ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Раздел «Повторяем — узнаём новое»
Уроки 1—22
Целевые установки уроков
Личностные:
• проявлять к собеседнику уважение, стремиться к взаимопониманию и к получению общего результата общения;
• владеть элементарным речевым этикетом;
• уметь договариваться с партнёром по общению;
• владеть позитивным настроем при общении;
• уметь использовать речевые средства для разрешения конфликтных ситуаций;
• понимать практическую ценность получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи.
Метапредметные:
• использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
• определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный);
• анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами;
• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе;
• уметь сравнивать речь, соответствующую и не соответствующую нормам общения;
• отрабатывать УУД сравнения (при сопоставлении метафоры и сравнения);
• отрабатывать УУД использования алгоритма для проверки изученных орфограмм;
• выбирать обращение к собеседнику в зависимости от условий речевой ситуации;
• составлять текст-рассуждение (при доказательстве типа текста);
• уметь составлять текст по алгоритму;
• уметь самостоятельно определять цель изучения определённой языковой темы.
Предметные:
• конкретизировать задачи общения: обмен информацией, выражение эмоций, воздействие на собеседника;
• уточнять значение терминов, употребляемых в теме «Общение»: собеседники, устная речь, письменная речь, паузы, знаки препинания, высказывание, предложение;
• отличать диалог от монолога;
• соблюдать основные требования к устной и письменной речи; распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
• составлять план текста (развёрнутый и сжатый), делить текст на части;
• излагать текст (письменно и устно) по составленному плану;
• объяснять различия текстов разной стилистической принадлежности (художественные, научные, деловые);
Невербальные средства общения в профессиональной деятельности ...
... фраза. Рассмотрим средства звукового оформления речи и собственно невербальные средства общения, используемые в профессиональной деятельности государственного служащего. Звуковая организация речи. Звуковые особенности речи составляют то явление, которое называют красотой, ...
• знать средства создания образности и выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора);
• составлять элементарные тексты в жанре деловой речи (заявление, инструкция, объяснительная, план), научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной речи;
• писать изложения и сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
• озаглавливать текст с опорой на его тему или главную мысль;
• находить обращение в тексте, уметь ставить знаки препинания при использовании обращений;
• повторять особенности изученных в 3 классе частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), состав слова, типы предложений по цели высказывания и по интонации;
• грамотно оформлять собственные речевые произведения.
Цель речевого общения
Уроки 3—5
Ход урока 3
Актуализация темы урока
Тематическая беседа: «Понять значение слова нам часто помогает знание его состава. А в какой части слова заключено его основное лексическое значение? (В корне.) Попробуем определить, что означает слово общение. Подберите к нему однокоренные слова (общий, общаться, сообща — слова записываются на доске, находится корень — -общ-). Как вы объясните, что самое важное в понятии общение?» Чтение высказывания Самоварова (с. 8) и ответ на вопрос Совёнка (с. 8).
Основной этап урока
Работа со схемой общения (упр. 8) по вопросам: «Кто принимает участие в общении? Для чего собеседники общаются? (Чтобы достичь определённой цели: получить или дать информацию, выразить свои чувства, воздействовать на собеседника.) Что может стать итогом общения? (Определённый результат.) Чем обмениваются собеседники?» (Репликами, т. е. ведут диалог.)
После анализа схемы по вопросам учащиеся составляют текст об особенностях общения, используя опорные слова и словосочетания, определяют тип текста и доказывают, что этот текст научный (точность информации, использование специальных терминов, отсутствие эмоционально окрашенных слов) — упр. 9.
Конкретизируются возможные цели общения. Сравниваются цели авторов художественного и научного текстов (РТ, упр. 8).
Работа ведётся устно.
Определяются цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели, т. е. получение результата (упр. 10).
Дети должны самостоятельно прийти к выводу, что вежливость, учтивость, внимание к проблемам собеседника — залог достижения нужного результата общения (диалог 1 — учтиво ответила, диалог 3 — девочка поскорее выполнила просьбу яблони и сказала спасибо). Если собеседники не соглашаются друг с другом (диалог 2) или вообще не слышат друг друга (диалог 4), общение будет безрезультатным. В диалоге 4 определяются типы предложений по цели высказывания и по интонации.
Резервное задание — составление текста-описания осени за окном. Важно до составления текста определить основную цель его создания (показать читателю или слушателю свои чувства (какие?), вызываемые осенней природой), подумать, какие языковые средства помогут достичь цели (эпитеты, сравнения, олицетворения и т. п.).
Итог урока
Итог подводится в вопросно-ответной беседе: «Что нового вы узнали об общении? Каковы цели общения?»
Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дизадаптации
... динамики результатов эксперимента. Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тренинга общения с младшими школьниками как средство коррекции школьной дизадаптации 1.1 Теоретические и методические проблемы ... на основании названных определений обозначим, что первая основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. Основной целью социально-психологического тренинга, как считает Захаров В. ...
Домашнее задание
РТ, упр. 9.
Ход урока 23
Актуализация темы урока
Вступительная беседа: «В любом деле человек использует определённые орудия, средства. Чтобы вскопать грядку, человек изобрёл… (дети подсказывают: лопату), чтобы преодолеть большие расстояния, человек пользуется… (автомобилем, поездом, самолётом и пр.), а чтобы общаться друг с другом, человек использует… (язык). Как же следует понимать слово «средство»?» Чтение статьи из толкового словаря (с. 35).
«Вспомните, как долго человечество шло к созданию того языка, которым мы пользуемся сейчас. Что использовали люди до того, как появился звуковой язык? (Изображения с помощью картинок, жесты.) Многие из этих средств используются при общении и сейчас». Рассматривая разные средства общения, учащиеся должны прийти к выводу, что общение с помощью звукового языка самое действенное, оно позволяет точно выразить любую мысль, эмоции.
Основной этап урока
Выполняется упр. 49. Можно предложить ученикам выразить словами то, что на втором рисунке изображено с помощью жестов. При анализе пословиц надо вспомнить основные правила успешного общения (обратиться к памятке на первом форзаце).
Упр. 50. Преимущества звукового языка дети доказывают, опираясь на сообщение Самоварова (с. 36).
Надо найти в тексте доказательство того, что язык звуков — самое совершенное средство общения. Затем записываются ответы на вопросы к тексту (упр. 51).
Упр. 52. Детям предлагается найти соответствие между жестами и предложениями, написанными современным языком.
Учитель предлагает детям пообщаться с помощью жестов. Один из учащихся выходит к доске и изображает жестами то, что он хочет сообщить. Остальные учащиеся «переводят», затем сам «автор» озвучивает своё сообщение.
Работа над разными значениями многозначного слова язык во фразеологизмах (РТ, упр. 35).
Итог урока
Учитель: «Какое средство общения самое совершенное? Почему? Какие ещё средства человеческого общения вы знаете?»
Домашнее задание
РТ, упр. 34.
Ход урока 29
Проверка домашнего задания
Учитель: «На какую орфограмму было дано домашнее задание? Сформулируйте правило. Кто из вас составил диктант в форме текста? На какую орфограмму?» (Диктанты зачитываются и оцениваются всем классом.)
Актуализация темы урока
Учитель: «Какие орфограммы мы вспомнили на последних уроках? Какие из девяти мы ещё не повторили?» (Прописная буква, перенос слов, удвоенные согласные, непроверяемые написания.)
Основной этап урока
Повторение правил употребления прописной буквы. Задание: назвать имена героев произведений А. Толстого, К. Чуковского, Н. Носова и др. Назвать столицы различных государств. Особо отметить, как пишутся названия книг, газет, журналов, вспомнить, какие ещё имена собственные заключаются в кавычки. Задание может быть проведено в форме игры«Кто больше?».
Повторение правил переноса слов. Учащиеся сами приводят примеры, записывают их на доске для иллюстрации правил.
Повторение слов с удвоенной согласной в виде игры «Кто быстрее?»: надо найти слова с удвоенной согласной в орфографическом словарике в конце учебника (шесть слов), определить, к какой части речи относится каждое слово, как его можно разделить для переноса. Со словами придумывать и записывать предложения.
Методического обеспечения урока
... Наблюдения и анализа уроков учителя По всем учебным предметам Фотография урока Учитель: Предмет: Тема урока: Цель урока: (через существительное – ознакомление, повторение…) Задачи урока: (через глаголы, ... ситуациях; · Заинтересованность учащихся в тематике урока. 2. Психологические требования к проведению урока · Комфортное начало и окончание урока; · Самочувствие детей в процессе обучения ...
Для повторения слов с непроверяемыми написаниями предлагается вспомнить слова из словарика на одну из тем: «Что растёт в саду на грядках», «Животные и растения нашего леса», «На чём я люблю ездить». Работа ведётся в паре. Учащиеся сначала подбирают словарные слова по теме, затем составляют и записывают небольшой рассказ с ними, подчёркивают орфограмму. Несколько рассказов на разные темы должны быть прочитаны.
Работа с орфограммами по заданиям учебника (упр. 70, стихотворение К. Бальмонта).
Диктант проводится при работе в паре на материале упр. 48 из РТ.
Итог урока
Учитель: «Какие орфограммы мы сегодня вспомнили? Какие из них проверить нельзя?»
Домашнее задание
Упр. 69.
Ход урока 30
Актуализация темы урока
Учитель: «Мы повторили девять основных орфограмм. Но количество орфограмм в русском языке гораздо больше. В 3 классе мы говорили с вами, что орфограммами являются и безударные окончания разных частей речи, учились проверять эти окончания. Окончания каких частей речи вы уже умеете проверять?» (Имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени.)
Основной этап урока
Выполняется упр. 47 из РТ. Окончания изменённых слов в правом столбике выделяются, учитель спрашивает, какие из них представляют собой орфограмму. (Те окончания, которые не имеют ударения.) Учитель отмечает, что окончания глаголов четвероклассники ещё не умеют определять, и подсказывает верное написание.
Упр. 70. Безударные окончания имён прилагательных дети ищут в стихотворном отрывке С. Есенина, вспоминают алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных, выписывают сначала словосочетания имён существительных с прилагательными вместе с вопросом от слова к слову (солнце (какое?) тих-ое), а затем выписывают с комментированием все остальные слова с пропущенными буквами из этого стихотворения.
Повторяется правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Учитель просит записать простые предложения: Солнце взошло. Луна взошла. Месяц взошёл. Звёзды взошли. Дети вспоминают, что в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам, ставят вопросы к глаголам, определяют род и число, выделяют окончания. Затем учитель просит в тех же предложениях заменить слово взошло на опустилось. Выясняется, в каких случаях окончания глаголов являются орфограммой. (Без ударения.)
Составление предложений из слов разных частей речи (слова записываются на доске или под диктовку).
1. январь, В, установился, погода, солнечный. 2. В, снежный, март, сугроб, растаял. 3. Зазеленел, на, травка, зелёный, луга.
В составленных предложениях подчёркиваются те окончания прилагательных и глаголов, которые представляют собой орфограммы.
Итог урока
Учитель: «Только ли девять орфограмм есть в русском языке? Какие ещё орфограммы мы с вами сегодня повторили?»
Домашнее задание
Найти в словарике (с. 126) два глагола и два имени прилагательных, составить и записать с ними предложения.
Особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
... наглядной ситуации. Так, вместо слова чистить мальчик говорит: "Пальто шотком стряхает"; слово дворник заменяется объяснением "Такой дядька пометает дволь" (17). Существительные употребляются детьми в именительном ... с ОНР 1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование ...
Раздел «Части речи»
Уроки 88—170
Целевые установки уроков[1]
Личностные:
• уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку;
• проявлять интерес к изучению родного языка, к его истории;
• стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
• осознавать язык как главное средство речевого общения, знать вспомогательные средства общения (мимика, жесты, выразительные движения, интонация);
• осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;
• понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
• доброжелательно относиться к собеседнику;
• уважать чужое мнение;
• иметь потребность обращаться к справочной литературе;
• понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова;
• стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного, точных по содержанию, ёмких информативно;
• стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.
Метапредметные:
• систематизировать и обобщать полученные знания;
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• контролировать и корректировать свои действия;
• ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
• применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных;
• сравнивать имена существительные в разных падежах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям;
• развивать речь при составлении словосочетаний со связью управления;
• анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;
• работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
• работать со знаково-символической формой представления учебного материала;
• работать со справочной лингвистической литературой;
• понимать значение знания языка для успешности усвоения других учебных дисциплин;
• понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей.
Имя существительное
Уроки 88—110
Предметные целевые установки уроков:
• находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж, определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных на основе их рода и окончания;
КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ...
... овладении навыками связной речи. Связная речь представляет собой развернутое, ... речи, особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Впервые термин общее недоразвитие речи (ОНР) был введён ... в 50-60 годах ХХ века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи ...
• применяя алгоритм, писать правильно падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);
• объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного написания его падежного окончания;
• употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи;
• анализировать имя существительное как часть речи, т.е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Повторяем, что знаем
Уроки 88—91
Ход урока 88
Актуализация темы урока
Повторение имени существительного в вопросно-ответной беседе: «Попробуйте назвать то, что вы видите вокруг себя, не употребляя имён существительных. (Не получается.) Для чего употребляются имена существительные в нашей речи? Что они могут называть? Чем различаются одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? Как пишутся собственные имена существительные? Какого рода могут быть имена существительные? Какие слова-помощники надо использовать для определения рода имён существительных? Вспомните, что обозначают имена существительные в единственном и во множественном числе. Какая форма имени существительного является начальной?» В случае затруднения дети читают подсказку Совёнка (с. 3).
Основной этап урока
Определение начальной формы имени существительного, различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных — по заданиям к упр. 1.
Углубление понятия одушевлённости-неодушевлённости имён существительных начинается с чтения диалога Вани и Самоварова (с. 4) и составления текста-рассуждения по вопросу Самоварова. После этого выполняется упр. 2 самостоятельно, с последующей проверкой.
Упр. 3. Образование одушевлённых имён существительных с помощью суффиксов можно провести в форме игры «Кто быстрее?». Образованные слова записываются на доске и в тетрадях с выделением суффиксов: помощ-ник, защит-ник, работ-ник, камен-щик, аптек-арь, музыкант, гриб-ник, сил-ач, цирк-ач, виноград-арь, горн-ист, скрип-ач. Надо обратить внимание учащихся на то, что суффикс присоединяется к корню слова без окончания. Дополнительное задание: подчеркнуть орфограммы в записанных словах.
Повторение собственных имён существительных (упр. 5, устно).
Повторение рода и числа имён существительных (упр. 6, 7, письменно).
В упр. 7 надо обратить внимание на варианты окончаний множественного числа: -ы (-и) — -а. Обязательно нужно составить и записать предложения со словами адреса, директора, инженёры, хозяева, шофёры, обратить внимание на постановку ударения в этих словах.
Составление словосочетаний с именами существительными, вызывающими трудности в определении рода (РТ, упр. 3).
Формирование связной письменной речи у младших школьников с задержкой ...
... друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о ... обучаться в общеобразовательных школах, но при условии, что им будет оказана специальная логопедическая помощь. Это зависит от ... временной задержкой психического развития всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания ...
Работа с текстом (упр. 4).
Игра«Найди место для слова» (РТ, упр. 2).
Итог урока
Учитель: «Что такое имя существительное? Что мы уже знаем об имени существительном? Составьте научный текст об этой части речи».
Домашнее задание
РТ, упр. 1.
Глагол
Уроки 128—154
Предметные целевые установки уроков:
• определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
• грамотно писать безударные личные окончания глаголов;
• определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем;
• изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
• верно ставить глагол в начальную форму;
• обосновывать написание -тся и -ться в глаголах;
• писать мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
• верно писать окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени;
• разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, число, лицо в настоящем и род в прошедшем времени.