Стихийное массовое поведение: понятия, социальный феномен и предмет исследования

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Эссе по социологии на тему:

«Массовое поведение и проблемы толпы»

Выполнила:

студентка 1-го курса

факультета менеджмент

группы 123

Ендальцева Анна

Проверили:

Сорвин К.В.

Андреев А.Н.

Москва

2013

Оглавление:

Стихийное массовое поведение: понятия, социальный феномен и предмет исследования 4

Виды социальных групп 7

Толпа 9

Механизмы образования и поведения толпы 11

Виды толпы 13

Приемы управления и психологическое воздействие в толпе 15

Заключение 21

Список литературы: 22

Введение

В толпе, как и в других скоплениях людей, существуют определенные формы общения и управления. Говорить о человеке в толпе можно много, но основным моментом, который хотелось бы отметить — это поведение человека в толпе. Человек в толпе, превращается в саму толпу, человеком начинает двигать не что иное, как стадное чувство. Человек теряет своё определение, как личность и им движут животные инстинкты, инстинкт самосохранения. Это оправдано, поскольку именно этот инстинкт позволяет отдельно взятому человеку выжить в экстремальных для него условиях. Именно этот инстинкт позволяет человеку не начать движение против или поперёк толпы, но так происходит далеко не всегда. Иногда этот инстинкт может повести человека по направлению, противоположному движению толпы. И как это не прискорбно, в большинстве случаев, такие «повороты» заканчиваются летально.

Стихийное массовое поведение (англ.-collection behavior) — несколько расплывчатый термин, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовые явления».

3 стр., 1010 слов

Массовые стихийные явления как социальный феномен

... века по психологии массового стихийного поведения появились работы Габриэля Тарда (1843- 1904 гг) – 1902 г. И Зигмунда Фрейда. Габриэль Тард в описании феномена толпы исходил из ... Михайловский Фрейд писал об активизации животных инстинктов и гипертрофированной актуализации базовых потребностей в толпе (стяжательская, вакханальная, агрессивная толпы) и рост энергии либидо. Рассуждения: Стремление в ...

Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие признаки: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность, т.е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения. Систематическое изучение таких феноменов началось во второй половине 19 века. В различных странах Западной Европы независимо сложились две научные школы: немецкая психология народов и французско-итальянская психология масс.

Надвигалась эпоха борьбы за передел мира, немецкие лингвисты и этнографы приступили к структурному исследованию языков, культуры и мифологии первобытных народов, стремясь выявить психологические особенности, национальный дух и «коллективную бессознательность».

Французскую политическую элиту к тому времени гораздо больше волновало нараставшее в стране революционное движение. Поэтому интерес ученных концентрировался на свойствах толпы, механизмах коллективной агрессии и т.д. Задачи состояли в том, чтобы доказать антисоциальные, антигуманные и деструктивную сущность человеческой массы как таковой (в их текстах понятие «масса» и «толпа» еще синонимичны), а во-вторых обеспечить инструментарий для действенных манипуляций[1].

Подобные исследования велись и в России. Учреждения, занимающиеся проблемами массового поведения, имелись в Москве. В рамках КГБ, МВД, ЦК КПСС, и, вероятно министерства обороны, имелись такие учреждения, в которых для изучения массового явления требовалось чуть меньше идеологического обращения, поскольку эта работа предназначалась для конкретных инструментальных задач. Так при международном отделе ЦК КПСС существовал тогда еще сильно законспирированный Институт общественных наук для теоретической и практической подготовки зарубежных революционных кадров.

Специфика Института общественных наук определила те­матику работы кафедры. Слушатели, сталкиваясь в своих стра­нах с изощренными приемами манипуляции массовым пове­дением и политическими настроениями, нуждались в знании этих приемов и владении ими. Руководству института и кафед­ры удалось раздобыть через свои каналы разработки, выпол­ненные для американских спецслужб, собрать зарубежную ли­тературу по социальной и политической психологии и, главное, накопить, сконцентрировать и обобщить разнообразный прак­тический опыт[1].

В итоге был подготовлен цельный курс, в котором изучались механизмы и закономерности поведения людей в толпе, зара­жения и распространения слухов, а также эффективные при­емы управления соответствующими процессами и ведения по­литических кампаний. Курс преподавался на протяжении без малого 20 лет, пользовался неизменной популярностью у слу­шателей, последовательно корректировался и обогащался но­вым фактическим материалом. Его практические рекоменда­ции применялись специалистами и слушателями кафедры на обширном географическом и политическом пространстве, от Европы и Африки до Латинской Америки, часто принося ощу­тимые результаты.

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... человека формы повеления называют паттернами. И в ходе консультации, мы анализируя семейные взаимоотношения, составляя ГЕНОГРАММУ, разбираем взаимоотношения, которые существовали и продолжают существовать в семье Устойчивая МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ... чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и ...

Его содержание продолжало обогащаться посредством проведения лекций и семинаров, главными вопросами на которых были воспринимать толпу, как хаос, беспорядок, от­сутствие закономерностей, и неуправляемость, или нет.

На этих семинарах, ученые на разнообразном материале показали, что все не столь однозначно. Хаос и порядок относительны, хаос все­гда по-своему детерминирован и чем хаотичнее система, тем более простым закономерностям она подчиняется, и, тем лег­че ею управлять.

Иллюзия неуправляемости возникает тогда, когда мы с про­стой системой пытаемся обращаться, как со сложной, и наши воздействия оказываются бесполезными. Завзятому горожани­ну трудно понять, как деревенский пастух управляет большим стадом. Государственный деятель растеряется, если ему дове­рить детсадовскую группу, с которой привычно справляется опытная воспитательница. Академик, умело руководящий на­учным коллективом, окажется беспомощным в компании бом­жей, а если он не врач-психиатр, то любой санитар даст ему сто очков вперед в умении работать с соответствующим «контин­гентом» больных. Повторю: простой и глупой системой управ­лять легче (этому меньше надо учиться), чем сложной и умной, для этого требуются более простые приемы, которыми, одна­ко, тоже нужно владеть.

Сказанное имеет прямое отношение к нашему предмету. В толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» (Г. Лебон) и становится доступен для элемен­тарных манипулятивных. воздействий. Поведение толпы кажется процессом, лишенным зако­номерностей и нерегулируемым постольку, поскольку боль­шинство из нас привыкли иметь дело с организованными груп­пами, где уместны рациональные доводы, согласование мнений или хотя бы формальный приказ. В стихийном массовом пове­дении реализуются более примитивные механизмы и законо­мерности. Кто знает о них и обладает необходимыми навыка­ми, способен управлять событиями[1].

Виды социальных групп

Для эффективного управления различными скоплениями людей необходимо понимать социальную структуру и особенности различных видов групп, в которые объединяются люди.

Выделяют несколько видов групп: условные и реальные, постоянные и временные, большие и малые.

Условные группы объединяются по определённому признаку (пол, возраст, профессия, уровень образования и т.п.).

Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что её члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению[2].

3 стр., 1176 слов

Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях

... и удовлетворённостью ими. Решались следующие задачи: проанализировать представления молодых людей о себе, реальных родителях и образах идеальных родителей, определить особенности воспитания, используемого ... полная (с двумя родителями). Всего было исследовано 100 человек. Гипотезы исследования: 1. Представления молодых людей о реальных и идеальных родителях связаны с особенностями их семейного ...

Реальные группы могут быть разделены на большие и малые. К большим по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны — длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие, как классы, этнические группы, нации и другие социальные группы.

Анализ больших социальных групп является необходимым условием для понимания смысла и закономерностей многих социальных процессов.

Малые группы являются одними из интересных объектов социологических исследований. Такой интерес к малым группам обусловлен необходимостью поиска резервов интенсификации различных видов совместной трудовой деятельности в промышленности, воинских подразделениях и т.п., оптимальных методов управления коллективной деятельностью.

В социологии была разработана специальная социологическая теория-теория малых групп. Теория малой группы рассматривает структуру группы и происходящие в ней процессы в социальном контексте, обобщает данные эмпирических исследований, выявляя специфические свойства, закономерности функционирования и развития малых групп в различных сферах общественной жизни.

Предметом теории малых групп являются три аспекта этого социального явления:

1) малые группы как самостоятельные субъекты общественных отношений;

2) малые группы как уровень первичной социальной или первичной социальной структуры, представляющие личную форму общественных отношений;

3) малые группы как социальная микросреда личности.

Несмотря на то, что исследователи делают акцент на различных аспектах малой группы, все они определяют её как собрание индивидов, которые вступают во взаимоотношения друг с другом; число их ограниченно; они идентифицируют себя как члены одной группы; вырабатывают общие нормы и специфическую групповую культуру; у них есть общая цель, которую они оценивают как цель группы.

Таким образом, малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не менее чем из двух человек, вступающих в непосредственные межличностные контакты, имеющих общую цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе[2].

Малые группы делятся на первичные и вторичные группы.

Первичная группа отличается высокой степенью солидарности и глубоко развитым чувством «мы». Характерными чертами являются малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

Толпа

В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армей­ское подразделение или бойцов, организованно штурмующих (равно как и обороняющих) укрепленный пункт, публику, со­бравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бри­гады, работающие на крупной стройке, сотрудников учрежде­ния на плановом профсоюзном собрании и т.д. и т.п.

5 стр., 2497 слов

Организация и социальная группа как объекты управления. Феноменология ...

... скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия). Впервые был зафиксирован в конце XIX ... характерных для некоторого объекта, в данном случае - для малых групп. Кое-какие явления, связанные с малыми группами, мы уже рассматривали раньше. Это явление конформности, формирования и ...

Исходя из выше приведенных соображений, дадим характеристику толпе.

Толпа скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-роле­вой структурой, но связанных между собой общим центром вни­мания и эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками; наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества.

В толпе цели людей всегда одинаковые, но обычно не быва­ют сознательно общими, а при их пересечении возникает ост­рейшее отрицательное взаимодействие.

Поэтому, используя социологические категории агрегата и группы толпу следует отнести к первой катего­рии. Но, разумеется, различие между ними не дискретно. При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных опреде­ленными чертами (этнос, сословие и т.д.) способны осознать единство интересов и объединиться в историческую или поли­тическую общность; наоборот, слаженно действующий соци­альный субъект может раствориться в большем социуме.

В нашем случае, толпа иногда способна структурироваться и приобрести групповое качество, а органи­зованная группа — деградировать в толпу. Иногда ситу­ативная общность сочетает в себе настолько разнородные свой­ства, что не может быть однозначно отнесена к той или иной категории и занимает на шкале «группа — агрегат» промежу­точное положение. Например, очень хорошо организованная массовая демонстрация (вспомним советские праздничные шествия по Красной площади) несет в себе в равной мере при­знаки группы и толпы. Перерождения группы в толпу и обрат­но также относятся к сфере нашего интереса…[1]

Механизмы образования и поведения толпы

Выявлены два основ­ных механизма образования толпы: слухи и эмоциональное кружение или циркуляционная реакция

Представьте себе полный зал, где рассказан очень смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и не слы­шали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобид­ный пример взаимного заражения, который и называют цир­кулярной реакцией.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... там жизнь. Все чувства вибрируют привычно ответно на тонкие воздействия. Хорошо, когда чувства утонченны и внетелесны. Ночь открывает ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что некоторые ...

Есть и более страшные примеры. В XIV веке Европу охватила «черная смерть» — эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождал­ся массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напив­шись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться падали замертво. Итак, циркулярная реакцияэто взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Разумеется, циркулиро­вать может не только веселье, но и, например, скука, к примеру, если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружаю­щие, а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д.[1]

Для лучшего понимания того, что такое циркулярная реак­ция, целесообразно сравнить ее с коммуникацией. При коммуникации имеет место та или иная степень взаимного понимания, интер­претации текста, участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случаев каждый остается самостоятель­ной личностью. Человеческая индивидуальность формируется в коммуникационных связях и во многом зависит от многооб­разия смысловых каналов, в которые человек включен.

Наоборот, эмоциональное кружение стирает индивидуаль­ные различия. Ситуативно снижается роль личностного опы­та, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смыс­ла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все».

«Сознательная личность исчезает, — писал по этому поводу Г. Лебон, — причем чувства всех отдельных единиц, образую­щих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направ­ление». Поэтому «в толпе может происходить только накопле­ние глупости, а не ума».

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повы­шается восприимчивость к импульсам, источник которых нахо­дится внутри толпы и одновременно снижается восприимчивость к импульсом извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воз­действовать на массу логическими аргументами может оказать­ся несвоевременной и просто опасной. Здесь необходимы дру­гие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться от толпы подальше.

Циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негатив­ным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприя­тие и групповое действие: совместный просмотр спектакля и даже фильма, дружеское застолье, боевую атаку (с криками» Ура!», воинственным визгом и прочими атрибутами), деловое или партийное собрание и т.д. и т.п. В жизнедеятельности пер­вобытных племен процессы взаимного заражения перед сра­жением или охотой выполняли важнейшую роль. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определен­ной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению ин­тегральной эффективности группы, но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа вырож­дается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все легче под­верженной иррациональным манипуляциям.

5 стр., 2063 слов

Реферат на тему: «Особенности психологического воздействия на людей»

... «Московский университет», 1890. – 72 с. 16 Введение3 Способы психологического воздействия 4 Психологическое воздействие 4 1. Заражение 4 2. Внушение 5 3. Убеждение 7 4. Подражание 9 5. Слухи ... сказал, что теперь его собеседникам очевидно, что такое искусство. 2.3. Поведенческое внушение При попадании человека в толпу, охваченную паникой, через определённый период он начинает вести себя ...

Виды толпы

Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответ­ствующими подвидами.

Окказиональная толпа (от англ. occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное про­исшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного мас­сового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села. Тем не менее, приведу пару иллюстраций.

Конвенциональная толпа (от англ. convention условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петуши­ные или собачьи бои, боксерский или футбольный матч, ми­тинг, концерт рок группы и т.д. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры готовы следовать оп­ределенным условностям, но не следует путать конвенциональную тол­пу с публикой, собравшейся в драматическом, оперном театре, в консерватории и прочее.

На концерт, скажем, симфонического оркестра и рока люди приходят с разными установками. Конечно, если во время симфонического концерта в здании начнется сильный пожар или взорвется заложенная террорис­тами бомба, может возникнуть массовая паника. Но такая веро­ятность обычно невелика, и свести ее к нулю — задача пожар­ной и охранной служб. Организаторы же рок концерта обязаны учитывать, что имеют дело с толпой, которая формируется как конвенциональная, но, в силу общего свойства толпы, как тако­вой, непременно примет другие формы.

Экспрессивная толпа (от англ. expression — выражение), рит­мически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузи­азм, возмущение и т.д. Как видим, спектр эмоциональных до­минант здесь очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения.

Легко догадаться, что речь идет о людях, скандирующих ло­зунг на митинге или манифестации, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе, танцу­ющих на карнавале и т.д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

Экстатическая толпа (от англ. ecstasy экстаз) — экстре­мальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозаб­венно истязают себя цепями на шиитском религиозном празд­нике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока.

Действующая (active) толпа — политически наиболее значи­мый и опасный вид коллективного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпа толпа объята ужасом, стремлени­ем каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

9 стр., 4143 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

... сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном ... по назначению, месту применения, характеру использования, степени эмоционального и психологического воздействия на людей. Из мирового опыта известна сила и роль рекламы. При этом ...

Стяжательная (greedy) толпа люди, вступившие в неор­ганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью.

Однако слово «стяжательная» (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это может быть толпа голодных людей, которым доставили продовольствие, но не организовали чет­кое распределение. Или жителей отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении авто­бусного маршрута машинами. Или потенциальных пассажиров отъезжающей электрички, в которой явно не хватит мест и т.д.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. В действительности, однако, повстанческая и агрессивная толпы столь же функционально полезны, как и конвенцио­нальные толпы и публики.

Дело в том, что толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная тол­па. А главное, она обладает несколько иными качествами. При наличии активного сознательного звена в нее может быть вне­сено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу (в противном случае она может выродиться в более примитивную форму толпы).[1]

Приемы управления и психологическое воздействие в толпе

Каковы же способы психологического воздействия, реализуемые в сти­хийных группах?

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия.

Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает орга­низованного преднамеренного давления, он просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступаю­щей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике являет­ся появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения.[3]

Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествую­щую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропа­ганде, где была разработана особая концепция повышения эффек­тивности воздействия на открытую аудиторию путем доведении ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим при­емам прибегают и другие политические лидеры.

18 стр., 8906 слов

Поведение человека в толпе 2

... прежние времена? В чем секрет такого непреходящего воздействия толпы? Идентична ли толпа и масса? Будет ли отличаться поведение человека в толпе от поведения человека в массе? Решение этих вопросов представляет ... что же из себя представляет толпа и что такое масса людей, чем отличается поведение человека в толпе и массе, каким образом возможно воздействие на поведение людей, в них находящихся. В ...

Таким образом, нельзя сказать, что в современных условиях про­блема заражения абсолютно устарела. Никакой рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильного общества, например в условиях радикальных социальных преобразований.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку разделяют на три составляющие сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием.

При анализе внушения как специфического средства воздействия встает вопрос о соотношении внушения и заражения, на который нет однозначного ответа. Для одних авторов внушение является одним из видов заражения наряду с подражанием, другие подчеркивают отли­чия внушения от заражения, сводящиеся к следующему: 1) при зара­жении осуществляется сопереживание большой массой людей обще­го психического состояния, внушение же не предлагает такого «ра­венства» в сопереживании идентичных эмоций. Процесс вну­шения имеет одностороннюю направленность — это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воз­действие одного человека на другого или на группу; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства (воскли­цания, ритмы и пр.) [Парыгин, 1971. С. 263-265].

С другой стороны, внушение отличается от убеждения тем, что при внушении, достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убежде­ния вывод должен быть сделан принимающим информацию самосто­ятельно.

Именно поэтому при изучении внушения установлены некоторые закономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается. Так, доказана зависимость эффекта внушения от возрас­та: в целом дети более поддаются внушению, чем взрослые. Точно так же в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием.

В прикладном плане исследования внушения имеют большое значе­ние для таких сфер, как пропаганда и реклама. Роль, которая отводится внушению в системе средств пропагандистского воздействия, различна в зависимости от того, какого рода пропаганда имеется и виду, каковы ее цели и содержание. Хотя основная черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, — это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия, что особенно очевидно в области предвыборных агитаций.

Подражание также относится к способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль достаточно велика и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности. Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения

В основных чертах эта теория сводится к следующему: подражание служит фундаментальным принципом развития и существования обще­ства, возникновения групповых норм и ценностей. Оно выступает источ­ником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы и которые входят впоследствии в структуру общества, а затем вновь осваиваются путем подражания. Подражание непроизвольно и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствитель­ной пластинкой другого мозга» [Тард, 1892].

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняют­ся противоречиями между возможными направлениями подражания. Природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивиду­альном сознании, когда человек просто испытывает колебания, вы­бирая новый образец поведения. Различается несколько видов подра­жания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подра­жание-мода и подражание-обычай и т.п. Сформулированы законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подра­жание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие на социальной лестнице) подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д. Очевидно, что подобная концепция дает классический пример абсолютизации роли подража­ния в обществе. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при та­ком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные обществен­ные явления, между тем как подражание ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным законам, чем взаимоотношение классов и обществе.

Все три описанных способа воздействия наталкиваются на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздей­ствие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный про­цесс: всегда существует и обратное движение — от личности к оказы­ваемому на нее воздействию. Особое значение всё это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы, демонстрируемое в них мас­совое поведение и массовое сознание являются существенным ком­понентом различных социальных движений.[4]

Заключение

Проблема толпы существует с глубоких времен. И я думаю, что для её решения понадобится не одно десятилетие. И пока не найдено эффективное «оружие борьбы» массовыми скоплениями людей – толпами, следует оградить себя от попадания в такие массы, но если вдруг, по — странному стечению обстоятельств вы туда попали, то лучше не «бежать» против течения, а слиться с общим потоком во избежание губительных для вас ситуаций.

Список литературы:

1. А.П. Назаретян – агрессивная толпа, массовая паника, слухи. — М.2004

2. Т.П. Галкина – Социология управления: от группы к команде. — М.2001

3. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.

4. Психология толп. — М., 1998.

5. Антология мысли – психология толпы. — М.2003

22