Эргономика 2

  • Эргономика— наука о правильной организации человеческой деятельности.
  • Эргоно́мика(от др.-греч.ἔργον — работа иνόμος— закон) — соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение наиболее эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека и выполняемой при минимальной затрате биологических ресурсов.
  • Эргоно́мика— это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Основной объект исследования эргономики — система «человек — машина — среда».
  • Эргономика занимается вопросами повышения эффективности целенаправленной деятельности человека. Эргономика, в основном, изучает человека во время трудовой деятельности. Однако существуют такие направления, как «Эргономика в быту», «Эргономика спорта»и др.
  • Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в Великобритании, США и Японии.
  • Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества.

    В СССР в 20-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

  • В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть строго связана с производственной деятельностью.
  • Существует определение, принятое Международной эргономической ассоциацией (IEA) в 2007 году: «Эргономика — это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им».
  • Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику
  • Ми́кроэргономика(иногда её неверно упоминают какминиэргономику) занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.
  • Ми́диэргономиказанимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.
  • Ма́кроэргономикаисследует и проектирует более общие системы, такие как «человек — общество», «организация — система организаций».

Виды совместимости среды «человек-машина»

3 стр., 1345 слов

Вопрос 1. Классификация систем "человек — машина".

... роль в определении уровня автоматизации комплексов "человек - машина". · Принцип взаимодополняемости человека и машины: важно не распределять функции, а организовывать совместную деятельность человека и машины таким образом, чтобы происходило взаимное усиление и ...

  • Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
  • Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
  • Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
  • Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
  • Подходы
  • При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход.

Эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах.

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человекоча́с(мера временной ёмкости деятельности).

В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

  • Подходы
  • При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход.

Эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах.

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человекоча́с(мера временной ёмкости деятельности).

В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

Организация рабочего места

  • При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

Выбор положения работающего

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;
  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
  • технологические особенности процесса выполнения работ.
  • Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

Пространственная компоновка рабочего места

2 стр., 939 слов

Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении

... Все вышеизложенное говорит об актуальности выбранной нами темы контрольной работы: «Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении». 1. Типология темперамента и акцентуаций характера У ... любого человека уже с раннего детства свой темперамент, который формируется под воздействием ...

  • Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:
  • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;
  • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

Размерные характеристики рабочего места

Конструкция рабочего места должна обеспечивать оптимальное положение работающего, которое достигается регулированием:

  • высоты рабочей поверхности;
  • высоты сиденья;
  • высоты пространства для ног;
  • высоты подставки для ног.

Взаимное расположение рабочих мест

  • Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

Размещение технологической и организационной оснастки

  • на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
  • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
  • те предметы которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, — справа;
  • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться выше менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
  • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

Обзор и наблюдение за технологическим процессом

  • Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.
  • Важной частью эргономики является анатомия человека, которая составляет теоретическую основу антропометрии и биомеханики.
  • Антропометрия, или измерение человека, позволяет получить данные, необходимые для правильного расположения органов управления и определения размеров рабочих пространств.
  • На практике любая конструкция рассчитывается на 90% населения, так как крайние случаи — это небольшой процент людей в рамках одной группы, размеры которых отличаются от средних значений для данной группы.
  • Например, факт существования людей ростом более 2 м ещё не является основанием для того, чтобы это учитывать при проектировании высоты потолков. И, напротив, в некоторых случаях необходимо учитывать, что средние размеры человека, в данной группе населения, меняются в зависимости от возраста, пола, национальности и даже от социального и экономического положения.
  • Например, замечено, что рост работников управленческого аппарата, в среднем, на несколько сантиметров выше, чем неквалифицированных рабочих.
  • Биомеханика изучает приложение сил телом человека.

    19 стр., 9267 слов

    Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

    ... труда и техника безопасности — изучает вопросы охраны здоровья и безопасности челвека в проце труда.   Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики ... без собственного труда может получать сложную информацию о движении ... первоначально метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек ( ...

    При этом необходимо учитывать, что:

  • человека необходимо учить эффективному приложению сил, так как в условиях техносферы инстинктивные способности зачастую не реализуются
  • человек, в отличие от низших животных, может приложить мышечную силу того же порядка, что и масса тела.
  • Эффективная биомеханика требует знания анатомии, в частности, расположения основных групп мышц, их состава и способа приведения их в действие.
  • Физиология вносит в эргономику два важных компонента: физиологию труда и гигиену труда. Физиология труда изучает процесс производства энергии организмом человека.
  • Энергозатраты исследуются для определения количества потребляемой химической энергии, содержащейся в человеческом организме, что, в свою очередь, учитывается для определения ожидаемой продолжительности непрерывной работы в течение смены, частоты и продолжительности перерывов в работе.
  • Эргономика учитывает рекомендации по гигиене труда, которые зависят от параметров окружающей среды — метеорологических условий, освещения, шума, вибрации и др. При этом учитываются такие характеристики человека как возраст, пол, пригодность к работе и т.д.
  • Учитывая, что во многих авариях и катастрофах виноват сам человек, и при этом цена таких ошибок постоянно возрастает, можно сказать, что существенный вклад в эргономику вносит психология, которая может оказаться полезной в определении человеческих ошибок и даёт возможность разобраться, почему люди их совершают.
  • В процессе трудовой деятельности неизбежно взаимодействие с другими людьми, поэтому необходимо иметь определенные познания о закономерностях общения людей, руководства, поведения отдельного работника в организации, группового поведения, а также о взаимодействии людей с окружающей средой.
  • Рекомендации эргономики зачастую, ставят цель обеспечить выполнение конкретной работы с определённым эффектом. Под эффектом будем понимать не только экономический результат, но и устранение вредного воздействия на здоровье, и сведение риска несчастных случаев к минимуму.

Возникновение и развитие эргономики

3. Основные цели и задачи, предмет и методы эргономики

  • Зарождение эргономики можно отнести к первым попыткам человека изменить условия, орудия труда и исследовать влияние Среды на труд человека, которые проводились еще в прошлом веке.
  • С возникновением мирового кризиса в начале 30-х гг. нашего столетия пропал интерес к человеку как к рабочей силе, а вместе с ним и интерес к эргономическим исследованиям. Только во время второй мировой войны, особенно в военной области, возникает определенная формулировка эргономии. Была исследована способность человека управлением современного оружия и изыскивались способы снижения многочисленных отказов надежности при управлении военной техникой. Однако бурное развитие эргономии наступает лишь после окончания второй мировой войны.
  • Предпосылками существенного развития эргономики в настоящее время послужили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе развития производства и оказавшиеся не разрешимыми средствами только технических и медицинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, дизайна и объединить их в общую систему требований к содержанию и характеру труда. На основе теории и методологии такого объединения и возникла эргономика.
  • Во многих случаях человек-оператор не в состоянии полностью использовать весь потенциал техники по множеству причин. К ним относятся: несогласованность параметров оборудования и возможностей человека работать в условиях дефицита времени и информации, мощного воздействия внешних факторов (шум, вибрация, излучения, микроклимат и пр.); недооценка заинтересованности человека в использовании новой техники, уровня его интеллектуального и нравственного развития и др. Незнание или игнорирование разработчиком и конструктором этих причин, образующих человеческий фактор, приводило к тому, что производительность новой техники повышалась не более чем на 25-30%. В результате возникло значительное отставание роста производительности труда от роста мощности применяемой техники.
  • Во многих случаях человек-оператор не в состоянии полностью использовать весь потенциал техники по множеству причин. К ним относятся: несогласованность параметров оборудования и возможностей человека работать в условиях дефицита времени и информации, мощного воздействия внешних факторов (шум, вибрация, излучения, микроклимат и пр.); недооценка заинтересованности человека в использовании новой техники, уровня его интеллектуального и нравственного развития и др. Незнание или игнорирование разработчиком и конструктором этих причин, образующих человеческий фактор, приводило к тому, что производительность новой техники повышалась не более чем на 25-30%. В результате возникло значительное отставание роста производительности труда от роста мощности применяемой техники.
  • Второй проблемойнового оборудования являетсяфеномен роста травматизма людей,взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте и в быту. В целом, если учесть все несчастные случаи в мире, связанные с использованием машин, оборудования, технических устройств, то число ежегодно страдающих от них составит более 10 млн. человек, причем около полумиллиона из них погибает.
  • Анализ причин травматизма показывает, что он часто обусловлен ошибочными действиями людей, связанными с недостатками в конструкции техники, средств отображения информации, органов управления машин и механизмов. Например, очень частая ошибка оператора — неправильная интерпретация показаний приборов — предопределяется плохой их читаемостью, подачей информации не в тот момент, когда она необходима, отсутствием сведений у оператора о том, включен ли прибор, подачей информации, требующей мысленного перевода в другие единицы, и пр. Причиной ошибки и аварии техники может быть отсутствие четкой фиксации органа управления, неестественные направления движения педалей и ручек их неправильное расположение, неудобная для захвата форма рукояти и др. Многочисленность и вариативность причин аварий свидетельствуют о необходимости их специального изучения и разработки научно обоснованных методов их предотвращения.
  • Третья проблематрудовой деятельности человека с техникой связана свысокой кадровой нестабильностью.Это означает, что какое-то время простаивают рабочие места, работник, подбирающий себе новое место, не участвует в общественном производстве, осуществляются дополнительные затраты на его переподготовку на новом месте работы и пр. В настоящее время эргономисты отмечают усиливающуюся тенденцию к отказу рабочих от тяжелой, опасной, грязной работы. Более половины работающих с техникой ориентировано на творческие моменты в труде. Исследования показывают, что малоквалифицированный, неинтересный, физически тяжелый труд не стимулирует развития личности работника, ограничивает его стремление к духовному росту и нередко сопряжен с асоциальными формами поведения
  • Четвертая проблематрудовой деятельности человека с техникой связана сростом числа нервно-психических заболеваний,вызванных так называемым «индустриальным стрессом». По мнению специалистов, в современных условиях увеличилось воздействие на центральную нервную систему на производстве, в быту, на отдыхе факторов, часто имеющих стрессогенный характер. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 65 странах мира, где проживает более 3/4 населения Земного шара, на учете в психоневрологических учреждениях состоит примерно от 72 до 80 млн. психических больных, требующих обязательного стационарного лечения, а прямые денежные затраты, связанные с лечением этих больных, исчисляются суммой в 30 млрд. долл.
  • Значительная часть этих заболеваний обусловлена темпами и особенностями организации современного производства.
  • Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек—техника—среда» должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которых потребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.
  • Цели.Первой и главной цельюэргономики являетсяповышение эффективности труда,под которой понимается способность достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Снижение эффективности свидетельствует в первую очередь о том, что она не в полной мере выполняет свое назначение. В этом случае ее производительность и качество производимого продукта оказываются ниже расчетных, а материальные, энергетические и психические затраты на обеспечение ее функционирования — выше запланированных.
  • Эффективность техники невозможна без высокой работоспособности и надежности человека-оператора, которые строго определены в эргономике и за обеспечение которых несет ответственность эргономист.
  • Работоспособность — это свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени. Надежность — это свойство, характеризующее способность человека-оператора безотказно выполнять деятельность в течение определенного интервала времени при заданных условиях.
  • Известно, что уже через 15 мин работы на видеотерминале у человека-оператора наблюдается расстройство цветового зрения, появляются признаки утомления глаз. Необходимо учитывать, что он делает от 12 до 33 тыс. движений головой и глазами в течение рабочей смены, считывая при этом от 8 до 18 тыс. знаков в час. Большие трудовые затраты оператора снижают через некоторое время качество и производительность его работы, т. е. эффективность всей системы.
  • Целью эргономики является не только уменьшение трудовых затрат оператора, но и в первую очередь повышение производительности и качества его труда за счет оптимизации его деятельности, совершенствования средств отображения информации, органов управления. Повысить эффективность труда оператора видеотерминала можно путем изменения соотношения яркости экрана и окружающего пространства от 3:1 до 5:1, увеличения минимальных размеров знаков на экране до 3,1-4,2 мм, снижения силы удара по клавише до 25—150 г, уменьшения длины пробега клавиш до 1-4 мм и т.д.
  • Безопасность трудаявляетсявторой цельюэргономики. В соответствии с трудовым правом охрана труда гарантирована совокупностью правовых норм, устанавливающих систему мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях народного хозяйства. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы: Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсаннадзор и др. Кроме них эту работу ведут профсоюзы и состоящая в их ведении техническая инспекция труда. Служба надзора и контроля опирается на научно обоснованные, проверенные опытом технические требования, которые безусловно обеспечивают безопасность труда работников.
  • В последние годы распределение причин несчастных случаев в промышленности изменилось. Так, среди причин тяжелых несчастных случаев 22% приходятся на нарушения технологического процесса самими работниками, 19% — на грубое нарушение правил техники безопасности пострадавшим, 16% — на плохую организацию рабочего места, 7% — на неисправность оборудования и 4,3% — на плохую обученность. Субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) начали доминировать над объективными (неисправности техники).
  • Деятельность человека с техническими средствами является таким же предметом изучения и проектирования, как и ее техническая часть. Эргономист должен принимать во внимание: возможности психических процессов человека по приему, переработке информации и принятию правильного решения в конкретных условиях; психические свойства и особенности оператора, проявляющиеся в склонности к более или менее рискованному поведению; его способность работать в состояниях утомления, эмоционального стресса, психической напряженности, монотонии и т. д.

Третьей цельюэргономики являетсяобеспечение условий для развития личности трудящегося в процессе труда.Основным путем ее достижения служит постепенное органическое соединение физического и умственного труда в производственной деятельности. Оно включает:

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

... -77.     Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека. 1. Антропометрические характеристики. 2. Рабочие движения ... же просмотреть возможность применения не специализированных методов. Рассмотреть возможности применения аппаратуры при проведении ... nbsp; Тема 7. Эргономические требования к орудиям труда и производственной обстановке. 1. Этапы и последовательность ...

3 стр., 1371 слов

Надежность деятельности человека-оператора

... оценкой, а также учет режима и условий работы. Надежность деятельности человека-оператора связана с кате­горией эффективности деятельности, влияя на ее результирую­щие показатели. Однако в большей ... п.), то показатель качества характеризует как конечный продукт труда (его потребительские или технологические свойства), так и процесс труда (совершен­ствование способов выполнения трудовых функций). В ...

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... труде и т.п. 2.Инженерная ¥, изучающая информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора. ... система психологич. знаний о Тр. как деятельности и о Трудящемся чел. как о ее ... труд. деят-ти. 10) содействие снижению професс-ного травматизма и заболеваемости, разработка норм, правил и процедур техники ...

— последовательное повышение содержательности труда всех профилей, повышение его интеллектуальной насыщенности на основе совершенствования техники и технологии;

14 стр., 6745 слов

Состояние человека в труде

... осуществляя управляющие функции в процессе создания современной техники, систем «человек --техника», 'необходимых условий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сфере материального производства, обеспечивают реальную базу для проявления ...

— повышение общеобразовательной и профессиональной подготовки работников;

  • вовлечение трудящихся с учетом их знаний, интересов и склонностей в управление производством, общественными делами;
  • создание оптимальных условий для сочетания профессионального труда с техническим творчеством в производственной и непроизводственной обстановке.
  • На достижение этой цели существенно влияет автоматизация производства Чтобы избежать отрицательных социально-психологических и экономических последствий, необходимо повышать объем интеллектуальных, творческих операций при работе на ЭВМ, станках с числовым программным управлением, в гибких производственных системах и т. п. в результате целенаправленной деятельности конструкторов и эргономистов. Последние должны исходить из того, что продуктом являются не только детали и расчеты, но и сам человек-оператор, растущий и совершенствующийся в процессе труда Целью является не только производимая ею продукция, но и качества производящего ее человека.
  • Теоретические исследования в эргономике сопряжены с решением практических задач, к которым относятся:
  • 1. Эргономическое обеспечение проектирования СЧТС, состоящее из анализа трудовой деятельности оператора, распределения функций между человеком и машиной, прогнозирования численности обслуживающего пер­сонала, учета факторов среды, определения социально-экономической эффективности новой СЧТС.
  • 2. Разработка эргономических основ эксплуатации СЧТС, направленных на достижение социальной однородности труда, создание условий, при которых обеспечиваются развитие личности оператора, сохранение его здоровья и максимальная производительность труда.
  • 3. Эргономическая оценка качества СЧТС, состоящая из установления эргономических требований к объекту, его параметров, эргономических показателей и их оценки и приводящая к установлению эргономического уровня качества объекта с последующим решением в случае необходимости об улучшении качества, выборе другого варианта и т. д.
  • Методы.Применяемые в эргономике методы сложились в психологии, физиологии, гигиене и охране труда, функциональной анатомии, социологии. Задачей эргономики является их координация на основе системного подхода. Среди психологических методов различают инженерно-психологические, психофизиологические и персонологические, математические методы и методы моделирования.
  • Инженерно-психологические методы предназначены для исследования рабочего процесса и работы оператора, функционирования техники, оценки деятельности оператора, анализа его ошибок и факторов внешней среды, для проектирования деятельности.
  • Психофизиологические и персонологические методы позволяют исследовать организацию психофизиологических функций организма человека-оператора в процессе деятельности, оценивать и контролировать его функциональное состояние, работоспособность, надежность и эффективность деятельности, особенности проявлений его личности и индивидуальности. С помощью этих методов исследователи пытаются понять, каким образом мозгу удается скоординировать все сложнейшие процессы, лежащие в основе управляющих действий оператора и необходимые для поддержания его жизнедеятельности и развития личности.
  • Математические методы применяются для формализованного описания и построения моделей деятельности оператора. Наиболее часто для построения моделей применяют следующие теории: информации, массового обслуживания, автоматического управления, автоматов, статистических решений.
  • Методы моделирования включают предметное, предметно-математическое, знаковое и математическое моделирование. Например, предметное моделирование ведется на модели, воспроизводящей основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики «оригиналаРазличают статические и функциональные макеты. Первые — это как правило, трехмерные, выполненные в натуральную величину модели оборудования и его отдельных блоков, которые подвергают испытаниям: а) для решения задач организации рабочего места; б) для проверки размещения органов управления; в) для проверки точности и скорости считывания показаний приборов: г) для определения доступности точек проверки, испытаний, регулировки в процессе технического обслуживания оборудования. Функциональный макет представляет модель оборудования в натуральную величину, которая в отличие от статического макета может воспроизводить реальное функционирование аппаратуры в режимах ручного и автоматического управления. Он может быть использован для изучения трудовой деятельности оператора в имитированных условиях работы с целью сравнения альтернативных вариантов конструкции.

4. Состав и структура эргономики

  • Эргономика- наука о приспособлении условий труда к человеку, её предметом является трудовая деятельность, а объектом — человек, среда, изделие.

Человек изучается с точки зрения:

9 стр., 4098 слов

Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века

... ­ции человека явились сформулированные И.П. Павло­вым (1849—1936) представления о типах высшей нервной деятельности, которые ... этой актуальной проблемы. Таблица 1 Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века   Авторы & ... основы для выделения конституциональных типов человека стал использоваться преимущественно морфологичес­кий метод, учитывающий habitus. Правда, некоторые ...

физиологической (рост, вес);

психики (внимание, эмоциональная устойчивость);

психофизиологической (обаяние, слух, вкус, зрение).

Работа обязательно осуществляется каким-нибудь инструментом. Ее характеризуют:

поза;

хватка;

движение (рабочего с этим инструментом).

  • Признаками эргономического качества являются ее высокая эффективность, полная безопасность взаимодействия человека-оператора с техническими устройствами, удовлетворенность человека содержанием, характером, результатами своего труда.
  • Первый групповой показатель, антропометрический, регламентирует соответствие машины размерам и форме тела работающего человека, подвижности частей тела и другим параметрам. Его единичные показателе обеспечивают рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку рукояток, максимальные и оптимальные рабочие зоны рук и ног и т. д.
  • Второй эргономический групповой показатель характеризует гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с СЧТС. Он предполагает создание на рабочем месте нормальных метеорологических условий и ограничение воздействия вредных факторов внешней среды. Групповой показатель составляют единичные показатели освещенности, вентилируемости, температуры, влажности, давления, запыленности, радиации, шума, вибрации, гравитационной перегрузки и ускорений, силы электромагнитных излучений. Превышение допустимых пределов по этим показателям может угрожать жизни и здоровью человека-оператора, вызывать «трудные» психические состояния, снижающие его работоспособность. Известно, например, что оптимальная для работы человека температура окружающей среды равна 18°С; при повышении температуры до 25°C начинается физическое утомление и появляются признаки ухудшения психического состояния (раздражительность, напряженность и др.); при З0°С ухудшается умственная деятельность, замедляются реакции, возникают ошибки; температуру около 50°С оператор может переносить в течение одного часа.
  • В эргономике упорядочены основные термины, характеризующие внешнюю среду рабочего места человека-оператора. Под факторами внешней среды на рабочем месте понимаются физические, химические, биологические, информационные, социально-психологические и эстетические свойства техники, воздействующие на человека-оператора. Эргономисты выделяют комфортную, относительно дискомфортную, экстремальную и сверхэкстремальную внешние рабочие среды на рабочем; месте оператора.
  • Комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья.
  • Относительно дискомфортная среда, воздействуя в течение определенного интервала времени, обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека-оператора неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы.
  • Экстремальная рабочая среда обусловливает снижение работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям.
  • Сверхэкстремальная среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.
  • Третий и четвертый групповые показатели, физиологический и психофизиологический, характеризуют те эргономические требования, которые определяют соответствие техники силовым, скоростным, энергетическим. зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным возможностям и особенностям человека. На основании многочисленных экспериментальных данных сформулированы, например, эргономические требования ГОСТа 21829-88 «Кодирование зрительной информации», по которым минимальная допустимая яркость цветных знаков должна быть 10 кд/м2рекомендуемая—170 кд/м2, оптимальная угловая величина цветового знака — 35-45′ и т д. Эргономические требования ГОСТа 21752-86 «Маховики управления и штурвалы» следуют из экспериментально установленных максимальных усилий руки при различных углах сгиба в локте.
  • Например, вытянутой правой рукой оператор может тянуть на себя рукоять с силой до 22 кг, толкать от себя — до 20 кг, выжимать вверх — до 5,5 кг, тянуть вниз — до 7 кг и т.д. F3 процессе проектирования необходимо отчетливо представлять возрастные, половые, психологические и другие особенности операторов конкретной СЧТС. Так, с возрастом резко падает чувствительность к свету: потребность в освещенности у человека 30-летнего возраста в два раза, у 40-летнего в три, а у 50-летнего в шесть раз больше, чем у 10-летнего. Отсюда следует, что если 30-летнему оператору достаточно освещенности в 1000 лк для максимально точного восприятия деталей, то для создания аналогичных условий 50-летнему необходимо около 2000 лк.
  • Пятый групповой показатель, психологический, отражает соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления психомоторики, закрепленным и вновь формируемым навыкам работающего человека, степени и характеру группового взаимодействия, опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению СЧТС. Эти особенности выступают в качестве единичных показателей. Психические процессы в зависимости от характера работы в СЧТС могут изменять свои параметры, присущие этим же людям в обычных условиях. Например, восприятие текста бортовой документации на борту пило тируемого космического аппарате; в которое включены процессы восприятия, мышления, представления зависит не только от светотехнических условий рабочего места космонавта, но и от многих других специфических факторов, воздействующих на организм космонавта в полете. К таким факторам можно отнести строгий лимит времени, утомление, недостаточность афферентации, гиподинамию.
  • Психологический групповой показатель объединяет данные инженерной психологии, психологии труда, социальной психологии, социологии труда.
  • Структуру эргономикиформируют ее цели: эффективность технических средств; безопасность работы в ней; создание условий, обеспечивающих развитие личности человека-оператора (комфорт) Очевидно, что значимый результат может быть достигнут при согласованном взаимодействии специалистов из разных областей знания: системотехников, дизайнеров, врачей-гигиенистов, специалистов по физиологии труда, биофизике, психологов. Их усилия должны сочетаться с работой конструкторов технических средств, заинтересованных в ее максимальной производительности и надежности; специалистов по охране труда, ответственных за безопасные условия труда операторов; организаторов и руководителей производства, обеспечивающих комплектование персонала ТС и решение социальных вопросов.