своих философских концепциях.
2. Какое первоначало лежит в основе объяснения происхождения и устройства мира у философов? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Сократ, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Парменид, Зенон Элейский, Демокрит)
3. Какие эпизоды из жизни философов свидетельствуют о том, что занятие философией для них было призванием, смыслом их жизни?
Самостоятельная работа №3
Тема: «Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» — эссе».
Цель: развивать навыки самостоятельного мышления и письменного изложения собственных мыслей, написать эссе по предложенной теме, раскрыть ее в сугубо личностном ключе, найти точки соприкосновения ее проблематики со своим жизненным и духовным опытом – опытом переживаний и размышлений.
Задание: Прочитайте тексты, составьте письменно работу по предложенной теме.
1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – стр. 16–82;
2.Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. (Профессиональное образование) — стр. 10–30;
3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. — М.: Университетская книга; Логос. 2009. – стр. 20-40, 104-106).
Самостоятельная работа №4
Тема: «Составление сравнительной таблицы основных философских систем XVIII-XIX вв.».
Цель: составить сравнительную таблицу «Основные философские системы XVIII- XIX вв».
Задание: Прочитайте текст, составьте сравнительную таблицу.
1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – стр. 113–116;
Самостоятельная работа №5
Тема: «Составление сравнительной таблицы «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».
Цель: составить сравнительную таблицу «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».
Задание: Прочитайте текст, составьте сравнительную таблицу.
1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – Глава 9 стр. 92–103;
Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы
... работ на факультете психологии ЮУрГУ……………………………………………… 1.2.Выбор темы и методологических основ работы…………………………. 2. Оформление курсовой работы………………………………….. 2.1. Структура текста………………………………………………………… 2.2. Язык, ... Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ. Ил. 1, табл. 2, список лит. – 13 названий, Одобрено учебно ...
Самостоятельная работа №6
Тема: «Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?» — реферат-резюме».
Цель: развивать навыки кратко в обобщенном виде раскрывать основные положения исходного текста, написать реферат-резюме по предложенной теме с изложением в нем проблемной информации текста-источника и представлений о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.
Задание: Прочитайте тексты, составьте письменно работу по предложенной теме.
1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – Глава 10 стр. 113–114;
2. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы
философии: учебное пособие для сред.спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:
Феникс. 2010. – стр.48-50.
Самостоятельная работа №7
Тема: «Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея».
Цель: научиться работать с философскими текстами; попробовать самостоятельно ответить на вопросы по отрывкам из текстов Э. Фромма «Душа человека»; В.С. Соловьева «Русская идея».
Эрих Фромм (1900-1980), немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма — видный мыслитель ХХ столетия. Его философская антропология включает в себя психоаналитические, экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи, а так же древние мистические традиции и идеи восточного оккультизма. Многие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология, впитали в себя его открытия и духовные приобретения. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века.
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры.
Фромм полагал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе, к самому себе. Он обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего существа. В наследии Фромма имеются идеи об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма.
Влади́мирСерге́евич Соловьёв (16 января (28 января) 1853, Москва — 31 июля (13 августа) 1900, имение Узкое, Московский уезд, Московская губерния) — русскийфилософ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академикИмператорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900).
14 стр., 6594 слов
Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века
... «тургеневская женщина», «лишний человек», «маленький человек», «нигилист», «босяк», «униженные и оскорбленные»). «Лишний человек», «лишние люди» – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так ... казалось бы, видимой определенности и четкости вышеперечисленных критериев оценки «лишнего человека», рамки, позволяющие со стопроцентной уверенностью говорить о принадлежности того или ...
Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др.
Вл. Соловьеву принадлежит заслуга в постановке и разработке проблемы, которую с тех пор принято обобщенно обозначать словосочетанием «русская идея», она как бы является конкретным выражением принципа всеединства. Вл. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в соответствующее государственное единство, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию, или роль. Под нацией он понимал не этнос, а совокупность народов, объединенных в одном государстве. Миссия, или роль, нации в составе мирового целого есть ее национальная клея. Каждая нация должна обрести свою идею, в противном случае существование нации не оправдано. Национальная идея — это определенное задание, данное Богом; это долг народа, объединенного в государстве, перед Богом. Одновременно это вклад, который нация призвана внести в копилку общечеловеческих достижений. Национальная миссия тем более высока и значительна, чем более она способствует достижению всечеловеческого единства на христианских основаниях.
Таким образом, «русская идея» в понимании Вл. Соловьева — это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Анализ исторического пути России позволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вклад в развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможность определить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя христианского начала и во благо христианского мира».
Задание: Прочитайте тексты первоисточников, письменно ответьте на поставленные вопросы.
Эрих Фромм
Душа человека, ее способность к добру и злу.
Не только мой опыт клинициста, но также общественное и политическое развитие последних лет побудили меня к исследованию синдрома распада. Все настоятельнее звучит вопрос, почему, несмотря на всю добрую волю и осознание последствий атомной войны, попытки предотвратить ее так ничтожны по сравнению с величиной опасности и вероятностью ее возникновения. Полным ходом идет гонка атомных вооружений, продолжается «холодная война». Именно тревога побудила меня исследовать феномен безразличия по отношению к жизни во все более механизированном индустриальном мире. В этом мире человек стал вещью, и — как следствие этого — он со страхом и равнодушием, если не с ненавистью, противостоит жизни. Нынешняя склонность к насилию, проявляющаяся в молодежной преступности и политических убийствах, ставит перед нами задачу сделать первый шаг на пути к переменам. Возникает вопрос, идем ли мы по направлению к новому варварству, даже если дело не дойдет до атомной войны, или возможен ренессанс нашей гуманистической традиции.
Имидж делового человека и пути его формирования
... Развитие исущность понятия «имиджа» ……………………………………… 7 2. Имидж делового человека и пути его формирования………………………. 12 Заключение ………………………………………………………………………… 23 Список используемой литературы ... значимая для других партнеров; 2) общающихсяотличает достаточное понимание в вопросах дела; 3) основная задача – деловоесотрудничество. Оппонент– ...
Я считаю, что необходимо дальнейшее развитие идей Фрейда в другой философской системе, а именно в системе диалектического гуманизма. В этой книге я пытался показать, что на пути величайших открытий Фрейда — Эдипова комплекса, нарциссизма, инстинкта смерти — стояли его мировоззренческие установки и, если эти открытия освободить от старой и перенести в новую систему, они станут более убедительными и значительными. Я думаю, что система гуманизма с ее парадоксальным смешением беспощадной критики, бескомпромиссного реализма и рациональной веры даст возможность для дальнейшего плодотворного развития здания, фундамент которого был заложен Фрейдом.
И еще одно замечание. Изложенные в этой книге мысли основываются на моей клинической деятельности как психоаналитика (и до известной степени на опыте моего участия в общественных процессах).
Вместе с тем в ней мало используется документальных материалов, к которым я хотел бы обратиться в большей по объему работе, посвященной теории и практике гуманистического психоанализа.
Сегодня, когда нации определяют возможность применения опаснейшего разрушающего оружия против своих «врагов»» и, очевидно, не страшатся даже собственной гибели в ходе массового уничтожения, ответ на эти вопросы имеет решающее значение. Если мы будем убеждены, что человек от природы склонен к разрушению, что потребность применять насилие коренится глубоко в его существе, то может ослабнуть наше сопротивление все возрастающей жестокости. Почему нужно сопротивляться волкам, если все мы в той или иной степени волки? Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, — это лишь заостренная формулировка вопроса, который в самом широком и общем смысле принадлежит к основополагающим проблемам теологического и философского мышления западного мира, а именно: является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию? Ветхий завет не считает, что человек порочен в своей основе. Неповиновение Богу со стороны Адама и Евы не рассматривается как грех. Мы нигде не находим указаний на то, что это неповиновение погубило человека. Напротив, это неповиновение является предпосылкой того, что человек осознал самого себя, что он стал способен решать свои дела. Таким образом, этот первый акт неповиновения в конечном счете является первым шагом человека на пути к свободе. Кажется даже, что это неповиновение было предусмотрено божьим планом. Согласно пророкам, именно благодаря тому, что человек был изгнан из рая, он оказался в состоянии сам формировать свою историю, укреплять свои человеческие силы и в качестве полностью развитого индивида достигнуть гармонии с другими людьми и природой. Эта гармония заступила на место прежней, в которой человек еще не был индивидом. Мессианская мысль пророков явно исходит из того, что человек в своей основе непорочен и может быть спасен помимо особого акта божьей милости.
Конечно, этим еще не сказано, что способность к добру обязательно побеждает. Если человек творит зло, то он и сам становится хуже. Так, например, сердце фараона «ожесточилось», поскольку он постоянно творил зло. Оно ожесточилось настолько, что в определенный момент для него стало совершенно невозможно начать все заново и покаяться в содеянном. Примеров злодеяний в Ветхом завете содержится не меньше, чем примеров праведных дел, но в нем ни разу не делается исключения для таких возвышенных образов, как царь Давид* . С точки зрения Ветхого завета человек способен и к хорошему, и к дурному, он должен выбирать между добром и злом, между благословением и проклятием, между жизнью и смертью. Бог никогда не вмешивается в это решение. Он помогает, посылая своих посланцев, пророков, чтобы наставлять людей, каким образом они могут распознавать зло и осуществлять добро, чтобы предупреждать их и возражать им. Но после того как это уже свершилось, человек остается наедине со своими «двумя инстинктами» — стремлением к добру и стремлением к злу, теперь он сам должен решать эту проблему.
Психологический практикум учебное пособие для студентов всех форм обучения
... философии и политологии КемТИПП. Рецензенты доцент кафедры психологии КемГУ, к.психол.наук Михайлова В.М. зав.социолого-психологической службой КемТИПП Вахромеева Г.В. Джус, К.Я., Порхачева, Л.В. Психологический практикум: Учебное пособие ... вне нас, наполненный звуком, светом, запахами, предметами, населенный людьми. Диагностика развития когнитивных процессов представляет систему исследовательских ...
Мы должны на деле достичь осознания самих себя, чтобы иметь возможность выбрать добро, но это самосознание не поможет нам, если мы потеряли способность быть до глубины души взволнованными бедой другого человеческого существа, дружеским взглядом, пением птиц и свежей зеленью травы. Если человек равнодушен к жизни, то больше нет надежды, что он выберет добро. Его сердце действительно ожесточилось настолько, что его «жизнь» закончилась. Если бы это случилось со всей человеческой расой или ее наиболее могущественными членами, это могло бы привести к угасанию жизни человечества в ее самый многообещающий момент.
- Какую проблему ставит и пытается решить автор в своей работе?
- Определите, в русле какой философской системы пытается решить проблему автор и почему?
- Что является, с точки зрения автора, первым шагом человека на пути к свободе?
- В чем заключается выбор человека после того как он остается наедине со своими «двумя инстинктами»?
- Какое решение поставленной в работе проблемы предлагает автор?
РУССКАЯ ИДЕЯ
Владимир Соловьев
Париж, 23 мая 1888 г.
Благодаря этим писателям и еще многим другим просвещенная часть европейской публики должна быть достаточно ознакомлена с Россией во всем, что касается многообразных сторон ее реального существования. Но это знакомство с русскими делами оставляет всегда открытым вопрос другого порядка, весьма затемненный могущественными предрассудками, вопрос, который и в самой России в большинстве случаев получал лишь нелепые разрешения. Бесполезный в глазах некоторых, слишком смелый по мнению других, этот вопрос в действительности является самым важным из всех для русского, да и вне России он не может показаться лишенным интереса для всякого серьезно мыслящего человека. Я имею в виду вопрос о смысле существования России во всемирной истории.
Когда видишь, как эта огромная империя с большим или меньшим блеском в течение двух веков выступала на мировой сцене, когда видишь, как она по многим второстепенным вопросам приняла европейскую цивилизацию, упорно отбрасывая ее по другим, более важным, сохраняя таким образом оригинальность, которая, хотя и является чисто отрицательной, но не лишена тем не менее своеобразного величия, — когда видишь этот великий исторический факт, то спрашиваешь себя: какова же та мысль, которую он скрывает за собою или открывает нам; каков идеальный принцип, одушевляющий это огромное тело, какое новое слово этот новый народ скажет человечеству;
1 Часть. Тема №1. Философия, ее роль в жизни общества, круг ее проблем
... эпох Возрождения и Нового время, основы научных исследований. Средневековая философия: теоцентризм. Номиналистическая критика теоцентризма. Специфика ... и космос в античной философии. Концепция «идеального государства» Платона. Сократ. «Трагедия жизни и смерти». Социально – ... делают народы то воинственными, то суеверными, то безрассудными». Темы рефератов и докладов. Средневековая философия как ...
что желает он сделать в истории мира? Чтобы разрешить этот вопрос, мы не обратимся к общественному мнению сегодняшнего дня, что поставило бы нас в опасность быть разочарованными событиями последующего дня. Мы поищем ответа в вечных истинах религии. Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
Раз мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода — а признать его приходится, ибо это есть религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой, — раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, — вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога.
Не следует, впрочем, преувеличивать эти пессимистические опасения. Россия еще не отказалась от смысла своего существования, она не отреклась от веры и любви первой своей юности. В ее воле еще отказаться от этой политики эгоизма и национального отупения, которая неизбежно приведет к крушению нашу историческую миссию. Фальсифицированный продукт, называемый общественным мнением, фабрикуемый и продаваемый по дешевой цене оппортунистической прессой, еще не задушил у нас национальной совести, которая сумеет найти более достоверное выражение для истинной русской идеи. За этим не надо далеко ходить: она здесь, близко — эта истинная русская идея, засвидетельствованная религиозным характером народа, прообразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории. И если этого недостаточно, то есть еще более великое и верное свидетельство — откровенное Слово Божие. Я не хочу сказать, чтобы в этом Слове можно было найти что-либо о России: напротив, молчание его указует нам истинный путь. Если единственный народ, о котором специально пеклось божественное провидение, был народ израильский, если смысл существования этого единственного в своем роде народа лежал не в нем самом, но в приуготованном им христианском откровении и если, наконец, в Новом Завете уже нет речи о какой-либо отдельной национальности и даже определенно указывается, что никакой национальный антагонизм не должен более иметь места, то не следует ли вывести из всего этого, что в первоначальной мысли Бога нации не существуют вне их органического и живого единства, — вне человечества? И если это так для Бога, то это должно быть так и для самих наций, поскольку они желают осуществить свою истинную идею, которая есть не что иное, как образ их бытия в вечной мысли Бога.
14. Немецкая классическая философия: черты и проблематика
... немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» , основы естественной спекуляции,концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, Послекантовская философия вносит ... изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов); Движение от идеи свободного и разумного человека, ...
Русский народ — народ христианский, и, следовательно, чтобы познать истинную русскую идею, нельзя ставить себе вопроса, что сделает Россия чрез себя и для себя, но что она должна сделать во имя христианского начала, признаваемого ею и во благо всего христианского мира, частью которого она предполагается. Она должна, чтобы действительно выполнить свою миссию, всем сердцем и душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой. Но дух национального эгоизма не так-то легко отдает себя на жертву. У нас он нашел средство утвердиться, не отрекаясь открыто от религиозного характера, присущего русской национальности. Не только признается, что русский народ — народ христианский, но напыщенно заявляется, что он — христианский народ по преимуществу и что Церковь есть истинная основа нашей национальной жизни; но все это лишь для того, чтобы утверждать, что Церковь имеется исключительно у нас и что мы имеем монополию веры и христианской жизни.
1. Какую проблему ставит и пытается решить автор в своей работе?
2. В каком направлении пытается решить поставленные вопросы Соловьев В.С.?
3. В чем заключатся, по мнению автора, «истинная русская идея»?
4. Как возможно познать русскому народу «истинную русскую идею»?
Самостоятельная работа №8
Тема: «Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты».
Цель: развивать навыки самостоятельного мышления и письменного изложения собственных мыслей, написать эссе по предложенной теме, раскрыть ее в сугубо личностном ключе, найти точки соприкосновения ее проблематики со своим жизненным и духовным опытом – опытом переживаний и размышлений.
Задание: Прочитайте тексты, составьте письменно работу по предложенной теме.
1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – Глава 14 стр. 155–160;
2.Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. (Профессиональное образование) — стр. 4–9, стр. 279-280;
3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. — М.: Университетская книга; Логос. 2009. – стр. 5-15.
Самостоятельная работа №9
Тема: «Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» — реферат- обзор».
Цель: развивать навыки самостоятельного мышления и письменного изложения собственных мыслей, написать реферат-обзор по предложенной теме с выявлением проблемы, представленной в нескольких источниках, либо с позиции противоположности точек зрения на данную проблему.
Задание: Прочитайте тексты, составьте письменно работу по предложенной теме.
1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – Глава 13 стр. 148–155, Глава 15 стр. 163–168, Глава 18 стр. 185–194;
Тема 1.4.9: Основные направления философии XX в
... жизни, тотальное развитие человека на основе примата духовных ценностей) Э.Мунье, П.-Л. Ландсберг, Г.Мадинье, П.Рикер, Ж.-М.Доменак. Тема 1.4.10: Русская философия (рф) План Основные подходы к ... веры»: гносеологические проблемы богопознания, смена состояний закона и благодати, включение истории русского народа во всемирную историю; Феодосий Печерский (XI) «Слово о терпении и любви», Кирилл ...
2.Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. (Профессиональное образование) — стр. 107–118, стр. 168-180;
3.Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. — М.: Университетская книга; Логос. 2009. – стр. 158-184.