Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный технический университет — УПИ
Реферат по философии
на тему
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЯСПЕРСА
Преподаватель Михалицын В.А.
Студент гр.ВИ-28013 Лейчук Д.В.
Екатеринбург, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
О ЖИЗНИ КАРЛА ЯСПЕРСА
ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАРЛА ЯСПЕРСА
Экзистенция и трансценденция
Свобода и коммуникация
Истина и наука
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Философия в XX веке не поддаётся привычной классификации на основе национальной идентичности. Какой же была философия XX века? Рассматривая ситуацию, существовавшую в Европе к началу ХХ века, можно отметить, что сформировавшими ее факторами являются научно-технические достижения. Философия, в тот период, воспринималась как дисциплина, лишенная собственных целей и задач. В связи с этим в различных философских направлениях философия определялась по-разному: то, как знание о мире в целом, или наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, то, как форма идеологии, или методология познания.
Философия — это специфический феномен человеческой культуры, появившийся в ответ на фундаментальную, глубоко личную для каждого человека потребность в мировоззрении, поэтому она не может быть наукой, обязательной для всех (хотя отдельные виды философии и претендуют на научность), она скорее существует как витальная потребность, совершенно необходимая для жизни. Экзистенция и склонность к философствованию оказываются в философии экзистенциализма глубоко взаимосвязанными.
До сих пор было принято полагать, что экзистенциализм — это философское учение творческих личностей, писателей и художников. Это мнение основывалось на том, что выдающиеся представители экзистенциализма, такие как: С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю были крупными художниками слова. Однако среди экзистенциалистов есть выдающаяся фигура, которая заставляет изменить эти представления.
Карл Ясперс, один из первых крупных мыслителей ХХ века, который постарался изменить существующую академическую традицию, которая предписывала философии единственный способ ее осуществленного бытия в форме логически оправданной системы. К. Ясперс не занимался литературно-художественным творчеством. Он начинал как врач, успешно занимался психиатрией и психологией, признан классиком этих наук. К. Ясперс заявил, что в процессе философствования важен не только предмет в виде внешнего мира и логический метод при его исследовании, а скорее всего именно анализ поведения человека в мире, его существование.
2000 Г. Тема № 20: Философия XX века. План
... "творческой эволюции". 2.5 Психоаналитическая философия В 20-е гг. З. Фрейд создал “философию психоанализа”, согласно которой сознательная деятельность человека направляется подавленными обществом подсознательными влечениями. ... по времени с аналогичным сдвигом от философской классики XIX века к неклассической философии ХХ века. В центр философского процесса выдвинулись вместе с такими течениями, ...
Экзистенциальные воззрения Карла Ясперса, основанные на медико-психологическом материале, позволили ему создать такое философское учение, которое позволяет постичь безусловную связь жизни человека и становление его экзистенциального мировоззрения. Именно использование опыта психиатрии позволяет рассмотреть на конкретной проблеме преодоления фундаментальных жизненных кризисов, понимание философии как своего рода «терапии души». Можно говорить о философии К. Ясперса как о совершенно новом подходе к исследованию человека, как в психиатрии и психологии, так и философии. Философское творчество К. Ясперса, можно считать новаторским и вместе с тем, влекущим к новым исследовательским перспективам.
Экзистенциализм К. Ясперса возникает как методологическое отрицание «объясняющей» психиатрии и база для «понимающей» психологии, построенной в продолжение идей В. Дильтея. К. Ясперс исходит из того, что личность психически больного и ее болезнь непостижима при использовании только традиционных методов науки, базирующихся на применении рассудка. Исследуемый человек не может превращаться в предмет исследования, в нечто застывшее и доступное исследованию без остатка. В отличие от «объясняющей» науки, «понимающая философия» К. Ясперса индивидуализирует человека, а поэтому вместо понятий использует экзистенциалы.
Тема реферата для меня крайне интересна. Целью написания данной работы является ознакомление с философией существования Ясперса. Для обзора этой темы были использованы статья Александра Перцева «О Ясперсе», статья Я.Ф.Малковой «К.Ясперс: рождение экзистенциализма из духа психиатрии», а также книга Карла Ясперса «Духовная ситуация времени».
О ЖИЗНИ КАРЛА ЯСПЕРСА
Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец, юрист, впоследствии — директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать — из местного крестьянского рода.
В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако, проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора медицины.
Во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией, причем Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди поженились. С тех пор одиночество не мучило Ясперса: в жене он нашел не только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере интерес к философии развился и у молодого естествоиспытателя — ведь медицина принадлежала к естественным наукам — не без влияния его жены, и «философствование на уровне экзистенции», о котором позднее так много писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни.
1. Философия жизни: Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр
... жизнь, так как показателем нашей жизни является только смерть”. Философия подталкивает человека к свободе и к жизни. ... – это философия существования, иррациональная философия. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль ... философии. Выступает против философии как метафизики. Позитивизм – философия позитивного знания, которая отвергает все теории умозрения. Этапы позитивизма: 30-70 гг. ...
Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу «Всеобщая психопатология» (1913) , которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. После защиты диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете; среди его первых тем была психология характеров и дарований (еще студентом Ясперс увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л. Клагеса) , а также патография выдающихся личностей (модная в то время тема гений и болезнь) . Впоследствии Ясперс опубликовал об этом несколько работ: о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и Гельдерлине, о болезни Ницше в связи с его творчеством.
В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда — «Психологию мировоззрений», которая затрагивала уже собственно философские проблемы и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.
В 1931-1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса «Философия», над которым он работал больше десяти лет. В нем нет изложения философской системы в традиционно академическом стиле, а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и размышлений, которые составляли содержание экзистенциального философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого больше сомнений не вызывает.
Однако с приходом национал — социализма наступает тяжелый, драматический период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном ежедневном ожидании «стука в дверь», философ долгие восемь лет продолжает работать — писать «в стол». И только в 1945 году, после разгрома нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию — сначала в Гейдельберге, а затем, с 1947 года, — в Базельском университете. Публикуются работы философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: «Об истине» (1947) , «Вопрос о вине» (1946) , «Ницше и христианство» (1946) , «О европейском духе» (1946) , «Истоки истории и ее цель» (1948) , «Философская вера» (1948) . На первый план выходят проблемы философско-исторические и мировоззренческие: как преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные ориентиры остаются у европейского человека и как их обрести в современном индустриальном обществе?
В послевоенные годы Ясперс — один из духовных лидеров Германии. Он обращается к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио, и везде его главная мысль — как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной опасности ХХ века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны.
Он все отчетливее формулировал тему своей философии. Ею в конце концов оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия; не случайно понятие ситуации оказывается ключевым у Ясперса при анализе человеческой экзистенции: ситуация с ее неповторимой констелляцией событий, задающих историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и ее вину, — это и есть содержание того, что Ясперс связывает со словом «время», «эпоха»; мир есть для Ясперса «фактическая действительность во времени».
Экзистенция как смысл бытия человека
... Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека», [4] . Таким образом, мы видим, что существование - это один из аспектов бытия, который никак не противоречит ему, а ... бытие», «экзистенция», «существование». Объектом исследования в данной работе является само философское учение экзистенциализма, нашедшее своё выражение в монографиях философов Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса ...
Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе внимание новой манерой выражения: в отличие от академических философских направлений, преобладавших в начале века в немецких университетах, Ясперс избрал форму окрашенного личной интонацией свободного размышления, лишенного стремления вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Организация материала у Ясперса носит скорее характер классификации по определенным темам, чем строго систематического вывода. Именно в таком свободном стиле, приближающемся к философской публицистике, написаны многие важные работы Ясперса. При этом у него нет эклектики: единство мировоззрения, единство авторского видения самых разных проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии систематическое единство, которое всегда отождествлялось с научностью (вспомним Фихте, Гегеля, Когана, Наторпа и др.) . Ясперс во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи Просвещения Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в ХХ веке возродилась отчасти в «философии жизни» и «философии культуры» — у Зиммеля, Шпенглера, Хейзинги и других.
Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.
ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАРЛА ЯСПЕРСА
Экзистенция и трансценденция
По Ясперсу, мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека же нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия. Но как можно понять человека?
Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию. Это центральное понятие экзистенциализма.
Специфика экзистенциализма Ясперса проступает в его учении о «пограничных ситуациях», которое послужило в последующем основой для защиты «культурно-психологической ценности». Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается в человеке лишь в моменты глубочайших жизненных потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и т.д.).
Именно в эти периоды происходит «крушение шифра»: человек освобождается от груза своих повседневных забот (от «наличного бытия-в-мире») и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от «трансцендентального бытия-в-себе»).
Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования («озарение экзистенции») и его подлинные переживания Бога (трансцендентного).
Основной темой учений Ясперса являются человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В отличие от естественных наук история изучает человека, а потому отличны и методы изучения. Чтобы понять историю, необходимо дать себе отчет в том, что же такое человек; в свою очередь, человеческое существование раскрывается через время, через историчность. Проблема человека первоначально встала перед Ясперсом под особым углом зрения. Он начал свою деятельность как врач-психиатр и сразу же столкнулся с трудностью общения с душевнобольными пациентами. Ясперс обнаружил ограниченность подхода, при котором болезнь исследуется главным образом физиологическими способами и, стало быть, лечению подвергается тело. Однако при этом не учитывается, что «жизнь человека не есть нечто чисто объективное, подобное жизни животного, а составляет одно целое с душой, которая столь же зависит от тела, сколь со своей стороны определяет его». Метод психотерапии, созданный Фрейдом, не составляет исключения: психоаналитик, несмотря на видимость коммуникации с больным, рассматривает его не как личность, а как исследуемый объект. Таким образом, только при отношении к человеку как к экзистенции, т.е. при личном к нему отношении, возможно наиболее эффективное лечение. Для понимания человека, по Ясперсу, необходимо «вчувствоваться», «вмыслиться» в него, в суть его поведения. Это и привело к понятию экзистенциальной коммуникации. По Ясперсу: «Человек как целое не объективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет… но в качестве такового он никогда не есть он сам. Теперь уже нельзя спутать объективно-предметное в человеке… в эмпирическом смысле с ним самим как экзистенцией, открывающейся в коммуникации». Экзистенция — это то, что не может никогда стать объектом, а потому является предметом не только научного познания, но и философского созерцания. Первое склонно отождествлять ее с наличным эмпирическим сущим, в лучшем случае с «сознанием вообще», а второе — с духом. Экзистенция не может быть «найдена» среди предметного мира, ибо экзистенция есть свобода. Отсюда вытекает следующее: «или человек как предмет исследования — или человек как свобода». Тут возникает проблема противоречия разума и души. Ясперсу, начавшему свой путь с критики рационализма и сциентизма, в 1930-е гг. пришлось столкнуться с нелегкой дилеммой: или формальная рациональность, не оставляющая места для экзистенции и свободы, или бунт против разума, как его осуществлял Ницше. По Ясперсу, «сегодня задача состоит в том, чтобы подлинный разум обосновать вновь — в самой экзистенции. Связь между ними настолько тесна, что каждый из этих моментов оказывается утраченным, если утрачивается другой. Экзистенция — есть источник бытия, разум таким источником не является, однако без него экзистенция, опирающаяся на чувство, переживание, слепой порыв, инстинкт и произвол, становится слепым насилием».
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... остальные тела и оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем ...
Экзистенция — это в отличие от эмпирического бытия человека, «сознания вообще» и «духа» есть такой «уровень» человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки. «Экзистенция,- пишет Ясперс, — есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается».
С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с «трансценденцией», с богом. «Экзистенция, — пишет Ясперс, — нуждается в другом, а именно в трансценденции, благодаря которой она, не создающая сомою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством».
Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
... Эта потребность должна соотноситься с реальными возможностями человека («Я могу»). Человек может реализовать только имеющиеся у него способности. ... нужен». Другими словами, общество и конкретная социальная среда, окружающая человека, должны нуждаться в реализации соответствующих способностей. Эту общественную потребность ... как о субъекте, как о конкретном бытии – значит признавать, что я не могу ни о
Экзистенция как бытийное ядро личности с особой силой открывается самому человеку в «пограничных ситуациях», о которых говорилось выше. Наиболее яркий случай пограничной ситуации, открывающий конечность экзистенции, — это смерть.
Не только смерть, но и смертельная болезнь, страдание, вина, борьба тоже ставят индивидуума в пограничную ситуацию, делая неизбежным осознание собственной конечности, вырывая его из мира повседневности, заботы, страсти и огорчения которого обнаруживают теперь свою несущественность. И лишь по-настоящему пережив хрупкость и конечность своего существования, человек может открыть для себя трансцендентный мир, возвыситься над существующей реальностью и ощутить бессмертие, силу своего духа.
Свобода и коммуникация
Важным понятием философии Ясперса является свобода.
Ясперс пишет о свободе так: «Нет свободы вне бытия самости. В предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться».
«Или человек как предмет исследования — или человек как свобода».
«Свобода не может быть познана, она никоим образом не может мыслиться объективно».
По Ясперсу, экзистенция — это и есть свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание — дело науки, свобода — дело философии.
Человеческое бытие у Ясперса, так же как и у Хайдеггера, есть всегда «бытие с другими». Ясперс пишет об этом так: «Мы представляем себе этот изначальный феномен нашего человеческого бытия следующим образом: мы суть то, что мы суть, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид».
Разрешить вопрос о связи разума и экзистенции (свободной души) Ясперс пытается на той почве, на которой с самого начала строилось его учение: на почве коммуникации. Общение людей, связь их с себе подобными — это структурный момент человеческого бытия. Вне коммуникации невозможна, стало быть, и физическая и душевная свобода человечества. Таким образом, высшая форма коммуникации предстает теперь как способ соединить просветленный разум и «темную душу» человека. «Если экзистенция — это бытие, то разум вносит в нее начало понимания, освещения изначально темного бытия». Коммуникацию рассматривает Ясперс как один из основных моментов экзистенции. «Сравнение человека с животным, — пишет он, — указывает на коммуникацию как на универсальное условие человеческого бытия. Она настолько есть его всеохватывающая сущность, что все то, что есть человек и что есть для человека… обретается в коммуникации…»
Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку — согласно выше рассмотренной тождественности экзистенции и свободы — вне коммуникаций не может быть и свободы. Вступление в коммуникацию — разумеется, экзистенциальную — является условием свободы личности.
Речь человека и коммуникация у животных
... карликовые шимпанзе бонобо (это не так давно открытый наиболее близкий к людям вид человекообразных обезьян) общались с экспериментатором посредством компьютера на специально разработанном искусственном ... скорее количественная, чем качественная. Это как бы вывод! Отличия речи животных и людей! Строгое обоснование такой оценки потребовало выделения специфических критериев именно человеческого языка. ...
Ясперс пишет: «Моя собственная свобода может существовать только тогда, когда свободен также и другой. Изолированное или изолирующееся самобытие остается простой возможностью или исчезает в ничто».
С точки зрения Ясперса, коммуникация — это не то общение, в котором человек играет определенные социальные роли. В экзистенциальной коммуникации обнаруживается, что такое сам «актер», кто играет разные роли.
Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может «сообщаться с другой экзистенцией», и коммуникация, возможность сообщения с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия.
ясперс экзистенция трансценденция истина
Истина и наука
Проблему истины Ясперс рассматривает сквозь призму коммуникации.
Ясперс заявляет, что истина — это сообщаемость, а истинно то, что можно сообщить другому, — точнее то, сообщение чего другому объединяет меня с ним, что служит средством единения.
Наука не может дать нам всю истину, говорит Ясперс, ибо она не может выйти за пределы предметного бытия и соприкоснуться с трансцендентностью.
Общезначимость, по Ясперсу, не есть характеристика подлинной истины: истина носит личный характер и потому для каждого человека своя.
Вслед за философией прагматизма Ясперс вводит принцип множественности истин.
Но обоснование принципа множественности истин у Ясперса не имеет ничего общего с прагматистским. Напротив, Ясперс критикует прагматизм, показывая, что прагматистское требование множественности истин исходит из плюрализма эмпирического бытия индивидов, в то время как его, Ясперса, понимание множественности истин носит совсем иной характер и имеет иное теоретическое обоснование.
Однако если общезначимость не есть признак истины, то как же тогда отличить истину от иллюзии, от субъективного произвольного фантазирования?
Средством, позволяющим отличить истину от иллюзий, является опять-таки коммуникация: если я могу сообщить свою истину другому (а не всему), если она в принципе сообщаема, то это и является критерием ее истинности.
В науке истина должна быть сначала открыта, а потом сообщена всем людям. По Ясперсу, дело обстоит совсем не так, как в науке. Подлинна, по Ясперсу, «та истина, которая является действительной только как коммуникация и благодаря ей и тем самым в ней возникает, — не та истина, что имеется налицо, а уже потом сообщается, и не та, что представляет собой методически достижимую цель, в которой она может иметь значимость и без коммуникации».
Таким образом, по Ясперсу, истина впервые обретается в коммуникации. Коммуникация — не средство распространения истины, сообщения ее, а средство ее обретения. Сама сообщаемость есть конститутивный момент истины.
Наука, по Ясперсу, предполагает разделение субъекта и объекта, и поэтому именно в ней истина понимается как соответствие объективному положению вещей. Подлинная истина, по Ясперсу, может быть определена только через коммуникацию как сообщаемость.
Коммуникативный характер истины Ясперс непосредственно связывает с ее историчностью, которая как и коммуникация, является важным моментом экзистенции.
Тема 1. Общение и коммуникация
... Деловая коммуникация как разновидность специализированной коммуникации. Коммуникативные барьеры в коммуникации Письменные коммуникации в PR Слушание в деловой коммуникации Игры и роли в коммуникации Кризисные коммуникации Реклама и PR как виды коммуникации Тема ...
Историчность существования выражается в том, что индивид всегда оказывается в ситуации.
С точки зрения выявления экзистенции особенно важны, по Ясперсу, так называемые пограничные ситуации: смерть, страдания, борьба, вина… Наиболее яркий случай пограничной ситуации, как уже говорилось ранее — смерть, перед лицом которой конечность собственной экзистенции предстает перед человеком со всей непосредственностью.
В историчности экзистенции выражается, по Ясперсу, нечто неповторимо однократное. Он пишет так: «Если мы будем рассматривать историю с точки зрения всеобщих законов,.. то мы никогда не соприкоснемся с самой историей. Ибо история есть нечто индивидуальное, однократное… То, что повторяется, что может быть в качестве индивидуума заменено другим — это не история…»
Ясперс считает исследования истории различными науками правомерными. Но до тех пор, пока они не берутся окончательно решить вопрос о природе исторической реальности, а тем самым и ответить на вопрос, что такое человек. Здесь, по Ясперсу, пролегает граница всякого познания, и ни биология, ни физиология, ни социология, ни историческая наука никогда не смогут дать ответа на вопрос о сущности человека. Здесь кончаются «проблемы» и начинаются «тайны».
По Ясперсу, «философия существования» не может быть систематичной: она скорее «философствование», чем «философия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всей своей философской эволюции К. Ясперс — и об этом свидетельствует его «Философская автобиография» — рассматривал философию как способ преодоления тяжелых психических состояний, как чужих, так и собственных. Она была для него принципиально родственной медицине, в частности — психиатрии и психотерапии, выступала как их продолжение и в то же время основание. Здесь нет противоречия: предлагая человеку картину мира, философия дает ему возможность ориентироваться в нем, примириться с ним и обрести спокойствие — пусть и на какой-то период жизни, до тех пор, пока эта картина мира не зашатается под новыми ударами жизни. Но даже тогда, когда этот «философский» психологический механизм защиты не срабатывает, сама эта неудовлетворенность заставляет человека обратить взор на самого себя, на собственную экзистенцию, что тоже может оказаться путем выхода из кризиса.
Философия экзистенциализма, как и психиатрия имеет своей целью преодоление фундаментальных кризисов в человеческой жизни. При этом философия может выступать как способ врачевания благодаря тому, что в ней, во-первых, может быть вербально выражено кризисное состояние экзистенции, а, во-вторых, через нее может быть сообщен путь спасения. Ситуация жизненного кризиса, которая переживается человеком как крушение всего и вся, пробуждает в человеке необходимость вернуть себе первозданное единство с Бытием, в попытках обрести его через постижение той мысли, что он и есть бытие — «экзистенция». Именно поэтому необходимость «прояснение экзистенции» рассматривается К. Ясперсом как главный метод в формировании экзистенциального мировоззрения. Мировоззрение включает в себя не только представления, взгляды, предпочтения и интересы личности, важно то, что в своем мировоззрении человек определяет свое отношение к миру, и свое место в нем. Мир — это единство Я и мира. Однако, Бытие и экзистенция находятся не только в состоянии взаимного обмена, в коммуникативном общении, но и пребывают в изменении. Мировоззрение — то не устоявшаяся система взглядов на мир, а динамично развивающийся процесс, в котором человек динамично адаптирует себя миру, и мир к себе. Самопреобразование, в таком ясперовском контексте, воплощается в необходимости трансформации мировоззрения, в поиске наиболее надежных оснований человеческого существования. Рассудок дополняется чем-то большим, а именно «экзистенциальным мышлением». Человек обращается к бытию, но не как прежде — как субъект к объекту — а как экзистенция, включенная во вселенский порядок и соотнесенная с трансценденцией.
Философия 85
... философии и мировоззрения является суждение Варианты ответов: «философия – это тип мировоззрения» «философия и мировоззрение существуют независимо друг от друга» «философия и мировоззрение – это одно и то же» «философия шире мировоззрения» «Вне природы и человека ... Варианты ответов: мир эйдосов космос человеческое существование разум человека Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной ...
Цель экзистенциализма заключается в том, чтобы «навести», восстановить связи человека с миром, путем реконструкции его мировоззрения, через примирение с миром, обнаруживая их общее основание бытия — экзистенцию. Путем прояснения экзистенции личности, философия «сращивает» ее со всем миром, тем самым, ликвидируя кризисность и пограничность преживаний. Именно поэтому можно говорить о философии К. Ясперса, как о экзистенциальной философии, которая выступает как витальная потребность, удовлетворение которой несет терапевтический эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
· http://anthropology.ru
·
· Карл Ясперс. Духовная ситуация времени. 1932, информация утрачена
Размещено на