисциплины

для специальности № 80 105 — Финансы и кредит

Электросталь 2009

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Программа курса

Составитель: кандидат психологических наук, ст. преподаватель А.А. Немцов.

Кафедра педагогической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, 2004 г.

Программа курса адаптирована преподавателем Е. А Трофимовой

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь 10.09.2009 протокол № 3.

© Филиал РГГУ в г. Электростали 2009

I. Пояснительная записка

Курс «Психология и педагогика» имеет интегрирующий характер объединения достижения психологической науки с задачами педагогической практики.

14 стр., 6659 слов

Уо «Барановичский государственный университет» Факультет педагогики и психологии Кафедра естественнонаучных дисциплин

... положительная тенденция в наращивании объемов производства щебня . Программой развития производства щебня, разработанной в соответствии с поручением ... (не) допущен к защите: Руководитель практики от кафедры _Базык А.И.______________________ _________________________________ (дата, подпись) Отчёт ... Н.Ю., Яцкевич Д.А. студентов 1 курса группы ГЭ-11 специальности геоэкология Место прохождения практики: ...

Цели дисциплины:

  • приобретение систематических знаний в области психологии и педагогики.
  • знакомство с кругом основных идей и проблем психологии и педагогики.
  • знакомство со значением психологии и педагогики в обществе, основными практическими задачами, решаемыми с их помощью и на их основе.

Задачи дисциплины:

  • сформировать общие представления о психологии и педагогике, как о научных дисциплинах и их месте в системе гуманитарных знаний.
  • сформировать представление об основных категориях психологии и педагогики, ключевых концепциях и направлениях наук;
  • сформировать представление об основных положениях и закономерностях развития психики, формирования личности, проблемах воспитания, образования и обучения.
  • сформировать представление об основных исторических школах и современных направлениях в формировании и воспитании личности;
  • сформировать представление об использовании психолого-педагогических методов изучения личности; о возможностях и особенностях применения психолого-педагогических результатов в практике современного общества.
  • сформировать умение применения психолого-педагогических результатов в практике современного общества.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные разделы психологической науки и их связи с другими областями гуманитарного знания;
  • историю развития психологопедагогических идей и взглядах выдающихся ученых внесших вклад в развитие психологии и педагогики;
  • основные проблемы психологии и педагогики, их место и роль в современном мире; основные психологопедагогические категории, основные отрасли этих наук, возможности их применения на практике;
  • современные подходы к проблеме личности и ее роли в настоящем и будущем в современном мире; основные проблемы формирования и развития личности;
  • сущность основных теорий личности и проблем обучения и воспитания в современном мире;
  • современные психодиагностические методы получения информации о личности возможности их использования в педагогической деятельности;

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

14 стр., 6580 слов

1. Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

... Рассмотреть личность, а не индивида. Основные предметы анализа – самоактуализация, высшая ценность, творчество, свобода, межличностные отношения, любовь, и т.д. Гуманистическая психология доказывает ... психологии. В свою очередь психология обогащает Философию и т.д. Психология связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика ...

  • осознанно и самостоятельно оперировать психологопедагогическими понятиями;
  • анализировать научную литературу и ориентироваться в потоке психологической и педагогической литературы;
  • использовать психолого-педагогические знания как основу гуманитарной подготовки, повышения духовной, правовой и гражданской культуры, знать методику и технику психолого-педагогического исследования;
  • использовать психодиагностические методы, обрабатывать их и интерпретировать полученные данные;
  • уметь самостоятельно использовать результаты психолого-педагогических исследований в решении практических проблем возникающих в деятельности и общении;
  • уметь самостоятельно осуществлять анализ результатов психолого-педагогических исследований;
  • уметь пользоваться основными приемами психологического взаимодействия в общении, в деятельности;
  • уметь самостоятельно использовать полученные знания в решении практических проблем возникающих в деятельности и общении.

Связь с предшествующими дисциплинами

К моменту изучения дисциплины студенты должны знать в объеме средней школы биологию и обществознание.

3 стр., 1220 слов

Структура и теория личности

Структура и теории личности. План: 1.Структура личности. 2.Основные компоненты направленности личности. 3.Теории личности. Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – индивид, как ...

Для успешного изучения курса студенты должны уметь практически применять знания по биологии и обществознании, полученные ими в средней школе. К моменту изучения дисциплины студенты должны знать основы социологии и социальной философии.

II. Содержание дисциплины Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Психология как наука. Предмет, задачи и методы исследования. Культурно-историческая парадигма.

Психология — наука о психике. Предмет и объект психологии. Методы психологического исследования. Общий обзор методов психологии. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Тестирование. Интервью, самонаблюдения, метод экспертных оценок. История развития психологического знания. Психологическая концепция XX века. Основные направления психологии. Связь психологии с другими науками.

Тема 2. Психика и организм. Сознание. Бессознательные механизмы психики. Концепции фило- и онтогенеза психики.

Понятие о психике. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Структура психики.Сознание и его структура. Соотношение сознания и бессознательного. Нервная система — материальная основа психики. Функции нервной системы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Понятие о психических состояниях. Классификация психических состояний. Характеристика основных психических состояний человека. Управление психическим состоянием. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений. Учение о высшей нервной деятельности. Виды рефлексов. Функции психики. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии. Филогенез психики. Онтогенез психики. Основные характеристики сознания. Структура сознания человека. Функции сознания человека. Модели сознания и уровни его ясности. Филогенез сознания. Свойства сознания человека. Понятие о бессознательном. Разновидности бессознательных явлений у человека. Психологическая защита

Тема 3. Особенности познавательных и эмоциональных процессов.

Ощущение: физиологические основы ощущений; Классификация ощущений; свойства ощущений.

Восприятие: общее представление о восприятии; восприятие и ощущения; виды восприятия; свойства и законы восприятия; свойства восприятия; эффекты (законы) восприятия.

Память: общее представление о памяти; классификация видов памяти; ассоциация как психологический механизм процессов памяти; физиологические основы памяти;

условия эффективности произвольного запоминания; представление о памяти в различных направлениях психологии; аномалии памяти; формирование и развитие памяти; тренировка памяти.

Мышление: мышление — как познавательный процесс; общее представление о мышлении; качественные характеристики мышления; мышление и интеллект; развитие мышления; развитие мышления в процессе онтогенеза; основные виды мышления; формы мышления и мыслительные операции; формы мышления; мыслительные операции; этапы решения мыслительных задач; особенности творческого мышления; индивидуальные особенности мышления; нарушение мышления;

Воображение: общая характеристика воображения и его функции; виды и формы проявления воображения; механизмы переработки представлений в воображаемые образы; творческое воображение ученых и изобретателей.

Внимание: функции внимания и его разновидности; свойства внимания

физиологические основы внимания; развитие внимания; теории внимания; основные подходы к пониманию внимания;

Эмоциональная сфера человека: Общее представление об эмоциональных процессах; функции эмоций; классификация эмоциональных процессов; теории эмоций.

Тема 4. Психология общения и межличностных отношений

Понятие общения и межличностных отношений. Виды общения. Методы и навыки ведения деловых переговоров. Психология малых групп, межгрупповые отношения. Конфликты, типы конфликтов, пути их разрешения. Содержание, цели, средства и функции общения. Виды общения. Основные понятия о речи; физиологические основы речи; развитие речи и ее виды; функции и компоненты речи.

Тема 5. Личность. Я-концепция личности. Воля. Мотивационная сфера личности. Психология деятельности.

Обще понятие о личности. Понятие личности в психологии. Междисциплинарный подход к личности. Соотношение между понятиями «личность», «субъект» и «индивид». Структура личности. Структуры личности. Направленность личности

Биологическое и социальное в личности человека. Методы оценки личностных качеств.

Теории личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. Общие представления о Я-концепции. Структура Я-концепции личности и ее роль в жизни личности. Закономерности формирования Я-концепции личности. Понятие о воле и волевом акте.

Волевые качества личности. Понятие о мотивациях и потребностях. Классификация потребностей. Структура деятельности. Деятельный подход в психологии. Виды деятельности. Действие как элемент деятельности. Регуляция действий и самоконтроль.

Тема 6. Темперамент. Характер. Способности.

Физиологические основы темперамента. Характеристика типов темперамента. Понятие о характере. Структура характера Классификация черт характера. Акцентуации характера. Структура и виды способностей. Общее представление о способностях. Особенности способностей. Развитие способностей. Классификация способностей. Структура способностей. Уровни развития и проявления способностей.

Тема 7. Понятие педагогики. Педагогика как наука. Исторический аспект.

Возникновение педагогики как науки. Народная педагогика и педагогика как социальный институт. Роль выдающихся педагогов Я.А. Каменского (15 921−670 гг.), И.Г. Песталоцци (1746−1826 гг.), Ж.Ж. Руссо (1712−1778 гг.), К.Д. Ушинского (1824−1870 гг.), А.С. Макаренко (1888−1939 гг.), В. Сухомлинского в развитии педагогической мысли. Воспитание и педагогика. Основные категории педагогики. Воспитание общественное явление. Образование, его сущность и основные пути приобретения образования. Обучение как основная часть педагогики. Сущность обучения. Обучение как процесс и результат. Основные функции обучения. Связь воспитания, обучения и образования. Педагогика как система наук. Общая и возрастная педагогика. Специальная педагогика для детей с наличием различных дефектов: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренолопедагогика. Методика отдельных дисциплин. История педагогики как теоретическое освещение развития народной педагогики и педагогических идей различных исторических эпох. Связь педагогики с другими науками. Связь педагогики и психологии и с ее основными отраслями: общей и возрастной, социальной и т. д. Методы педагогики. Основные эмпирические методы познания педагогических явлений: наблюдение, опросы, изучение продуктов деятельности учащихся в учебновоспитательных учреждений. Педагогический эксперимент. Понятие о тренингах, формах и видах их проведения. Методы обработки педагогических исследований.

Тема 8. Дидактика как теория обучения и образования личности

Понятие о дидактике. Сущность обучения и образования. Роль Я.А. Каменского в развитии дидактики. Основные задачи процесса обучения. Основные принципы обучения: воспитывающей характер, научность, систематичность и последовательность; доступность и посильность; сознательность и активность при обучении. Значение принципа наглядности. Связь обучения с жизнью, общественной практикой. Методы обучения, их сущность и специфика. Классификация методов обучения по источникам получения знаний: словесные, наглядные, практические методы. Основные виды словесных методов обучения: рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, лекция и др. Основные виды наглядных методов: метод иллюстраций, метод демонстраций и т. д. Основные практические методы: упражнения: воспроизводящие, тренировочные, объяснительно иллюстративные методы и т. д.

III. Тематический план

п/п

Перечень семестров, название разделов и тем

Общая трудоемкость

Количество часов аудиторных занятий

Самост. работа

К.р.

всего

лек.

сем.

пр-ка

лаб

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 курс

1

1

1. Психология как наука. Предмет, задачи и методы исследования. Культурно-историческая парадигма.

6

1

1

5

2

2. Психика и организм. Сознание. Бессознательные механизмы психики. Концепции фило- и онтогенеза психики.

6

1

1

5

3

3. Особенности познавательных и эмоциональных процессов.

8

2

2

5

4

4. Психология общения и межличностных отношений.

6

1

1

5

5

5. Личность. Я-концепция личности. Воля. Мотивационная сфера личности. Психология деятельности.

8

2

2

5

6

6. Темперамент. Характер. Способности.

6

1

1

5

7

7. Понятие педагогики. Педагогика как наука. Исторический аспект.

4

1

1

5

8

8. Дидактика как теория обучения и образования личности.

6

1

1

5

9

Всего:

50

10

10

40

IV. Список литературы

Обязательная литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. для вузов.М:2005.
  2. Психология и педагогика. Учеб пособие для вузов. Изд.2-е, испр. И доп. Радугин А.А., 2006.
  3. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: учебное пособие. МГИУ, 2007 — 335c.

Дополнительная литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Стр. 4−11, 187−198, 178−186.
  2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968. Стр. 113−120, 127−133.
  3. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1966. Стр. 45−54.
  4. Брушлинский А.В. Формирование мышления и проблемное обучение. М., 1985. Стр. 118−130.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1982. Стр. 56−67, 123−128.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1935. Стр. 56−68, 71−76.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. Стр. 67−75, 87−96.
  8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. Стр. 14−20, 32−38, 56−64, 121−130.
  9. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. Стр. 89−96.
  10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1986. Стр. 27−39, 105−110.
  11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. Стр. 56−75.
  12. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. Стр. 78−91.
  13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологи. М., 1988. Стр. 7−19, 34−54, 51−69, 124−135, 206−215.
  14. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Стр. 25−31, 84−97, 145−154, 204−216.
  15. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970. Стр. 56−67.
  16. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Стр. 175−187.
  17. 3ейгарник Б.В. Зарубежные теории личности. М., 1980. Стр. 55−65.
  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1997. Стр. 120−131.
  19. Изард Психология эмоций. М., 1980. Стр. 45−56, 134−146.
  20. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. Стр. 45−56.
  21. Ительсон Л.Б. Психология обучения. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. Стр. 55−67.
  22. Китаев-Смык П.С. Психологический стресс. М., 1982. Стр. 116−126.
  23. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. Стр. 87−94, 112−117.
  24. Кон И.С. Психология старшеклассникам. М., 1982. Стр. 56−71.
  25. Леонтьев А.Ы. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Стр. 23−34, 34−41, 51−58, 87−98, 112−118, 156−164.
  26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. Стр. 34−45, 87−94.
  27. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. Стр. 45−55, 67−71, 89−97, 178−185.
  28. Маклаков А.Г. Общая психология. С-П., 2009.
  29. Мельников Н.В., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психодиагностику. М., 1984. Стр. 87−98.
  30. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1975. Стр. 34−50.
  31. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Стр. 67−75.
  32. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. Стр. 43−56.
  33. Психологическая диагностика. // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. М., 1986. Стр. 71−84, 124−138.
  34. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Пузырея А.А., Романова С.А. М., 1982. Стр. 35−45.
  35. Психология личности. Тексты. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М., 1982. Стр. 206−215, 228−230.
  36. Психология эмоций. Тексты. // Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М., 1984. Стр. 78−87,123−131.
  37. Решетова З.А. Формирование теоретического мышления учащихся в процессе обучения. // Вестник МГУ, Сер. психология. 1992.
  38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. Стр. 211−232.
  39. Соколова Е.Т. Проективные методы изучения личности. М., 1980. Стр. 34−45.
  40. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. Стр. 45−56.
  41. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. Стр. 34−45.
  42. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. Стр. 49−56.
  43. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. Стр. 202−210.
  44. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1982. Стр. 78−88.
  45. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1994. Стр. 65−79.
  46. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1994. Стр. 87−95, 144−146.
  47. Фресс П., Пиаже Ж. Психология эмоций. Вып. 5. М., 1977. Стр. 45−56.
  48. Хасан Б.И., Бреслав Г. М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск, 1996. Стр. 123−139.
  49. Хекхаузен X. Мотивация деятельности. М., 1986. Стр. 56−67.
  50. Хрестоматия по вниманию. // Под ред. Леонтьева А.П., Пузырея А.А., Романова В.Я. М., 1976. Стр. 114−123.
  51. Хрестоматия по общей психологии. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. М., 1981. Стр. 34−44, 87−97, 115−119.
  52. Хрестоматия по ощущению и восприятию. // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б. М., 1975. Стр. 78−86.
  53. Щербатых Ю.В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. Серия «Завтра экзамен».
  54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. Стр. 67−78.
  55. Эриксон Э. Человек и общество. М., 1993. Стр. 115−122.
  56. Юферова Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков. // Вопросы психологии. 1985. № 3. Стр. 84−90.

Интернет-ресурсы

www.history.ru/histr.htm http://historydoc.edu.ru world-ar2.chat.ru http://www.museum.ru/mus www.hist.msu.ru/аdmin/about.htm www.history.univ.kiev.ua http://www.hist.msu.ru/ER/index.html militera.lib.ru http://fershal.narod.ru www.libelli.ru/library.htm http://zzl.lib.ru www.ocrtxt.narod.ru http://litportal.ru www.history.machaon.ru www.historia.ru www.archaeology.ru archaeology.kiev.ua/journal http:// www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm http:// www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm http:// www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm old-rus.narod.ru http://drevnerus.kuzbassnet.ru www.geocities.com/stoglav www.krotov.info/index.htm heritage.eunnet.net/depository http:// historyxix.forpsy.ru www.museum.ru/museum/1812 http:// www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm www.nivestnik.ru http:// www.pobediteli.ru velikvoy.narod.ru http://www/president.kremlin.ru www.akdi.ru/gd/akdi.htm; http://www.akdi.ru/sf/akdi. htm narod.ru/ www.cityline.ru http://www.panorama.org www.ancient.holm.ru http://egypt.org.ru www.egypt.h1.ru www.magister.msk.ru/library/philos/kunn001.htm www.ancientrome.ru http://incunabula1.narod.ru rulers.narod.ru Ssylki. htm

V. Темы контрольных работ

  1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
  2. Краткий исторический очерк развития психологии.
  3. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
  4. Методы психологических исследований.
  5. Основные этапы развития психики у животных.
  6. Сравнительная характеристика психики человека и животных.
  7. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
  8. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
  9. Специфика человеческой деятельности.
  10. Виды деятельности человека.
  11. Роль и виды ощущений у человека.
  12. Виды и свойства восприятия.
  13. Внимание и его психологические свойства.
  14. Развитие внимания.
  15. Виды памяти у человека.
  16. Теории памяти в психологии.
  17. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
  18. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.
  19. Определение и функции, виды воображения.
  20. Воображение и творчество.
  21. Природа и виды мышления в психологии.
  22. Психология творческого мышления.
  23. Развитие мышления.
  24. Средства развития мышления.
  25. Виды и функции речи.
  26. Отличие речи человека как средства общения от речи животных.
  27. Речь как инструмент мышления.
  28. История исследований личности.
  29. Современные теории личности.
  30. Формирование и развитие личности.
  31. Природа человеческих способностей.
  32. Развитие способностей.
  33. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
  34. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
  35. Личность и темперамент.
  36. Определение характера человека.
  37. Типология характеров.
  38. Формирование характера.
  39. Понятие, признаки и проявления воли у человека.
  40. Основные направления и пути развития воли.
  41. Функции и виды эмоций у человека.
  42. Теории эмоций.
  43. Мотив и мотивация.
  44. Классификация человеческих потребностей.
  45. Предмет и основные этапы развития педагогики.
  46. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
  47. Общие принципы дидактики и их характеристика.
  48. Отношения родителей и детей как психологическая проблема.
  49. Психопрофилактика конфликтов между родителями и детьми.

Требования, предъявляемые к письменным работам по предмету

«Психология и педагогика».

Положительно оцененная контрольная работа является обязательным условием допуска студента к зачету.

Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 14 дней до начала зачета.

Тему работы студенты выбирают самостоятельно из представленного в данном УМК перечня. Не исключается возможность частичного изменения рекомендованных тем.

Контрольная работа должна свидетельствовать о том, насколько успешно студент усвоил содержание темы, в какой степени глубоко он анализирует учебный материал, грамотно излагает свои суждения.

В зависимости от содержания темы объём контрольной может содержать 15 страниц печатного текста.

Контрольные работы должны быть оформлены соответствующим образом:

1-ая страница — титульный лист;

2-ая страница — план реферата,

далее изложение текста по плану, последняя страница — список литературы (не менее 5 источников).

Контрольная работа должна содержать анализ изученной студентом литературы, изложение основных положений и выводы по рассматриваемым вопросам.

Содержание первоисточников излагается в контрольной работе своими словами, а при необходимости дословного цитирования текста даются ссылки на источник заимствования.

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить своё отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

При изложении текста оставляются поля, страницы нумеруются. Список литературы прилагается с указанием фамилий и инициалов авторов, название работы, номера тома, места и года издания, количества страниц.

В список литературы включаются только те источники, которые непосредственно использовались для написания контрольной работы.

При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

Если работа не зачтена, то студент должен устранить указанные недостатки или выполнить работу вновь в установленный преподавателем срок.

VI. Вопросы для зачёта

  1. Предмет психологии и ее методы.
  2. Предмет и объек психологии. Понятие о психике. Что такое психика?
  3. Место психологии в системе научного знания.
  4. Основные отрасли психологии.
  5. Этапы развития отечественной психологии в ХХстолетии.
  6. Различия между житейской и научной психологией.
  7. Сознание и неосознаваемые процессы.
  8. Роль труда в возникновении человеческого сознания.
  9. Коллективные представления.
  10. Общее понятие об ощущении и восприятии.
  11. Классификация ощущений и рецепторов.
  12. Понятие порога и чувствительности. Методы определения порогов.
  13. Зрительные иллюзии и их механизмы.
  14. Восприятие пространства и формы.
  15. Восприятие цвета.
  16. Восприятие движения.
  17. Слуховое восприятие.
  18. Тактильная и болевая чувствительность.
  19. Классические и современные теории внимания.
  20. Экспериментальное исследование основных явлений внимания.
  21. Изучение объема внимания.
  22. Изучение устойчивости и переключения внимания.
  23. Виды внимания.
  24. Знак как средство организации внимания.
  25. Явления памяти.
  26. Нарушения памяти.
  27. Общее понятие о воле и эмоциях.
  28. Особенности эмоциональных и волевых процессов.
  29. Связь эмоций и воли с познавательными процессами.
  30. Волевой акт и его структура.
  31. Роль социально-исторических условий в формировании воли и эмоций.
  32. Физиологические механизмы эмоций.
  33. Явление стресса и его влияние на поведение.
  34. Общие понятия о потребностях.
  35. Потребность в общепсихологическом смысле.
  36. Проблема формирования потребностей.
  37. Специфика потребностей человека.
  38. Экспериментальное изучение потребностей.
  39. Теории мотивов в различных психологических школах.
  40. Побудительная и смыслообразующая функции мотивов.
  41. Значение и личностный смысл.
  42. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
  43. Роль мотивов в процессах восприятия, памяти и мышления.
  44. Понятие о способностях.
  45. Структура способностей.
  46. Принцип единства сознания и деятельности.
  47. Биологическое и социальное в развитии способностей.
  48. Связь способностей со свойствами высшей нервной деятельности
  49. человека.
  50. Взаимосвязь психических процессов и способностей.
  51. Формирование способностей.
  52. .Диагностика способностей.
  53. . Человек как природное и общественное существо.
  54. Личность как продукт общественно-исторического и онтогенетического

развития.

  1. Задатки и способности и процесс формирования личности.
  2. Личность и сознание.
  3. Сознание и его основные характеристики.
  4. Различение понятий индивида и личности.
  1. Личность и черты характера.
  2. Темперамент — базовая характеристика личности. Понятие стиль деятельности.
  3. Понятие об исторических и национальных чертах характера.
  4. Характер, его сущность и основные характеристики. Акцентуированные черты

характера и психопатия.

  1. Строение тела и особенности психики.
  2. Деятельность, её отличие от активности животных Структура деятельности.
  3. Уровни освоения деятельности. Привычки и их сущность.
  4. Классификация Э. Кречмера и У. Шелдона.
  5. Характерология К. Юнга.
  6. Теория личности Р. Кеттелда.
  7. Сущность познавательных процессов. Низшие психические процессы.
  8. Высшие психические процессы и их сущность и значение для личности.
  9. Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства.
  10. Психические состояния личности: стресс, фрустрация, ПТСР, аффект.
  11. Память и мышление, их сущность и значение для личности.
  12. Самосознание и «Я-концепция». Уровень притязаний.
  13. Структура направленности и ее значение в определении стратегии жизни личности.
  14. Сущность процессов социализации личности и воспитания личности. Особенности этих

процессов и значение.

  1. Назовите выдающихся педагогов ХVIII- ХХ вв. и осветите их вклад в развитие

педагогики.

  1. Предмет и объект педагогики. Сущность и разделы педагогики как науки и народной

педагогики.

  1. Связь педагогики и психологии. Сущность и значение педагогической психологии и роль

Каптерева в развитии идей.

  1. Основные методы и отрасли современной педагогики.
  2. Основные принципы обучения и воспитания.
  3. Основные формы и методы обучения.
  4. Основные формы и методы воспитания.
  5. Основные категории педагогики и их сущность.
  6. Основные методы и прием перевоспитания несовершеннолетних нарушителей,

разработанных А.С. Макаренко.

  1. Основы нравственного воспитания. Теория Колберга.
  2. Исторический очерк развития педагогики и педагогической психологии.
  3. Основные психологические теории обучения и воспитания.
  4. Вклад А.С. Макаренко в педагогическую психологию.
  5. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
  6. Методы возрастной и педагогической психологии.
  7. Место возрастной и педагогической психологии в системе наук о ребенке.
  8. Биологические условия развития психики.
  9. Содержание обучения и психическое развитие.
  10. Развитие психологических механизмов применения способностей и знаний.
  11. Развитие общих свойств личности.
  12. Развитие психологической структуры деятельности.
  13. Развитие механизмов сознания.
  14. Педагогические условия и закономерности развития детей.
  15. Основные механизмы смены возрастных периодов развития.
  16. Психологические особенности подростка.
  17. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.
  18. Теоретические подходы к проблеме кризиса в подростковом периоде.
  19. Взаимоотношения подростков и взрослых.
  20. Взаимоотношения подростков с родителями.
  21. Учебная деятельность подростка.
  22. Самосознание в подростковом возрасте.
  23. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
  24. Биологические факторы развития в дошкольном возрасте.
  25. Формирование новой социальной ситуации развития.
  26. Основные виды деятельности дошкольника.
  27. Взаимодействие дошкольника со сверстниками.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector