НОУ «МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Учебно-ознакомительная практика
(контрольная работа)
Разумовская Александра Андреевна,
3 курс заочного отделения
факультета психологии НОУ МГИ
Мурманск 2011г.
ЗАДАЧИ практики:
- Ознакомление с местами трудоустройства психологов:
- выявление мест возможного трудоустройства психологов в регионе проживания (городе, округе, поселке, ЗАТО);
- экскурсии на рабочие места психологов разных специальностей;
- беседы с психологами о видах и направлениях их профессиональной деятельности;
- ознакомление с материально-техническим, диагностическим и др. оборудованием кабинетов, с режимом работы учреждения и его подструктур.
- Изучение:
- справочной литературы, периодических изданий, содержащих информацию о деятельности психологов;
- нормативных документов, регламентирующих деятельность психологов;
- текущей документации, обрабатываемой психологом.
- Выполнение исследовательской работы:
- составление отчетов о посещении мест работы психологов в учреждениях и организациях;
- систематический анализ собственных впечатлений в дневнике практики;
- выполнение заданий по сбору информации о работе психологов и учреждений, оказывающих психологическую помощь населению г. Мурманска и Мурманской области;
- выполнение отдельных видов профессиональной деятельности под контролем психолога, подготовка материалов для кабинета психологической помощи по заказу психолога.
1. Общие сведения о практике:
1.1. С 7.02.2011г. по 14.02.2011г.
Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в ...
... преподавательские умения, а умения в воспитательной работе являются первичными в содержании профессиональной готовности (деятельности) педагога. Приоритеты воспитательной деятельности педагога Выбор приоритетов в профессиональной воспитательной деятельности несомненно имеет стратегическое значение. Заметим, ...
1.2. Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 1 (второй корпус).
Обучение осуществляется на основании программ, разработанным специалистами школы по разделам:
- развитие речи и ознакомление с окружающим миром
- формирование элементарных математических представлений
- обучение грамоте
- предметно-практическая деятельность
- ИЗО
- физкультура
- привитие культурно-гигиенических навыков и обучения хозяйственно-бытовому труду
- музыка и пение
- социально-бытовая ориентировка
Коррекционный блок занятий включает лечебную физкультуру, массаж, психокоррекцию, логопедическую коррекцию.
Вся деятельность по психолого-педагогическому сопровождению, включая образовательную и воспитательную работу направлена на создание оптимальных условий для обучения, развития, коррекции и компенсации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной целью работы психолога является сближение всех субъектов участвующих в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся. Психолог призван вооружить всех специалистов школы необходимой информацией о психофизическом состоянии каждого воспитанника.
Деятельность психолога включает в себя следующие функции:
- психологическая диагностика
- коррекция и профилактика проблем в развитии, психологическая реабилитация
- развитие межличностных отношений в коллективе детей сотрудников
- психологическое консультирование и просвещение родителей и сотрудников
- организационно-методическую работу
Нормативные документы
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 1
УТВЕРЖДАЮ: _________
директор МСКОУ СКОШИ №1
г. Мурманска С.И. Павлова «____» _______ 2008г
Должностная инструкция
№ _____
ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА
Настоящая инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, согласованных постановлением Министерства РФ от 01.02.1995г. №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образовании я РФ от 04.08.1995г. 58-М.
Учреждение образования 15
... и умениями является компонентом готовности педагога-психолога к профессиональной деятельности. Программа государственного экзамена по практической психологии предназначена для итоговой аттестации студентов, обучающихся по специальности: 1–01 01 ...
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от неѐ производится приказом директора учреждения.
1.4. Педагог-психолог должен знать:
– Конституцию РФ;
– законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
– Декларацию прав и свобод человека;
– Конвенцию о правах ребѐнка;
– нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты;
– общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
– основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
– методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
– современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.5. Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется:
– Уставом учреждения;
– настоящей должностной инструкцией;
– локальными актами учреждения.
1.6. Педагог-психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по УВР.
2. Функции
2.1. Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) и создание для них комфортного психологического климата.
2.2. Профессиональные консультации работников образовательного учреждения
3. Должностные обязанности
Педагог-психолог исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждении.
3.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребѐнка.
3.3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате
... обеспечение образовательно-воспитательного процесса в Учреждении, консультативную и профилактическую работу спедагогическими работниками, обучающимися и родителями осуществляет педагог-психолог. ... III видов Полное наименование Учреждения: краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ...
3.5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
3.7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
3.8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
3.9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учѐтом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного самоопределения.
3.10. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
3.13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально- психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих).
4. Права
Педагог-психолог имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы учреждения.
4.3. В пределах своей компетенции сообщать руководству учреждения о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности учреждения и вносить предложения по их устранению.
4.4. Запрашивать от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Привлекать специалистов отдельных структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – то с разрешения руководства).
4.6. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог привлекается к ответственности:
– за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
– за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, – в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
– за причинение ущерба учреждению – в порядке, установленным действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте:
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» Письмо Минобразования рф от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6
Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
— остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.
Письма Минобразования России от 01.03.99 N 3 и от 01.03.2000 N 27/970-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» считать утратившими силу.
Заместитель министра |
Е.Е.Чепурных |
Положение о психологической службе системы образования
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Служба практической психологии образования (далее служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, их способностей, склонностей, реализации их потенции, профилактики возможных отклонений.
2. Структурные звенья службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.).
Основными учреждениями службы являются центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы службы практической ПСИХОЛОГИИ.
Центры психологической службы всех уровней включаются в перечень учреждений образования Российской Федерации.
3. Работа службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим «Положением», положениями и уставами соответствующих звеньев службы.
4. Деятельность службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность службы.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
1. Задачами службы практической психологии образования являются:
содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей; профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:
научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы; прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.д.;
практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.
Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.
2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления — теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих.методов работы психологической службы образования.
2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.
2.3. Практическое направление обеспечивается психологами системы образования, задача которых — работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др.
2.4. Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы детскими практическими психологами.
3. Основные виды деятельности службы— психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.
3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития; создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.
3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.
III. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ
Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы
1. Структура службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учебно-воспитательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня — районных, областных городских и региональных центров.
2. Административная линия.
2.1. Центральным органом управления психологической службы является отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации. Аналогичные отделы соответствующих государственных учреждений руководят работой службы на региональном (субъектов Федерации), краевом, областном, городском уровнях. л
Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений.
2.2. Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:
— формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования;
— формирует федеральный бюджет и определяет порядок финансирования психологической службы системы образования;
— выступает с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования работы службы;
— разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные документы;
— определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;
— разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;
— разрабатывает информационное и научно-методическое обеспечение подготовки кадров для психологической службы;
— разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;
— организует и контролирует систему подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования;
— организует подготовку учебников.
2.3. При Министерстве образования создается научно-методический совет, главной задачей которого является координация работы региональных центров службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно-методической помощи.
Научно-методический совет выполняет следующие функции:
— систематически заслушивает доклады о положении дел и существующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам;
— выступает инициаторам проведения, общероссийских конференций, семинаров по обмену опытом работы службы, определению тенденций и перспектив ее развития, подготовки кадров, научно-методического обеспечения;
— участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы образования;
— участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие службы, и контроле за их использованием.
В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы и в качестве приглашенных — представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Министерства образования России, Российской академии образования,. Российской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министерства науки, высшей школы и технической политики, Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел, Министерства социальной защиты населения России, Министерства культуры России, Российского общества психологов, различных психологических ассоциаций и др., а также представители общественных и религиозных организаций.
2.4. Отделы службы практической психологии образования органов управления образованием на уровне субъектов Федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышеперечисленным соответствующего отдела Минобразования России, формируя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере службы практической психологии образования, выпуская необходимые нормативные документы и т.п. При этом решения региональных органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства образования. Кроме того, региональные отделы системы образования по представлению соответствующих центров службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование детских практических психологов, работающих в различных звеньях службы.
2.5. Отделы службы практической психологии областных, городских и районных управлений департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управления и по представлению соответствующих центров психологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.
2.6. При отделах службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются научно-методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и т.п. и выполняющие на своем уровне информативно-координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям Научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации.
3. Центры службы.
3.1. Региональный центр службы практической психологии образования — головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта Федерации (региона).
Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и отдельным подразделениям службы, организует и проводит работу по повышению квалификации; готовит для соответствующего отдела управления образованием материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений службы.
Центр действует преимущественно на бюджетной основе. При центре создаются психолого-педагогичиские стационары и полустационары различного профиля: психодиагностические, для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных подростков и т. п. в соответствии с потребностями республики (региона).
Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др.
Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органон здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел при центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля: для детей с невротическими расстройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники-распределители.
Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работников службы и др.
В центре работают детские практические психологи высшей квалификации, а также специалисты, имеющие квалификацию «психолог —
организатор психологической службы образования», «психолог-методист». Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационары должны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектологами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и т.п.).
3.2. Городской (областной) центр службы практической психологии образования несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев службы. Осуществляет психодиагностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологической и социально-психологической групповой работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев службы, подготавливая для соответствующего отдела материалы по их аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др.
При центре может действовать Ассоциация детских практических психологов.
Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам на хозрасчетной основе/
Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья службы необходимыми диагностическими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетенями по обмену опытом и др.
Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих квалификацию «психолог—организатор психологической службы образования», «психолог-методист».
3.3. Районный центр службы практической психологии образования ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. .Консультирует по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний.
Районные центры службы практической психологии образования комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалификацию «детский практический психолог-методист.
3.4. Первичные звенья службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интернате и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учебно-воспитательного учреждения
психологическую и социально-психологическую помощь. Проводят психопрофилактическую работу и работу по первичной психологической коррекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родителей в высшие звенья службы и другие организации.
На должность практического психолога зачисляют специалиста, имеющего квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством, а также аттестованного соответствующим отделом управления образованием. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога образовательного учреждения желательны прохождение стажировки в городских и районных центрах психологической службы или работа в течение определенного срока под руководством опытного практического психолога.
Количество сотрудников первичных звеньев службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки «психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), — не менее двух (трех ставок) на учреждение.
3.5. Центры службы практической психологии образования всех уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность центра и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.
IV. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
1. Научно-методическое обеспечение службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по заказам отделов службы практической психологии управлений образования. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов службы, так и на перспективу ее развития.
2. Подготовка специалистов службы ведется в соответствии с образовательным стандартом профессии и квалификационными требованиями
для представителей разных специализаций и категорий: детский практический психолог, практический психолог системы образования, психолог-методист, психолог-организатор психологической службы образования, психолог-менеджер в сфере образования, психолог-консультант, клинический психолог и др. Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства образования России.
Методы работы:
- игровая терапия (в т.ч. с использованием песка, воды)
- арттерапия
- музыкотерапия
- гарденотерапия
- психогимнастика
Формы работы:
- индивидуальные коррекционные занятия
- подгрупповая психокоррекция
- индивидуальное и групповое консультирование родителей и сотрудников
- практические тренинги для родителей и педагогов
Характеристика контингента:
Дети и подростки в возрасте от 5 до 21 года с множественными нарушениями развития – тяжелая интеллектуальная недостаточность в сочетании с ДЦП, грубым недоразвитием речи, нарушениями эмоционально-волевой сферы, различными соматическими заболеваниями. Все обучающиеся являются инвалидами детства. Функционирует одна дошкольная специализированная группа и 12 классов обучающихся. 60% обучающихся лишены возможности самостоятельного передвижения (находятся в инвалидных колясках), 30% — передвигаются с помощью поддерживающих средств при поддержке взрослого, 10% — передвигаются самостоятельно.
Режим и условия труда:
С понедельника по пятницу с 8:00 до 15:12, пятидневная дневная рабочая неделя, суббота и воскресенье – выходные.
Имеется кабинет психолога, сенсорная комната, игровая комната.
18 часов — индивидуальная, групповая, профилактическая, диагностическая, коррекционная, развивающая, просветительская работа с обучающимися, экспертно-консультационная и профилактическая работа с родителями и педагогами.
18 часов — подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработка, анализ, обобщение полученных результатов, подготовка к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчётной документации, организационно-методическая работа, повышение квалификации, самообразование и др.
Примерное распределение времени выполнения отдельных видов работы педагога-психолога (в минутах)
Виды работ педагога-психолога |
Возраст детей (в годах) |
||||||
5-6 |
6-7 |
7-10 |
10-12 |
12-15 |
15-18 |
18-21 |
|
1. Первичное индивидуальное обследование |
|||||||
1.1 Выяснение истории развития |
15-20 |
15-20 |
20-25 |
До 30 |
До 30 |
До 30 |
До 30 |
1.2 Обследование ребенка |
25-45 |
40-60 |
45-80 |
45-80 |
60-90 |
60-90 |
60-90 |
1.3 Консультирование родителей |
15-25 |
15-25 |
30-35 |
30-35 |
30-35 |
30-35 |
30-35 |
1.4 Анализ результатов и написание психологического заключения |
От 30 до 60 минут |
||||||
1.5 Психологическое обследование взрослого |
До 90 минут |
||||||
2. Повторное индивидуальное обследование |
|||||||
2.1 Повторное (динамическое) обследование |
25-30 |
25-40 |
30-45 |
30-45 |
40-60 |
40-60 |
До 60 |
2.2 Консультирование родителей |
15-20 |
15-20 |
15-30 |
15-30 |
До 30 |
До 30 |
До 30 |
2.3 Анализ результатов и написание психологического заключения |
От 25-45 минут |
||||||
2.4 Повторное обследование взрослого |
До 60 минут |
||||||
3. Групповое диагностическое обследование |
|||||||
3.1 Групповое обследование детей |
— |
До 30 |
До 45 |
До 45 |
До 60 |
120 |
120 |
3.2 Групповое обследование взрослых |
— |
От 45 до 80 минут |
|||||
3.3 Анализ результатов и написание заключения одного ребенка (взрослого) |
— |
До 30 |
До 30 |
До 30 |
45 |
45 |
45 |
3.4 Групповой анализ и заключение |
— |
3-5 часов на группу из 12-15 человек |
|||||
4. Консультационная работа |
|||||||
4.1 Индивидуальное консультирование детей |
— |
5-10 |
10-15 |
10-15 |
15-25 |
До 30 |
До 45 |
4.2 Индивидуальное консультирование родителей |
40-60 |
40-60 |
40-60 |
До 60 |
До 60 |
До 90 |
До 90 |
4.3 Индивидуальное консультирование специалистов |
15-20 |
До 30 |
До 30 |
30-45 |
30-45 |
До 45 |
До 45 |
4.4 Групповая консультация родителей (родительское собрание) |
От 45 до 90 минут |
||||||
4.5 Совместная консультация специалистов |
20-35 |
20-35 |
20-35 |
25-40 |
До 45 |
До 45 |
До 45 |
5. Экспертная деятельность |
|||||||
5.1 Обсуждение ребенка на консилиуме |
До 30 |
До 30 |
До 40 |
До 40 |
До 45 |
До 50 |
До 60 |
5.2 Участие (проведение) ПМПК |
60-90 минут |
||||||
6. Индивидуальная развивающая или коррекционная работа |
|||||||
6.1 Индивидуальная работа с ребенком |
15-20 |
20-25 |
До 30 |
30-35 |
До 45 |
30-45 |
30-45 |
6.2 Индивидуальная работа с родителями |
От 45 до 90 минут |
||||||
6.3 Индивидуальная работа со специалистами |
От 45 до 90 минут |
||||||
6.4 Оформление документации |
До 10 минут (на одно занятие), до 40 минут (на один цикл) |
||||||
7. Групповая развивающая или коррекционная работа |
|||||||
7.1 Групповые формы работы с детьми |
20-25 |
25-30 |
30-40 |
40-45 |
45-60 |
60-90 |
60-90 |
7.2 Подготовка к проведению тренинга со взрослыми |
До 90 минут на одно занятие |
||||||
7.3 Групповая работа с родителями, специалистами |
До 120 минут |
||||||
7.4 Написание аналитического отчета о проведенных занятиях (на один цикл) |
До 120 минут |
||||||
8. Проведение семинаров |
|||||||
8.1 Семинары с родителями |
От 60 до 90 минут |
От 90 до 120 минут |
|||||
8.2 Методические семинары со специалистами |
До 60 |
До 90 |
До 120 |
До 120 |
До 120 |
Дневник учебно-ознакомительной практики
Дата |
Организация, адрес, телефон |
Ф.И.О. Психолога, образование |
Краткие сведения о работе |
7.02.2011 |
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат № 1 (Второй корпус) Чумбарова-Лучинского д.3 31-46-98 |
Щербакова Жанна Николаевна Факультет психологии МГОПУ |
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития потенциала личности «особого» ребенка |
Рефлексивный анализ и оценка:
Вся информация, полученная от психолога школы, является полезной и познавательной. Особый интерес вызвала работа психолога в сенсорной комнате, наглядные коррекционные приемы, демонстрирующие использование сохранных функций организма воспитанников. Осуществлен умелый подбор коррекционных упражнений с использованием специального оборудования (кривые зеркала, светомузыкальная нить, музыкальный фонтан, светодиодное панно, релаксационное кресло, цветовой прожектор, музыкальные игрушки, сухой душ, релаксационная музыка).
Кроме того, запомнилось индивидуальное занятие по развитию тактильно-двигательного восприятия с применением песка и воды. Использование цветовых кукол в ходе коррекции психоэмоционального состояния у ребенка в момент проявления агрессивности. Просмотрелась эффективность использования различных психологических средств при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции.
Профессионально важные качества:
- профессиональная компетентность в вопросах знаний основных закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями
- владение основными коррекционно-компенсаторными приемами работы с ребенком и его семьей
- умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.д.)
- умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция)
- способность к сопереживанию (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь)
- умение анализировать свое поведение (рефлексия)
- умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль)
Общий вывод:
Высокий уровень эффективности работы психологической службы в данном учреждении достигается за счет применения различных коррекционных методик и технологий, доброжелательных и доверительных отношений между администрацией, педагогами, учащимися, их родителями и школьным психологом, наличия оптимальной коррекционно- образовательной среды в школе — оборудованного кабинета и сенсорной комнаты с современными диагностическими и коррекционными средствами, релаксационных уголков в группах. Психолог школы разработала и внедрила авторскую программу коррекционных занятий с 1 по 12 класс «От доступного к возможному», что позволяет проводить коррекционное обучение с максимальным учетом специфики контингента обучающихся. Прохождение учебно-ознакомительной практики помогло мне составить более полное и цельное представление о структуре, функциях и содержании работы школьного психолога в коррекционном учреждении.