Проверка домашнего задания

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Раздел «Повторяем — узнаём новое»

Уроки 1—22

Целевые установки уроков

Личностные:

• проявлять к собеседнику уважение, стремиться к вза­имопониманию и к получению общего результата общения;

• владеть элементарным речевым этикетом;

• уметь договариваться с партнёром по общению;

• владеть позитивным настроем при общении;

• уметь использовать речевые средства для разрешения конфликтных ситуаций;

• понимать практическую ценность получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи.

Метапредметные:

• использовать родной язык в соответствии с целя­ми речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;

• определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный);

• анализировать речь партнёра, поддерживая беседу реп­ликами;

• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготов­ленности партнёра к беседе;

• уметь сравнивать речь, соответствующую и не соот­ветствующую нормам общения;

• отрабатывать УУД сравнения (при сопоставлении мета­форы и сравнения);

• отрабатывать УУД использования алгоритма для про­верки изученных орфограмм;

• выбирать обращение к собеседнику в зависимости от условий речевой ситуации;

• составлять текст-рассуждение (при доказательстве типа текста);

уметь составлять текст по алгоритму;

• уметь самостоятельно определять цель изучения опре­делённой языковой темы.

Предметные:

• конкретизировать задачи общения: обмен информаци­ей, выражение эмоций, воздействие на собеседника;

• уточнять значение терминов, употребляемых в теме «Общение»: собеседники, устная речь, письменная речь, паузы, знаки препинания, высказывание, предложение;

• отличать диалог от монолога;

• соблюдать основные требования к устной и письменной речи; распознавать типы текстов: повествование, описа­ние, рассуждение;

• составлять план текста (развёрнутый и сжатый), делить текст на части;

• излагать текст (письменно и устно) по составленному плану;

• объяснять различия текстов разной стилистической принадлежности (художественные, научные, деловые);

4 стр., 1859 слов

Невербальные средства общения в профессиональной деятельности ...

... фраза. Рассмотрим средства звукового оформления речи и собственно невербальные средства общения, используемые в профессиональной деятельности государственного служащего. Звуковая организация речи. Звуковые особенности речи составляют то явление, которое называют красотой, ...

• знать средства создания образности и выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора);

• составлять элементарные тексты в жанре деловой речи (заявление, инструкция, объяснительная, план), науч­ной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной речи;

• писать изложения и сочинения повествовательного ха­рактера с элементами рассуждения и описания;

• озаглавливать текст с опорой на его тему или главную мысль;

• находить обращение в тексте, уметь ставить знаки пре­пинания при использовании обращений;

• повторять особенности изученных в 3 классе частей ре­чи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), состав слова, типы предложений по цели высказывания и по интонации;

• грамотно оформлять собственные речевые произведения.

 

Цель речевого общения

Уроки 3—5

Ход урока 3

Актуализация темы урока

Тематическая беседа: «Понять значение слова нам ча­сто помогает знание его состава. А в какой части слова заключено его основное лексическое значение? (В кор­не.) Попробуем определить, что означает слово общение. Подберите к нему однокоренные слова (общий, общаться, сообща — слова записываются на доске, находится корень — -общ-). Как вы объясните, что самое важное в понятии общение?» Чтение высказывания Самоварова (с. 8) и ответ на вопрос Совёнка (с. 8).

Основной этап урока

Работа со схемой общения (упр. 8) по вопросам: «Кто принимает участие в общении? Для чего собеседники об­щаются? (Чтобы достичь определённой цели: получить или дать информацию, выразить свои чувства, воздей­ствовать на собеседника.) Что может стать итогом обще­ния? (Определённый результат.) Чем обмениваются со­беседники?» (Репликами, т. е. ведут диалог.)

После анализа схемы по вопросам учащиеся составляют текст об особенностях общения, используя опорные слова и словосочетания, определяют тип текста и доказывают, что этот текст научный (точность информации, исполь­зование специальных терминов, отсутствие эмоционально окрашенных слов) — упр. 9.

Конкретизируются возможные цели общения. Сравни­ваются цели авторов художественного и научного текстов (РТ, упр. 8).

Работа ведётся устно.

Определяются цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели, т. е. полу­чение результата (упр. 10).

Дети должны самостоятельно прийти к выводу, что вежливость, учтивость, внимание к проблемам собеседника — залог достижения нужного результата общения (диалог 1 — учтиво ответила, диа­лог 3 — девочка поскорее выполнила просьбу яблони и сказала спасибо). Если собеседники не соглашаются друг с другом (диалог 2) или вообще не слышат друг друга (диалог 4), общение будет безрезультатным. В диалоге 4 определяются типы предложений по цели высказывания и по интонации.

Резервное задание — составление текста-описания осени за окном. Важно до составления текста опреде­лить основную цель его создания (показать читателю или слушателю свои чувства (какие?), вызываемые осенней природой), подумать, какие языковые средства помогут достичь цели (эпитеты, сравнения, олицетво­рения и т. п.).

Итог урока

Итог подводится в вопросно-ответной беседе: «Что ново­го вы узнали об общении? Каковы цели общения?»

17 стр., 8039 слов

Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дизадаптации

... динамики результатов эксперимента. Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тренинга общения с младшими школьниками как средство коррекции школьной дизадаптации 1.1 Теоретические и методические проблемы ... на основании названных определений обозначим, что первая основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. Основной целью социально-психологического тренинга, как считает Захаров В. ...

Домашнее задание

РТ, упр. 9.

 

Ход урока 23

Актуализация темы урока

Вступительная беседа: «В любом деле человек исполь­зует определённые орудия, средства. Чтобы вскопать грядку, человек изобрёл… (дети подсказывают: лопату), чтобы преодолеть большие расстояния, человек пользует­ся… (автомобилем, поездом, самолётом и пр.), а чтобы общаться друг с другом, человек использует… (язык). Как же следует понимать слово «средство»?» Чтение ста­тьи из толкового словаря (с. 35).

«Вспомните, как долго человечество шло к созданию того языка, которым мы пользуемся сейчас. Что использовали люди до того, как появился звуковой язык? (Изображения с помощью кар­тинок, жесты.) Многие из этих средств используются при общении и сейчас». Рассматривая разные средства общения, учащиеся должны прийти к выводу, что обще­ние с помощью звукового языка самое действенное, оно позволяет точно выразить любую мысль, эмоции.

Основной этап урока

Выполняется упр. 49. Можно предложить ученикам выразить словами то, что на втором рисунке изображено с помощью жестов. При анализе пословиц надо вспом­нить основные правила успешного общения (обратиться к памятке на первом форзаце).

Упр. 50. Преимущества звукового языка дети доказы­вают, опираясь на сообщение Самоварова (с. 36).

Надо найти в тексте доказательство того, что язык звуков — самое совершенное средство общения. Затем записывают­ся ответы на вопросы к тексту (упр. 51).

Упр. 52. Детям предлагается найти соответствие между жестами и предложениями, написанными современным языком.

Учитель предлагает детям пообщаться с помощью же­стов. Один из учащихся выходит к доске и изобража­ет жестами то, что он хочет сообщить. Остальные уча­щиеся «переводят», затем сам «автор» озвучивает своё сообщение.

Работа над разными значениями многозначного слова язык во фразеологизмах (РТ, упр. 35).

Итог урока

Учитель: «Какое средство общения самое совершенное? Почему? Какие ещё средства человеческого общения вы знаете?»

Домашнее задание

РТ, упр. 34.

 

Ход урока 29

Проверка домашнего задания

Учитель: «На какую орфограмму было дано домашнее задание? Сформулируйте правило. Кто из вас составил диктант в форме текста? На какую орфограмму?» (Дик­танты зачитываются и оцениваются всем классом.)

Актуализация темы урока

Учитель: «Какие орфограммы мы вспомнили на послед­них уроках? Какие из девяти мы ещё не повторили?» (Прописная буква, перенос слов, удвоенные согласные, непроверяемые написания.)

Основной этап урока

Повторение правил употребления прописной буквы. За­дание: назвать имена героев произведений А. Толстого, К. Чуковского, Н. Носова и др. Назвать столицы различ­ных государств. Особо отметить, как пишутся названия книг, газет, журналов, вспомнить, какие ещё имена соб­ственные заключаются в кавычки. Задание может быть проведено в форме игры«Кто больше?».

Повторение правил переноса слов. Учащиеся сами при­водят примеры, записывают их на доске для иллюстра­ции правил.

Повторение слов с удвоенной согласной в виде игры «Кто быстрее?»: надо найти слова с удвоенной согласной в орфографическом словарике в конце учебника (шесть слов), определить, к какой части речи относится каждое слово, как его можно разделить для переноса. Со словами придумывать и записывать предложения.

2 стр., 665 слов

Методического обеспечения урока

... Наблюдения и анализа уроков учителя По всем учебным предметам   Фотография урока Учитель: Предмет: Тема урока: Цель урока: (через существительное – ознакомление, повторение…) Задачи урока: (через глаголы, ... ситуациях; · Заинтересованность учащихся в тематике урока. 2. Психологические требования к проведению урока · Комфортное начало и окончание урока; · Самочувствие детей в процессе обучения ...

Для повторения слов с непроверяемыми написаниями предлагается вспомнить слова из словарика на одну из тем: «Что растёт в саду на грядках», «Животные и растения нашего леса», «На чём я люблю ездить». Работа ведётся в паре. Учащиеся сначала подбирают словарные слова по теме, затем составляют и записывают небольшой рассказ с ними, подчёркивают орфограмму. Несколько рассказов на разные темы должны быть прочитаны.

Работа с орфограммами по заданиям учебника (упр. 70, стихотворение К. Бальмонта).

Диктант проводится при работе в паре на материале упр. 48 из РТ.

Итог урока

Учитель: «Какие орфограммы мы сегодня вспомнили? Какие из них проверить нельзя?»

Домашнее задание

Упр. 69.

Ход урока 30

Актуализация темы урока

Учитель: «Мы повторили девять основных орфограмм. Но количество орфограмм в русском языке гораздо боль­ше. В 3 классе мы говорили с вами, что орфограммами являются и безударные окончания разных частей речи, учились проверять эти окончания. Окончания каких ча­стей речи вы уже умеете проверять?» (Имён прилага­тельных, глаголов в прошедшем времени.)

Основной этап урока

Выполняется упр. 47 из РТ. Окончания изменённых слов в правом столбике выделяются, учитель спрашивает, какие из них представляют собой орфограмму. (Те окон­чания, которые не имеют ударения.) Учитель отмечает, что окончания глаголов четвероклассники ещё не умеют определять, и подсказывает верное написание.

Упр. 70. Безударные окончания имён прилагательных дети ищут в стихотворном отрывке С. Есенина, вспомина­ют алгоритм проверки безударных окончаний имён при­лагательных, выписывают сначала словосочетания имён существительных с прилагательными вместе с вопросом от слова к слову (солнце (какое?) тих-ое), а затем выпи­сывают с комментированием все остальные слова с про­пущенными буквами из этого стихотворения.

Повторяется правописание окончаний глаголов в про­шедшем времени. Учитель просит записать простые пред­ложения: Солнце взошло. Луна взошла. Месяц взошёл. Звёзды взошли. Дети вспоминают, что в прошедшем вре­мени глаголы изменяются по родам и числам, ставят во­просы к глаголам, определяют род и число, выделяют окончания. Затем учитель просит в тех же предложениях заменить слово взошло на опустилось. Выясняется, в ка­ких случаях окончания глаголов являются орфограммой. (Без ударения.)

Составление предложений из слов разных частей речи (слова записываются на доске или под диктовку).

1. январь, В, установился, погода, солнечный. 2. В, снеж­ный, март, сугроб, растаял. 3. Зазеленел, на, травка, зелё­ный, луга.

В составленных предложениях подчёркиваются те окон­чания прилагательных и глаголов, которые представляют собой орфограммы.

Итог урока

Учитель: «Только ли девять орфограмм есть в рус­ском языке? Какие ещё орфограммы мы с вами сегодня повторили?»

Домашнее задание

Найти в словарике (с. 126) два глагола и два имени при­лагательных, составить и записать с ними предложения.

19 стр., 9173 слов

Особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи

... наглядной ситуации. Так, вместо слова чистить мальчик говорит: "Пальто шотком стряхает"; слово дворник заменяется объяснением "Такой дядька пометает дволь" (17). Существительные употребляются детьми в именительном ... с ОНР 1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование ...

 

Раздел «Части речи»

Уроки 88—170

Целевые установки уроков[1]

Личностные:

• уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку;

• проявлять интерес к изучению родного языка, к его истории;

• стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;

• осознавать язык как главное средство речевого обще­ния, знать вспомогательные средства общения (мими­ка, жесты, выразительные движения, интонация);

• осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;

• понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;

• доброжелательно относиться к собеседнику;

• уважать чужое мнение;

• иметь потребность обращаться к справочной литера­туре;

• понимать эстетическую ценность произведений масте­ров слова;

• стремиться к созданию собственных речевых произве­дений, вызывающих чувство прекрасного, точных по содержанию, ёмких информативно;

• стремиться к совершенствованию своих знаний в облас­ти родного языка.

Метапредметные:

• систематизировать и обобщать полученные знания;

• оценивать свои успехи в учебной деятельности;

• контролировать и корректировать свои действия;

• ставить и осмысливать цель, определять способы её до­стижения и последовательность действий;

• применять алгоритм определения безударных падеж­ных окончаний имён существительных;

• сравнивать имена существительные в разных падежах по вопросам, по их грамматическому значению, употреб­ляемым предлогам и по окончаниям;

• развивать речь при составлении словосочетаний со свя­зью управления;

• анализировать результаты, сравнивать их с поставлен­ной целью;

• работать в паре, в группе, соблюдая определённые пра­вила совместного труда;

• работать со знаково-символической формой представле­ния учебного материала;

• работать со справочной лингвистической литерату­рой;

• понимать значение знания языка для успешности усво­ения других учебных дисциплин;

• понимать значение правильно организованного обще­ния для достижения поставленных целей.

Имя существительное

Уроки 88—110

 

Предметные целевые установки уроков:

• находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, оду­шевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж, определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных на основе их рода и окончания;

10 стр., 4833 слов

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ...

... овладении навыками связной речи. Связная речь представляет собой развернутое, ... речи, особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Впервые термин общее недоразвитие речи (ОНР) был введён ... в 50-60 годах ХХ века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи ...

• применяя алгоритм, писать правильно падежные окон­чания имён существительных (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);

• объяснять необходимость знания падежа имени суще­ствительного для верного написания его падежного окончания;

• употреблять в речи несклоняемые имена существитель­ные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи;

• анализировать имя существительное как часть речи, т.е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число.

Повторяем, что знаем

Уроки 88—91

Ход урока 88

Актуализация темы урока

Повторение имени существительного в вопросно-ответ­ной беседе: «Попробуйте назвать то, что вы видите вокруг себя, не употребляя имён существительных. (Не получа­ется.) Для чего употребляются имена существительные в нашей речи? Что они могут называть? Чем различаются одушевлённые и неодушевлённые имена существитель­ные? Как пишутся собственные имена существительные? Какого рода могут быть имена существительные? Какие слова-помощники надо использовать для определения рода имён существительных? Вспомните, что обозначают имена существительные в единственном и во множествен­ном числе. Какая форма имени существительного являет­ся начальной?» В случае затруднения дети читают под­сказку Совёнка (с. 3).

Основной этап урока

Определение начальной формы имени существительно­го, различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных — по заданиям к упр. 1.

Углубление понятия одушевлённости-неодушевлённо­сти имён существительных начинается с чтения диалога Вани и Самоварова (с. 4) и составления текста-рассуж­дения по вопросу Самоварова. После этого выполняется упр. 2 самостоятельно, с последующей проверкой.

Упр. 3. Образование одушевлённых имён существитель­ных с помощью суффиксов можно провести в форме игры «Кто быстрее?». Образованные слова записываются на доске и в тетрадях с выделением суффиксов: помощ-ник, защит-ник, работ-ник, камен-щик, аптек-арь, музык­ант, гриб-ник, сил-ач, цирк-ач, виноград-арь, горн-ист, скрип-ач. Надо обратить внимание учащихся на то, что суффикс присоединяется к корню слова без окончания. Дополнительное задание: подчеркнуть орфограммы в за­писанных словах.

Повторение собственных имён существительных (упр. 5, устно).

Повторение рода и числа имён существительных (упр. 6, 7, письменно).

В упр. 7 надо обратить внимание на варианты окончаний множественного числа: (-и) — -а. Обязательно нужно составить и записать предложения со словами адреса, директора, инженёры, хозяева, шо­фёры, обратить внимание на постановку ударения в этих словах.

Составление словосочетаний с именами существитель­ными, вызывающими трудности в определении рода (РТ, упр. 3).

30 стр., 14596 слов

Формирование связной письменной речи у младших школьников с задержкой ...

... друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о ... обучаться в общеобразовательных школах, но при условии, что им будет оказана специальная логопедическая помощь. Это зависит от ... временной задержкой психического развития всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания ...

Работа с текстом (упр. 4).

Игра«Найди место для слова» (РТ, упр. 2).

Итог урока

Учитель: «Что такое имя существительное? Что мы уже знаем об имени существительном? Составьте науч­ный текст об этой части речи».

Домашнее задание

РТ, упр. 1.

 

Глагол

Уроки 128—154

 

Предметные целевые установки уроков:

• определять I и II спряжение глагола, применяя алго­ритм;

• грамотно писать безударные личные окончания глаго­лов;

• определять время и число глагола, его род в прошед­шем времени и лицо в настоящем и будущем;

• изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;

• верно ставить глагол в начальную форму;

• обосновывать написание -тся и -ться в глаголах;

• писать мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;

• верно писать окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени;

• разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, число, ли­цо в настоящем и род в прошедшем времени.