ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 7

1.1. Характеристика понятия «профессиональное мастерство педагога дошкольного образовательного учреждения» 7

1.2. Сущность управления повышением профессиональное мастерство педагогов 14

1.3. Деятельность руководителя по организации повышения квалификации педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения 38

Выводы по 1 главе 40

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 42

2.1. Изучение профессионального мастерства педагогов в МБДОУ № 288 дошкольном образовательном учреждении 42

2.2. Целенаправленная методическая работа в МБДОУ № 288 по повышению квалификации педагогических работников 46

Выводы по второй главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 59

ВВЕДЕНИЕ

В условиях обновления содержания образования возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

7 стр., 3256 слов

Документация педагога социального учреждения образования

... ребёнка в детский социальный приют. Нормативно-правовая база педагога социального учреждения образования 1. Регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества: 1.1 Конвенция ... Приложение 22: Права и этические нормы педагога социального. Приложение 23: Рекомендации по оборудованию кабинета педагога социального учреждения образования. Приложение 24: Документы, необходимые для помещения ...

Условием успешной социализации детей дошкольного образовательного учреждения является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы ДОУ акцент смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности является развитие профессионального самосознания педагогов и определение путей и средств его профессионального саморазвития.

В связи с модернизацией образования в России, педагогические работники ДОУ нуждаются в повышение квалификации или профессиональной переподготовке. Механизмы, действующие в школе сегодня, не решают этой проблемы в полном объёме. Единственной системой способной подготовить учителя к введению новых стандартов является система повышения квалификации, профессиональной переподготовки в силу присущих ей качеств: гибкость к изменениям, ориентации на существующий спрос и индивидуализацию обучения, ориентацию на последние достижения в науке и технике; использование эффективных методов, технологий и средств обучения. Все вышесказанное объясняет актуальность данной работы.

Цель исследования: разработать и экспериментальным путём проверить эффективность организационно-педагогических условий повышения профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы повышения профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения в педагогических, психологических исследованиях, нормативных документах.

2. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия, эффективно влияющие на повышение профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

3. Экспериментально проверить организационно-педагогические условия повышения профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: процесс управления повышением профессионального мастерства педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: организационно-педагогические условия повышения профессионального мастерства педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: процесс повышения профессионального мастерства педагогических работников ДОУ, возможно, будет эффективно осуществляться при реализации следующих организационно-педагогических условий: использовании инновационных подходов к управлению методической работой, формирования профессиональной среды, способствующей успешному творчеству педагогов.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... в массив научного знания. Общая логика и структура социально-педагогического исследования Глоссарий к теме Тема исследования – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. ... исследуемую область. Теоретические и методологические основы социально-педагогического исследования Глоссарий к теме: Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) ...

Источниками информации для написания работы по теме «Деятельность руководителя образовательного учреждения по повышению профессионального мастерства педагогических работников» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных этой тематике, справочная литература и прочие источники информации.

Нормативно-правовую основу исследования составляют: Закон РФ «Об образовании» (от 1.07.1992 г., с последующими изменениями и дополнениями), Концепция дошкольного образования (16.06.1989 г.), Концепция раннего детского возраста (1994 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (11.02.2002 г., приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовании».

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, изучение опыта работы, систематизация, анализ, синтез; эмпирические: опытная работа, наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, экспертное оценивание; методы математической статистики.

Этапы исследования: (2012 – 2013 гг.).

I этап: ориентировочно-поисковый (2011 – 2012 гг.).

Анализировалась философская, психолого-педагогическая литература, определялись методологические и теоретические основы исследования, цель, объект и предмет исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, уточнялся понятийный аппарат.

II этап: констатирующий (2012 г.).

Разрабатывалась программа исследования, определялись и уточнялись показатели оценивания уровня профессиональной квалификации педагогов. Проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

III этап: формирующий (2012 г.).

Выявлялись и апробировались педагогические условия, способствующие более эффективной организации процесса повышения профессионального мастерства педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении.

IV этап: аналитико-обобщающий (2012 — 2013 г.).

Проводился сравнительный анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, осуществлялось оформление материалов исследования.

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из 2 глав, заключение, список литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Характеристика понятия «профессиональное мастерство педагога дошкольного образовательного учреждения»

Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Педагогическая теория оценивает педагога, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен обл…….

5 стр., 2459 слов

Учитель как субъект педагогической деятельности

... гуманистический, коллективный и творческий характер. педагогический профессиональный учитель 1. Основные виды педагогической деятельности Традиционно основными видами педагогической деятельности принято считать преподавание и ... входят в работу образовательных учреждений: оформление документов, интерактивные пособия, виртуальные классные журналы, использование электронной почты для контактов, ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алехина ИВ. Самоменеджмент в деятельности учителя: Учеб.-метод. пособие для творческого самосовершенствования педагогических работников. — Брянск, 2010. – 342с.

2 Аралова М.А. Формирование коллектива / М.А. Аралова. – М.: Знание, 2010. – С.29.

3 Блауберг, И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский , Э. Г. Юдин. — М.: Знание, 2009. — 48 с.

4 Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. — М.: Мысль, 2008. — 214 с.

5 Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент. / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский . — М.: Педагогика, 2011. — 267 с.

6 Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. — М., 2010. – 452с.

7 Вульфов, Б. З. Профессиональная карьера учителя // Мир образования. — 2012. — № 1. — С. 48–51.

8 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2011. — 479 с.

9 Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие. — М., 2002. – 411с.

10 Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого учителя // Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. / М–во образования Респ. Беларусь, Нац. ин–т образования, Ассоц. педагогов–исслед.— Минск, 2012. — С. 13–20.

11 Загвязинский. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 2009. — 160 с.

12 Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999. – 390с.

13 Иванова СП. Современное образование и психологическая культура педагога. — Псков, 1999. – 465с.

14 Ильин Г.Л. Психология педагогического управления: Учеб. пособие. — М., 2008. – 490с.

15 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М., 2007. – 534с.

16 Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. — СПб., 2008. – 548с.

17 Князева Н.Н. Педагогическая деятельность и творчество учителя: Учеб. пособие. — Омск, 2006. – 243с.

18 Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность. — М., 2008. – 529с.

19 Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. — М., 2001. – 312с.

20 Кузьменкова О.В. Диагностика и развитие личности учителя: Метод, пособие. — Оренбург, 2009. – 355с.

21 Кухарев, Н. В. Стимулирование педагогического творчества / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. — 144 с.

22 Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя учебного специального учреждения: Инструктивно-методическое направление/ Л.С. Маркова. — М, 2009. – 479с.

23 Психологические основы творческой деятельности педагога: Учеб.-метод. пособие. — Пятигорск, 2009. – 147с.

24 Развитие творческой активности школьников / Под ред. A . M . Матюшкина. — М., 2001. – 326с.

25 Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. — СПб., 2009. – 386с.

14 стр., 6843 слов

Программы учебной и производственных практик Специальность050706- ...

... социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, ... деятельности психолога, методиче­ского и диагностического фондов, наглядных пособий, документации и основ­ной литературы. Формирование умений ...

26 Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. — М., 2011. – 435с.

27 Степаненков, Н. К. Педагогика: Учеб. пособие / Н. К. Степаненков; Бел. гос. пед. ун–т. — Минск: Изд. Скакун, 2008. — 448 с.

28 Сластенин, В. А. Формирование творческой личности будущего учителя // Педагогика. — 2010. — № 1. — С. 79–85.

29 Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. — М., 2007. – 422с.

30 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 2001. – 358с.

31 Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. — М., 2005. – 423с.

32 Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. — Казань: Изд–во Казан. гос. ун–та, 2009. — 317 с.

33 Чинкина, Н. Ш. Помогите учителю стать творцом // Нар. образование. — № 3. — 2010. — С. 120–125.