Основные причины дезадаптации военнослужащих
адаптация граница индивид социальный
Курсант Кузов И.А.
учебная группа
Часто в практики мы слышим высказывания: «…он легко адаптируется; он трудно переживает адаптацию; он не может адаптироваться…». Так что же такое адаптация? И какие причины дезадаптации? Почему один человек легко переживает вступление в новый коллектив, активно участвует в общественной жизни группы, быстро находит общий язык с новым окружением, а у другого это получается с большей трудностью? На эти вопросы я и попытался ответить в своем докладе.
Для рассмотрения этой проблемы необходимо разобраться в определении понятия «адаптация». Адаптация, как сказано в психологическом словаре, это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, но это понятие больше подходит к биологическим наукам. А социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условия социальной среды.
В тяжёлых условиях службы на пограничной заставе, эта проблема приобретает одно из важнейших мест при изучении личного состава. Так каковы причины дезадаптации и по каким признакам их выявлять?
Отечественные педагоги, социологи и психологи выделяют следующие причины.
. Одна, из наиболее часто встречающихся в условиях пограничной заставы, причина, связанная с целью и ценностными ориентациями военнослужащих и возможность их достижения в социальной среде, В связи с малой информированностью и не имением правильного представления о службе в армии, служба во благо Родине ценностью для среднего гражданина не является, он стремится её избежать, в следствии этого у него возникает нежелание служить. Эта причина выявляется путём поведения различных тестов направленных на изучение ценностных ориентаций, методом изучения автобиографии, методом опроса сослуживцев и командиров отделения, методом сбора независимых характеристик и т.д.
Психологические методы в социальной работе
... дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации. Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных ... и особенности поведения клиентов социальной работы вызваны, с одной стороны, внешними социальными (или стихийно-природными) причинами, в частности социально-экономическими ...
Для устранения этой причины , на мой взгляд, необходимо:
* проводить разъяснительно-агитационную работу воинскими частями в близко расположенных учебных заведениях;
* осуществлять проведение различного рода военно-спортивные мероприятия;
* организовывать дни открытых дверей в воинских частях и подразделениях.
. Второй причиной дезадаптации военнослужащих к службе является смена вида деятельности и небольшим промежутком свободного времени. В среднем старшеклассник во время обучения в общеобразовательной школе занят до 6-ти часов в день, остальное время он свободен. На пограничной заставе он занят выполнением различного пода служебных задач до 14-ти часов в сутки. Это вызывает в нем внутреннее противоречие между желанием и возможностями, в нем происходит ломка привычных стереотипов поведения. В целях предупреждения отрицательного действия этой причины, офицеры пограничной заставы должны постепенно увеличивать нагрузку, с большим терпением относится к этому военнослужащему, оказывать ему своевременную помощь.
. Третьей причиной дезадаптации является слабая подготовленность военнослужащего к физическим нагрузкам, возникающим в процессе службы по охране государственной границы.
Как показывает практика призывная молодежь очень плохо развита физически, а это влечёт чрезмерную усталость, не выполнение требований, которые ставятся перед ним, что вызывает возникновение психических травм, конфликтов различного рода. Для этого необходимо офицерам заставы планировать постепенно увеличение нагрузок с военнослужащими отстающими от основной группы необходимо проводить дополнительные занятия.
. Четвёртой причиной дезадаптации является наличием у него вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.) привычка к постоянному употреблению алкогольных, наркотических средств не исчезает просто так. Человек оказавшийся без этих симуляторов, ведёт себя агрессивно по отношению к его окружению, стремиться уединиться или найти себе сопереживающих.
Выполнение поставленных задач по охране границы не являются актуальными доля него, главная для него цель, цель жизни — облегчить свои муки. Для выявления данных военнослужащих в практике применяются различные тесты, внешний осмотр медиками, наблюдение за его поведением.
. Пятой причиной выделяют нерешенные личные проблемы военнослужащего, например ссора с друзьями, любимой девушкой, болезнь его родителей. Данная причина выявляется в ходе индивидуальных бесед, количеством писем, реакцией на них, из разговоров его с сослуживцами.
В заключении хотелось бы сказать, что если каждый офицер, в том числе и пограничной службы, будет вести активное выявление дезадаптационных причин, не для записи в педагогическом дневнике, или доклада о моральном состоянии коллектива, а для облегчения процесса адаптации состояние службы и её качество на много возрастёт.
Исследование психологических особенностей личности младших школьников ...
... сформированности данного качества у детей, имеющих различную степень школьной дезадаптации, представляет особый интерес. Мы считаем, что ... чтобы обучение не вызывало серьезных трудностей, ребенку необходимо приспособиться к новым условиям. Однако приспособление к ... требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних случаях невозможным [8, ...