Эволюция идеи гражданского общества:

  1. Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д. Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность.  предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.
  2. Категории – это наиболее общие понятия, посредством которых выражаются законы. Ключевыми категориями в политике являются политика, политическая власть, политические отношения, политическая система общества, государство, политическая партия, политическая культура, политическая идеология.

Политология как наука выполняет следующие функции.

1. Методологическая функция заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. 2. Описательная функция предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. 3. Объяснительная функция – поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни. 4. Прогностическая функция – выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. 5. Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого результата. 6. Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы. 7. Мировоззренческая и тесно связанная с ней образовательно-воспитательная функция, призваны формировать политическое сознание и политическую культуру граждан.

3 стр., 1422 слов

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими

В 2015/2016 учебном году Законодательство Республики Беларусь, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и состоит из Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ...

  1. Политика (от греческого «Πολιτική», что означает «искусство управления») — это вид деятельности, направленный на урегулирование отношений между различными социальными группами с целью определения задач, форм и содержания государственной деятельности.  Политика является неотъемлемой частью жизни современного общества и обладает сложной, многомерной структурой, которую можно рассматривать на уровне субъектов. 
  2. Конфуций. Фундаментальную роль в истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551—479 гг. до н. э.).

    Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (Беседы и высказывания), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: “темные люди”, “простолюдины“, “низкие”, “младшие” должны подчиняться “благородным мужам“, “лучшим”, “высшим”, “старшим”. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

  3. Легизм. Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

    Ряд глав трактата написан самим Гун-сунь Яном (390—338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361— 338 гг. до н. э.).

    Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов». В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, — жестоких законов) их можно подчинить желательному «порядку». Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими». Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности (система тотальной взаимослежки).

    30 стр., 14824 слов

    Идеалистическая школа конфликтологии: взгляды Конфуция, Платона, Аристотеля.

    ... уважать старших, как собственных родителей. Третье сословие - производители и ремесленники ("демиурги") - отстранены от управления государством. На них не распространяются ограничения (или ... в условии кризиса. Даже война должна вестись по определённым законам бесконфликтного развития. Платон: Платон исходил из того, что мир двойствен. Миру вещей или ...

    Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.).

    (Хань Фэй (III в. до н. э.) выступал за дополнение законов искусством управления. ) В целом уже ко II в. до н. э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства.

  4. Платон (427–347 гг. до н. э.) — ученик Сократа и создатель системы объективного идеализма, разработал рациональную модель идеального государства. Платон является автором свыше 30 философских диалогов, а также трудов «Государство», «Политик», «Законы».Полагая, что в мире идей существует совершенное по своей природе и неизменное государство, Платон пытается его обосновать теоретически и воплотить в реальности. Базовым тезисом Платона было то, что идеальное государство должно соответствовать природе человека, которую он попытался выразить через структуру человеческой души. Душа по Платону состоит из трех частей: разумной (мудрость), яростной (мужество) и вожделеющей (умеренность).

    Каждой из этих частей человеческой души соответствует определенное сословие: разумная – сословие правителей (состоящее из философов, ученых: «Цари должны философствовать, а философы – править»); яростная – сословие воинов, вожделеющая – сословие крестьян и ремесленников. Каждое из этих сословий должно выполнять функции, соответствующие их природе – правители должны управлять обществом, воины – защищать его, а крестьяне и ремесленники — производить материальные блага. Возникает необходимость в идеологии, которая в трудах Платона названа мифами. Именно мифы призваны объяснить людям, что все они братья, но боги, производя их на свет из глины, одним подмешали золото, и они стали правителями, другим – серебро, и из них получились воины, а третьим – железо, и так появились торговцы, крестьяне и ремесленники. Платон подробно описывает жизнь правителей и воинов, от которых в принципе и зависит судьба государства. Для того, чтобы правящее сословие было сплоченным, Платон предлагает для него особый образ жизни. Представителей правящего сословия (философов и воинов) он предложил освободить от собственности и семьи. В идеальном государстве Платона предполагалась строгая цензура над мыслями людей. Свою философию он провозглашал единственно верной, спасительной. Все остальные варианты поиска правды, истины и справедливости обрекались на запрет. Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Сицилии. Однако все эти попытки не увенчались успехом.

  5. Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

    5 стр., 2143 слов

    Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

    Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ивановский Государственный энергетический университет им. В.И. Ленина” Контрольная работа По курсу «Право» Вариант №2 Выполнил: Студент гр. 2-75 Беляев А.Н. Иваново 2014. Задача на тему гражданские и семейные правоотношения: Петров продал Еремееву пишущую машинку ...

    В отличие от Платона, он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком устройстве, которое было бы приемлемым для большинства граждан. Главное политическое произведение Аристотеля – «Политика», в котором происхождение и существование государства объясняется естественной потребностью людей общаться, взаимодействовать, помогать друг другу. Государства, по мнению Аристотеля, отличаются между собой формой организации власти. Проделав огромнейшую работу – проанализировав и обобщив знания о 158 городах–государствах – Аристотель выделил шесть основных форм управления. В основу его типологии были положены три критерия: количественный (государства различаются в зависимости от количества властвующих лиц: один человек, небольшое количество или много людей); качественный (т.е. в чьих интересах осуществляется власть – в общих или частных); имущественный (т.е. правят богатые или бедные).Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей.

    14 стр., 6584 слов

    Содержание теорий происхождения государства

    ... народа и не от кого-либо. Право собственности на землю - первооснова господства над территорией. Именно из права владения землёй власть автоматически распространяется и на ... перехода к государственности. 1.2 Пути образования государства и основные составляющие его звенья государство собственность власть патриархальный В эпоху советской власти, когда господствовала марксистско-ленинская идеология, в ...

    Правильными он считал царскую власть (правление одного наилучшего для всеобщей пользы), аристократию (власть лучших в интересах общества), политию (власть большинства в интересах общей пользы); неправильными  демократию (поскольку тут выдвигается принцип равенства во всем и государством правит неорганизованное большинство), олигархию (форма власти богатого меньшинства, основанная на неравенстве во всем) и тиранию (власть тут осуществляется деспотично, тиран правит всем).

  6. Марк Туллий Цицерон (106–43 г. до н. э.), развивая идеи Аристотеля, утверждал, что люди от природы наделены богами врожденной тягой к общению. Государство также возникает природным путем – на основе семьи. Он полагал, что государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. Его политические и правовые взгляды изложены в трех сочинениях – «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». В отличие от Платона и Аристотеля, считавших, что государство и естественное право неотделимы, Цицерон утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом – государство и писаный закон. Изучал Цицерон и формы государственного правления в поисках наилучшего варианта. В зависимости от численности тех, кто управляет государством, он выделил три простые формы правления: монархию (царскую власть), аристократию (власть оптиматов), демократию (власть народа).

    Все эти формы несовершенны, но приемлемы. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При этом демократию Цицерон ставил на последнее место, отдавая предпочтение царской власти.

  7. Августин Блаженный (354-430 гг.) — внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “Град Божий” — церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” — созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом “земного града” является для Августина “христианское государство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

Фома Аквинский (1226-1274 гг.) виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”.

7 стр., 3093 слов

Забота государства о престарелых людях 2

Социальноеобслуживание пожилых граждан.         Социальное обслуживание включает в себявсё то что получает  пожилой инетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх пенсии.Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы,связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособнымгражданам, ...

Он признавал его положительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью. Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла. Он исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы.

  1. 9 вопрос тоже сюда. Жана Бодена (1530—1596).

    Эту концепцию, остающуюся до настоящего времени в центре политических, дискуссий и политической практики, он изложил в трактате «Шесть книг о государстве».Ж- Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это — постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми..Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

  2. Томас Гоббс свое политическое учение изло­жил в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиа­фан, или материя, форма и власть государства церковного и граж­данского». Верховная власть и независимость светского государ­ства — основные идеи его политического учения. Признавая толь­ко три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божествен­ного происхождения власти и утверждал, что источником коро­левской власти является общественный договор.

    14 стр., 6624 слов

    Государство и гражданское общество

    ... случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. ... Законодательная власть - высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, ...

    Государство — человеческое, а не божественное установление. В учении Т. Гоб- бса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная («общественный договор») и консервативная («приоритет монар­ха и обеспечение свободы»).Сильное государство — средство избавления от человечес­ких недостатков. Настаивая на том, что монарх не имеет отноше­ния к общественному договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, Гоббс был против разделения власти. Воля государя — высший закон, и необходимо подчиняться ему.

Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конститу­ционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал поня­тия «личность», «общество», «государство». Локк считал, что го­сударство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчи­няется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собствен­ности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности. Необеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Госу­дарство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитетаВ естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными. Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты». Выход из такого положения, инспирированный доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, и ради выгоды нескольких честолюбивцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».Неравенство частной собственности, дополненной политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.В противовес такому порочному обществу Руссо развивает свою концепцию «создания политического организма как подлинного договора между народом и правителем».

При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека в гражданина, он видит в такой «ассоциации, которая защищает и ограждает всею общей силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».

  1. Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни.  Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека.  . Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю.Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда «Кутадгу билиг» (Благодатное знание).

    Морально-этическая проблема в изложении Ю.Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных. 

  2. ???
  3. В США политическая наука формируется первоначально как специальная университетская (в отличие от других стран) учебная дисциплина. В начале своего развития американская политическая наука находилась под значительным влиянием подходов, выработанных юридической и исторической науками. Однако постепенно американская политология сосредоточилась на конкретно-эмпирических исследованиях деятельности правительственных институтов и политического поведения людей. В политологии США появилось немало работ, в которых активно используются социологические понятия и количественные методы анализа; политология обогащалась также за счет достижений психологии.

Начало становления политической науки во Франции связывают с 1871 г., когда в Париже была создана частная Свободная Школа политических наук. Значительную роль в развитии политической науки во Франции сыграли факультеты права в университетах. Многие французские правоведы считали, что политическая наука есть не более чем конституционное право. Поэтому во Франции широкое распространение получил юридический подход к анализу политических явлений. Основатели этого подхода – Л. Дюги и М. Ориу, автор таких произведений, как “Принципы публичного права” (1910 г.) и “Элементарный учебник по конституционному праву” (1925 г.).

Политическая наука в Англии получила свое признание в конце XIX – первой половине XX в. В 1895 г. при Лондонском университете была образована Школа экономики и политической науки. Английская политическая наука занимается и другими областями исследований, в частности историей политических идей.

  1. ???
  2.  Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Теологическая концепция власти. Всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи –– исполнители божественной воли. По своей сущности власть является божественным установлением. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе.

Биологическая концепция власти. Власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека. Агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи. Ф. Ницше утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению.

Бихевиористская концепция власти. Властные отношения вытекают из природы человека, его естественных свойств. Человек рассматривается как животное, в основе поступков и действий которого лежит неосознанное стремление к власти. Стремление подчинить своей воле других индивидов проявляется в политической активности.

Психоаналитическая концепция власти. Власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что в человеческой психике появляется особая установка. В политической деятельности существует доминирование иррационального.

Мифологическая концепция власти. Обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическом превосходстве над другими людьми.  Для придания законности своим властным притязаниям они использовали мифы о божественном характере власти и об общественной воле.

Структурно-функциональная концепция власти. Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями. Социальная роль определяет стиль ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе. Данная трактовка власти вытекает из общей теории действия, согласно которой каждый элемент общества выполняет определенные функции для поддержания его жизнеспособности. Власть предписывает субъектам выполнять обязанности и мобилизует ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти. Власть рассматривается как отношение господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Экономическое неравенство включает в себя профессиональные, этнические, половозрастные, региональные и культурные различия.

Дуалистическая концепция власти. Власть необходимо отличать от господства. Внутри власти выделяются два элемента: материальное принуждение и убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение законно и справедливо. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Источниками власти служат насилие и верования субъектов политического процесса.

  1. Легитимность — политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. 

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную, опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную, проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к этому последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую, которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую (онтология — учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.
  1. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.  Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.  Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов» . Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов» .  Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
  2. Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.  Любая система имеет следующие характеристики: • состоит из многих частей • части составляют единое целое • система имеет границы

Politologia_RK — Стр 2

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.  Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации.Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.  Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).  Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения. 

  1. Государство является стержневым элементом и главным управляющим центром политической системы. Именно во­круг государства объединяются другие политические инсти­туты, разнообразные политические силы, что обусловлено его отличительными признаками. Во-первых, государство выступает в качестве официаль­ного представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. Во-вторых, государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией. Государственная власть вопло­щается в деятельности государственного аппарата, представ­ляющего собой разветвленную систему государственных ор­ганов, учреждений, должностных лиц, посредством которых осуществляется политическая власть и управление общест­вом. Государственные органы (законодательные, исполни­тельные, судебные) наделены властными полномочиями, т. е. правом принимать решения от имени государства. Каж­дый орган имеет вспомогательный аппарат, в котором рабо­тает многочисленный слой чиновников-профессионалов (чин — служебное звание в государственном аппарате).

    Они оказывают содействие в осуществлении властных полномо­чий, а также услуги населению. В-третьих, государство обладает суверенитетом, т. е. вер­ховенством внутри страны (внутренний суверенитет) и неза­висимостью в отношении с другими странами (внешний суверенитет). Внутренний суверенитет означает, что государ­ственная власть является высшей властью. Внешний суверенитет включает такие принципы, как неприкосновенность территориальных гра­ниц, недопущение вмешательства во внутренние дела своей страны других государств. В-четвертых, государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы.

  2. Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к «ужасающему деспотизму» (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя — органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. 

5. Взаимная ответственность государства и личности:личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Правовая культура граждан — знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее «правовому нигилизму» (вера в право силы и неверие в силу права).

  1. Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; 

Основное содержание гражданского общества сводится к: разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную; связанность государства и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности; эффективных форм контроля над выполнением закона; взаимной ответственности государства и личности; отделения идеологии от государства.

  1. Национальная политика — составная часть политической деятельности государства, призванная регулировать межэтнические отношения в различных сферах жизни общества.В ее основе — уважительное отношение к людям всех этносов, формирование толерантности, установка на сотрудничество и сближение. Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от этнической принадлежности. Национальная политика призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех этносов и каждого человека в отдельности. Смысл национальной политики — максимально согласовывать интересы разных этносов, реализовывать их с позиций уважения к каждому этносу, каждому человеку. Важная задача национальной политики — предупреждать возможные конфликты на этнической почве.
  2. Казахстан — уникальное государство в среде мирового сообщества. Полиэтническое и поликонфессиональное общество Республики показывает всему миру пример народного единства и сплочённости, успешного взаимодействия разных этнических групп. Главный принцип государственной национальной политики — это дружественное взаимодействие этнических групп и конфессий на принципах взаимоуважения и взаимной ответственности, сохраняя свою уникальность и самобытность. Государственным идеалом в сфере этно-конфессиональных взаимоотношений является направление на сохранение самобытной культуры каждого этноса, неприкосновенности традиционных устоев веры и морали, что совершенно не означает стремления к созданию унифицированной культуры. На протяжении более двадцати лет независимости Казахстан успешно показывает всему миру возможность плодотворного взаимодействия носителей разных культур, представителей разных этносов и конфессий. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.
  3. Возникновение гражданского общества относится к XVII-XVIII векам. В это время на смену феодальному обществу с его регламентированием многих сторон жизни, сословно-кастовой системой, открыто выражавшей и закреплявшей социальное неравенство, приходит буржуазное общество. Его основой является юридически свободный индивид. Ликвидируется сословное неравенство и законодательно закрепляется юридическое равенство людей на основе наделения их правами и свободами. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

Начинается процесс обособления различных сфер общества, прежде всего социально-экономической, от всеохватывающей государственной власти. Это выразилось в появлении слоя самостоятельных товаропроизводителей, частного предпринимательства. Частная собственность, по мнению многих философов (например, Гегеля, русского философа И. А.Ильина) и политологов, является экономической основой гражданского общества. Наличие частной собственности обеспечивает реализацию прав и свобод человека (личных, политических, экономических, социальных, духовных).

Эволюция идеи гражданского общества:

АнтичностьАнтичные мыслители понятием «политическое» охватывали все важнейшие сферы жизни общества: религию, семью, образование, культуру, искусство и т. д. Быть членом общества означало быть гражданином и действовать согласно его законам, не принося вреда окружающим.

Средние векаВ Средние века такие институты человеческого общества, как семья, собственность, труд и др., приобрели статус элементов государства. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной и религиозной сфер жизни общества. В свою очередь, общество составляло неразрывное целое с государством, т. е. с политической сферой. Судьба каждого человека неразрывно связана с группой, организацией, например крепостное право с сохранением сельской общины. 

Новое время Эпоха Нового времени ознаменовала собой процесс формирования идеи о личности с особыми неотъемлемыми правами, свободами и интересами, которые могут не совпадать с интересами государства. Появляется осознание противоречий и конфликтов между обществом и государством, формируются институты, ценности и отношения гражданского общества. Мыслители Нового времени открыли личность и осознали неизбежность вечного конфликта личности и общества.

XVIII–XIX вв.Ко второй половине XVIII–XIX вв. происходит формирование капиталистической системы с такими ее основополагающими элементами, как частная собственность, рыночная экономика, представительно-парламентская демократия и правовое государство. Осуществляется разграничение между социальной и политической целями, экономическими, социальными и политическими функциями.

  1. Функции социального государства

Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья людей;

Поддержка семьи, материнства, детства;

Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

Поощрение благотворительной деятельности;

Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

Борьба с безработицей.

  1. Идея построения гражданского общества стала одним из приоритетных направлений государственной стратегии реформ, основу которой составляет программа демократизации и политических реформ, предложенная Президентом страны.  Основополагающими принципами гражданского общества в Казахстане стали признание идеологического и политического многообразия, отделение государственных и общественных институтов. Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения, основных прав и свобод человека. Руководством страны проводится последовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни, совершенствование выборного законодательства, обеспечение свободы средств массовой информации. Особенностью развития гражданского общества в Казахстане  было почти полное отсутствие его реальных основ.  Необходимо было создать условия  для возникновения  и дальнейшего формирования  гражданского общества с учётом опыта других стран, а так же конкретно – исторических особенностей развития нашей страны.Сразу после провозглашения независимости был принят ряд законов о приватизации и разгосударствлении, также законы о частной собственности., Именно частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества. и  делает существование гражданского общества необходимым.Введение частной собственности привело к развитию свободной рыночной экономики, реализующую права и свободы граждан в экономической сфере жизнедеятельности общества.Происшедшие события привели к возникновению в обществе  многочисленных, разнообразных интересов, удовлетворение которых было возможно только через дальнейшее развитие институтов гражданского общества.Развитие частной собственности и рыночных  отношений, сделало гражданское общество необходимым. В стране возникли многочисленные организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Экономические, политические, юридические основы формирования гражданского общества в Казахстане зафиксированы в ее Конституции. Становление гражданского общества в Казахстане вызвало в жизни новые тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых организаций и объединений.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  1. организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
  • культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
  • нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
  • коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
  • функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
  • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  • Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  1. Теологическое. В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.

Антропологическое. Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).

Биологическое. Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал — таких, к примеру, как агрессивность, инстинкт самосохранения, борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц, в частности, увязывал с феноменом агрессивностивойны, революции и другие конфликты, имеющие место в жизни общества.

Психологическое. Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики. В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд, ассоциировавший природу политики сбессознательным.

Социальное. Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего — по мере роста его сложности и развития социальной стратификации. В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция, которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом.

сущность политики может быть раскрыта через три взаимосвязанных и дополняющих друг друга определения.

Политика — это деятельность, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Политика — это искусство управления государством, деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития с помощью институтов государственной власти.

Политика — это способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, не исключающий конфликты, а предполагающий их умелое разрешение.

  1. События августа и декабря 1991 года — несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Вследствие этого Казахстан, как и абсолютное большинство постсоветских республик, пошел по пути этатизма и строительства этнократического президентского государства.  После распада СССР Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев автоматически стал Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией. По объему своих реальных полномочий Президент Республики Казахстан получил совершенно неограниченные властные полномочия, которые намного превосходят власть Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, обладавший огромной властью.  В последующее время в Казахстане со стороны Нурсултана Назарбаева предпринимаются различные тактические приемы по укреплению института президентской власти. Уже в апреле 1992 г. президент Н.Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства…