Посттравматический стресс,его причины и посттравматические стрессовые нарушения

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава1.Теоретические основы посттравматического стресса……………6

1.1. Понятие посттравматического стресса………………………………….6

1.2. Причины посттравматического стресса…………………………………12

Глава2.Проявление посттравматического стресса и способы его лечения…………………………………………………………………………..17

2.1. Последствия посттравматического стресса………………………………17

2.2. Посттравматический синдром и методы его лечения……………………20

ЗАКЛЮЧЕНИ…………………………………………………………………25

Список использованных источников………………….………………….28

Введение

В настоящее время не существует единой общепринятой теоретической концепции, объясняющей этиологию и механизмы возникновения и развития ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

Однако в результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную теорию ПТСР.

Резко возросшее количество жертв чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, крупномасштабные аварии и катастрофы, локальные войны и связанные с ними события: пленение, взятие в заложники, депортация, вынужденное переселение и др.), противоправных действий (террор, грабежи, разбои, изнасилования), серьёзных конфликтов в обществе и микросоциуме привело к увеличению распространённости посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) среди населения и повысило интерес исследователей к этой проблеме.

Посттравматическое стрессовое расстройство не проходит само по себе. Чтобы избавиться от этого состояния, необходимо обратиться за помощью к специалистам (психиатрам или психотерапевтам).

В противном случае заболевание переходит в хроническую форму и человек попросту теряет возможность вести полноценный образ жизни.

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фунда­ментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам при­спосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций.

По учению Г. Селье, человек не может полноценно жить и работать, если на его органы чувств не действует нужное количество соответствующих раздражителей. Организм реагирует на это состоянием стресса, который мобилизует, «встряхивает» человека, т.е. у него положительная роль. Но, с другой стороны, чрезмерные раздражители могут вызвать дистресс, который повлечет за собой соматическое заболевание или деформацию психики.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... повышаются мыслительные способности. Продолжительный, неослабевающий стресс превращается в дистресс со всеми вытекающими последствиями и развитием заболеваний. Если человек не умеет управлять своими эмоциями ... контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности человека. Без стресса человек не мог бы приспособиться к ...

В настоящее время внимание психоаналитиков приковано к процессу травматизации в целом. Наряду с травматической ситуацией и непосредственной реакцией на нее он включает в себя косвенные попытки преодоления соответствующих переживаний и процесс привыкания к «внутренним» последствиям травмы, который растягивается на длительное время.

В связи с этим особое значение приобрело изучение факторов предрасположенности, под влиянием которых наблюдается общее или специфическое ослабление потенциала эго и увеличение степени уязвимости перед травмами.

Наряду со вниманием к травматическому и дестабилизирующему потенциалу интрапсихических и внешних факторов растет интерес к изучению их благотворного влияния на процесс преодоления последствий психических травм.

Цель исследования — рассмотреть особенности посттравматического стресса, его причины и посттравматического стрессового нарушения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Раскрыть понятие посттравматического стресса.

2. Рассмотреть причины посттравматического стресса.

3. Проанализировать последствия посттравматического стресса.

4. Изучить посттравматический синдром и методы его лечения.

Теоретическую основу данного исследования составили научные труды таких авторов, как Близнюк А.И., Сандомирского М.Е., Семенова П. Хрусталева Е.М.,

При написании работы были применены следующие методы: диалектический, аналитический, сравнительный.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы посттравматического стресса

1.1. Понятие посттравматического стресса

Последнее время и в литературе, и в клинике все чаще ведется речь о новой для нас диагностической категории — «посттравматическом стрессовом расстройстве» (ПТСР), которое является одним из наиболее глубоких и устойчивых во времени видов стресса.

ПТСР — это необычная для отечественной науки терминология: у нас до настоящего времени посттравматическими было принято называть главным образом нарушения психики, возникающие в результате черепно-мозговых травм. Хотя и в текстовом, и в смысловом выражении наименования употреблялись и в нашей литературе: например, посттравматическое, реактивное состояние, травматический, контузионный, военный невроз, травматический невроз [3, с. 28].

Диагноз ПТСР имеет социальное звучание. В США, например, этот диагноз может быть основанием для компенсации, льгот, социальной помощи. В России пока здесь четкие позиции не определились. Однако из-за нарастания локальных очагов ведения военных действий, локальных войн, этнических конфликтов, терроризма, приобретающего угрожающие размахи и становящегося социальной реальностью нашей страны, с каждым годом интерес к изучению этих состояний возрастает.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... (у человека 4-6 объектов), распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); ... кобщению-предметно-деятельностные. индивидуально-психологическиеразличия – особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга (дифференциальная психология). Темперамент – совокупность индивидуальных ...

Стресс — это неспецифическая реакция организма, возникающая под влиянием любых сильных воздействий (стрессоров) и сопровождается перестройкой защитных систем организма.

Употребляя этот термин, люди обычно подразумевают, что они находятся в состоянии нервного напряжения, что они утомлены или подавлены. Между тем, стресс — вовсе не «болезненное» состояние, а средство, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями. Иногда стресс может быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физические и психические заболевания. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни. Неправильно думать, что стресс вызывается только неприятными событиями. Чрезмерная радость также может привести к состоянию стресса. стресс посттравматический

Возможные психологические последствия стресса [11, с. 35]:

тревога

чувство, что должно произойти что-то плохое

постоянное беспричинное беспокойство и нервозность

неспособность расслабиться

депрессия

чувство бессилия или беспомощности

сонливость

ослабление памяти и внимания

Посттравматическое стрессовое расстройство возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию (кратковременную или продолжительную) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые в принципе могут вызвать общий дистресс почти у любого человека (например, природные или искусственные катастрофы, сражения, серьезные несчастные случаи, наблюдение за насильственной смертью других, роль жертвы пыток, терроризма, изнасилования или другого преступления).

Предиспонирующие факторы, такие как личностные черты (например, компульсивные, астенические) или предшествующие невротическое заболевание могут понизить порог для развития этого синдрома или утяжелить его течение, но они не обязательны и недостаточны для объяснения его возникновения.

Типичные признаки включают эпизоды повторного переживания травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), снов или кошмаров, возникающих на фоне хронического чувства «оцепенелости» и эмоциональной притупленности, отчуждения от других людей, отсутствия реакции на окружающее, ангедонии и уклонения от деятельности и ситуаций, напоминающих о травме. Обычно индивидуум боится и избегает того, что ему напоминает об изначальной травме. Изредка бывают драматические, острые вспышки страха, паники или агрессии, провоцируемые стимулами, вызывающими неожиданное воспоминание о травме или о первоначальной реакции на нее. Обычно имеет место состояние повышенной вегетативной возбудимости с п……..

Список использованных источников

1. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005) — принята в октябре 2005 года.

2. Анатомия человека Р.П. Самусев Ю.М. Селин М. : Медицина 1995 г.

3. Антонов, П.В. Методические рекомендации к практическим занятиям по патологической анатомии / В.А. Цинзерлинг, П.В. Антонов, А.В. Колобов; Под ред. В.А. Цинзерлинг. — СПб.: СПбГУ, 2011. — 77 c.

4. Афонькин, С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец. — СПб.: БКК, 2012. — 96 c.

5. Белкина Г.Л., Корсаков С. Н. И.Т.Фролов и становление отечественной биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. — М., 2008.

7 стр., 3103 слов

Биоэтика!

... принятии пациентом решений.  В современной биоэтике все чаще выделяют как самостоятельный этический принцип - принцип справедливости [5]. В современной медицине и здравоохранении одновременно сосуществуют две ... Понятие «патернализм» (от лат. pater – отец) обозначает такой тип взаимоотношений людей, при котором одна сторона выступает в роли более знающего, опытного, компетентного, заботящегося ...

6. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Отв. ред. Ф.Г.Майлено-ва. — М.: ИФ РАН, 2008. — С. 230.

7. Близнюк А.И. Медико-психологическая реабилитация — перспективное направление здравоохранения // Медицинские новости. — 2006. — № 1. — С. 52-53.

8. Большая медицинская энциклопедия. 1981г. Москва.

9. Большой толковый медицинский словарь. Билич ГЛ./. М.; Вече., 1999.

10. Капица С.П., Юдин. Б.Г. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 75-79.

11. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

12. Карташкин. Б А. Современные концепции естествознания, шесть лекций-бесед для студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки. -М.: ТОО «Люкс-арт», 1997.

13. Мартыненко А.В., Воробцова Е.А. Научная конференция «Вопросы биоэтики в социальной работе» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 186-189.

14. Основы ликворологии. 1971 г. А. П. Фридман. Ленинград. «Медицина».

15. Полная энциклопедия здорового питания. Сост. А.В. Маркова. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

16. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

17. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием / М.Е. Сандомирский. — М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2014. — 304 c.

18. Семенов, П. Как защититься от стресса? Практические методики и рекомендации / П. Семенов. — М.: Феникс, 2014. — 160 c.

19. Семенова, И. Как избавиться от стресса и депрессии по методу И. Семеновой / И. Семенова, М. Краснощеков. — М.: Феникс, 2015. — 272 c.

20. Сгречча Э. Биоэтика: учебник / Кэмбелл А., Джиллет Г., Джонс Г.; под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. — М.: ГЭОТАР-Мед, 2004.

21. Трошин В.Д., Добротина Н.А., Фатыхов Р.Р., Назаров В.М. Биомедицинская этика. — Н.Новгород, 2002.

22. Физиология человека /под ред. Г. И Косицкого М. : Медицина 1985 г.

23. Химическая асимметрия мозга. 1987 г. Наука в СССР. №1 Стр. 21 — 30. Е. И. Чазов. Н. П. Бехтерева. Г. Я. Бакалкин. Г. А. Вартакян.

24. Хрусталёв Ю.М. Биоэтика. — М.: Медицина, 2011.

25. Шоховцев, В.В., Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие/ В.В. Шоховцев, А.В. Виноградов. М.: Медицина, 2010. — 56 с.

26. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика).

— М., 2004.