Тема:
«Самочувствие как один из показателей умственной работоспособности»
ПЛАН
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ І ПОНЯТИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ……………………………………………………………………………6
- Понятие работоспособности человека ……………………………………..6
- Умственная работоспособность……………………………………………10
- Факторы, влияющие на умственную работоспособность………………. 11
- Условия эффективной умственной работоспособности…………………..14
- Понятие самочувствия в психологической науке…………………….…..16
РАЗДЕЛ ІІ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ САМОЧУВСТВИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ……………………………………………………………………….17
2.1 Методы проведения исследования…………………………………………17
2.2 Результаты исследования и их обсуждение ……………………………….20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…..28
ВСТУПЛЕНИЕ
Актуальность исследования.
Работоспособность человека — умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:
Реферат — Диагноз и краткая характеристика заболевания ...
.............................................................4 1.1.Характеристика заболевания........................................................................4 1.2.Лечение ВСД.....................................................................................................7 II.Упражнения, рекомендуемые при вегето-сосудистой дистонии............12 2.1.Упражнения при ВСД по ...
- физиологические — возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;
- физические — воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;
- психические — включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.
Умственная работоспособность − объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.
Умственная работоспособность зависит от напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления, выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.
В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности.
А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Научными наработками по данной теме занимались такие исследования: Р.А. Абзалов, А.И. Зиятдинова, В.К. Бальсевич, В.Г. Бауэр, В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, А.Ю. Рябов, Ю.И. Винокуров, Р.А. Корнеев, В.М. Осьминин и др. Их научные воззрения и станут методологической базой нашего исследования.
Однако, не смотря на достаточно частое обращение внимания ученых к данной проблематике, влияние самочувствия на умственную активность раскрыто не достаточно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Таки образом, мы можем констатировать, что тема нашего исследования, − «Самочувствие как один из показателей умственной работоспособности», − является актуальной.
Организация и методики исследования:
Объект исследования – факторы, влияющие на умственную работоспособность.
Предмет исследования − самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.
Цель исследования – теоретически изучить самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.
Задачи исследования:
- Дать определение понятию «умственная работоспособность».
- Выявить факторы и показатели умственной работоспособности.
- Охарактеризовать условия эффективной умственной работоспособности.
- Проанализировать понятие самочувствия в психологической науке.
- выявить дальнейшие перспективы исследования.
Используемые методики:
Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей
... и возможные пути коррекции гериатрических проблем пожилых людей. Объект исследования: проблемы пожилых людей. Предмет: особенности гериатрических проблем пожилых людей. Задачи: 1. Определить место гериатрии в ... недавно, с развитием когнитивной психологии стали более глубоко исследовать умственные функции пожилых людей. Особое внимание уделяют внешним социальным факторам, влияющим на состояние ...
— анкета «Расскажи о школе»
— Длительность индивидуальной минуты (ИМ)
— «Умственная работоспособность по Крепелину»
Эмпирическую базу исследования составила выборка респондентов общей численностью 48 учащихся (27 мальчиков и 21 девочка) в возрасте 6,5 — 8 лет, обучающихся в 1-х классах (1 «А» класс — экспериментальный класс, 1 «Б» класс — контрольный класс).
Объем и структура работы:
Работа состоит из вступления, двух разделов, выводов и списка использованной литературы.
Объем работы – 29 страниц.
РАЗДЕЛ І. ПОНЯТИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
- Понятие работоспособности человека
Поскольку началом исследований устойчивости человека к различным факторам окружающей среды лежит через понятие «физическая работоспособность», то наиболее чётко этот вопрос освещен в спортивных науках: теории и практике физической культуры, физиологии спорта, биохимии спорта, спортивной медицине, психологии спорта и др. В них в последнее время стало более корректным говорить не о работоспособности, а о двигательных способностях человека.
Под термином «физическая работоспособность» принято считать потенциальную способность человека проявить максимум физического усилия в динамической, статической или смешанной работе [2].
Максимальное физическое усилие – понятие условное, так как известно, например, что высококвалифицированные спортсмены при высоком уровне мотивации и волевого напряжения устанавливают личные рекорды. Кроме того, медицинская практика свидетельствует, что в условиях чрезвычайной опасности или при психическом возбуждении человек способен проявить [5] физические усилия, намного превышающие нормальный уровень физической работоспособности.
Работоспособность человека — его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда.
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Работоспособность — величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня недели у года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие.
Работоспособность человека, пути её сохранения
... цели, адекватной возможностям личности. Предлагаемая работа посвящена подробному освещению темы работоспособности человека и путей ей сохранения. 1. Работоспособность и производительность труда: сущность, взаимосвязь, факторы Работоспособность есть потенциальная возможность индивида выполнять ...
Принято различать последовательно протекающие один за другим следующие периоды работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, снижение работоспособности.
Поддержание работоспособности на оптимальном уровне — основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха — это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим — такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени [1].
В целях учета физиологических возможностей человека следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда. Научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.
И. В. Аулик [2] полагал, что характер нагрузки, её интенсивность и длительность определяют значение отдельных факторов для успешного завершения работы. Так, например, при быстрой ходьбе энергопродукция в мышцах осуществляется аэробным путём. Темп и длительность ходьбы лимитируется только аэробными механизмами превращения энергии, в то время как остальные факторы работоспособности практического значения не имеют. Однако, при быстром беге к мышцам ног не поступает достаточного количества кислорода. Освобождение энергии происходит преимущественно анаэробным (бескислородным) путём. Поэтому принято говорить об аэробной или анаэробной производительности, т. е. работоспособности.
При массовых исследованиях часто ограничиваются определением максимума аэробной мощности, что принято считать главным фактором работоспособности. Нельзя, однако, по уровню отдельных факторов судить о физической работоспособности в целом. К сожалению, иногда оценка ей даётся только на основе измерения максимума потребления кислорода или же мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений стабилизируется на уровне 170 уд/мин (показатель PWC170).
В спортивной литературе в понятие «физическая работоспособность» вкладывают различный смысл, начиная от результатов эргографии пальца и кончая различными физиологическими и эргометрическими показателями при мышечной работе субмаксимальной или максимальной мощности. Нередко используют термины «общая» и «специальная» работоспособность, или просто называют «физическая выносливость».
Кстати, последнее не совсем корректно. Правильнее было бы говорить о «выносливости» преимущественно к аэробной или анаэробной работе, но обязательно указав её локализацию (локальная, региональная, глобальная), а также характер (статическая, динамическая, циклическая или ациклическая).
В различное время суток организм человека по- разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время — с 3 до 4 часов. При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими. Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатывания в начале недели может быть более значительным. В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке [15].
Работа тема маленького человека в творчестве н. В. Гоголя
... все же за свои права, против основ существующего порядка. Цель данной работы - исследовать тему «маленького человека» в творчестве Гоголя материале повести Гоголя «Шинель». В соответствии с ... на материале повести «Шинель» Гоголя образ «маленького человека» как школы для русских писателей. Методологической базой курсовой работы выступают исследования: Ю.Г. Манна, М.Б. Храпченко, А.И. Ревякина, ...
- Умственная работоспособность
Под работоспособностью принято понимать способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность.
Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта [3, С.16-17].
Умственная работоспособность тесно связана с возрастом ведь с каким темпом растер ребенок, с таким темпом растем и его умственные показатели.
За время работы дети 6-8 лет могут выполнять 40-50% той работы которую выполняют ребята 15-17 лет на 100%. Только отличается качество работы первых в разы от вторых.
Темп роста умственных показателей растет с возрастом ребенка.
Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
Умственная деятельность человека
... а постоянная физическая активность улучшает их функции. Умственная деятельность человека Она сопровождается меньшими энергетическими затратами чем физическая, ... деятельности и ее влияния на организм человека, прежде всего, предусматривает характеристику физиологии труда, а именно: Ø физические, нервно-психологические, умственные и эмоциональные перегрузки; Ø ритм и темп работы; Ø монотонность работы; ...
У здоровых детей 6—7 лет, которые поступают в школу, но не готовы к обучению, работоспособность снижается на 50 % процентов от тех детей которые готовы к обучению в школе. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, повышается обычно уже к концу первого полугодия.
Развивающееся утомление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников [16].
В повседневной жизни необходимо чередование умственной деятельности с физической.
Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.
У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.
Резкая утомляемость организма может проявляться неправильным чередованием в течении дня учебной и трудовой деятельности.
Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний[17].
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция — психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.
Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратностью.
Для успеха в деятельности так же большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.
Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент жизни человека работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Эти факторы можно разделить на три основные группы:
1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;
2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
3-я — психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента.
Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения.
Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения.
Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов.
Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.
Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия и вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.
Установка также влияет на эффективность работоспособности.
В определенной мере снижение работоспособности можно представить, как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма [10].
1.4 Условия эффективной умственной работоспособности
Физиологами разработан ряд условий, которые могут обеспечивать высокую продуктивность умственного труда.
1. Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так называемый период врабатывания, в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Поэтому, если в процессе работы предстоит решить задачи трудные, средней трудности и легкие, то выполнение их лучше начать с заданий средней трудности, затем перейти к трудным заданиям и в заключение – к легким.
2. Выбрать и придерживаться мерности и оптимального ритма в режиме работы. Установлено, что наибольшая работоспособности человека проявляется, когда к нему поступает около 400 сигналов в час, на которые он должен реагировать; если их количество снижается до 40 в час, то человек теряет активность из-за малой нагрузки. Поэтому процесс умственного труда должен быть ритмичным, с регулярным чередованием работы и отдыха (1,5 – 2 часа работы, 5-10 минут активного отдыха), что обеспечит меньшую утомляемость и большую производительность.
3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы, т.е. плановости деятельности ее порядка во времени. Не может быть продуктивной работы, выполняемой в условиях аврала. Работа рывками ведет к снижению ее количества и качества, более быстрому нарастанию утомления.
4. Важное условие высокой работоспособности заключается в правильном чередовании работы и отдыхала также смене одних форм труда другими. Перемена занятий, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с невысокой физической нагрузкой обычно способствует работоспособности, устраняет чувство усталости.
5. Без творческого отношения каждого к своему труду немыслима полноценная трудовая деятельность человека. Целесообразно организованный труд, правильно выбранная профессия, соответствующая интересам человека и отвечающая особенностям его организма, вызывает положительные эмоции, без которых невозможно творческое отношение к труду. В экстремальных случаях, эпизодически, когда на фоне утомления необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты (поливитамины, настойка женьшеня и др.).
Такие стимуляторы повышают на некоторое время тонус ЦНС, действуют на все ее отделы и усиливая процесс возбуждения, усиливают работу сердца и улучшают кровообращение в органах и тканях.
Однако при их использовании нужно иметь в виду, что:
а) стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление;
б) повторное применение стимуляторов может привести к переутомлению.
Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.
1.5 Понятие самочувствия в психологической науке
С психологической точки зрения центром рассмотрения психологического самочувствия становится субъектное измерение – переживания субъекта психологического самочувствия, его чувственно-эмоциональная и когнитивная сферы, его социальная активность.
Опираясь на вышесказанное, приходим к выводу, что исследовать социальное самочувствие необходимо комплексно, учитывая результаты социологического, социально-психологического и индивидуально-личностного аспектов.
В настоящее время существуют различные подходы и объяснения понятия социального самочувствия у исследователей этого феномена.
Во-первых, существует много мнений относительно сферы принадлежности социального самочувствия.
Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, а с другой – как индивидуально-личностное состояние.
Например, А. К. Уледов с позиций макроуровневого анализа рассматривает характер разных подструктур общественного сознания и подчеркивает органическую связь, слитность и единство идеологических и социально-психологических явлений как сторон целостной системы жизнедеятельности общества и образа жизни людей. Он делает вывод, что социальное самочувствие имеет идеолого-психологический характер [13].
О. Л. Барская относит социальное самочувствие к явлениям «обыденного сознания».
Самочувствие включает не только отношение субъекта к внешним объектам, но и самооценку, отношение к себе и переживание своей самооценки. В реальной жизни человека все указанные эмоциональные проявления существуют вместе, слиты в едином переживании и в своей совокупности образуют самочувствие человека.
Влияние психологического настроя на личность может быть двояким:
— стимулирующим (поощряющим);
— тормозящим (подавляющим творческую инициативу, активность и энергию личности, развертывание ее потенциалов) [4].
РАЗДЕЛ ІІ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ САМОЧУВСТВИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Методы проведения исследования
Группа методов, позволяющих оценивать преимущественно умственную работоспособность, относительно многочисленна. Она включает ряд тестов, по результатам, выполнения которых можно составить представление о динамике работоспособности по колебаниям психофизиологических функций обследуемого.
Тесты, которые мы опишем ниже, имеют место действительности только потому, что мы их проводили в разное время суток и работы участников эксперимента. Мы исследовали внимание, способности человека к оценке времени, памяти, динамики нервных процессов.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
С целью углубления вышеприведенного теоретического анализа, нами было проведено следующее эмпирическое исследование влияния самочувствия на показатели умственной работоспособности.
Объект исследования – факторы, влияющие на умственную работоспособность.
Предмет исследования − самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.
Цель исследования – теоретически изучить самочувствие как один из показателей умственной работоспособности.
Задачи исследования:
- Дать определение понятию «умственная работоспособность».
- Выявить факторы и показатели умственной работоспособности.
- Охарактеризовать условия эффективной умственной работоспособности.
- Проанализировать понятие самочувствия в психологической науке.
- выявить дальнейшие перспективы исследования.
Оценка школьной мотивации учащихся младших классов
Для оценки школьной мотивации у учащихся проводилась анкета «Расскажи о школе», которая для учащихся 1 класса заполнялась родителями по ответам ребёнка.
Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 — 30 баллов — высокая школьная мотивация;
20 — 24 балла — хорошая школьная мотивация;
15 — 19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
10 — 14 баллов — низкая школьная мотивация;
Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе. По результатам ответов была составлена сводная таблица (таблица 1).
Определение адаптоспособности и биоритмического состояния
Определение длительности индивидуальной минуты Длительность индивидуальной минуты (ИМ) является одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов.
У здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма.
У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени.
У лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0 — 46,2с.
У хорошо адаптирующихся — 62,90 — 69,71с. (Н.И. Моисеева, 1991; Л.И. Губарева, А.А. Колесникова, 1995) [7].
ИМ имеет циркасептальный ритм — её величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу. По величине ИМ можно судить также о наступлении утомления у учащихся.
Длительность ИМ определяется по методу Халберга (1969).
Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счёт секунд про себя (от 1 до 60) [13, с. 5-35].
Цифру 60 испытуемый произносит в слух. Истинное время фиксируется с помощью секундомера. Для надёжности определяем ИМ 2 — 3 раза и рассчитываем среднюю величину. Если ребёнок не умеет считать до 60, то ему показываем ход секундной стрелки на часах и предлагаем посчитать 10 секунд (соответственно на секундомере также фиксируем 10 сек).
Полученный результат умножаем на 6 и заносим в таблицу.
«Умственная работоспособность по Крепелину»
Задача исследования: изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе. Этот метод был предложен Э. Крепелином для исследования волевого усилия, упражняемости при умственной работе. При применении метода до после трудового задания он может служить способом оценки его утомляемости.
Оборудование: печатные бланки, секундомер.
Порядок исследования и инструкция испытуемому.
Может проводиться индивидуально и с группой.
«Когда я дам команду «Начинайте!», Вы насколько возможно быстрее, но без ошибок начните складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Понятно? Каждый раз, когда я буду говорить «Черта», Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить вертикальную черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп». Переверните лист».
Дать команду «Начинайте!». Пустить секундомер и потом, каждые 15 секунд, говорить: «Черта!». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер
Здесь речь идет не только о попытке объяснения выявленных психологических закономерностей, но, прежде всего, о выборе подхода, с точки зрения которого возможно интерпретировать полученные данные и включить их в общую систему психологических знаний.
Итак, дав общую характеристику методологии нашего исследования и обозначив его основные этапы, приступим теперь к описанию основных данных констатирующего эксперимента.
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Практическое исследование проходило на базе «Одесская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №122».
Согласно цели исследования, — теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании психолого-педагогических условий развития влияния самочувствия на показатели умственной работоспособности младших школьников в условиях школы — в исследовании фигурирует две выборки: контрольная и экспериментальная.
Нами было обследовано
Перейдем к описанию данных, полученных нами в процессе констатирующего этапа исследования.
Анкета «Расскажи о школе», которая для учащихся 1 класса заполнялась родителями по ответам ребёнка
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных отметок:
— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;
— нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.
— Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:
Результаты анкеты «Расскажи о школе» Таблица 2.1
№ вопроса |
Учащиеся 1-А |
Кол-во ответов |
Учащиеся 1-Б |
Кол-во ответов |
1 |
1 |
4 |
3 |
5 |
2 |
0 |
5 |
1 |
4 |
3 |
1 |
5 |
0 |
4 |
4 |
3 |
6 |
1 |
3 |
5 |
0 |
5 |
3 |
5 |
6 |
1 |
6 |
3 |
6 |
7 |
3 |
5 |
1 |
5 |
8 |
1 |
3 |
0 |
5 |
9 |
1 |
5 |
3 |
5 |
10 |
3 |
4 |
1 |
6 |
Анализируя данную методику учащихся 1-А класса можем сказать, что:
— Положительное отношение к школе наблюдается у 15 учащихся;
— Нейтральный ответ дали 23 учащихся;
— Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации – 10 учащихся.
Ответы учащихся 1-Б показали нам такие результаты:
— Положительное отношение к школе наблюдается у 21 учащегося;
— Нейтральный ответ дали 18 учащихся;
— Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации – 9 учащихся.
Полученные данные говорят нам о том, у испытуемых обоих классов преобладает положительное отношение к школе и высокая мотивация. Это может говорить о том, что для первоклассников мотивация учебной деятельности стоит сейчас на первом месте в уроне познавательных интересов.
Определение адаптоспособности и биоритмического состояния
Определение длительности индивидуальной минуты Длительность индивидуальной минуты (ИМ) является одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов.
У здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма.
У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени.
У лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0 — 46,2с.
У хорошо адаптирующихся — 62,90 — 69,71с
Критерии индивидуальной минуты по классам Таблица 2.2
|
Учащиеся 1-А |
Учащиеся 1-Б |
Высокие с-ти к адаптации |
10 |
22 |
Невысокие с-ти к адаптации |
15 |
12 |
Хорошо адаптирующиеся |
23 |
14 |
Из представленных результатов данного исследования мы видим, что у учащихся 1-А класса высокие показатели склонности к адаптации имеют 10 учеников, невысокие склонности к адаптации – 15 учеников, хорошо адаптирующиеся-23учеников.
Исследование по 1-А классу говорит нам о том, что адаптация к обучению в классе находиться на среднем уровне.
Результаты по 1-Б – высокие показатели у 22 испытуемых, это большинство группы что говорит о высокой адаптации индивидуальной минуты. Данные исследования говорят нам о том, что адаптация индивидуальной минуты находиться на высоком уровне.
«Умственная работоспособность по Крепелину»
При наблюдении и опросе мы уточнили реакцию на монотонность работы, степень усталости и необходимую степень волевого усилия.
Учитывалось, что мешало работе.
Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок.
Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скорость или точность работы.
Мы объединили участников в группы, и дети работали «все как один», то есть при изучении работоспособности мы тренировали командообразование у учащихся начальной школы.
Результаты ответов
1-А
Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность работы, довольно спокойная. Усталость не проявлялась, волевое усилие понадобилось на минимуме.
Ошибок испытуемые не допустили, все отработано точно, без осложнений. Во время сигнала «Черта» испытуемые (большинство) иногда терялись, но с помощью минимального волевого усилия, приводили в порядок мысли.
Сравним продуктивность за второй и последний 15 секундный интервал. Во втором 15 секундном интервале, испытуемые решили 7 примеров, а в последнем 12. Можно сказать, что во время работы она набирала темп, хотя он иногда обрывался. Возможно, это можно объяснить, растерянности при каждом сигнале о «черте».
Работоспособность у испытуемых довольно высокая, правда немного не собранная, установка испытуемых была, как и на скорость, так и на точность работы.
1-Б
Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность была не совсем спокойной, но испытуемые понимали необходимость проведения эксперимента.
Но по ходу работы, испытуемые уже без усилия работали над экспериментом. Ошибку испытуемые совершил одну, число пар составляемых в 15 секунд, было незначительно, в связи с этим можно предположить, что испытуемые дали установку себе на точность работы. Во время самой работы, испытуемые, помогали себе в решении, проговаривая в слух числа и результат своего решения.
Сравнение испытуемых 2-х классов:
У 1-А ни одной ошибки, скорость решения высокая, и поэтому выявлена высокая работоспособность. А у 1-Б присутствует ошибка (скорее всего от не внимательности), низкая скорость решения, и поэтому можно сказать (в связи с тем, что только одна ошибка) у детей 1-Б средняя степень работоспособности. Возможно, это связано с разницей в возрасте у детей 1-1,5 года.
Результатом нашего исследования будет то, что влияние самочувствия детей на показатели умственной работоспособности имеют непосредственное значение.
Данная возрастная категория характеризуется тем, что имеет высокую мотивационную направленность на обучение в школе, в результате этого, энергии тратиться много на все школьные процессы, и детский организм может дать сбой. В свою очередь, когда это происходит, ребенок становиться не трудоспособным.
Исследование показало то, что выборка наших детей 1-А и 1-Б классы имели полный состав, то есть была высокая работоспособность, в результате этого были получены результаты, которые описаны выше.
ВЫВОДЫ
В результате изучения самочувствия как одного из показателей умственной работоспособности было установлено что резкая утомляемость организма может проявляться неправильным чередованием в течении дня учебной и трудовой деятельности.
Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.
Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент жизни человека работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.
Анализируя вышесказанное, мы можем сказать, что теоретическая часть курсовой работы была изучена и описана в полном объеме, были выявлены факторы и показатели умственной работоспособности.
Были охарактеризованы условия эффективной умственной работоспособности.
Проведенное нами исследование говорит о том, что данная возрастная категория имеет высокую мотивационную направленность на обучение в школе, в результате этого, энергии тратиться много на все школьные процессы, и детский организм может дать сбой. В свою очередь, когда это происходит, ребенок становиться не трудоспособным.
Исследование показало то, что выборка наших детей 1-А и 1-Б классы имели полный состав, то есть была высокая работоспособность, в результате этого были получены результаты, которые описаны выше.
Делая вывод можно сказать что поставленная цель и намеченные результаты были выполнены в полном объеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаджанян н.А. Ваша работоспособность сегодня. М.: Советская Россия 1978. — 88с
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания\\ Б. Г. Ананьев. — М.- Воронеж, 1996
- Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик. – 2-изд., перераб, и доп. – Москва: Медицина, 1990. – 192 с. – На рус. яз.
- Безруких М., Ефимова С. Кто живет по режиму – в школе не устает // Здоровье детей\М. безруких, С. Ефимова. – 2000. — № 43-44. – С.16-17
- Барская, О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: автореф. дисс. / О. Л. Барская с. 20-21
- Вера Степановна Макеева, Управление работоспособностью человека в различных условиях внешней среды\\ В. С. Макеева, 2013. — Академия безопасности и выживания, 2013
- Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека\\ В. К. Вилюс. — М., 1990
- Губарева Л.И., Колесникова А.А Моисеева Н.И. Индивидуальная минута как показатель адаптации\\ Л.И. Губарева, А.А. Колесникова, Н.И. Моисеева. — Л.: Лениздат, 1991
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения\\ А. Б. Добрович. – М., «Педагогика» 1987
- Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1987
- Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред. Л.М. Крыловой. МГСУ, 1997
- Ревилла М. и другие, Мониторинг хроноосферы для познания себя и окружающей среды\\ Геофизичекая среда и биосфера\\ М. Ревилла. — 2013. Т. 12, №4, с. 5-35
-
Секреты бодрости: Как восстановить работоспособность [Текст] / а. Ф. Синяков. — м.: тоо «ксп», 1995. — 208с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям\\ В.А. Сухомлинский. – Киев, 1971
-
Толковый словарь русского языка. С.И. Ожогов, н.Ю. Шведова м.: 1994. — 960с.
- Уледов А.К. — Общественная психология и идеология\\ А.К. Уледов. — Мысль, 1985, 272 с.
- Халберг Ф., Корнелиссен Ж., Отсука К., Ватанабе И., Бити Л., Гумарова Л.,
- http://text.tr200.biz/referat_fizkuljtura_i_sport/?referat=550367&page=1
- http://www.q02.ru/trub/r/593/index.html
- http://studopedia.net/11_129679_rabotosposobnost-detey-i-podrostkov.html