Глава девятая
9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение мыслительной деятельности в психофизиологии имеет свою специфику. В теоретическом плане проблема физиологических основ мыслительной деятельности мало разработана. До сих пор не существует широко принятых концепций (как это имеет место приме-нительно к восприятию, памяти), которые объясняли бы, каким обра-зом ЦНС обеспечивает процесс мышления. В то же время имеется не-мало эмпирических исследований, которые посвящены изучению этой проблемы. Они образуют два относительно независимых подхода.
В основе первого лежит регистрация физиологических показате-лей в ходе умственной деятельности. Фактически он направлен на выявление динамики физиологических показателей в процессе реше-ния задач разного типа. Варьируя содержание заданий и анализируя сопутствующие изменения физиологических показателей, исследовате-ли получают физиологические корреляты выполняемой деятельности. На этой основе делаются выводы относительно особенностей физиоло-гического обеспечения решения задач разного типа.
Второй подход исходит из того, что присущие человеку способы познавательной деятельности находят закономерное отражение в фи-зиологических показателях, в результате те приобретают устойчи-вые индивидуальные особенности. По этой логике главное — найти те показатели, которые статистически достоверно связаны с успешнос-тью познавательной деятельности, например, коэффициентом интел-лекта, причем физиологические показатели в этом случае получают независимо от психометрических.
Первый подход позволяет изучать процессуальную сторону, т.е. проследить, каким образом перестраивается физиологическая актив-ность по ходу решения задачи, и как результат отражается в дина-мике этой активности. Моделирование умственных задач позволяет выделять новые варианты изменения физиологических показателей и делать обобщения относительно соответствующих физиологических ме-ханизмов. Сложность заключается в том, чтобы, во-первых, разрабо-тать информативные модели мыслительной деятельности (задания), и, во-вторых, подобрать адекватные методы и показатели, позволяющие в полном объеме охарактеризовать деятельность физиологических систем — потенциальных “кандидатов” на участие в обеспечении про-цесса решения задачи. При этом, строго говоря, выводы распростра-няются только на тот класс мыслительных задач, которые являются предметом изучения. Очевидно, что моделирование не может охва-тить все сферы мыслительной деятельности человека, и в этом зак-лючается ограниченность первого подхода.
Психологический анализ решения мыслительной задачи
... что дано. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. ...
При втором походе такого ограничения нет, поскольку во главу угла ставится сопоставление индивидуально-специфических устойчи-вых физиологических и психологических показателей. Предполагает-ся, что индивидуальный опыт мыслительной деятельности отражается в тех и других. Однако эта логика не позволяет исследовать психо-физиологию процесса решения задач, хотя по результатам сопостав-ления и выдвигаются некоторые предположения относительно того, что способствует его успешной организации.
В подавляющем большинстве случае основными в этих исследова-ниях служат показатели работы головного мозга в диапазоне от ней-ронной активности до суммарной биоэлектрической. Дополнительно в качестве контроля используют регистрацию миограммы, электричес-кой активности кожи и глазных движений (см.главу 2).
При выборе мыслительных задач нередко опираются на эмпирическое правило: за-дания должны быть адресованы топографически разнесенным областям мозга, в первую очередь, коры больших полушарий. Типичным приме-ром служит сочетание задач вербально-логических и зрительно-прос-транственных.
9.1.1. Нейронные корреляты мышления
Исследованиям нейронных коррелятов мышления придается в нас-тоящее время особое значение. Причина в том, что среди разных электрофизиологических явлений импульсная активность нейронов наиболее сопоставима с процессами мышления по своим временным па-раметрам.
Предполагается, что должно существовать соответствие между временем переработки информации в мозге и временем реализации мыслительных процессов. Если, например, принятие решения зани-мает 100 мс, то и соответствующие электрофизиологические процес-сы ему должны иметь временные параметры в пределах 100 мс. По этому признаку наиболее подходящим объектом изучения является им-пульсная активность нейронов. Длительность импульса (потенциала действия) нейрона равна 1 мс, а межимпульсные интервалы состав-ляют 30-60мс. Количество нейронов в мозге оценивается числом де-сять в десятой степени, а число связей, возникающих между нейро-нами, практически бесконечно. Таким образом за счет временных па-раметров функционирования и множественности связей нейроны обла-дают потенциально неограниченными возможностями к функционально-му объединению в целях обеспечения мыслительной деятельности. Принято считать, что сложные функции мозга и, в первую очередь, мышление обеспечивается системами функционально объединенных ней-ронов.
НЕЙРОННЫЕ КОДЫ. Проблема кодов, т.е. “языка”, который ис-пользует мозг человека на разных этапах решения задач, является первоочередной. Фактически эта проблема определения предмета ис-следования: как только станет ясно, в каких формах физиологичес-кой активности нейронов отражается (кодируется) мыслительная дея-тельность человека, можно будет вплотную подойти к пониманию ее нейрофизиологических механизмов.
До недавних пор основным носителем информации в мозге счита-лась средняя частота последовательности импульсов, т.е. средняя частота импульсной активности нейрона за короткий промежуток вре-мени, сопоставимый с реализацией того или иного умственного дей-ствия. Мозг сравнивали с информационно-управляющим устройством, языком которого является частота. Однако есть основания полагать, что это не единственный вид кода, и возможно существуют и дру-гие, учитывающие не только временные факторы, но пространствен-ные, обусловленные взаимодействием нейрональных групп, располо-женных в топографически разнесенных отделах мозга.
использование приема графического моделирования в процессе ...
... стороны действительности успешно содействует решение текстовых задач. Среди общих целей, достигаемых посредством решения задач, выделяются: формирование научного мировоззрения, ... приема графического моделирования в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач на этапе формирующего эксперимента…………………………………………………………………...…………….……. 2.3 Обработка результатов педагогического ...
Весомый вклад в решение этой фундаментальной проблемы внесли исследования Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников.
НЕЙРОННЫЕ КОРРЕЛЯТЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. Изучение им-пульсной активности нейронов глубоких структур и отдельных зон коры мозга человека в процессе мыслительной деятельности проводи-лось при помощи метода хронически вживленных электродов. Первые данные, свидетельствующие о наличии закономерных перестроек час-тотных характеристик импульсной активности (паттернов) нейронов были получены при восприятии, запоминании и воспроизведении от-дельных вербальных стимулов.
Дальнейшие исследования в этом направлении позволили выявить специфические особенности процессов ассоциативно-логической обра-ботки человеком вербальной информации вплоть до различных смысло-вых оттенков понятий. В частности было установлено, что смысло-вая значимость стимула может кодироваться частотой разряда нейро-нов, т.е. паттерны текущей частоты активности нейронов некоторых структур мозга способны отражать общие смысловые характеристики слов.
Оказалось также, что паттерн текущей частоты разрядов фун-кционально объединенной группы нейронов можно рассматривать как структуру или последовательность, включающую несколько компонен-тов. Эти компоненты, представленные всплесками (или падениями) частоты разрядов, возникают на определенных стадиях решения зада-чи и, по-видимому, отражают включение или переключение работы нейронов на новый этап решения задачи.
Таким образом при изучении динамики импульсной активности нейронов в определенных областях головного мозга были выявлены устойчивые пространственно-временные картины (паттерны) этой ак-тивности, связанные с конкретным видом мыслительной деятельности человека. После выделения таких паттернов можно достаточно точно определять, где и когда в мозге человека будут развиваться опре-деленные изменения активности нейронных объединений в процессе решения задач определенного типа. При этом закономерности форми-рования паттернов импульсной активности нейронов по ходу выполне-ния испытуемым различных психологических тестов иногда позволяли предсказывать результат выполнения конкретной ассоциативно-логи-ческой операции.
9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
Уже со времен первых, ставшими классическими работ Бергера (1929), Эдриана и Мэтьюза (1934), хорошо известно, что умствен-ная деятельность вызывает устойчивую десинхронизацию альфа-ритма, и что именно десинхронизация оказывается объективным показателем активации.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
РИТМЫ ЭЭГ И МЫШЛЕНИЕ. Установлено, что при умственной дея-тельности происходит перестройка частотно-амплитудных параметров ЭЭГ, охватывающая все основные ритмические диапазоны от дельта до бета. Так при выполнении мыслительных заданий может усиливаться дельта и тета активность. Причем усиление последней составляющей положительно соотносится с успешностью решения задач. В этих слу-чаях тета активность наиболее выражена в передних отделах коры, причем ее максимальная выраженность соответствует по времени пе-риодам наибольшей концентрации внимания человека при решении за-дач и обнаруживает связь со скоростью решения задач. Следует под-черкнуть, однако, что разные по содержанию и сложности задания вызывают неодинаковые изменения тета диапазона.
По данным ряда авторов умственная активность у взрослых соп-ровождается повышением мощности бета-ритма, причем значимое уси-ление высокочастотной активности наблюдается при умственной дея-тельности, включающей элементы новизны, в то время как стереотип-ные, повторяющиеся умственные операции, сопровождаются ее сниже-нием. Установлено также, что успешность выполнения вербальных за-даний и тестов на зрительно-пространственные отношения оказывает-ся положительно связанной с высокой активностью бета диапазона ЭЭГ левого полушария. По некоторым предположениям эта активность связана с отражением деятельности механизмов сканирования струк-туры стимула, осуществляемую нейронными сетями, продуцирующими высокочастотную активность ЭЭГ.
Динамика альфа активности при умственной деятельности имеет сложный характер. При анализе альфа-ритма в последнее время при-нято выделять три (иногда две) составляющие: высоко- средне и низкочастотную. Оказывается, что эти субкомпоненты альфа-ритма по-разному связаны с умственной деятельностью. Низкочастотный и высокочастотный альфа-ритм в большей мере соотносится с когнитив-ными аспектами деятельности, тогда как среднечастотный альфа-ритм в основном отражает процессы неспецифической активации.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЭГ И МЫШЛЕНИЕ. Измене-ния биоэлектрической активности мозга в процессе мыслительной деятельности, как правило, имеют зональную специфику. Другими словами ритмы ЭЭГ в различных зонах коры по-разному ведут себя при решении задач. Существует несколько способов оценить харак-тер пространственно-временной организации ЭЭГ в процессе решения задач.
Одним из наиболее распространенных способов является исследо-вание дистантной синхронизации биопотенциалов и когерентности спектральных составляющих ЭЭГ в разных зонах мозга. Известно, что для состояния покоя обычно характерен некоторый средний уровень синхронности и когерентности ЭЭГ, который отражает активное под-держание межзональных связей и тонуса зон коры в покое. При предъявлении заданий эти типичные для покоя межзональные отноше-ния существенно меняются.
Установлено, что при умственной деятельности происходит рез-кое увеличение числа участков коры, корреляционная связь между которыми по различных составляющим ЭЭГ обнаруживают высокую ста-тистическую значимость. При этом, однако, в зависимости от харак-тера задачи и избранного показателя картина межзональных отноше-ний может выглядеть по-разному. Например, при решении как вер-бальных, так и арифметических задач возрастает степень дистан-тной синхронизации биопотенциалов в лобных и центральных отделах левого полушария, но помимо этого при решении математических за-дач возникает дополнительный фокус активации в теменно-затылоч-ных отделах.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
... в системах контроля и управления информационная подготовка принятия решения складывается из «внешнего» и «внутреннего» информационного обес ... собственно принятия решения. В данном случае речь идет о системе преобразований с использованием определенных методов и приемов. Так, например, показано [см. 102], что для деятельности оператора ...
Меняется степень пространственной синхронизации биопотенциа-лов и в зависимости от степени алгоритмизации действия. При вы-полнении легкого по алгоритму действия возрастает степень синхро-низации в задних отделах левого полушария, при трудном алгоритми-ческом действии фокус активации перемещается в передние зоны ле-вого полушария.
Более того характер межзональных отношений существенно зави-сит от того, какую стратегию реализует человек в процессе реше-ния задачи. Например, при решении одной и той же математической задачи разными способами: арифметическим или пространственным фо-кусы активации располагаются в разных участках коры. В первом случае — в правой префронтальной и левой теменно- височной, во-втором — сначала в передних, а затем задних отделах правого полушария. По другим данным при последовательном способе обработ-ки информации (сукцессивном) наблюдается преимущественная актива-ция передних зон левого полушария, при целостном схватывании (си-мультанном) — тех же зон правого полушария. Заслуживает также внимания и тот факт, что межзональные отношения изменяются в за-висимости от степени оригинальности решения задачи, Так у испы-туемых, использующих стандартные приемы решения, преимущественно преобладает активность левого полушария, напротив у испытуемых, которые применяют нестандартные (эвристические) решения, харак-терно преобладание активации в правом полушарии, наиболее сильное в лобных отделах, причем как в покое, так и при решении задачи.
9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
Проблема принятие решения относится к числу междисциплинар-ных. К ней обращаются кибернетика, теория управления, инженерная психология, социология и другие дисциплины, поэтому существуют разные и иногда трудно сопоставимые подходы к ее изучению. В то же время принятие решения — кульминационная и иногда завершающая операция мыслительной деятельности человека. Закономерно, что психофизиологическое обеспечение этой стадии процесса мышления, является предметом специального анализа.
В психофизиологии и нейрофизиологии эта проблема имеет свою историю изучения. Теория функциональных систем и информационная парадигма (см. главу 1) широко оперируют этим понятием. Имеется также немало эмпирических исследований, посвященных изучению фи-зиологических коррелятов и механизмов феномена принятия решения.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ. По утвержде-нию П.К.Анохина (1976) необходимость ввести понятие “принятия ре-шения” возникла в процессе разработки теории ФС для четкого обоз-начения этапа, на котором заканчивается формирование и начинает-ся исполнение какого-либо поведенческого акта. Таким образом при-нятие решения в функциональной системе является одним из этапов в развитии целенаправленного поведения. Оно всегда сопряжено с вы-бором, поскольку на стадии аффрентного синтеза происходит сличе-ние и анализ информации, поступающей из разных источников. Приня-тие решения представляет критический “пункт”, в котором происхо-дит организация комплекса эфферентных возбуждений, порождающих в дальнейшем определенное действие.
Обращаясь к физиологическим механизмам принятия решения, П.К.
Принятие решений как вид психической деятельности
... играя немалую роль в получаемом результате. Выводы. 1. Принятие решений — это особый вид психической деятельности людей, направленный на выбор способа достижения поставленной ... необходимым условием для принятия правильных решений. Прогнозирование (целеполагание, предвидение) представляет собой прогнозирование человеком оптимального существования и эффективной деятельности управляемого объекта при ...
Анохин подчеркивал, что принятие решения — процесс, включающий разные уровни организации: от отдельного нейрона, который проду-цирует свой ответ в результате суммации многих влияний, до систе-мы в целом, интегрирующей влияния множества нейрональных объеди-нений. Окончательный результат этого процесса выражается в утвер-ждении: система приняла решение.
УРОВНИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. Значение принятия решения в поведе-нии и мыслительной деятельности очевидно. Однако описание этого процесса с позиций системного подхода, как это часто бывает, но-сит слишком общий характер. Принятие решение как объект психофи-зиологического исследования должно иметь конкретное содержание и быть доступно для изучения с помощью экспериментальных методов.
Нейрофизиологические механизмы принятия решения должны сущес-твенно различаться в зависимости от того, в контекст какой дея-тельности они включены. В сенсорных и двигательных системах при каждом перцептивном или двигательном акте происходит разнообраз-ный и многосторонний выбор возможного ответа, который осущес-твляется на бессознательном уровне.
Принципиально иные нейрофизиологические механизмы имеют “ис-тинные” процессы принятия решения, которые выступают как звено сознательной произвольной деятельности человека (А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская,1976).
Будучи обязательным звеном в обеспечении всех видов познавательной деятельности, процесс принятия решения в каждом из них имеет свою специфику. Перцептивное решение отли-чается от мнестического или решения мыслительной задачи, и что самое существенное мозговое обеспечение этих решений включает разные звенья и строится на различных уровнях.
В психофизиологии наиболее разработаны представления о корре-лятах и механизмов принятия решения, включенного в процессы пере-работки информации и организацию поведенческого акта.
ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ. Продуктивным мето-дом исследования физиологических основ принятия решения является метод регистрации вызванных или событийно-связанных потенциалов (ВП и ССП).
ССП — это реакции разных зон коры на внешнее событие, сопоставимые по длительности с реальным психологическим процес-сом переработки информации (см.главу 5.3.) или поведенческим ак-том.
В составе этих реакций можно выделять компоненты двух типов:
ранние специфические (экзогенные) и поздние неспецифические (эн-догенные) компоненты. Экзогенные компоненты связаны с первичной обработкой, а эндогенные отражают этапы более сложной обработки стимулы: формирование образа, сличение его с эталонами памяти, принятием перцептивного решения.
Обширный массив экспериментальных исследований связан с изу-чением наиболее известного информационного эндогенного колебания волны Р 300 или Р 3, позднего позитивного колебания, регистрируе-мого в интервале 300-600 мс. Многочисленные факты свиде-тельствуют, что волна Р 3 может рассматриваться как психофизиоло-гический коррелят таких когнитивных процессов как ожидание, обу-чение, рассогласование, снятие неопределенности и принятие реше-ния.
Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач
... В.А. Сластенин считает, что "деятельность учителя - воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных ... и педагогике. Психология исследует субъективный аспект деятельности. Очевидно, что педагогическая деятельность является одним из видов деятельности. Педагогическую деятельность разделяют на профессиональную и непрофессиональную ( ...
Функциональное значение волны Р 3 широко обсуждается во мно-гих исследованиях, при это обнаруживается целый ряд различных подходов к его интерпретации. В качестве примера приведем некото-рые из них.
С позиций теории функциональных систем возникновение волны Р 3 характеризует смену действующих ФС, переход от одного крупного этапа поведения к другому, волна Р 3 при этом отражает перестрой-ку “текущего содержания психики”, а ее амплитуда — масштаб реор-ганизаций, происходящих в той или иной области мозга (Н.Е.Макси-мова и И.О. Александров,1984).
С позиций информационного подхода функциональное значение Р3 рассматривается как результат “когнитивного завершения”. По этой логике процесс восприятия состоит из отдельных дискретных времен-ных единиц “перцептивных эпох”. Внутри каждой эпохи осуществляет-ся анализ ситуации и складывается ожидание события, которое дол-жно завершить эпоху. Завершение эпохи выражается в виде появле-ния волны Р 3, преобладающей в теменной области. При этом предпо-лагается, что отдельные компоненты ВП отражают чередование подъе-мов и спадов активации структур, ответственных за реализацию ког-нитивной деятельности, а волна Р 3 обусловлена снижением уровня активации в третичных зонах коры, ответственных за когнитивное завершение перцептивного акта и принятие решения.
По другим представлениям волна Р3 представляет собой проявле-ние особой категории метаконтрольных процессов, которые связаны с планированием и контролем поведения в целом, установлением дол-говременных приоритетов в поведении, определением вероятностных изменений окружающей среды.
ХРОНОМЕТРИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Психофизиологическая хронометрия — направление, исследующее временные параметры (нача-ло, продолжительность, скорость) когнитивных операций с помощью физиологических методов. Наибольшее значение здесь имеют ампли-тудно-временные характеристики компонентов ВП и ССП.
Объектом изучения являются как экзогенные, так и эндогенные компоненты, отражающие различные стадии процесса переработки ин-формации. Временные параметры первых позволяют судить о времени, которое требуется для сенсорного анализа. Временные параметры эн-догенных компонентов дают представление о длительности этапов об-работки, связанных с операциями формирования образа, сличения его с эталонами памяти и принятия решения.
Анализ амплитудно-временных параметров этих компонентов в разных ситуациях позволяют установить круг психологических пере-менных, от которых зависит как скорость переработки информации в целом, так и длительность отдельных стадий этого процесса. Уда-лось, например, показать, что латентный период Р 3 прямо связан с информационной спецификой стимула и обратно пропорционален слож-ности экспериментальной задаче. При этом амплитуда компонента Р 3 тем больше, чем сложнее сам стимул в экспериментальной задаче и чем больше когнитивных операций требует от испытуемого ситуация эксперимента.
Таким образом параметры ВП и ССП все чаще используются как инструмент микроструктурного анализа, позволяющий выделить вре-менные характеристики определенных стадий внутренней организации поведенческого акта, недоступные внешнему наблюдению.
Психогенетика мозга
... тех же людей. Такие особенности биоэлектрических паттернов мозга позволили предположить, что в индивидуальных особенностях функционирования мозга проявляются наследственные черты. Методы регистрации ЭЭГ и ... описанными вариантами ЭЭГ. Психологическое обследование пробандов включало стандартные тесты, измеряющие интеллект, концентрацию внимания, особенности сенсорной и моторной сферы, а также ...
9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
Известно, что в психологии существует много разных подходов к анализу природы интеллекта, его структуры, способов функциониро-вания и путей измерения. С позиций психофизиологического анализа целесообразно остановиться на подходе к интеллекту как к биологи-ческому образованию, в соответствии с которым предполагается, что индивидуальные различия в показателях интеллектуального развития объясняются действием ряда физиологических факторов, во-первых, и эти различия в значительной степени обусловлены генотипом, во-вторых.
ТРИ АСПЕКТА ИНТЕЛЛЕКТА. В теоретическом плане наиболее после-довательную позицию здесь занимает Г.Айзенк. Он выделяет три раз-новидности интеллекта: биологический, психометрический и со-циальный. Первый из них представляет генетически детерминирован-ную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на ос-нове нейрофизиологических и биохимических факторов, непосред-ственно связан с деятельностью коры больших полушарий.
Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультур-ных факторов. Социальный интеллект представляет собой интеллек-туальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он за-висит от психометрического интеллекта, а также от личностных осо-бенностей, обучения, социо-экономического статуса. Иногда биоло-гический интеллект обозначают как интеллект А, социальный как ин-теллект Б. Очевидно, что интеллект Б гораздо шире, чем интеллект А и включает его в себя.
Концепция Айзенка в значительной степени опирается на труды предшественников. Представления о существовании физиологических факторов, определяющих индивидуальные различия в умственной дея-тельности людей, имеют достаточно длительную историю изучения.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ. Еще в середине прошлого века с появлением первых экспериментальных приемов измерения простых психофизиологических показателей таких, как различительная сен-сорная чувствительность, время реакции и т.д., в психологии воз-никло направление, ставящее своей целью найти простые физиологи-ческие процессы или свойства, которые могут лежать в основе инди-видуальных различий по интеллекту.
Идея использования простых, имеющих физиологическую природу показателей для оценки индивидуальных различий по интеллекту идет от Френсиса Гальтона. Он рассматривал интеллект как биологичес-кое образование, которое нужно измерять с помощью физиологичес-ких индикаторов. Экспериментальное воплощение эти идеи нашли в целом ряде работ, в которых в качестве коррелята интеллекта и частично способа его измерения предлагалось рассматривать время выполнения простых заданий.
ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ. По некоторым представлениям определенная часть индивидуальных различий в успешности выполне-ния тестов интеллекта объясняется тем, насколько быстро индивид может обрабатывать информацию, причем независимо от приобретен-ных знаний и навыков. Поэтому времени как фактору, обеспечивающе-му эффективность умственной деятельности, и в настоящее время придается довольно большое значение.
Театрализованная деятельность как фактор социализации воспитанников ...
... Мы видим, что коллективные формы сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения, вырастающим на их основе, и ... направлений коррекционно-развивающей среды является «организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование ... лишить ребенка веры в себя. Факторы социализации. Выделяют следующие факторы социализации: 1. Мегафакторы: Космос, планета, ...
Таким образом понятие психической скорости или скорости вы-полнения умственных действий приобретает роль фактора, объясняю-щего происхождение индивидуальных различий в познавательной дея-тельности и показателях интеллекта. Действительно неоднократно показано, что показатель интеллекта связан с временем реакции, взятом в разных вариантах оценки, отрицательной корреляцией, сос-тавляющей в среднем -0,3.
Наряду с этим в психофизиологии существует специальное нап-равление хронометрии процессов переработки информации, в котором одним из главных показателей служат латентности компонентов ВП, интерпретируемые как маркеры времени выполнения отдельных когни-тивных операций (см.9.2).
Закономерно, что существует целый ряд исследований взаимосвязи показателей ВП и интеллекта.
НЕЙРОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. В этом контексте была сформулиро-вана гипотеза нейрональной эффективности, которая предполагает, что “биологически эффективные” индивиды обрабатывают информацию быстрее, поэтому они должны иметь более короткие временные пара-метры (латентности) компонентов ВП.
Эти предположения неоднократно подвергались проверке, и было установлено, что подобная связь обнаруживается при определенных условиях: биполярном способе регистрации ВП и использовании зри-тельных стимулов. Кроме того, существуют другие факторы, влияю-щие на ее проявления, например, уровень активации. Наибольшее соответствие между короткими латентностями и высокими показателя-ми интеллекта имеет место при умеренном уровне активации, следо-вательно связь “латентные периоды ВП — показатели IQ” зависит от уровня активации.
Кроме временных характеристик для сопоставления с показателя-ми IQ привлекаются и многие другие параметры ВП: различные ва-рианты амплитудных оценок, вариативность, асимметрия.
Наибольшую известность в связи с этим приобрели исследования А. и Д. Хендриксонов, в основе которой лежит теоретическая мо-дель памяти, информационной обработки и интеллекта, базирующаяся на представлении о нейрональных и синаптических процессах и фун-кциях. В основу индивидуальных различий здесь кладутся различия в особенностях синаптической передачи и формирования энграмм памя-ти. Предполагается, что при обработке информации на уровне синап-сов в коре мозга могут возникать ошибки. Чем больше число таких ошибок продуцирует индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Количественно оценить число этих ошибок невозможно, но они прояв-ляется в индивидуальных особенностях конфигурации ВП.
Согласно этой концепции индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, должны продуцировать высокоамплитудные и имеющие сложную форму ВП, т.е. с дополнительными пиками и колебаниями. Низкоамплитудные ВП упрощенной формы характерны для индивидов с низким показателями интеллекта, Эти предположения получили ста-тистическое подтверждение при сопоставлении ВП и показателей ин-телелкта по тестам Векслера и Равена.
Таким образом есть основания утверждать, что эффективность передачи информации на нейронном уровне определяется двумя пара-метрами скоростью и точностью (безошибочностью).
Оба параметра можно рассматривать как характеристики биологического интеллекта.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. В разделе 9.1.2. были проанализиро-ваны электрофизиологические корреляты межзонального взаимодей-ствия в процессе мыслительной деятельности. Однако проблема этим не исчерпывается, особенно когда ставится вопрос о физиологичес-ких предпосылках интеллекта.
Роль топографических факторов в обеспечении мышления и интел-лекта можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах. Пер-вый связан с морфологическими и функциональными особенностями от-дельных структур мозга, которые связаны с высокими умственными достижениями. Второй касается особенностей взаимодействия между структурами мозга, при которых возможна высокоэффективная ум-ственная деятельность.
Долгое время господствовал скептический взгляд на попытки найти какие-либо морфологические и топографические особенности в строении мозга людей, отличающихся высоким интеллектом. Однако в последнее время эта точка зрения уступила другой, по которой ин-дивидуальным особенностям психической деятельности сопутствуют определенные соотношения в развитии различных областей мозга.
Постмортальное исследование мозга людей, которые обладали вы-дающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую оче-редь, размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Анализ мозга выдающегося физика А. Эйнштейна показал, что именно в тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений (пе-редние ассоциативные зоны левого полушария) рецептивный слой ко-ры был в два раза толще обычного. Кроме того, там же было обнару-жено значительно превосходящее статистическую норму число так на-зываемых глиальных клеток, которые обслуживали метаболические нужды увеличенных в размере нейронов. Характерно, что исследова-ния других отделов мозга Эйнштейна не выявили особых отличий.
Предполагается, что столь неравномерное развитие мозга связа-но с перераспределением его ресурсов (медиаторов, нейропептидов и т.д.) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов. Особую роль здесь играет перераспределение ресурсов медиатора ацетилхо-лина. Холинэргическая система мозга, в которой ацетил-холин слу-жит посредником проведения нервных импульсов, по некоторым пред-ставлениям обеспечивает информационную составляющую процессов обучения. Эти данные свидетельствуют о том, что индивидуальные различия в умственной деятельности человека, по-видимому, связа-ны с особенностями метаболизма в мозге.
Однако мышление и интеллект представляют собой свойство моз-га как целого, поэтому особое значение приобретает анализ взаимо-действия различных регионов мозга, при котором достигается высо-коэффективная умственная деятельность, и в первую очередь анализ межполушарного взаимодействия.
Проблема функциональной специализации полушарий в познава-тельной деятельности человека имеет много разных сторон и хорошо изучена /см. главы 5.4. и 8.5./. В основном они сводятся к сле-дующему: аналитическая, знаково опосредованная стратегия позна-ния характерна для работы левого полушария, синтетическая, образ-но опосредованная — для правого. Закономерно, что функциональные свойства полушарий, а точнее степень их индивидуальной выражен-ности могут служить физиологическим условием высоких достижений в решении задач разного типа (вербально-логических или простран-ственных).
Исходно предполагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие фун-кций доминантного левого полушария, однако в настоящее время все большее значение в этом плане придается функциям субдоминантного правого полушария. В связи с этим возникла гипотеза эффективного билатерального взаимодействия как физиологической основы общей одаренности. Предполагается, что чем лучше праворукий человек ис-пользует возможности своего субдоминантного правого полушария, тем больше он способен: одновременно обдумывать разные вопросы; привлекать больше ресурсов для решения интересующей его проблемы; одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий. Ги-потеза билатерального взаимодействия и эффективного использова-ния всех возможностей левого и правого полушарий в интеллек-туальной деятельности представляется оптимальной, поскольку она, во-первых, адресуется к работе мозга как целого и, во-вторых, ис-пользует представления о ресурсах мозга.
СООТНОШЕНИЕ НЕЙРОННОГО И ТОПОГРАФИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ. Мышление как психический процесс и интеллект как интегральная когнитивная характеристика функционируют на основе свойств мозга, взятого в целостности. С позиций системного подхода /см. главу 1.4.5./ в работе мозга следует выделять два уровня или типа систем: микро-системный и макросистемный.
Применительно к мышлению и интеллекту первый представлен па-раметрами функционирования нейронов (принципами кодирования ин-формации в нейронных сетях) и особенностями распространения нер-вных импульсов (скоростью и точностью передачи информации).
Вто-рой отражает морфофункциональные особенности и значение от-дельных структур мозга, а также их пространственно-временную ор-ганизацию (хронотоп) в обеспечении эффективной умственной дея-тельности. Изучение этих факторов позволяет выявить, что голов-ной мозг, и в первую очередь, зоны коры в процессе мыслительной деятельности действуют как единая система с очень гибкой и под-вижной внутренней структурой, которая адекватна специфике задачи и способам ее решения.
Целостная картина мозговых механизмов, лежащих в основе ум-ственной деятельности и интеллекта, возможна на пути интеграции представлений, сложившихся на каждом из уровней. В этом и заклю-чается перспектива психофизиологических исследований мысли-тельной деятельности человека.
Литература
1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии./ 1995, N 1.
2. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П.,Кропотов Ю.Д.,Медведев С.В.
Нейрофизиологические основы мышления. Л., Наука, 1985.
4. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., Наука, 1984.
5. Лазарев В.В. Информативность разных подходов к картирова-нию ЭЭГ при исследовании психической деятельности челове-ка./ Физиология человека. 1992, Т. 18, N 6.
6. Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов голов-ного мозга. М., Наука, 1972.
7. Максимова Н.Е., И.О. Александров И.О. Феномен Р300 и пси-хофизиология поведения. В кн.: Мозг и психическая де-ятельность. М., Наука, 1984.
8. Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофи-зиологическому исследованию мозга человека.Л., Наука, 1988.
9. Проблемы принятия решения. М., Наука, 1976.