Домашнее задание по 2 семинару: Личность

Задание 1

Создайте аннотированный список литературы по проблеме «Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь и формирование личности. Основные психологические теории личности»

  1. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999. — 463 с.

Проблема личности – одна из центральных в теоретической и прикладной психологии. Понятие и сущность личности. Теории личности в работах Юнга, Фрейда, Айзенка, Маслоу. Психологическая структура личности, элементы и взаимосвязи. Характеристики личности.

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.

Книга представляет собой теоретическое исследование структуры мотивации человека. В ней анализируются особенности развития, основные движущие противоречия мотивации (между желательным и действительным, возможным и необходимым, положительным и отрицательным, истоки формирования специфически человеческих побуждений: обсуждаются вопросы специфики мотивационного отражения действительности: рассматриваются прикладные проблемы мотивации, связанные с практикой воспитания, руководства коллективами.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.

В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в истории природы и общества. С привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни. Особо рассматриваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора — использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением.

  1. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др. — М.: Ноосфера, 1999. — 272 с.

Учебное пособие, написанное известными отечественными психологами, открывает перед читателями две научные дисциплины — возрастную и педагогическую психологию.

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

«Деятельность. Сознание. Личность» – одна из главных книг выдающегося российского ученого А. Н. Леонтьева (1903–1979), по которой до сих пор в нашей стране учатся студенты-психологи.

8 стр., 3678 слов

Характер в структуре личности. Мотивация

... о важности для личности становления перед собой жизненные целей и их достижений. Часть о понятии «мотивации» содержит собственно понятие « мотивации», информацию об основных состояниях мотивации (терминологию и ... возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Считаю, что содержание характера, которое отражает ...

  1. Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования / Пер.с англ. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 606 с.

Учебник по психологии личности, полно отражающий ее классические и новейшие достижения. Книга написана с заботой о читателе, глубокое содержание сочетается в ней с ясностью и доступностью изложения. Серьезное внимание уделяется практическим приложениям психологии личности, в том числе теории и практике психотерапии.

  1. Холл М. и др. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. — Киев: София, 2004. — 608 с.

Общее понятие и основные компоненты темперамента, его типы, психологическая характеристика и место в структуре личности. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков, получение статистики и результатов изучения.

Задание 2

1. Проанализируйте понятия личности нескольких психологов-классиков (5-8 понятий)

1. Р. С. Немов

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Немов подразумевает личность как некий объект, окруженный социальными явлениями, находящийся с ними во взаимодействии через поступки, которые обдуманы и имеют значение для самого человека.

2. Эрик Эриксон

Индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.

Здесь подразумевается, что личность формируется в результате решения общественно-социальных проблем.

3. Альберт Бандура

Рассматривал личность в виде сложного узора непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

Здесь также подразумевается, что личность формируется в ходе взаимоотношений с окружающим её обществом.

4.Ю. В. Щербатых

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

Здесь понятие личности взято как нечто специфическое, непохожее на остальных. То есть каждый человек, обладающий особыми навыками, характеристиками, особым мышлением является личностью.

5. Сальваторе Мадди

Личность – это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... социальная психология, клиническая психология, инженерная психология и психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. ... Ощуще́ние — психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при ... человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных ...

Здесь подразумевается, что личность обладает собственным мышлением, которое однако взаимосвязано с окружающей его социальной средой.

2.Перечислите социальные характеристики личности. Какие характеристики можно отнести к врожденным, а какие к приобретенным?

Социальные свойства личности принято разделять на три основные группы: нравственные свойства, деловые свойства и политические свойства.

Нравственные свойства личности определяются ее отношением к распространенным в данной социальной организации, общепризнанным и, как правило, неписаным нормам и образца поведения, принципам и обычаям.

Нравственными являются не только положительные моральные качества личности, но и такие, которые принято называть безнравственными. Злость, мстительность, злопамятство, безразличие к другим людям, жадность, тщеславие, лживость, наглость, несправедливость также являются нравственными свойствами личности. И хотя всем с детства, как правило знакомы идеи добра, справедливости, чести, достоинства и чистой совести, которые представляются абсолютным благом, тем не менее в жизни наблюдается не только пестрота положительных и отрицательных нравственных качеств, представленных в различных личностях, но и меньшая пестрота представлений о том, какое поведение следует считать нравственным, а какое — безнравственным.

Деловые свойства личности определяются отношением человека к работе, к делу. Деловые свойства обеспечивают успешность выполнения деятельности, определяемой социальной ролью. В роли деловых свойств могут выступать и физические, и физиологические, и психические свойства личности. В настоящее час в новых социальных условиях на первое место выдвигаются такие деловые свойства личности, как предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чувство нового. Однако важно, что эти деловые свойства сочетались с такими деловыми свойствами, как ответственность за последствия принимаемых решений и предпринимаемых действий.

Политика в общепринятом смысле представляет собой действия, взгляды и намерения политических партий. К политическим свойствам личности принято относить идейную убежденность, умение разбираться в текущей государственной политике, принципиальность в отстаивании своих политических взглядов и убеждений.

Успешность деятельности любого человека, его карьера зависят подчас от умения разобраться именно в политической обстановке, примкнуть к сильной группе и отмежеваться от опальной. Это иной уровень политики, не менее важный, чем уровень государственной политики. Более того, успех государственной политики зависит от того, насколько она согласуется с политикой социальных групп.

К политическим свойствам следует относить весь комплекс свойств личности, определяющих ее способность ориентироваться в обстановке и совершать с учетом взаимоотношений отдельных людей, социальных групп и политических партий.

Свойством, интегрирующем социальные свойства личности, подобно тому как темперамент интегрировал физиологические свойства, а характер — психические свойства личности, следует назвать мировоззрение. Мировоззрение — система взглядов, убеждений, принципов поведения, свойственных личности, определяющих ее поведение в решающих жизненных ситуациях, ее отношения к окружающей реальности.

Характерная особенность мировоззрения содержится в том, что оно является не только представлением о существующей реальности, но и представлением о том, какой она должна быть.

Единство мировоззрения является условием объединения людей, сплоченности социальных групп, организаций и общества, государства в целом.

Приобретенные:

1) Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

· Влечения;

· Желания;

· Стремления;

· Интересы;

· Идеалы;

· Мировоззрение;

· Убеждения;

· потребности.

2) Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация).

Этот опыт включает:

· знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

· умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

· навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

3) Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности индивидуальные особенности:

· Восприятия;

· Ощущений;

· Внимания;

· Памяти;

· Наблюдательности;

· Воображения;

· Мышления;

· Речи.

4) Биологически обусловленные свойства и качества личности:

· антропологические признаки — расовые, половые,

· возрастные и др.;

· физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;

· внешняя анатомия тела;

· функционально-анатомические особенности;

· биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

Задание 3

1. Сопоставьте по структурным компонентам структуру личности к.К. Платонова. Б.Г. Ананьева, а.Н. Леонтьева, б.Ф. Ломова. Анализ оформите в виде таблицы

Ступень

К.К. Платонов

Б.Г. Ананьев

А.Н. Леонтьев

Б.Ф. Ломов

1

Подструктура биологических, конституциональных свойств. Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства. Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Биологически обусловленные свойства и качества личности: антропологические признаки -расовые, половые, возрастные и др.;

физические особенности -размеры тела и его структурно-механические свойства;

· внешняя анатомия тела;

· функционально-анатомические особенности;

· биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

Богатство, многообразие действительных отношений субъекта, составляющих его жизнь. Это и есть основание, реальный базис личности.

Биологическое. Организм — структура человеческого индивида как биологической системы

2

Подструктура форм отражения. Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства).

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности индивидуальные особенности: · Восприятия;

· Ощущений;

· Внимания;

· Памяти;

·Наблюдательности;

· Воображения;

· Мышления;

· Речи.

Степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархия. Вектор развития личности — это одновременно вектор ее упорядочивания.

Психическое. Становление личности.

3

Подструктура опыта. Умения, знания, навыки, привычки. Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического).

подструктура опыта объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

Опыт личности -обретение человеком общественного опыта (социализация).

Этот опыт включает:

· знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

· умения – способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

· навыки -автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

Тип строения личности: моновершинный, поливершинный и т.д. Не всякий мотив или жизненная цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. На самом деле существует не пирамида с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине — жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию.

Социальное. Личность —включенность человеческого индивида в жизнь общества.

4

Подструктура направленности. Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы. Социальный уровень (биологического почти нет) подструктура направленности объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

· Влечения;

· Желания;

· Стремления;

· Интересы;

· Идеалы;

· Мировоззрение;

· Убеждения;

· потребности.

2. Обоснуйте ответ на вопрос: «в чем выражается связь между развитием личности и самосознания?»

Самосознание — это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Развитие личности происходит параллельно с развитием самосознания. В процессе развития самосознания человек начинает понимать, осознавать, кто он есть на самом деле, каково его место в этом мире. Он взаимодействует с окружающим его миром, обществом. В процессе общения человек становится личностью, в процессе социализации.