Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте 7
1.2. Влияние сюжетно — ролевых игр на развитие самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Моделирование системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно — ролевой игры 16
2.1. Психолого-педагогическое изучение самооценки старших дошкольников 16
2.2. Планирование системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно — ролевой игры 20
2.3. Апробация системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно — ролевой игры 25
2.4. Анализ деятельности детей в процессе апробации системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно — ролевой игры 38
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 48
Введение
Одной из самых значительных и актуальных тем в дошкольной педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Р. Бернса, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, О.А. Белоборыкиной, Г.А. Урунтаевой и других специалистов. В работах этих авторов описаны структура и динамика развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Согласно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей деятельностью, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников в процессе игры
... Цель курсовой работы - изучение особенностей развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Глава 1. Применение игры в процессе развития коммуникативных умений старших дошкольников 1.1 ... уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к ...
Важность формирования адекватной самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, — как считают В. Абраменкова, А. В. Иващенко, Е.Н. Лебеденко, — развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также — партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к предстоящему школьному обучению.
Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.
Анализ литературы показывает, что вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста остается до сих пор актуальным и востребованным с точки зрения педагогической практики. В частности, особый интерес вызывают экспериментальные исследования значения ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович), именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психики — регуляторная.
В то же время, согласно Д.Б. Эльконину, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает ().
В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя «глазами» других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.
Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно — без специального руководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию реальной самооценки ребенка на нравственной основе.
Влияние родительского воспитания на формирование самооценки детей ...
... и стилей воспитания на самооценку детей дошкольного возраста, что и определило выбор темы настоящей дипломной работы. Степень разработанности проблемы. Проблемой самооценки, определением её роли в структуре личности занимались многие психологи. ...
На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Особое значение сюжетно — ролевой игры состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского самосознания. Именно в такой игровой деятельности можно сформировать важные качества личности старшего дошкольника.
В настоящее время достаточно ясно осознаются новые общественные тенденции и проявляется живой интерес к современным образовательным программам и технологиям по развитию личности дошкольника. Однако направления развития самооценки и самосознания детей в процессе игровой деятельности все еще относятся к недостаточно полно разработанной области дошкольного образования.
Цель исследования — на основе теоретического анализа изучаемой проблемы смоделировать и апробировать систему педагогической работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.
Предмет исследования — сюжетно-ролевая игра как средство развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования — процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) провести теоретическое обоснование изучаемой проблемы развития самооценки детей старшего дошкольного возраста;
2) провести психолого — педагогическую диагностику с целью изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста;
3) смоделировать и апробировать систему педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно — ролевой игры;
4) на основе полученных результатов сделать выводы.
Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: педагогическая диагностика, экспертная педагогическая оценка, моделирование, наблюдение, беседа с детьми;
3) методы количественного и качественного анализа (интерпритационные).
Выпускная квалификационная работа включает введение, одну теоретическую и одну эмпирическую главу, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Согласно Л.С. Выготскому, ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие важнейшего компонента самосознания — самооценки, которая возникает на основе накапливающихся у дошкольника представлений о себе.
Под самооценкой понимают оценку личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Самооценка — одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно — потребностной сферы личности ребенка, которое формируется только при условии, когда ребенок не только объект, но и субъект оценочной деятельности.
Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста ...
... функций приводит к парциальному нарушению психического развития, формированию познавательной деятельности ребенка. При парциальной дефективности мозга, однако, потенциальные возможности психического развития, ... настроения. Незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых ...
Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности. [7]
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Самооценка является центральным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В.С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол (через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем); развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения. [14]
Главной функцией самооценки является регуляторная, определяющая особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром. [19]
Лисина М.И. считает устойчивость самооценки определяет возможности и эффективность реализации функции регуляции. Генезис самооценки связан с общением и деятельностью ребенка, причем когнитивная составляющая самооценки (система представлений о себе) определяется опытом и успешностью деятельности ребенка; а эмоциональная, в первую очередь, — опытом общения и межличностных отношений со значимыми другими. [11]
Структура самосознания ребенка включает основную часть — «общую самооценку» (самоотношение, т.е. целостное отношение ребенка к самому себе; образ Я, самоуважение, сила «Я»), — и частные конкретные самооценки, содержащие представления об отдельных качествах личности. Образ Я является продуктом деятельности общения и трансформируется с развитием деятельности и коммуникации ребенка на протяжении онтогенеза.
Анализ самооценки предполагает выделение таких структурных компонентов как: реальная самооценка («Я-реальное», т.е. какой я есть на самом деле), идеальная самооценка («Я-идеальное», т.е. каким я хочу быть), зеркальная самооценка (самооценка, ожидаемая от других; то, каким меня видят другие в моем представлении).
Характеристики самооценки включают уровень (высоту самооценки), адекватность (обоснованность), устойчивость, рефлексивность. [8]
В старшем дошкольном возрасте на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка — обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности - это совокупность ... X и тип Y. Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не ...
По мнению Чесноковой И.И., к 7 годам формируется способность к объективной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии. Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку — позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность. [23]
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воз……..
Список используемой литературы 1. Аверин, В.А. Психология развития ребенка/ В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2010. — 348 с. 2. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста/ О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. — 2001. — № 4. — С. 31 — 38. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович [и др.] СПб.: Питер, 2008. — 398 с. 4. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка/ Г.В. Бурменская. — М.: МПСИ. — 2005. — 452 с. 5. Виноградова, Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 274 с. 6. Жуковская, Е.А. Игра и ее педагогическое значение/ Е.А. Жуковская. — М.: Педагогика, 2009. — 112 с. 7. Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка/ Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 7. — С. 24-27. 8. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова. — Минск, 2011. — 323 с. 9. Калинченко, А.В., Микляева, Ю.В., Сидоренко, В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников/ А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. — М., 2004. — 286 с. 10. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. — Изд. 7-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 251 с. 11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И. Лисина. — М., 2008. — 421 с. 12. Маралов, В.Г. < search.php?author=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%93.> Основы самопознания и саморазвития/ В.Г. Маралов. — М., 2004. — 392 с.
13. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. — М., 2012. — 249 с. 14. Мухина, В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина. — М.: Aкадемия, 2009. — 640 с. 15. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова. — М., 2005. — 385 с. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 720с. 17. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии/ К.Р. Сидоров // Мир психологии. — 2006. — №2. — С. 224 — 234. 18. Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников/ Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. — 2013. — № 2. — С. 15 — 23. 19. Столин, В.В. Самосознание личности/В.В. Столин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 284 с. 20. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников/ Л.И. Уманец // Вопросы психологии. — 2010. — № 11. — С. 61 — 67. 21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 231 с. 22. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ Л.В. Чернецкая. — Ростов-на-Дону, 2003. — 342 с. 23. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова. — М., 2011. — 462 с. 24. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А./ Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2000. — 481 с. 25. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 703 с. 26. Якобсон, С.Г., Морева, Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников/ С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. — 2013. — № 8. С. 55 — 61.
Детская психология в вопросах и ответах
... дочери потребность называть себя иным именем. Ситуация. Дошкольник оченьчувствителен к нормам, правилам. С удовольствием ... психических процессов; не возникаетсюжетно – ролевая игра, задерживается развитие мышления.Ставится вопрос о том,почему именно в этот период ... рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических ...