Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников (мусульман) с нарушениями зрения как средство их социализации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания старших дошкольников.

1.1 Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Основные понятия социализации в психолого-педагогической литературе.
  2. Воспитание детей в мусульманской семье. Религиозный аспект.
  3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

Глава 2. Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у старших дошкольников

2.1. Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности старших дошкольников

2.3. Работа по духовно – нравственному воспитанию в дошкольном учреждении

2.4. Анализ и обсуждение результатов

Введение

Всякий раз, когда то или иное общество переживает кризис в духовной сфере и пытается найти опору в возвращении к традиционным системам ценностей, к ценностям национальной культуры, возникает повышенный интерес к религии. Нестабильность в обществе, кризис в экономической системе, фрустрация жизненных планов многих людей стимулировала этот процесс на территории нашей страны.

Обращение к традиционным ценностям национальной культуры (к Исламу у одних, к буддизму и христианству у других народов) повсеместно выступает как защитная реакция здоровой части общества на происходящие катаклизмы в нашей стране.

Отчаяние перед захлестнувшей страну без духовностью побуждает людей обратить свой взор к религии и к необходимости знакомить учащихся с религиозными учениями, так как, по мнению широкого круга населения нашей страны, религия может способствовать духовному совершенствованию человека.

Очень многие не довольствуются границами своего повседневного существования и стремятся выйти на более широкие горизонты, соотнести свои дела и помыслы с высшими ценностями, с вечностью. В глубинах человеческой души имеется неистребимое влечение к полноте бытия, к постоянному совершенствованию. И если это влечение не находит какого-либо отклика, воплощения, то появляется ощущение тревожности, неудовлетворённости жизнью. Именно дыхание вечности, которое исходит со страниц книг, философских трактатов, произведений искусства и привлекает людей во все времена.

15 стр., 7385 слов

Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса в группе сверстников ...

... статуса в группе сверстников у старших дошкольников 1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного ... ребенка-дошкольника в группе сверстников на формирование его самооценки обусловлена тем, что многогранность изменений в старшем дошкольном возрасте во многом определяет последующее развитие личности и самооценки человека. ...

Но, как и во всём, в духовных исканиях человека существует своя культура, свои традиции. На протяжении столетий накоплен огромный опыт, который в значительной мере предостерегает от ошибок, от трагических разочарований, помогает реалистически оценить возможности, как отдельной личности, так и человека в целом. Отсюда сам собой напрашивается вывод о необходимости знакомить подрастающее поколение с началами духовности и нравственности, с достижениями наших предшественников.

Обобщённое рассмотрение роли религии в духовной жизни общества выглядит, по нашему мнению, как соотнесение системы и подсистемы, где религия — это подсистема, является органической частью системы — духовной жизни общества. Подобными подсистемами выступают и другие элементы духовной жизни общества — наука, мораль, искусство.

Большое внимание проблеме воспитания, совершенствования личности уделяют все мировые религии. В нашем исследовании мы обратились к богатому источнику прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в умении Ислама. В ходе аналитической работы, проведенной с источниками Ислама, мы выявили, что в системе исламского вероучения проблема нравственного воспитания и духовного совершенствования личности занимает одно из видных мест. Она неразрывно связана с основными идеями, определяющими социально-этическое учение Ислама, и является основой Исламской этики.

Изучение исторических предпосылок Ислама как регулятора нравственности общества и народов, воспитывавшихся под его сенью на протяжении многих эпох, показало, что развитие исламской этической мысли восходит к самому началу времени появления самого Ислама как религии. По нашему мнению исламское учение о нравственности и морали хоть и возникло в условиях раннего феодального общества, однако выражает интересы почти всех слоев населения.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания старших дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

10 стр., 4808 слов

Духовно-нравственный облик социального работника

... Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры должно занимать важное место в процессе подготовки социальных работников. Только оптимальное сочетание профессиональных знаний и навыков с высокой духовно-нравственной ... качество личности представляет собой индивидуализированную форму отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть напоминает социальному работнику о его ...

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, ислама в нём.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенность духовно-нравственного воспитания старших дошкольников(мусульман) с нарушениями зрения в процессе социализации.

Цель исследования – теоретически изучить и практически доказать возможности духовно-нравственного воспитания старших дошкольников (мусульман) с нарушениями зрения как средство их социализации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания старших дошкольников в научной литературе.

2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания старших дошкольников в учебной деятельности.

3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью старших дошкольников:

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание старших дошкольников.

9 стр., 4168 слов

Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как ...

... и обучение. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой ... как вопрос о внутренних и внешних факторах, определяющих само существо человека (в частности, воспитания). Однако влияние этих факторов не было глубоко проанализировано в рамках ...

Опытно-экспериментальной базой исследования являются.

Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

1.1 Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей

1.2 Основные понятия «социализации» в психолого-педагогической литературе

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон).

В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микрои макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для ...

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Социализация — один из процессов, который необходим для нормального функционирования и развития общества. Она принадлежит к числу старейших объектов социологического, этнографического и педагогического исследования. Особый интерес к проблемам социализации возникал в обществе на переломных этапах истории: он всегда отражал качественный сдвиг в развитии идеи образования и воспитания, переход к поиску принципиально новых решений актуальных педагогических задач. Сегодня, когда усложняется социальная структура и имеют место конкурирующие и конфликтующие социализирующие воздействия на личность, требования к человеку со стороны общества возрастают. Поэтому для решения современных проблем социализации чрезвычайно важно проанализировать исторический опыт осмысления проблем социализации в отечественной и зарубежной науке.

12 стр., 5914 слов

Социализация личности 17

... Глава 1. Общая характеристика феномена социализации 1.1 Определение и сущность социализации Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, ...

Учение о социализации оформилось как самостоятельное научное направление в XIX веке. В конце XIX века социализация изучалась в основном двумя научными дисциплинами — социологией и антропологией. Представители этих областей знаний предприняли попытку научно описать, объяснить и применить это понятие в исследовательских целях.

В 1896 году Д. Росс в статье под названием «Социальный контроль» употребил понятие социализации. В 1897 году американский социолог Ф.Г. Гуддинс опубликовал книгу «Теория социализации».

В 1916 году Э. Буржесс опубликовал книгу «Значение социализации в социальной революции».

Одновременно изучение социализации ребенка в разных примитивных культурах развернулось в антропологии (Р. Бенедикт, Ф. Боас, М. Мид).

Особенность этих исследований заключалась в том, что социализация ребенка рассматривалась в них на фоне классовой, религиозной, кастовой структуры общества, системы ценностей и половой морали примитивных обществ. В начале XX века процессы социализации уже изучались во многих странах мира. В 1956 году термин «социализация» был внесен в реестр американской социологической ассоциации.

В отечественной литературе термин «социализация» появился в 60-е годы XX века. Одним из первых его употребил Б. Д. Парыгин.

Важное место в разработке отечественной философско-психологической концепции социализации занимают теоретические работы И.С. Кона.

Для педагогики идеи И.С. Кона о ценности индивидуально-личностного в процессе социализации означают обращение к воспитанию способности личности к жизненному самоопределению, выработку навыков самовоспитания, социальной активности.

В нашем исследовании мы будем исходить из определения понятия социализации, предложенной Г.М. Андреевой. «Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» » (Андреева Г.М., 1980, с.335).

Автор указывает, что существует проблема «разведения» понятий социализация, развития и воспитания. Воспитание по мнению Г.М. Андреевой, можно понимать в узком смысле слова — как «процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, норм и т.д.

Ударение здесь ставится на «целенаправленность, планомерность процесса воздействия» (там же, с. 337).

В этом случае социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание».

Ряд авторов придерживается именно такого понимания, при котором социализация личности шире понятия «воспитание». Так А.А. Реан и Я.Л. Коломинский указывают, что воспитание, по существу, представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Авторы подчеркивают, что не всегда в официальных институтах социализация имеет целенаправленный характер. Возможно одновременное существование социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса.

7 стр., 3057 слов

Глава 15 Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса

... подобного рассогласо­вания социальных ориентиров в ходе социализации является ус­ложнение для человека ситуации социального выбора — «для обы­денного человека нестабильность общества воспринимается ... термином «социальный невроз»2. Таким образом, ведущей особенностью социального кризиса, имеющей сегодня определяющее влияние на ход социализации личности, является не столько динамизм социальной ситуации ...

Социализация — это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание) (Психология человека от рождения до смерти, 2001).

Б.Г. Ананьев рассматривал социализацию расширительно как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечная цель подобной социализации заключается в формировании индивидуальности. Выделяют пять сторон социализации:

1) формирование знаний о людях, обществе и о себе;

2) выработка навыков практической деятельности;

3) выработка норм, ролей, позиций;

4) выработка аттитюдов, ценностных ориентаций;

5) включение в практическую деятельность.

Данные, приводимые в исследованиях этнографов, социологов, педагогов, психологов свидетельствуют о том, что социализация подрастающего поколения в отдельных странах и различные исторические эпохи происходит по-разному. Специфика социализации проявляется, главным образом, в характере воздействий на личность ребенка со стороны институтов и агентов социализации, причем приоритетная роль на протяжении многих веков отводится семье, которую с социально-педагогической точки зрения можно рассматривать как основной институт социализации детей.

Социализация в психологии

Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis — общественный) — это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.

С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.

Итак, основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений.

14 стр., 6537 слов

Проблема личности в социальной психологии

... личности. Дать характеристику различным социально-психологическим теориям личности. Рассмотреть представления о личности различных авторов в зарубежной и отечественной социальной психологии. Выявить проблемы социализации личности и ее социально ... обосновывают социализацию личности, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, ...

Социализация в широком понимании — это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле — это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат — становлением индивидуальности.