Тема 1.4.9: Основные направления философии XX в

План

  1. Философия как интегрирующий фактор культуры в XX веке.
  2. Сциентизм и антисциентизм.
  3. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.
  4. Основные принципы философии прагматизма.
  5. Иррационалистическо-гуманистическое направление
  6. Религиозная философия.

Основные понятия (категории) темы

Иррационализм, аналитическая философия, феноменология, сциентизм, антисциентизм, позитивизм, верификация, фальсификация, конвенция, парадигма, прагматизм, герменевтика, «философия жизни», психоанализ, неофрейдизм, экзистенциальная философия, постмодернизм, неотомизм, тейярдизм.

Персоналии темы

Сциентизм, антисциентизм

  • Даниел Белл — «Встречая 2000 год», «Грядущее постиндустриальное общество»: концепция деидеологизации и постиндустриального общества, ценностный подход к научно-техническому прогрессу, совершенствование протестантизма и религиозное возрождение;
  • Уолт Ростоу – теория «стадий роста» (4 ст.), идеальный тип периода «зрелости» — «англо-ам.образец»;

Позитивистское направление

  • «Первый позитивизм»: Огюст Конт (1798-1857гг.) – «Курс позитивной философии»,: учение о классификации наук, о трех стадиях общественного развития (теологическая, метафизическая, позитивная- научная), концепция «позитивного» состояния, философия как наука синтезирующая, не объяснять, а описывать явление; Дж. Стюарт Милль, Герберт Спенсер;
  • Эмпириокритицизм (махизм): Эрнст Мах, Рихард Авенариус — окончательно порвал с материализмом, «критика опыта», мир есть комплекс чел.ощущений, отрицает достоверность чел.знаний и способность познавать объективную истину, философия – теоретическая модель процесса познания;
  • Неопозитивзм: логический позитивизм -Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн: логический анализ естественных и искусственных языков, формирование идеального языка, принцип верификации;
  • Карл Поппер (1902-1994гг.) критический рационализм (философия науки, методология научного познания), И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд(научные и ненаучные знания равны) – постпозитивизм: история возникновения, развития и смены научных парадигм, принцип фальсифицируемости, ист.школа (Лакатос, Кун) – принцип конвенции;

Прагматизм

  • Чарлз Пирс (1839-1914гг.) – прагматический принцип: успешные действия, польза-критерий истины;
  • Уильям Джеймс (1842-1910) – концепция «радикального эмпиризма»: отождествление опыта и реальности, истинно и нравственно то, что полезно;
  • Джон Дьюи(1859-1952гг.) – инструментализм: «проблематичная ситуация» — преобразовать в определенную ситуацию с помощью «инструментов» мышления;

Иррационалистическо-гуманистическое направление

  • Артур Шопенгауэр (1788-1860гг.) – основатель философия жизни: « Мир как воля и представление»: единая мировая воля к жизни, антиинтеллектуализм (основные жизненные процессы без участия интеллекта) и иррационализм, воля к жизни-источник страданий, аскетический образ жизни;
  • Философия воли к власти:Фридрих Ницше (1844-1900гг.) –дионисийство, волюнтаризм, иррационализм, антидемократизм, аморализм, «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихристианин», «Воля к власти»: воля к власти (конкретная, множество воль), «процесс, ведущий в никуда», учение о вечном возвращении, о сверхчеловеке, о переоценке ценностей;
  • Академическая «философия жизни»: Вильгельм Дильтей–постижение жизни как таковой, история Духа (не объяснить, а понять- «понимающая психология»); Георг Зиммель – жизнь непрерывная борьба со смертью, вечное течение и изменчивость форм культуры; Освальд Шпенглер – идея катастроф;
  • Концепция «творческой эволюции»:Анри Бергсон – французский интуитивизм, жизнь- беспрерывное творческое становление, «жизненный порыв»: интуиция как одно из его проявлений
  • Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.) феноменология – учение об особом состоянии сознания, о феноменах (ощущение, восприятие, представление, мысль) и их значении; под сознанием- чистое, трансцендентальное, абстрагированное от общества и человека, формирует феномены (смысл предметного мира); метод идеализации (сущностного описания): чистые свойства- «эйдос»;
  • Экзистенциальная философия (Серен Кьеркегор): К.Ясперс(1883-1969гг), Г. Марсель – религиозный экзистенциализм, М. Хайдеггер (1889-1976гг), Ж.П. Сартр, А. Камю – атеистический экзистенциализм: 1) проблема существования (экзистенции) человека (глубинной основы, сущности существования, неповторимости и уникальности судьбы, раскрыть возможности, стать собой), 2) проблемы бытия человека и мира (объективная действительность существует как субъективная, как продукт переживаний субъекта), 3) проблема свободы человека – выбор человеком самого себя: не свобода деятельности, а свобода выбора; задача человека – не изменить мир, а изменить самого себя; пограничная экзистенциальная ситуация (сомоубийство), «будь подлинным»;

Ганс Георг Гадамер(1900-1991) – герменевтика: теория и практика толкования текстов-«Истина и метод. Очерки философской герменевтики»: проблема языка как центра человеческого бытия, языковая интерпретация мира, смысл мира в диалоге, историческое познание кругом, причинность в истории (индетерминизм), проблема истины (антисциентизм);

13 стр., 6034 слов

Философия жизни 5

... была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное ... психологических, этических проблем, Бергсон буквально на глазах слушателей формулировал принципы новой философии, впоследствии получившие ... философии жизни связано с расшатыванием основ сциентизма (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на мир, ...

  • Психоаналитическая философия (фрейдизм): Зигмунд Фрейд (1896-1939гг.) – «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре», «Я и Оно» — психоанализ: сознательное «Я» — бессознательное «Оно»- подсознательное «Сверх — Я», «либидо»- бессознательные инстинкты сексуального наслаждения, эрос и танатос, сублимация (высоко поднимать, возносить);
  • Неофрейдизм: Карл Густав Юнг (аналитическая психология)– внеперсональное, коллективное бессознательное-архетипы, Альфред Адлер (индивидуальная психология), Эрих Фромм – социальное бессознательное, типы социального характера: рецептивный, накопительский, эксплуататорский, рыночный; «обладание» и «бытие»;

Современная религиозная философия

Основные ориентации:

9 стр., 4200 слов

Раздел 1. Философия, основные этапы ее становления

... в средневековой философии являлись проблемы: + веры и знания – проблема человека и природы + Бога и человека – проблема ... – материализм – детерминизм Суждения, в которых выражены основные положения философии Платона: + первичен мир идей – мир состоит ... появлением субъективности – подражанием – передачей информации Осознание личностью своих интересов, мотивов поведения, ценностей: + самосознание – ...

-Поворот от теоцентризма к антропоцентризму, признание абсолютной ценности человека;

-Попытка скорректировать религиозную философию и науку;

-Опора теории познания на такие течения, как герменевтика, структурализм и др.

-Признание важности сохранения гуманистической ориентации культуры;

-Внимание к проблеме общественного развития;

-Экуменическое сближение религий как средство смягчения драматических разногласий современности.

  • Неотомизм: Жак Маритен (1882-1973),Этьен Анри Жильсон (1884-1978), Густав Ветер (1911), КарольВойтыла (Папа Иоанн Павел II): «Действующая личность»–экзистенциальный неотомизм: 1) присущ традиционализм «философия, которая сохраняется в веках», идейный источник- учение Фомы Аквинского (по лат. Томас): ж-лы «Томист», «Божественный Фома»; 2) Предмет –бытие Бога, бытие как сущность и существование, 3) центр. принцип -гармония веры и разума и подчинение философии и науки теологии 4) принимает 5 рациональных доказательств бытия Бога и подчиненности человека Божественному началу, 5) высший тип познания-чувственное, интеллекции – познавательные способности (высшая- сверхрациональная, интуитивная), душа и тело, 6) свобода выбора и свобода от внешнего принуждения, культурное творчество, интегральный гуманизм – объединение ценностей христианства и современного человека, единство Истины, Красоты, Блага.
  • Тейярдизм: Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) «Гимн Вселенной», «Феномен человека»: попытка согласовать рел. МВз с достижениями современной науки (мир в постоянном движении и развитии), центр. принцип- эволюционизм. Теория космогенеза: «преджизнь» (физическая оболочка), «жизнь» (органическая оболочка), «мышление» (духовная оболочка): человек, создавая ноосферу, ведет к формированию «сверхжизни». Руководит космическим процессом сверхкосмический Бог («точка Омега»- Христос).

    Определил два вида энергии- «тангенциальная»- физическая сила (закон сохранения энергии и принцип энтропии) и «радиальная»- духовная сила (целенаправляет движение «вперед и вверх» до «точки Омега»).

  • Персонализм ( от лат. личность) 1)центр. понятие- личность (активность, самосознание, воля), истоки от Верховной личности- Бога 2)мир- совокупность «духовных личностей», высшая- Бог, материальное, конкретное- творение человека, всеобщее- творение Бога 3)процесс познания оценивается индивидуальной личностью на основе оценивающей способности 4)взаимоотношения личности и общества- антагонистические, снять- путем самосовершенствованием личности и обновлением общества: за преобразованием личности следует преобразование общества. Американский к.XIX в. (абстрактный и академический) Дж. Хаусон, М.Калкинс, В.Хокинг, Р.Флюэллинг, Э. Брайтмен, французский 30-е гг. XX в. (ближе к жизни, тотальное развитие человека на основе примата духовных ценностей) Э.Мунье, П.-Л. Ландсберг, Г.Мадинье, П.Рикер, Ж.-М.Доменак.

Тема 1.4.10: Русская философия (рф)

План

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский ... этом смысле говорят о личностях рядовых, талантливых, выдающихся, гениальных.   Социальный тип личности. Личность – это явление частое, закономерное, повторяющееся. Личность представляет собой единство социально-типического, ...

  1. Основные подходы к периодизации русской философской мысли.
  2. Особенности русского стиля философствования.
  3. Философская мысль Киевской Руси.
  4. Социально-духовные искания русских философов (XVв.-1 пол. XIXв.)
  5. Российская философия 2-ой половины XIX в.- XXв.
  6. Советская и постсоветская философия

Проблемное задание

В чем заключаются основные особенности русской философии? Сравните русскую философию и современную западную философию.

Основные понятия (категории) темы

Соборность, всеединство, богочеловечество, цельное знание, западничество, славянофильство, ноосфера

Особенности русского стиля философствования

  1. Острота, жизненность, злободневность содержания русской философии. Гл.объект- тайны чел.души, общество.
  2. Отсутствие грандиозных, всеохватывающих, громоздких систем. РФ доказала: системность- не обязательный признак развитой философии.
  3. Глубокая эмоциональность, наполненность чувствами. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация.
  4. Разработка важных понятий: соборность, всеединство, богочеловечество, цельное знание.
  5. Наличие противоположных направлений.
  6. Особенности личности русского философа: проповедник, личная ответственность за судьбу страны.

Предпосылки возникновения рф

  1. Возникновение письменности.
  2. Процесс христианизации Киевской Руси.
  3. Формирование литературно-письменного языка (переводная литература, оригинальная литература).

Персоналии темы

  • Иоанн Болгарский (864-927) перевод трудов Иоанна Дамаскина: «Источник знаний», составил славянский «Шестиднев»: толкование библейского рассказа о 6 днях творениямира;
  • Сборники высказываний и афоризмов древнегреческих и римских философов: «Пчела»;
  • Митрополит Илларион (XI) «Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»: гносеологические проблемы богопознания, смена состояний закона и благодати, включение истории русского народа во всемирную историю;
  • Феодосий Печерский (XI) «Слово о терпении и любви», Кирилл Туровский (XII) «Златоуст», «Торжественник», «Притча о человеческой душе и теле», Даниил Заточник (к.XII — н. XIII) «Слово», «Моление»: в основе всех – летопись «Повесть временных лет»
  • «Слово о полку Игореве» (1187г.), Владимир Мономах (1053-1125) «Поучения»:этический кодекс поведения мирян. Всего дошли- 424 рукописи XI-XIIIстолетий.
  • Нестяжательство: Нил Сорский (1433-1508) (идейный основатель нестяжательства- отказ монастырей от права владения собственной землей, за аскет. образ жизни монахов, недопущение вмешательства церкви в деят. государства) идея восхождения личности по ступеням духовного совершенства, наибольшие грехи- гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие и гордость.
  • Иосифлянство: Иосиф Волоцкий (ок.1439-1515): идея богоустановления княжеской власти, признание за ней первенства в решении не только гражданских, но и церковных вопросов.
  • Теория «Москва — третий Рим»: Монах Филолей (ок.1465-1542) : рел.теория о «Москве- третьем Риме»
  • Религиозные верования:Религиозные ереси: Матфей Башкин, Феодосий Косой (XVI)
  • Просвещение: Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, А. Курбский, Слявяно-греко-латинская академия (философия: логика, физика, метафизика) (XVII) – становление нац.самосознания и русского типа мудрствования, проблемы общественной морали;
  • XVIIIв.: естественно-научное и философско-гуманистическое направления в философии: естественно-научное — Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765гг): ученый-энциклопедист, деист, идея «корпускулярной философии», идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, материя и ее свойства, тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований, проблемы логики и риторики; прогресс общества связывал с развитием образования, просвещения.
  • философско-гуманистическое — Григорий Савич Сковорода (1799-1794гг.) 18 произведений «Начальная дверь по христианскому благонравию», «Диалог о древнем мире», «Дружеский разговор о душевном мире», «Борьба архистратига Михаила с сатаною»: учение о «двух натурах» (внешняя— видимая, природа, материя и внутренняя— невидимая, духовное начало, Бог) и «трех мирах» («макрокосм»-природа, «микрокосм»-человек, «мир символов»-образы, воплощающие идею: наивысш.- слово-Библия, невидимый мир превращается в видимый), этическая направленность, познание человека, соотношение добра и зла, главное – сыскать в себе искру истины Божией; Александр Николаевич Радищев (1749-1802гг): «О человеке, его смерти и бессмертии» — двойственная позиция по отношению к материи и духу, отстаивал реальный характер материи;
  • Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856гг.): «Философские письма» — 8 писем, признание религиозных истин как априорных, вера- необходимый компонент философии, онтология – в основе мира лежит великое «ВСЕ», которое не зависит от человека- принцип объективности, гносеология – объективная обусловленность сознания законами мира, концепция родовой сущности человека, течение истории определяется Провидением, предпочтение католицизму, Россия – страна отсутствующих традиций, крайне критически;
  • Славянофильство: православие, самодержавие, народност- А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин; позднее- Н.Я. Данилевский, К.Н, Леонтьев, Ф.И. Тютчев.
  • Западничество: 1 направление (левое)- В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев-; правое- умеренное, либеральное: Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков.
  • Народничество: Народники-пропагандисты-П.Л. Лавров, народники- анархисты- М.А. Бакунин, народники-заговорщики- П.Н. Ткачев.

  • Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900гг.): оригинальный философ, богослов, поэт, литературный критик, политический писатель – «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал», «Философские начала цельного знания», «Россия и Вселенская Церковь», «Оправдание добра», «Три разговора»: 1) центральная идея – всеединство: каждое есть нечто, а всеединое, первородное-творческое ничто (сверхсущее, Бог, Абсолют-первый полюс (подлинное Сущее – Истина, Добро и Красота): Логос, второй полюс (становящееся Сущее): София-Премудрость Божия. София – одухотворяющее начало мира и материализация идеальных субстанций. Индивидуация – причина зла. Не разделяет Творца и творение; 2) Учение о богочеловечестве: этап обожения мира, Царство Божие впосюстороннем мире, путь от зверочеловечества к богучеловечеству – Иисус Христос (идеал Божественного, духовного и материального).

    8 стр., 3870 слов

    Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

    ... и влечений общие направления воли». Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием ... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, ...

    5 стр., 2308 слов

    Человек, индивид, личность, индивидуальность

    ... исповеди и молитвы. В эпоху Средневековья возникает образ Бога, Творца всего существующего внешней человеку силы, помогающей всем. Позиция личности тут – не я сам творю, а мной и ... мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик Ж. Лакан) ...

    3 ступени к Добру: сострадание, чувство стыда, социальное содержание морали; 3) Учение о цельном знании: познание- эмпирическим (научным), разумным (философским) и мистическим (созерцательно-религиозным) путем, прочный союз науки, философии и религии (теософия), при решающей роли религии.

  • Федор Михайлович Достоевский (1821-1881гг.): писатель-мыслитель (аналитик-иррационалист) – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя»: «тайна человека», смысл жизни, свобода и ответственность, вера и неверие, добро и зло, страсть и долг. Миром управляет Бог и Его законы. Христос – идеал человечества. Добро-в высшей нравственности от Бога, любовь к человечеству невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой, концепция русского народа –Богоносца. Пути Человекобожества и Богочеловечества, вера в человека, поиск гармонии: «Красота спасет мир».
  • Лев Николаевич Толстой (1828-1910гг.): нравственно-религиозный поиск на путях неортодоксального христианства – «Исповедь», «В чем моя вера», «Царство божие — внутри нас», «Путь жизни»: в вере – смысл и возможность жизни, непротивление злу насилием – любовь к Богу через любовь к человеку, осознание своего несовершенствования.
  • Николай Александрович Бердяев (1874-1948): религиозный философ. Основная противоположность- между духом (жизнь, свобода, творч.деятельность, Бог) и природой (вещь, психика, необходимость).

    Свобода до Бога: Бог не отвечает за свободную волю человека. Личность-духовная категория. Свою философию называл персоналистической. Человек в двух мирах: явлений и вещей в себе. Взаимодействие- посредством любви.

  • Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный – естественнонаучное направление космизма;
  • Н.Ф. Федоров «Философия общего дела», В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Н. Булгаков – религиозно –философское направление космизма;
  • В.А. Левшин, С.П. Дьячков, В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин – поэтически-художественное направление космизма;

Интуитивное понимание Вселенской взаимосвязи: сохранение природной среды, человеческого братства, выход в космос. В человеке – космическая сила управления Вселенной, но при преодолении земных и социальных антогонизмов, переход к коэволюции – совместное развитие человека и Вселенной – ноосфера.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... много, что некоторые растворялись вдалеке. …Они смотрели в одном направлении и никто, казалось, не заметил моего появления – за ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ...

Павел Флоренский (1882-1937) репрессирован.

М.М. Бахтин (1895-1975) концепция диалогического познания.

М. Полани (1891-1976) учет индивидуальных переживаний ученого в процессе познания.

А.А. Зиновьев (1922-2006)- социологический роман, социализм — застой, а потом- самый выдающийся период в истории России.