Федеральное агентство по образованию 96

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Электросталь

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

СОЦИОЛОГИЯ

Программа курса

для специальности № 80 502 — Экономика и управление на предприятии

Электросталь 2009

Социология

Программа курса

Составитель: член-корреспондент РАН, д.фил.н., проф.Ж.Т. Тощенко, к.фил.н., доц.И.Ю. Макеев, с участием проф. В.Ф. Левичевой

Утверждено

Протокол заседания кафедры теории и истории социологии, прикладной социологии.

От 10.09.2009 протокол № 3

Программа курса адаптирована доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Миронычевой И.В.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь 10.09.2009 протокол № 3.

© Филиал РГГУ в г. Электросталь, 2009

Пояснительная записка

Настоящая программа курса предназначается для студентов, изучающих основы социологии в качестве общеобразовательного предмета, Курс относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и строится по модульному принципу в зависимости от факультета, на котором преподается социология (например, на экономическом уделяется больше внимания экономической социологии и социологии труда, на историко-филологическом — социологии духовной жизни, на факультете музеологии — социологии искусства).

Кроме того, в рамках предлагаемого модуля реализуется индивидуальный авторский подход преподавателя с учетом его склонностей, накопленного опыта и особенностей понимания актуальных проблем социологии. Вместе с тем, разнообразие подходов предполагает использование следующих базовых (основополагающих) элементов курса:

12 стр., 5631 слов

Программа обучения по дисциплине (Syllabus)

... (ей) 050503- Психология Павлодар Титульный лист программы обучения по дисциплине (Syllabus) Форма Ф СО ПГУ 7.18 ... общие правила допроса несовершеннолетнего правонарушителя. 11. Политика курса Политика академического поведения и этики преподавателя и студентов ... соотношений максимальных и штрафных баллов. Курс завершается сдачей зачёта по дисциплине. Если студент набрал максимальное количество ...

  • теоретико-методологическая часть;
  • исторический экскурс;
  • представление о программе, методах и технике социологических исследований;
  • специальные (отраслевые) социологические теории.

Целью курса социологии является формирование представлений о социальных процессах, о человеческой жизнедеятельности, а также умений и навыков социологического анализа в профессиональной и индивидуальной деятельности студентов.

К задачам курса можно отнести:

  • характеристику социологии в системе социальных наук, ее роль и место в социогуманитарном знании;
  • раскрытие сущностей и особенностей функционирования различных социальных институтов, процессов и явлений;
  • обучение методам и средствам сбора и анализа социальной информации и возможности их применения в соответствующей профессиональной деятельности.

К особенностям программы следует отнести:

  • ориентация студентов на творческое применение полученных знаний к своей будущей профессиональной и общественной деятельности, основываясь на модульном принципе формирования программы курса;
  • связь с другими курсами (управления, экономики и т. д.), а также авторский характер программы, ее принципиальное отличие от аналогичных программ социологии, предлагаемых в других вузах.

В итоге (в процессе обучения по программе) студент должен знать сущность и возможности социологии как науки, ее историю и методы, важнейшие отраслевые социологические теории. Студент должен иметь представление, а также практические умения и навыки решения ряда актуальных проблем управления и решения практических социальных и профессиональных задач.

Предлагаемый базовый модуль состоит из шести разделов, в которых рассматриваются основные проблемы и сферы жизнедеятельности гражданского общества.

3 стр., 1343 слов

Курс, социальная работа, заочное отделение

... вопросы Социология курс, социальная работа, заочное отделение 1. Понятие социологии как особой социальной науки. Объект и предмет социологии. Социология и другие науки. 2. Понятие «социального». Социальные связи ... политических, этнических и др. конфликтов. 57. Образование как деятельность, социальный институт и социальная ценность. Структура и функции образования. Социологические теории образования. ...

В первом разделе программы курса анализируются основные понятия и проблемы социологии: ее объект и предмет; связи и отношения с другими науками; генезис идей социологии; ее макро- и микроуровни; структура социологического знания; категории социологии; программа и методы социологических исследований.

Во втором разделе программы рассматривается блок вопросов, связанных с экономической сферой современного гражданского общества и аккумулированных в понятии «экономическая социология». Здесь, наряду с проблемами становления этой важной области социологического знания и формирования ее структуры, анализируются вопросы социологии труда, пространственного и регионального развития (города и села), вопросы социальной инфраструктуры, экологической социологии и демографии.

Третий раздел посвящен широкому кругу специфических социальных проблем и понятий, в том числе, социальная структура, этносоциология, социология семьи, социология молодежи, социология отклоняющегося поведения.

В четвертом разделе программы студентам предлагается познакомиться с основными категориями и понятиями политической социологии и, прежде всего, с такими как власть; государство, общественные организации и объединения, политическое сознание и поведение, право.

«Социология духовной жизни» — пятый раздел предлагаемой программы курса социологии. Он включает в себя важный блок вопросов и проблем: социология личности, культуры, образования, науки, религии, искусства.

Завершает рассмотрение курса раздел «Социология управления», где основное внимание уделяется социальному предвидению, прогнозированию, проектирования и планирования, а также социоинженерной деятельности (социальным технологиям).

В качестве учебного пособия, соответствующего базовому модулю, студентам предлагаются учебники Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. Изд. 2-е, доп. и пер. М.: «Прометей», «Юрайт», 1998), учебное пособие А.И. Кравченко (Основы социологии, М., Логос, 1998), учебник Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой (Социология, М., Гардарика, 1998), В.Г. Харчевой (Основы социологии, М., Логос, 1997).

12 стр., 5974 слов

Критерии социологического знания.

... между макро- и микро- социологией.     Критерии социологического знания. 1) Онтологический (наука о бытие): социологическое знание - знание о соц. реальности ( ... , и оно было придумано. С 1839 – социология («Курс позитивной философии»). «Я должен отныне отважиться на ... среда, умственные и нравственные свойства человека, развитие идей. Механизм эволюции соц. и биологических организмов - ...

С указанных учебников следует начинать знакомство с обязательной литературой, предложенной к каждому разделу курса.

Усвоение различных социологических понятий, разделов и тем предполагает самостоятельную творческую работу студентов, а также последующее изложение усвоенного материала на семинарских, практических занятиях. Этой цели и задачам призваны служить вопросы и задания для повторения, приведенные в конце глав учебного пособия Ж.Т. Тощенко. Значительно облегчит и упростит поиск и систематизацию студентами необходимых знаний, предложенные в настоящей программе списки обязательной и дополнительной литературы.

Указанная литература в достаточной мере обеспечивает и подготовку студентами контрольных работ, рефератов, докладов и курсовых работ, примерный перечень которых приводится в заключении настоящего методического пособия.

Курс рассчитан на различные формы и величину учебного процесса в зависимости от факультета. Он заканчивается зачетом или экзаменом. Для аттестации студента используются следующие показатели:

  • конспекты лекционного курса;
  • участие в работе семинаров;
  • написание контрольных работ;
  • подготовка учебно-исследовательского проекта (доклада, реферата);
  • тестирование.

Курс социологи как общеобразовательной дисциплины предполагает использование деловых и ролевых игр, анализ конкретных социальных проблем и ситуаций, самостоятельный и творческий анализ литературы и источников социальных фактов, а также участие студентов в прикладных социологических исследованиях.

Содержание курса

Тема 1. Социология как наука

1.1. Объект и предмет социологической науки. Исторические этапы развития идей об объекте и предмете социологической науки. Специфика их трактовки в творчестве социологов XIXв. Изменение логики подхода к поиску основополагающих идей в начале XX века. Поиск новых объединяющих идей в социологии в 20−50 годы XX века. Анализ и опыт классификации современных концепций о предмете и объекте социологической науки.

4 стр., 1692 слов

Социологические проблемы исследования производственных организаций

... может быть противоречивым. Проблемы социальной аномии в современном российском обществе.  АНОМИЯ (от франц. anomie отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое ... смысле организация объекта - свойство, атрибут последнего. Управление как объект изучения социологии. Управление - это целенаправленный планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, ...

1.2. Развитие представлений об объекте и предмете в советской и российской социологии. Специфика отражения идей западноевропейской социологии в трудах российских социологов конца XIX — начала XX века. Попытки новой интерпретации основ социологии в 20 годы. Возрождение дискуссий о предмете и объекте социологии в рамках марксистской парадигмы в 60−70 годы. Современное состояние трактовок предмета и объекта социологической теории. Социальное настроение как интегральный конструкт общественного сознания и поведения людей.

1.3. Современный понятийный аппарат социологии и адекватность отражения им социальной реальности. Социологическая структура. Социологическая стратификация и дифференциация. Социальные группы и общности. Социальные институты и организации. Общественное сознание и поведение. Социальный контроль. Социальные изменения. Социальные движения. Социальное управление.

1.4. Место социологической науки в системе социальных наук. Общее и особенное в соотношении социологии с другими социальными и гуманитарными науками. Социология и философия. Социология и экономика. Социология и историческая наука. Социология и политология. Социология и право. Социология и психология. Социология и культурология.

6 стр., 2840 слов

Основные проблемы социологии семьи. Многодетная семья: проблемы и социальная помощь

... Социологическое изучение семьи может находиться на стыке социологии семьи с социальной психологией, гендерной теорией, социологией личности, семейным правом, этнографией, социологией частной жизни, демографией, социальной историей, социальной ... теоретические направления социологии семьи……………………………………………………………………………................................25 Глава 2. Основные проблемы социологии семьи. 1 ...

1.5. Общие и специфические проблемы макро и микросоциологии, теоретической и прикладной социологии. Изменение представлений о макросоциологии в XIX и XX веках. Роль и место теоретической социологии в становлении и развитии социологического знания. Корреляция прикладной социологии с макросоциологическими проблемами.

1.6. Структура социологического знания. Анализ современных подходов к структуре социологического знания. Преимущества и ограничения различных трактовок, их сопоставление. Повышение внимания к сущностным интерпретациям социологического знания. Сравнение логики построения различных структур социологического знания.

1.7. Программа и методы социологических исследований. Программа социологического исследования. Методологическая часть программы социологического исследования: формулировка и обоснование проблемы, указание целей, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования.

Методическая часть: определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социальной информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки. Методы социологических исследований, их основные разновидности.

Список литературы

Обязательная

Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.

Зборовский Г. Е. Социология. Екатеринбург, 1997. Стр. 3−41.

История социологии: Уч. пособие. / Под редакцией Елсукова А.Н. Минск, 1993.

Миллз Ч. Социологическое воображение. М., 1998.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Изд-е 2-е. М., 1998.

Дополнительная

Американская социологическая мысль. Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М., 1996.

Бурдье П. Начала. / Пер. с франц. М., 1994.

15 стр., 7033 слов

Проблемы личности в социальной психологии 2

... социологией. 1.3 Основные противоречия социальной психологии личности Невзирая на многообразие социологических подходов к изучению человека - существа социального, существует более-менее устоявшаяся совокупность проблем ... или опосредствовано выводится из социальных факторов. В истории социологической мысли число концепций, где бы социальная жизнь человека выводилась просто из биологических ...

Волков Ю.Г. Мостова И.В. Социология. М., 1998.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

История теоретической социологии: В 5 т. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. М., 1995.

Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. М., 2002.

Монсон П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. М., 1995.

Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996, Стр. 6−88.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. «Самарский университет». Самара, 1995. Стр. 3−41.

Тема 2. Экономическая социология

2.1. Основные проблемы и вопросы экономической социологии. Н. Смелзер и его роль в формировании новой отрасли социологического знания. Отечественная социология о структуре, проблемах и направлениях развития экономической социологии. Анализ позиций и точек зрения о социологических проблемах экономики.

2.2. Основные проблемы структуры экономической социологии. Макроэкономические проблемы и их отражение в социологии. Производственная тематика и ее место в социологической науке. Территориально-производственные образования. Проблемы экосоциологии. Социальная инфраструктура как объект социологического исследования.

2.3. Человек труда в истории социологии и современной социологической мысли. Человек труда как самостоятельный объект социологического анализа. Этапы развития идей о социальных факторах производства: Тейлор, Форд, Файоль, Эмерсон, Мейо. Современные теории интерпретации роли труда на производстве. Концепции «экономического», «технологического», «биологического», «социально-психологического» работника. Будущее социальных проблем труда.

2.4. Социология пространственного и регионального развития Основные проблемы социально-экономического функционирования городов. Социальные проблемы архитектуры, проектирования поселенческих структур. Регионы как объект социологии. Понятие региона. Типы регионов. Основные направления социального развития регионов. Деревня как единство территориального и социального. Судьбы российской деревни. Изменение ее роли в современной истории. Аграрная реформа и адекватность отражения ею интересов крестьянства.

2.5. Социальная инфраструктура. Возникновение идей инфраструктуры. Ее отличие от понятия материально-техническая база. Виды инфраструктуры и ее уровни. Опыт социологического изучения инфраструктуры. Специфика социальной инфраструктуры в России.

2.6. Экологическая социология. Экологические проблемы современности и роль социологии в их познании. Экологические движения. Состояние экологического сознания. Пути формирования экологической культуры.

2.7. Демография и социология (социальные аспекты демографии).

Социология миграции как область социологических и демографических исследований (социальные аспекты миграции).

Основные причины и проблемы постсоветской миграции русскоязычного населения.

Список литературы

Обязательная

Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.

Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. М., 1987.

Рыбаковский Л.Л. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую политику. М., 1996.

Соколова Г. Н. Экономическая социология. Минск, 1996.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Изд-е 2-е. М., 1998.

Дополнительная

Аитов Н.А. Социология труда. М., 1996.

Заславская Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 1991.

Козлова О.Н. Экологическая культура. М., 1995.

Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.

Сосунова И.А. Социальная экология. М., 1996.

Социология труда: Учебное пособие. / Под редакцией Н.И. Дряхлова. М.: изд. МГУ, 1989.

Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: Сущность и пути развития. М., 1980.

Чернышова Л.Д. Экономическая социология. М., 1998.

Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. М., 1996.

Тема 3. Социальная жизнь общества

3.1. Социальное в структуре социологического знания. Многообразие подходов к понятию социальное как общественное. Социальное как особый срез общественного. Социальное как рядоположенное наряду с экономическим, политическим и духовным. Особенности социологического инструментария в зависимости от трактовки сущности социального.

3.2. Социальная структура как отражение места, роли и значения человека в системе общественного производства и общественной жизни. Марксистская и другие трактовки социальной структуры. Социальный статус, социальный престиж. Деформации социальной структуры. Новое в социальной структуре современного российского общества.

3.3. Этносоциология. Причины повышения роли и значения этнического фактора. Национальное самосознание как коренная проблема этносоциологии. Функции этносоциологии. Особенности ее функционирования в обществе переходного периода.

3.4. Социология малых групп и их проблемы в зарубежной и отечественной социологии. Классификация малых групп. Модификация и модернизация процессов их функционирования. Постоянные и временные малые группы. Специфика семьи как малой группы. Группы с девиантным поведением.

3.5. Социология молодежи. Возрастная стратификации. Теории юношеского возраста. Опыт классификации социальных проблем молодежи.

3.6. Социальные проблемы геронтологии. Основные направления исследований в геронтосоциологии. Старение как социальная проблема и явление. Социальная политика в отношении стареющих людей.

3.7. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Типы отклонения. Формы нарушения общественного поведения. Новые проблемы отклоняющегося поведения — наркоманы, бездомность, нищенство, бродяжничество.

Список литературы

Обязательная

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Губогло М.Н. Этносоциология. М., 1998.

Радаев В.В. Социальная стратификация. М., 1995.

Социальные отклонения. М., 1998.

Социология молодежи: Учебник. / Под ред. В.Т. Лисовского. Спб., 1996.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Изд-е 2-е. М., 1998.

Яковлев А.М. Социальная структура общества. М., 2003.

Дополнительная

Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб., 1995.

Габиани Н.А. Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси, 1988.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1994.

Саакян А.К. Экономика и социология труда. Спб., 2002.

Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк).

М., 1996.

Судьбы людей: Россия. ХХ век: Биография семей как объект. М., 1996.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983.

Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М.: Издательство РГГУ, 1997.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1996.

Шапиро В.Д.Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни).

М., 1980.

Тема 4. Политическая социология

4.1. Власть как объект социологического исследования. Исторические типы власти. Современная типология власти. Уровни и характер власти в условиях многоукладной экономики. Противоречия и парадоксы современной политической жизни и их отражение в социологии. Общее и особенное политологии и политической социологии.

4.2. Политическое сознание и политическое поведение как основная проблема политической социологии. Состояние политического сознания в современной России. Электоральное поведение и оценка возможностей социологии познать закономерности и реалии избирательных кампаний.

4.3. Ключевые понятия политической социологии: власть; представительные, исполнительные и судебные органы и их аппарат; человек и его взаимодействие с государством, общественными объединениями — политическими партиями, движениями, организациями и ассоциациями; этнополитика; политическое лидерство и политическая элита; лоббизм; бюрократия; электоральное поведение; политическая напряженность и конфликт; гражданское согласие; национальная безопасность; прогнозирование политических процессов; модернизация; управление и самоуправление в политической сфере и др.

4.4. Политико-правовые проблемы социологии. Предмет социологии права как науки. Правовая социализация личности. Правовое поведение личности (гражданина, правонарушителя).

Правовое сознание и его роль в формировании гражданского общества. Конфликт в сфере права.

Список литературы

Обязательная

Ашин Г. К. Социология политики: сравнительный анализ российских и американских реалей. М., 2001.

Бурдье П. Социология политики. / Пер. с франц. М., 1993.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для вузов. М., 1996.

Основы политической социологии. / Отв. ред. Ж.Т.Тощенко. М., 1998.

Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. Изд-е 2-е. М., 1998.

Дополнительная

Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. М., 1994.

Институты самоуправления: историко-правовое исследование. / В.Г. Графский и др. М., 1995.

Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление, функционирование, развитие).

М., 1996.

Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебник. М., 1995.

Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.

Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений: Учеб. пособие. М., 1994.

Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. 4.1-III. М., 1992.

Шестопал Е.Б. Личность и политика. М., 1988.

Тема 5. Социология духовной жизни

5.1. Общее и особенное в понятиях «духовная жизнь», «культура», «образование», «наука». Особенности социологического и социально-психологического изучения духовности.

5.2. Проблемы социализации личности. Возможности социологии в познании данного процесса. Этапы социализации. Проблемы социальной, профессиональной, религиозной и национальной идентификации личности. Роль ценностных ориентаций, установок в духовной жизни человека и общества.

5.3. Институты духовной жизни: школа, среднее учебное заведение, вуз; культпросветучреждения, музеи, театры, киносеть; научные учреждения; средства массовой информации (пресса, радио, телевидение); учреждения культуры и искусства. Их возможности, ограничения, роль и значимость в духовном обновлении общества. Перспективы их развития и влияния на духовное богатство личности.

5.4. Религия и ее специфика в духовной жизни. Религиозное сознание. Причины и истоки атеизма. Свобода совести и ее реальное функционирование в обществе. Религия и нравственность. Конфессиональные конфликты, их социальные и социально-психологические основы.

5.5. Социология искусства. Формы и виды эстетического восприятия действительности. Специфика социологического познания искусства. Особенности конкретного исследования феноменов искусства. Роль искусства в общественной жизни.

Список литературы

Обязательная

Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие. М., 1995.

Зборовский Г. И. Социология образования. Екатеринбург, 1993.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

Кухтевич Т.Н. Социология воспитания: Учеб. пособ. М., 1989.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Изд-е 2-е. М., 1998.

Дополнительная

Владиславлев А.П. Непрерывное образование. М., 1983.

Гендин А.М., Сергеев М.И., Аверин С.П. Общеобразовательная школа: состояние и тенденции развития в современных условиях. Красноярск, 1995.

Григорьев С., Немировский В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Новосибирск — Барнаул — Красноярск, 1995.

Динамика ценностей населения реформируемой России. / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры / Учеб. пособие. М., 1996.

Кон И.С. Социология личности. М., 1970.

Книга и чтение в зеркале социологии. М., 1990.

Маклей М. Наука и социология знания. М., 1993.

Современная западная социология науки: Критический анализ. М., 1988.

Тема 6. Социология управления

6.1. Генезис идей о предмете социологии управления. Алгоритм управленческого действия: предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование. Социальный эксперимент. Понятие об инновациях. Социальная инженерия и социология организаций.

6.2. Современные проблемы социологии управления. Современные модели управления. Роль национальных особенностей и традиций в создании локальных и региональных концепций управления. Специфика социального управления в условиях рыночной экономики. Участие человека в принятии решений как основной феномен социальных проблем управления.

Литература

Основная

Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996.

Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

Бобосов Е.М. Социология управления. Мн.2002.

Пригожин А.И. Современная социология организации. М., 1995. Ситов В.И., Карпова Г. А., Пинцов Г. И. Социология национального управления: Учеб. пособие. Спб., 1995.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. Изд-е 2-е. М., 1998.

Дополнительная

Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. М., 1996.

Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск, 1986.

Социальное управление: Словарь-справочник. / А.Н. Аверин и др. М., 1994.

Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-метод. пособие. М., 1996.

Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Н. Новгород, 1996.

Показатели и индикаторы социальных изменений. / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1995.

Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. М., 1982.

Тощенко Ж.Т. Социальное планирование. М., 1981.

Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.

Дополнительная литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993

Коспитонов Э.А. История и теория социологии. Социология XIX века. М., 2000

Кравченко А.И. Социология. М., 1997

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2005

Социология. Основы общей теории. М., 1996

Фролов С.С. Социология. М., 1998

Харчева В.Г. основы социологии. М., 2000

Источники

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

Зиммель Г. Исходные данные социологии. М., 1996

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Общая трудоемк.

Всего

Лекции

С.з

Самост. работа

1.

Социология как наука

23

2

2

2.

Экономическая социология

23

4

3.

Социальная жизнь общества

24

6

2

4.

Политическая социология

24

6

5.

Социология духовной жизни

24

4

6.

Социология управления

24

4

Итого:

90

30

26

4

60

Планы семинарских занятий

Раздел I

Тема1. Становление и развитие социологии как самостоятельной науки. (с.З. 1час)

Цель занятия: изучить развитие научных теорий об обществе, его составных частях в мировой общественной мысли.

План занятия:

  1. Позитивизм и его основные постулаты в социологической теории О.Конта.
  2. Учение о социальной статике и социальной динамике.
  3. Эволюционная концепция Г. Спенсера.
  4. Развитие социологии в XIX — XX веках.
  5. Структура социологического знания.
  6. Законы и функции социологии.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Раскройте сущность позитивизма О.Конта.
  2. Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основателями социологии?
  3. Что такое «категориальный аппарат науки»? Его значение.
  4. Какое понятие О. Конт и Г. Спенсер вкладывали в интерпретацию категории «социальное».
  5. Какие идеи основоположников социологии сохранили свою ценность до наших дней?
  6. В каких законах и функциях проявляет себя знание социального как феномена бытия общества?

Тема2. Русская социологическая мысль. (с.З. 1час)

Цель занятия: познакомиться с научными теориями общества российских социальных философов и социологов и определить их место в мировой общественной мысли.

План занятия:

  1. Основные этапы и особенности развития социологии в России.
  2. Направления русской социологической школы.
  3. Важнейшие идеи и традиции русской социологии.
  4. Положение социологии как науки в советский период.
  5. Социология в современной России.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Сущность позитивистского течения в социологии М.М.Ковалевского и Н.И.Карасёва.
  2. В чём сущность консерватизма Н.Я.Данилевского?
  3. Субъективистский подход к анализу социальных явлений Н.К.Михайловского.
  4. Назовите основных носителей идей народничества.
  5. Марксистская социология В.И. Ленина и Г. В. Плеханова.

Раздел III

Тема1. Социальная стратификация и социальная мобильность. (с.З. 1час)

Цель занятия: ознакомиться с сущностью теорий социальной стратификации и социальной мобильности в их взаимосвязи.

План занятий:

  1. Сущность социальной стратификации, её основные формы.
  2. Социальная мобильность: суть теории и необходимость её изучения.
  3. Связь социальной мобильности и типологии общества.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Раскройте суть экономической стратификации.
  2. Политическая стратификация и факторы, влияющие на её изменения.
  3. Профессиональная стратификация: суть и особенности.
  4. Перечислите формы и основные характеристики социальной мобильности, раскройте их суть.
  5. Назовите современные каналы вертикальной циркуляции.

Тема2. Социальные институты и социальные организации. (с.З. 1час)

Цель занятия: проанализировать условия возникновения различных социальных институтов, их функции и особенности, а также показать отличие гражданского общества от государства на примерах современной действительности.

План занятий:

  1. Условия возникновения социальных институтов и необходимость их существования для жизнедеятельности общества.
  2. Классификация социальных институтов.
  3. Сущность понятия социальная организация.
  4. Предпосылки возникновения гражданского общества, его отличие от государства.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Сущность и значение социальных институтов.
  2. Назовите основные институты. Дайте характеристику каждому из них, выявите функции и особенности.
  3. Институт как элемент социальной системы общества.
  4. Социальная организация, её сущность и виды.

Вопросы к зачёту

1. Э. Дюркгейм и его воззрение на общество.

2. Социологическая концепция М. Вебера.

3. Социологическая система П.А. Сорокина.

4. Э. Гидденс и его оценки познавательных возможностей социологии.

5. Гражданское общество как объект социологии.

6. Этапы и проблемы возрождения отечественной социологии в 50−60 годы.

7. Проблема человека в социологии.

8. Проблемы становления и взаимосвязи количественных и качественных методов в социологии.

9. Характеристика взглядов на структуру социологии.

10. Прикладная социология.

11. Дискуссия об основных функциях социологии.

12. Общие требования к программе социологического исследования.

13. Основные методы сбора социологической информации.

14. Генезис идей об участии работника в управлении производством.

15. Основные проблемы и направления исследований в сфере труда.

16. Фермерство и перспективы его развития.

17. Судьбы сельского учительства.

18. Экологическая ситуация в стране, в регионе: состояние, проблемы и пути их решения.

19. Основные концепции экологических движений.

20. Генезис идей социальной инфраструктуры.

21. Национальные аспекты социальной инфраструктуры.

22. Генезис идей о социальной структуре.

23. Основные изменения социальной структуры в условиях рыночных отношений.

24. Постсоветское общество и возможность его анализа в контексте стратификационной теории.

25. Социология семьи: современные проблемы исследования.

26. Изменение функций семьи в ХХ веке.

27. Воспитание детей в семье как социальная проблема.

28. Социология молодежи как специальная социологическая теория.

29. Молодежь как группа современного гражданского общества.

30. Современные социальные ориентации российской молодежи.

31. Виды и типы отклоняющегося поведения.

32. Маргиналы: прошлое, будущее и настоящее.

33. Динамика взаимосвязи девиантного и делинквентного поведения.

34. Основные вехи эволюции идей политической социологии.

35. Современная политическая культура и ее структура.

36. Результаты социологических исследований рейтинга современных политических лидеров России.

37. Электоральное поведение: сущность и современные проблемы.

38. Современные социальные технологии обеспечения выборов в высшие органы государственной власти.

39. Социальные технологии лоббирования интересов различных политических структур.

40. Становление социологии права как самостоятельной социологической теории.

41. Парадоксы правового сознания.

42. Специфика социологических исследований правовой активности различных слоев населения.

43. Становление многопартийности в России в 80−90 годы.

44. Проблемы становления и развития новых политических партий.

45. Генезис идей социологии личности в зарубежной и отечественной литературе.

46. Изменение социальных ролей в период рыночной экономики.

47. Социализация личности в зеркале социологии.

48. Генезис идей образования в отечественной социологии.

49. Феномен непрерывного образования.

50. Основные социальные проблемы развития отечественного высшего образования.

51. Социальная роль гуманитарной интеллигенции в современной России.

52. Социальные функции науки.

53. «Утечка мозгов» как феномен современной российской науки.

54. Основные направления социологических исследований эффективности деятельности отечественных научных учреждений.

55. Социологические проблемы научной деятельности гуманитарной интеллигенции.

56. Предмет «социологии культуры».

57. Массовая культура: ее «плюсы» и «минусы».

58. Основные направления исследований в социологии культуры.

59. Социология театра как область социологического знания.

60. Социологические теории религии.

61. Социологический анализ причин развития и сущности сектанства.

62. Сущность и методы социального предвидения.

63. Становление и развитие социального прогнозирования.

64. Генезис идей социального проектирования.

65. Возможности и проблемы развития отечественного и зарубежного социального планирования.

66. История и современный уровень развития социально-технологической деятельности в России.

Тесты по курсу «Социология»

1.Термин «социология» был предложен:

а) О. Конт

б) Г. Спенсер

в)М.Вебер

2.Основатель социологии:

а) Г. Зиммель

б)Р.Мертон

в) О. Конт

3.Основоположник понимающей социологии:

а) М. Вебер

б)Э.Дюркгейм

в)Г.Тард

4.Автор структурно-функционального подхода в социологии:

а)Р.Дарендорф

б)Г.Лебон

в)Т.Парсонс

5.Кто был признан «живым классиком социологии»:

а) Н.Я. Данилевский

б)П.А. Сорокин

в) О. Конт

7.Создатель теории «чистой социологии»:

А)Г.Зиммель

Б)Р.Дарендорф

В) Г. Спенсер

8.В основе теории Э. Дюркгейма:

а) «структурализм»

б) «солидарность»

в) «идеальный тип»

9.Автор теории социального конфликта:

а) Р. Дарендорф

б) К. Маркс

в) Н.К. Михайловский

10.Статусные группы — это:

а) социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам — доходу, престижу и т. д.

б) группы людей в равной степени пользующиеся почетом, уважением и имеющие неодинаковы социальный престиж.

в) большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства.

11. Социометрия — это:

а) письменное обращение к респондентам с опросным листом (анкетой).

б) метод, предложенный Д. Морено для описания системы межличностных отношений в малых группах

в) метод сбора социологической информации, заключенной в том, что

социально обученный интервьюер с респондентом устно задает вопросы .

12. Общество — это:

а) исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

б) совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности

в) совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

13. Социальная сертификация — это:

а) разделение совокупности людей на социальные слои (страты) в иерархическом порядке, представители которых различаются между собой неравным объемом власти, материального богатства, прав, привилегий, престижа.

б) различие между макро- и микро-группами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.

в) изменение индивидом, семей, социальной группой места в социальной структуре общества.

14. Квазигруппа — это:

а) некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

б) спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременными взаимодействиями какого-либо вида.

в) реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения которого он ориентируется в своем поведении.

15. Миграция — это:

а) Смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город) с изменением их социального статуса.

б) Перемещение индивидов, социальных групп из одной страны (сословия, классы, касты) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение.

в) Переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне.

16.Социальный конфликт — это:

а) образ жизни и действия большого количества людей, оказывающий существенно влияние на социальную жизнь и стабильность общества.

б) процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому.

в) социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действия людей.

18.Социализация — это:

а) процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.

б) определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих некую систему отношений.

в) способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко определены.

18.Коллективное поведение — это:

а) процесс, в ходе которого определенные перемены медленно изменяют способы жизнедеятельности людей.

б) способ саморегуляции системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов.

в) массовая, спонтанная непредсказуемая реакция людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.

19.Социальная дифференциация — это:

а) перемещение индивидов, социальных групп из одной страты в другую.

б) разделение совокупности людей (населения) на социальные слои (страты) в иерархическом порядке.

в) различия между макро- и микро-группами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям.

20.Социальные слои — это:

а) Социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам — доходам, престижу, уровню культуры, образования.

б) большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства.

в) социальные категории означающие наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального процесса.

21.Анкетирование — это:

а) метод сбора социальной информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер устно задает вопросы.

б) письменно обращение к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.

в) метод описания системы межличностных отношений.

22.Адаптация — это:

а) отождествление, психологический процесс отождествления индивидом себя с другими людьми, группой.

б) приспособление, процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде.

в) общая ориентация человека на определенный объект, предшествующая действию.

23.Референтная группа — это:

а) реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

б) спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо одного вида.

в) совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

24.Термин «элита» ввел в научный оборот:

а) В. Парето

б) Г. Моска

в) Р. Михельс

25.Автор концепции человеческих отношений:

а) Р. Мертон

б) Г. Спенсер

в) Э. Мейо

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа № 1.

Составьте системообразующюю таблицу.

Общая характеристика эпохи.

Этапы развития социологии.

Основные представители.

Основные идеи учений.

Самостоятельная работа № 2.

Ключевые персоналии.

Дайте характеристику.

О.Конт

К.Маркс

М.Вебер.

Г.Спенсер

Э.Дюркгейм

Г.Зиммель

Д.Истон.

Г.Алмонг

Т.Парсонс

Р.Дарендорф

В.Парето

Г.Моска

Р.Михельс

П.А.Сорокин

М.Н.Ковалевский

Н.К.Михайловский

Самостоятельная работа № 3.

Социологический практикум.

Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом.

Самостоятельная работа № 4.

Дайте определения по теме: «Общество как социокультурная система».

  1. Культура.
  2. Духовная культура.
  3. Материальная культура.
  4. Массовая культура.
  5. Элитарная культура.
  6. Контркультура.
  7. Субкультура.
  8. Культурные универсалии.
  9. Культурная интеграция.
  10. Социокультурная динамика.
  11. Культурная статика.
  12. Культурные ценности.

Самостоятельная работа № 5.

Разработайте программу конкретного социологического исследования и на её основе составьте анкету для проведения опроса по теме: «Структура свободного времени студента РГГУ».

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector