Этическое воспитание социального работника

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Доклад

ДИСЦИПЛИНА«Этические основы в социальной работе»

ТЕМА: «Этическое воспитание социальногоработника«

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Культура общения

2.Экстренные ситуации и конфликты

3. Психология успеха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

 

С каждым днем расширяютсяи увеличиваются категории населения, с которыми контактирует социальныйработник. Следовательно, вопросы этического плана, в том числе вопросы общения,становятся особенно актуальными и социально значимыми, что, в свою очередь,обуславливает необходимость поиска путей повышения эффективности воспитаниясоциальных работников. Формирование принципов профессиональной этики иэтических ном поведения у социальных работников невозможно без воспитаниясоответствующих убеждений. Доказано, что убеждения как отражение потребностейличности не перенимаются, не заучиваются, а вырабатываются путемсамостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной социально-значимойтрудовой деятельности. При этом формирование убеждений по сути становитсясамовоспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и посодержанию, раскрывая психические особенности личности. Самовоспитание вообще,принципов и убеждений профессиональной этики в частности, — особый видмыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя быпредставления об элементарных психологических основах. Прежде всего, необходимочетко и конкретно поставить цель работы над собой – сделать доброту,сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии, своейосознанной, специально профессионально значимой нравственной потребностью. Сделатьэто окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку пожилого человека,социальный работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радостидостигнутым.

Значимым при этом будет ипсихологический эффект эмоционального подкрепления. Работа над собой будетлегче и поставленная цель ближе, когда коллеги по работе будут поддерживать,радоваться лучшему настроению пожилого человека, утверждению в нем уверенности.Принципы профессиональной этики, этические нормы поведения, нравственный обликсоциального работника находят выражение, прежде всего, через общение спожилыми, инвалидами, людьми, нуждающимися в социальной поддержке, их близкими,коллегами, сослуживцами. Проблема общения – сложный многоплановый процессустановления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие ипонимание, а часто и оценку другого человека. Общение – важная психологическаякатегория со своими зависимостями. Межличностное общение, чаще всегодиалоговое, — непременный компонент профессиональной деятельности социальногоработника. Оно во много определяет те отношения, которые с самого началаскладываются между социальным работником и его клиентом, способствуютустановлению между ними необходимых доверительных отношений. Важным аспектомпсихолого-педагогического содержания является поведение социального работника.Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли клиентапо нужному руслу – эти и другие качества всегда должны быть присущи социальномуработнику.

12 стр., 5830 слов

Этика и психология общения

... профессиональные качества, т.к. «красивые глаза» бизнес-леди не нужны.Поэтому большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности ... основывается на эмоциях. Высказывая предубеждения, человек обычно пользуется агрессивной аргументацией, видит ... переданной Вам информации, похвалите партнера по общению. Старайтесь чаще подчеркивать и признавать ...

Социального работниканередко и по праву называют «врачом души» и психологом. Ни однапрофессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, каксоциальная. Должны овладевать основами психологии, культуры общения, так как профессиональнаядеятельность социального работника начинается именно с общения с клиентом. Отискусства общения во многом зависят результаты дальнейшей работы социальногоработника. Общение малознакомых или незнакомых людей в начале предполагаетмежличностные восприятия одного другим, в которых проявляются какпознавательные, так и эмоциональные компоненты. Поскольку первое впечатление очеловеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, тосущественное значение имеет интерпретация другого отождествлением илисопоставлением с собой (идентификация), размышлением за другого(социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональныймир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известныххарактеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).

При любом видеобщения много зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы истараются понять, помочь другим, иные грубы, нетактичны, стремятся отделатьсяот собеседника, относятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.

 


1. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Общение выступает какмногоплановый фактор воздействия на различные стороны духовного мира личности.Оно содержит в себе политические, социальные, нравственные, информационные,эстетические, познавательные, эмоциональные аспекты.

Можно выделить следующиепринципы общения:

1.  В любой жизненной ситуации нужновести себя так, как хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к нам.

2.  Необходимо понять, что требуетсяклиенту (его характер, привычки).

Важна техника общения:умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть вовнутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса:жесты, мимика, интонация, но важнее всего – это речь.

Многие старые люди прошлитяжелую жизнь, кроме того, они отягощены различными недугами. Все этиобстоятельства требуют самого внимательного к себе отношения социальныхработников. Пожилые люди, инвалиды не всегда легко идут на контакт, нередкокапризны или досаждают бесчисленными жалобами. Общение с ними требует особоготакта, терпения, выдержки, умения, ибо нередко это остается единственнымутешительным средством в руках социального работника, который обязан проявитьсвое милосердие. Наиболее распространенный вид работы – проведение беседы,позволяющей выявить характер взаимодействий и влияния социального работника натех людей, с которыми он общается. Первая часть целенаправленного общениясостоит в обсуждении заранее предусмотренной темы.

17 стр., 8140 слов

«Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний»

... процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. ... на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций. Даже в век ЭВМ главным инструментом общения людей является слово. Тот, ...

Вторая часть беседы — задаваемые вопросы, могут быть, а часто так и происходит, совсем непредвиденными. И тут нередко облик выступающего выявляется ярче, четче, чем всамом выступлении. Проверяются мгновенно не только его эрудиция, но егонравственность и культура. Очень важна значимость ответов для самого клиента. Какпоказывает практика, именно ответы на заданные вопросы воспринимаются с особыминтересом, а следовательно, сам воспитательно-нравственный акцент как быперемещается, концентрируясь именно на процесс «вопрос – ответ». Назаключительном этапе беседы важно определить степень воздействия на клиента:удалось ли аргументировано, убедительно ответить? Удовлетворен ли клиент?Полностью? Частично?

Лишь учет всех главныхкомпонентов беседы позволит приблизиться социальному работнику к высокимнравственно-этическим стандартам, основу которых составляет не толькомастерство, но и уважение к людям, стремление помочь им в разрешении ихпроблем. Люди легче принимают позицию того, человека к которому испытываютэмоционально положительное отношение, отвергают и не принимают позициючеловека, к которому испытывают эмоционально отрицательные отношение, поэтомуглавной задачей социального работника является вызвать к себе эмоциональноположительное отношение. Практика и анализ поступков людей показывает, что впроцессе общения они используют специальные психологические приемы формированиявзаимопонимания. Разговаривать с клиентом лучше всего наедине, вдали отпосторонних, желательно в отдельной комнате.

Вести беседу следует неспеша, отключившись от других дел и забот, внимательно, не перебивая,выслушивать собеседника. Нежелательно, чтобы собеседники стояли, это всегданепроизвольно говорит об ограниченности времени контакта, которого клиент(пожилой человек), может быть, ждал не один час. Определенное значение длясоздания благоприятного «климата» при общении имеет взаимноерасположение собеседников. Желательно, чтобы они сидели друг против друга вспокойных, непринужденных позах. Это позволяет наладить прямой зрительныйконтакт, имеющий важное значение для понимания и проникновения в переживаниядругого человека. Имеют значение для установления межличностного контакта позаи жесты. Если социальный работник пристроился на кончике стула, это будет длясобеседника напоминанием, что он спешит, беседа кратковременна, взаимное расположение,желание откровенности не возникнут. Важнейшим средством общения является речь.Она имеет особое значение и для установления контакта, его поддержания иразвития. В разговоре нужно стараться избегать банальных фраз, избитыхвыражений сочувствия, не злоупотреблять специальными терминами. Серьезностьразговора не исключает интеллигентного юмора, поддерживающего душевные силыклиента.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза ... противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения ... зрения см. в (Знаков В.В., 1999). Однако раскрывая значение понятий лжи и обмана Пол Экман говорит: "Я ...

Умение общаться –свидетельство культуры и самоуважения, так как уважающий себя и любящий своюпрофессию, осознающий свой высокий гуманистический долг человек не можетпозволить пренебрежительно относиться к другому, игнорировать его страдания ипереживания1.

Общения начинается с «вхождения»в него. Известно, когда встречаются незнакомые люди, то многое зависит отпервого впечатления, поэтому надо быть кратким, четким, тактичным. Чтобы статьопытным социальным работником, консультантом, необходимо быть не толькозаботливым и понимающим, но и уметь применять на практике многочисленные приемыи методы работы и иметь следующие качества:

1.  Эмпатия, или понимание, — попыткавидеть мир глазами другого человека.

2.  Уважение, умение реагировать напроблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он самможет справиться с ней.

3.  Конкретность, четкость мышления иизложения, чтобы тот, кого консультируют, максимально ясно понимал проблему.

4.  Знание самого себя и оказание другимпомощи в познании себя.

5.  Искренность – умение вести себяестественно во взаимоотношениях с клиентом.

6.  Соответствие – вести себя так, чтобыиспользуемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений».

7.  Сиюминутность – иметь дело именно стем, что происходит в настоящий момент встречи.

Формированиекоммуникативных навыков требует и времени, и терпения. Необходимо управлятьсобой в любых ситуациях. Нужно быть доброжелательными, тактичными,выдержанными. Нужно помнить, что лицо, излучающее доброжелательность, оптимизм,притягивает людей, как магнит. Вежливость и приветливость – одно из ведущихправил всех социальных работников.

 

2. ЭКСТРЕННЫЕ СИТУАЦИИИ КОНФЛИКТЫ

 

Конфликт означает «столкновение».Все, что связано с острыми эмоциональными переживаниями, с противоборством, всетрудно разрешимые противоречия принято называть конфликтом.

К жизненным непростымситуациям относятся конфликты, ссоры. Они возникают довольно часто и отличаютсяразнообразием. Попадая в конфликтную ситуацию, люди как бы по-другому начинают восприниматьреальность. При этом они смогут совершать действия, им не свойственные, т.е. вкорне сменяется система ценностей и отношений. Поэтому для социальногоработника важно умение вести себя в конфликтных ситуациях. Выступая в качестве третьеголица, социальный работник должен очень четко представлять истинную причину илиряд причин, вызвавших конфликт, динамику его развития и уметь предвидетьвозможные действия конфликтующих сторон, а уж если он сам окажется вовлеченнымв конфликтную ситуацию, то его действия должны быть решительными и четкими длятого, чтобы управлять ситуацией.

Всоциально-психологических исследованиях достаточно распространено делениеконфликтов на деловые и эмоциональные.

4 стр., 1600 слов

Общение, мотив, коммуникативные умения и навыки, средства общения, социометрия.

... умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение. Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми, ... Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка ...

Деловые конфликты происходят из-за вполне конкретныхобъективных причин, связанных с трудовой деятельностью.

Эмоциональныеконфликты – это теконфликты, которым присущи враждебные отношения между оппонентами, для которыхвсегда отыщется причина.

Конфликтные отношениявозникают, когда согласованные отношения разрушаются и оппоненты не в состояниидостичь компромисса, если возникает противостояние между осознаваемымиразличиями обеих сторон (целями, требованиями и т.д.).

Они становятсянеизбежными, если для социального работника и системы клиентуры цели переменпредставляются угрожающими для оппонентов и воспринимаются ими как требующиечрезмерно больших перемен в их деятельности. Конфликты неизбежны также, еслиотсутствуют условия для установления согласованных отношений после принятияусловия по обеспечению перемен или не появляется желания обсуждать противоречияи различия в подходах. Конфликтные отношения требуют от социального работника такойпрактики вмешательства, которая позволяет гарантировать права клиента, когдавозникает угроза системе, дающей власть одним над другими. Никто не поддаетсяэтой власти добровольно. Когда общественные вопросы воспринимаются той или инойстороной как угроза уменьшения или уничтожения ее власти над остальными,ответную реакцию можно предсказать как несогласие, а результат как борьбу иразрыв. Социальный работник встречается и с такими ситуациями, при которыхконфликтные отношения полезны для достижения целей, согласованных междусоциальным работником как проводник перемен и системой клиентуры. Когдасоциальный работник выступает в интересах системы как клиента, который жалуетсяна жестокое отношение детей к своим престарелым родителям, он вступает,естественно, в конфликтные отношения с официальными органами.

 


3. ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА

 

Одним из существенныхпсиходинамических отличий человека является темперамент – характеристикаиндивидуума с точки зрения интенсивности, скорости, темпа, ритма.

Темперамент – устойчивоесочетание психологических и динамических свойств личности, постояннопроявляющихся в ее деятельности и поведении.

Существуют четыреосновных типа темперамента:

1. Холерик – психических реакций,то суетлив, то нетороплив. Для него характерны резкость и прямолинейность, онупрям, находчив в споре, прямолинеен, зато не обидчив и не злопамятен отсюдаследует, что он склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен криску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутиннойработы и требующих терпения длительных деловых переговоров.

2. Сангвиник – начинаетдело с увлечением, но редко доводит его до конца неустойчив в симпатиях иантипатиях, скор в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейсяситуации. Он контактен и легок в общении, умеет слушать других людей.

3. Флегматик –ориентирован на неодушевленные предметы. Он спокоен и хладнокровен,последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях иантипатиях, равнодушен к похвале.

4. Меланхолик – имеетобостренную чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество,например, для художника, но отрицательно сказывается на деловом общении.Меланхолик стеснителен и застенчив, мнителен и обидчив, не верит в свои силы,склонен к подозрительности.

22 стр., 10578 слов

Глава 1.Психологические основы общения…………………..3

... этапе. Глава 1.Психологические основы общения 1.1.Психологический контакт. Легко ли установить психологический контакт с клиентом? Теоретически это может ... том, чтобы гармонично сочетать свои личные моральные ценности с ценностями , принятыми за норму в профессиональном кругу. ... отношение к сказанному. Избирательное слушание: это слышать только то, что хотим услышать. То есть мы слышим клиентов ...

Правила которые помогаютрасполагать клиента к себе1:

1.  Искренне интересоваться клиентом.

2.  Улыбаться.

3.  Помнить, что имя человека – это самыйи самый важный для него звук на любом языке.

4.  Быть хорошим слушателем. Поощрятьдругих говорить самих о себе.

5.  Говорить о том, что интересует клиента.

6.  Внушать клиенту сознание егозначимости и делать это искренне.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для того, чтобы осмыслитьпроцесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствиис которыми оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются всоответствии с гуманистической этикой общения, ее высшей ценностью являетсячеловек. Этика межличностного общения, взаимодействия очень сложна. В основе ее– главный принцип доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.Социальному работнику приходится работать с людьми, имеющими различные пороки.Поэтому в общении с ними надо помнить, что и общество виновато в его пороке,стараться не подавить, а пробудить доброе, что в нем есть. Признание ценностидругого человека может выражаться и в конкретных оценках и достоинствачеловека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнять социальную роль,которая ему предписывается извне.

Терпимость – также одиниз важных принципов, свидетельствующих о культуре общения, о нравственном кредосоциального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностныеотношения, сделать их более доброжелательными. Кроме того, гуманистическаяэтика общения ориентируется на такие нравственные ценности, как доверие, откровенность,бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга иверность слову. Общение предполагает и такие чувства, как товарищество,сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо оттаких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить вобщении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннегомира другого.

Уровень культуры общенияи этика общения – близкие понятие. Они определяются не только совершенствомотдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетаниеи развитость элементов культуры общения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Г.М. Социальная психология – М., 1980

2. Демидова Т.Е. Модель социального общения: теория ипрактика социальной работы – М., 1993

3. Демидова Т.Е. профессиональное общение социальногоработника – М., 1994

4. Сафьянов В.И. Этика общения – М., 1991

5. Ханжина Е.В. Основы социальной работы – М., 2001