Влияние совладающего поведения на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

«Влияние совладающего поведения на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста»

Выполнил: студент 5 курса,

заочного факультета, обучающегося по

специальности 50 400.62

«Психолого-педагогическое образование»

Научный руководитель: профессор,

д. педагог. н., .

Допущен к защите ____________

Омск 2016

Содержание

Введение…3

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования влияния совладающего поведения на выбор стиля семейного воспитания младшего школьника

1.1. Совладающее поведение: понятие, типология…7

1.2. Половозрастные особенности совладающего поведения младших школьников…13

1.3. Влияние семейного воспитания на совладающее поведение младших школьников…16

Выводы по первой главе…20

ГЛАВА 2. Исследование влияния совладающего поведения на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста

2.1. Организация и методы исследования…23

2.2. Анализ результатов…33

Выводы по второй главе…41

Заключение…43

Список используемой литературы …47

Приложение…52

Введение

Актуальность проблемы при выборе стиля семейного воспитания в семье и его влияние на формирование личности и поведения детей на сегодняшний день стоит достаточно остро. Эмоциональная уравновешенность и психическое здоровье детей — это стабильность семейной среды. Огромное значение имеет «качество» семьи и как семья способна воспитывать ребёнка. Семья, которая плохо воспитывает своего ребенка, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

4 стр., 1734 слов

Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у младших школьников

... стилей семейного воспитания на формирование самооценки. Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: стили семейного воспитания как фактор формирования самооценки ребенка. Гипотеза исследования: предполагается, что стили семейного воспитания ... оценки значимыми другими результатов деятельности и поведения ребенка. Ребенок видит себя глазами близких взрослых, ...

В процессе близких взаимоотношений с родителями, то есть с матерью или отцом, сестрами или братьями, бабушками или дедушками и с другими близкими родственниками, у ребенка уже с первых дней жизни начинает формироваться структура его личности. Ребенок становится похож на своих родных, его поведение такое же, как у родителей.

Каждый родитель в жизни ребенка играет важную и ответственную роль. Родители показывают самый первый образец поведения. Каждый ребенок повторяет, и хочет быть похож либо на отца, либо на мать. Когда каждый родитель начинает понимать, что от них самих зависит, как сформируется личность ребенка, то они стараются вести себя так, чтобы каждый их поступки и само поведение в целом способствовало правильному формированию у ребенка хороших качеств поведения и понимания всех человеческих ценностей, которые родители хотят дать ребёнку. Этот процесс воспитания считается самым продуктивным, так как постоянный самоконтроль за своим поведением, за хорошим отношением к другим людям. Каждый родитель должен внимательно относиться к семейной жизни чтобы воспитывать детей в хороших благоприятных условиях. Благоприятные условия способствуют их гармоничному и всестороннему развитию ребенка .

Благодаря своим особенностям семья как ячейка общества создает своим членам семьи такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения своих эмоциональных потребностей, которые способствуют человеку ощущать свою принадлежность к обществу, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям, усиливают чувство его безопасности и покоя.

Первыми отечественными научными исследователями, которые стали изучать проблему семейного воспитания были: И.М. Балинский, И.А. Сикорский и П.Ф.Лесгафт и др.

Но бывает так, что ребенок сталкивается с ситуациями, которые тяжело переживает. Эти ситуации — очень трудные и ставят в тупик и обычно рушат его привычный жизненный распорядок. Любая ситуация которая происходит в жизни ребёнка предполагает наличие неких объективных обстоятельств, а также определенного отношения к сложившейся ситуации. Ведущей характеристикой кризисной ситуации у ребенка являются его психическая напряженность. Каждые переживания ребенка — это особая внутренняя работа, в которой ребёнок старается преодолеть всё жизненные события и травмы, которые с ним произошли. В младшем школьном возрасте очень активно происходит процессы обучения для преодоления сложных жизненных трудностей, а также не очень хороших эмоциональных состояний. Особую роль в успешности по преодолению ребёнком трудных ситуаций принадлежит родителям, которые эмоционально поддерживают своих детей.

5 стр., 2267 слов

Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ БЛИЗОРУКИХ ДЕТЕЙ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ВВЕДЕНИЕ Многолетняя история изучения особенностей функционирования зрительной системы близоруких людей ... корреляция со шкалой У). Очевидно, что наиболее вероятным поведением родителей по отношению к ребенку при ухудшении зрения и развитии у него близорукости ...

В каждой ситуации ребенок ведет себя индивидуально, поведение в таких ситуациях называется «Копинг-поведение».

Совладающие поведение детей прочно связано с семьей и взаимоотношениями в семье, с укладом и законами жизни в этой семье. Неблагополучные отношения в семье дает ребенку образцы агрессивного поведения, враждебного отношения к окружающим людям, непостоянства, а также негативное поведения.

Проблемой совладающего поведения занимались многие ученые, например, З. Фрейд, Л. Мерфи, Л. Лазарус, С. Фолкман, Л. Перлин и К. Шулер, С. К. Нартова-Бочавер, Т.Л.Крюкова и др.

Родители играют самую главную роль в жизни любого человека. От того как относятся отец и мать к своему ребенку во многом зависит как сформируется его личность. Становление характера, его мировоззрение, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям, всё это воспитывают родители у своих детей. Этот процесс зависит от того, как семья в которой воспитывается ребёнок, удовлетворяют основные потребности ребенка, как правильно устанавливаются родительские позиции по отношению к ребёнку.

Если родители выбирают позицию уклонения от общения со своим ребенком и стараются не общаться с ребёнком, то он может вырасти таким человеком, который будет неспособен к установлению прочных эмоциональных связей, поэтому он будет эмоционально неустойчивым человеком. Такие дети очень часто неспособны к настойчивости, недоверчивы, не сосредоточенные в учебе, боязливы, у них часто бывают конфликты с родителями, с учителями и детьми в школе.

10 стр., 4806 слов

Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием

... возможностей семьи); - выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей. б) функции ребенка: - преодоление противоречия между желанием быть всегда с ... , теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию ...

Проблема: существует ли влияние совладающего поведение детей на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить влияние совладающего поведение на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: совладающее поведение детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние совладающего поведение на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста.

Гипотеза мы предполагаем, что совладающее поведение ребенка влияет на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста .

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1. На основе анализа литературы определить сущность совладающего поведения в младших школьников, его типологию.

2. Определить основные типы стилей семейного воспитания младших школьников, провести анализ их положительных и отрицательных сторон

3. Эмпирическим путем выявить взаимосвязь совладающего поведения и стиля семейного воспитания.

Методы и методики исследования:

Для решения поставленных задач использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

-теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

— психодиагностические метод:

— Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным;

— Тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) разработанный Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкисом ;

— Опросник индивидуальных копинг-стратегий для детей разработанный Хаймэ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для дальнейшей работы по проблеме стилей семейного воспитания и профилактики совладающего поведения детей в младшем школьном возрасте.

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования воздействия совладающего поведения на подбор стиля семейного воспитания младшего школьника

8 стр., 3655 слов

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 4

... ; • опека; • попечительство; • помещение ребенка в детский дом семейного типа; • помещение ребенка в приемную семью; • международное усыновление. Усыновление является оптимальной формой воспитания детей-сирот. Оно открывает ...

1.1. Совладающее поведение: понятие, типология

Проблема совладающего поведения нашла свое отражение в работах как зарубежных, так и отечественных психологов, таких как: Л. Мерфи, С. Фолкман и Л. Лазарус, Л. Перлин и К. Шулер, С. К. Нартова-Бочавер и др.

Понятие совладающего поведения впервые возникло зарубежом и стало применяться их психологами. Ученые Л. Перлин и К. Шулер выделили три следующий вида стратегии:

1) Стратегия изменения проблемы.

Она реализуется путем устранения или изменения условий возникшей проблемы.

2) Стратегия изменения восприятия проблемы.

Данная стратегия подразумевает управление восприятия смысловых переживаний таким образом, чтобы уничтожить их проблемный характер…

Заключение

Актуальность проблемы стилей семейного воспитания в семье и его влияние на формирование личности и поведения детей на сегодняшний день стоит достаточно остро. Эмоциональная уравновешенность и психическое здоровье ребенка — это стабильность семейной среды. Огромное значение имеет «качество» семьи и как семья способна воспитывать ребёнка. Семья, неспособная положительно воспитывать ребёнка, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Вообще воспитание — это единый, целостный процесс, а человек по частям воспитывать нельзя. Содержанием воспитания является формирование социальных ценностных отношений к себе, к окружающим его людям, к миру. Семейное воспитание — это процесс взаимоотношений между родителями и детьми, который обязательно должен доставлять удовольствие, как родителю так и ребёнку, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает своих папам и мамам, бабушкам и дедушками.

Существует много типов семейного воспитания, но единой основы классификаций типов семейного воспитания пока еще нет. Иногда за основу брали: эмоциональные компоненты воспитания;

способы воздействия на ребенка;

родительские позиции.

У каждой семьи свой индивидуальный стиль воспитания.

Родители играют самую главную роль в жизни любого человека. От того как относятся отец и мать к своему ребенку во многом зависит как сформируется его личность. Становление характера, его мировоззрение, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям, всё это воспитывают родители у своих детей. Этот процесс зависит от того, как семья, в которой воспитывается ребёнок, удовлетворяют основные потребности ребенка, как правильно устанавливаются родительские позиции по отношению к ребёнку.

8 стр., 3963 слов

Психология детей с нарушением поведения

... Психология детей с эмоционально - волевыми расстройствами в поведении на тему: «Психология детей с нарушением поведения ... расстройств поведения у детей. 4. Грубое воспитание ... поведения(F91.0 - расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F91.1 -несоциализированное расстройство поведения; F91.2 -социализированное расстройство поведения ... к рыночным отношениям, характеризуемым появлением ...

Дети, растущие в атмосфере любви, понимания, имеют меньше проблем связанных со здоровьем, с трудностями в обучением в школе и в общении со сверстниками. А нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических травм и комплексов.

Когда ребенок сталкивается с ситуациями, которые тяжело переживает. Эти ситуации — очень трудные и ставят в тупик и обычно рушат его привычный жизненный распорядок. В каждой ситуации ребенок ведет себя индивидуально.

Совладающие поведение детей прочно связано с семьей и взаимоотношениями в семье, с укладом и законами жизни в этой семье. Неблагополучные отношения в семье дает ребенку образцы агрессивного поведения, враждебного отношения к окружающим людям, непостоянства, а также негативное поведения

Копинг-поведение — форма поведения, направленное на приспособление человека к возникшим обстоятельствам и показывающая его намеренность решать жизненные трудности. Данное поведение направленно на преодоление эмоционального стресса путем привыкание к обстоятельствам и умелое использование средств.

Существует три типа совладания:

1) проблемно-сфокусированное совладание (взаимосвязь человека с внешним миром меняется посредством самоопределения);

2) эмоционально-сфокусированное совладание (изменение способа толкования происходящего);

3) избежание (комбинация предыдущих способов).

В ходе проведенного исследования было выявлено влияние совладающего поведение на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста.

При обработке результаты диагностики на выявление детско — родительских отношений, мы выяснили, что среди родителей преобладают такой тип детско- родительского отношения как кооперация. Наименьшем является авторитарный стиль воспитания к ребенку. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство родителей стремятся оградить своего ребенка от неприятностей и переживаний, родители заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стараются помочь ребенку, сочувствуют ему во всех неприятных ситуациях. Лишь небольшая часть родителей сильно следят за его индивидуальными особенностями, за социальными достижениями ребенка, за привычками, за мыслями, за чувствами. У них прослеживается строгая дисциплина.

2 стр., 864 слов

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя

Повышение уровня продаж при помощи психологии поведения покупателя 1. Образ жизни покупателя Во все времена, ... и веселой упаковке. Для этого прекрасно подойдут горячо обожаемые детьми герои популярных мультфильмов. Если же продукция предназначена для молодежи ... в несколько раз.  4. Стандартные стереотипы и психология покупателей Некоторые покупатели обладают разного рода стереотипами по поводу ...

При обработке результатов по определению стиля семейного воспитания, пришли к выводу, что у большинства родителей виден такой стиль воспитания, как минимальность санкций. В таких семьях родители не стремятся к удовлетворению потребностей своего ребенка. Родители стараются обходиться без наказаний либо применяют их очень редко. Родители очень часто поощряют детей.

При обработке результатов пришли к выводу, что большая часть детей используют конструктивное поведение, они обнимают или прижимают к себе кого-то близкого или любимого человека, обнимают любимую вещь или гладят животное, рисуют, мечтают, играют во что-нибудь.

Родители таких детей предпочитают обходиться вовсе без наказаний, либо применяют их очень редко.

Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза, что совладающее поведение ребенка влияет на выбор стиля семейного воспитания детей младшего школьного возраста, подтвердилась.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.- 116 с.

2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. журн., 2006. — № 3. 106−116 с[].

3. Большой психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко. — СПб.: Проспект, 2003. — 420 с.

4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер, 2005. — 530 с.

5. Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения // Автореф. канд. психол. наук. — М., 2003. — 12 с.

6. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. — М.: Педагогика, 2004. — 258 с.

7. Грановская Р.М. Психологическая защита и совладеющее поведение в детском возрасте — Спб., — 2008. — 574с.

8. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2003.- 289с.

9. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. -2004. № 3. — С.14−16.

10. Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] - режим доступа: www.azps.ru

11. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.: «Флинта», 1998. — 243 с.

12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Учебное пособие. — Самара, 2001. — 160 с.

13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — Самара, 2004. — 195 с.

14. Корытова, Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. Изд-во БГУ, 2006. — 292 с.

15. Крюкова, Т.Д. Психология совладающего поведения. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2004. — 274 с.

16. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. Спб., -2003. 207- 235с.

17. Леонтьев А. И Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН России, 2005. — 528 с.

18. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. — 2004. — с. 77.

19. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 992с.

20. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Новейший справочник Текст. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. — 928 с.

21. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. — 2007. — № 12. -25 с.

22. Минияров В. М. Психология семейного воспитания.Учебное. пособие. — М.: Изд-во МПСИ, 2000. — 251 с.

23. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности.- Психол. журнал -1997.- № 5. -56 с.

24. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 169 c.

25. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. — 2е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.

26. Никольская, И.М., Грановская, P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. — 352 с.

27. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. — М., 2006.- 230с.

28. Паренс Г. Семейное воспитание/ Пер. с англ. Л. Г. Герцик, А В. Решетникова. — М.: Наука, 2003. -154 с.

29. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского В.К. — Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2004.- 235с.

30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.:, 2002. — 322с.

31. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- № 1.- С. 88−93.

32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 478 с.

33. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230−234 с.

34. Романова С.А. Психология семьи: (Программа курса) / Соц .- технол. ин-т. Каф. психологии и педагогики.- М., 2003.- 24 с.

35. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», СПб.: «Питер», 2004. — 187 с.

36. Сергиенко Е.А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под. ред. В.И.Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007- 273 с.

37. Сергиенко Е.А., Виленская Г. А. Динамика изменений раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004.-118 с.

38. Сибгатуллина И. Ф Особенности копинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. — 2002. № 5−6. — 105 с.

39. Сирота Н.А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 2005, № 1, — 74с.

40. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2005. -265 с.

41. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. — Мн.: Харвест, 2001. — 345 с.

42. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — 35 с.

43. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. — М.: Наука. 2000.- 37 с.

44. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М., 2005- 235с.

45. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. — Саратов: Прив. книжн. изд-во. 2002. — 88 с.

46. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы — М.: Педагогика — Пресс, 2003. -150с.

47. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях — Саратов — 2005. -18 с.

48. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 2004.- № 4.- 46 с.

49. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М.: «Эксмо», 2005. — 164 с.

50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. -М.: Наука, 2005. — 155 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector