Влияние родительского воспитания на формирование самооценки детей дошкольного возраста в зависимости от структуры семьи.

План

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы самооценки детей дошкольного возраста и стилей родительского воспитания

§1. Сущность понятия «самооценка» в психологии.

1.1.Взгляды отечественных и зарубежных психологов на природу самооценки.

1.2. Понятие самооценки в структуре личности.

§2. Семья как важнейший фактор формирования самооценки ребёнка.

2.1.Семья как психологическое пространство развития ребёнка.

2.2. Модели внутрисемейного взаимодействия. (Структура семьи. Стили воспитания).

§3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста в зависимости от структуры семьи.

3.1 Психологические характеристики, особенности Я – образа и самооценки у детей дошкольного возраста.

3.2 Специфика взаимодействия дошкольника с семьей в зависимости от ее структуры.

Выводы по первой главе

Глава II. Практическое изучение влияния родительского воспитания на формирование самооценки детей дошкольного возраста в зависимости от структуры семьи.

§1. Гипотеза исследования. Описание выборки.

1.1. Описание выборки и методик

1.2. Гипотеза исследования.

§2.Методики исследования самооценки детей.

2.1. Методика выявления самооценки «Лесенка» В.Г. Щур

§3.Методики исследования стилей воспитания

3.1. Методика диагностики родительского отношения ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин)

3.2. Диагностика позиции родителей по отношению к детям (тест Г. Пейна для родителей)

3.3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) И.И.Марковой в адаптации для родителей дошкольников и младших школьников

3.4. Тест «родительско-детские отношения» (PARI)

§4. Анализ и обсуждение результатов.

Рекомендации

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложение

Мы ошибаемся только дважды: когда оцениваем себя и когда оцениваем других.

Леонид Балцан.

Введение

Актуальность темы. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе и представляя собой сложнейшее по своей психологической природе образование, включенное во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности, выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Самооценка также выступает частью таких родовых образований, как личность и самосознание. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

5 стр., 2001 слов

Сюжетно — ролевая игра как средство развития самооценки ...

... развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) провести теоретическое обоснование изучаемой проблемы развития самооценки детей старшего дошкольного возраста; 2) провести психолого - педагогическую диагностику с целью изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста; ...

В дошкольном возрасте происходит закладывание личностных особенностей ребенка. В то же время эти особенности еще не являются жестко фиксированными и возможна коррекция и компенсация тех дефектов, которые значительно труднее было бы преодолеть в дальнейшем. Выявление особенностей формирования самооценки в дошкольном возрасте может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе с целью формирования психологически здоровой личности с адекватной самооценкой.

Известно, что именно семья, оказывая решающую роль в формировании и развитии личности ребенка, выступает в качестве первого социализирующего института общества, и именно семейное влияние является самым длительным и всеобъемлющим. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребенка с родителями приобретают еще большее значение, чем прежде. Влияние семьи на формирование личности детей является одной из актуальных проблем, находящихся под пристальным вниманием педагогов и психологов. В последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. Психологи справедливо указывают, что неполные семьи негативно влияют на развитие и формирование личности ребёнка. Вместе с тем в научном плане остаются невыясненными психологические механизмы взаимосвязи структуры семьи и стилей воспитания на самооценку детей дошкольного возраста, что и определило выбор темы настоящей дипломной работы.

Степень разработанности проблемы. Проблемой самооценки, определением её роли в структуре личности занимались многие психологи. Интерес к данной проблеме традиционно высок, о чём свидетельствуют мнгочисленные исследования, посвящённые самым разным аспектам её изучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Л.В. Бороздина, С.А. Будасси, А.И. Липкина, Е.И. Савонько, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, П.Р. Чамата и др.).

Некоторые исследователи выделяют типичные взаимосвязи родительского отношения и соответствующего поведения ребёнка, определяют классификации и группы (А. Рое, А.Я. Варга, В.М. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Е Личко, И.М. Марковская, В.М. Минияров, Е.А. Насонова, Т.В. Нещерет, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.В. Усова, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.).

Самооценка детей дошкольного возраста рассматривается в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.И.Липкиной, М.И.Лисиной, К.Роджерса, В.В.Столина, Х.Хекхаузена, Э.Эриксона и других. Однако до сих пор остаётся не до конца раскрытой специфика влияния родительского воспитания и структуры семьи на самооценку детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является самооценка детей дошкольного возраста.

17 стр., 8174 слов

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей ...

... воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучение форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями детей старшего дошкольного возраста. Для решения ...

Предметом исследования является зависимость самооценки дошкольника от родительского воспитания и структуры семьи.

Целью данной дипломной работы является выявление зависимости самооценки детей дошкольного возраста от родительского воспитания и структуры семьи.

Гипотеза:

1. Существует определённая взаимосвязь стилей родительского воспитания, структуры семьи и самооценки дошкольника.

2. Формирование самооценки детей дошкольного возраста в семьях различной конфигурации под влиянием различных стилей родительского воспитания происходит по-разному у мальчиков и девочек.

Цель и гипотезы исследования определили его задачи:

— изучить современные психологические концепции и психологические аспекты самооценки и выявить место самооценки в структуре личности;

— определить роль семья как важнейшего фактора формирования самооценки ребёнка;

— рассмотреть психологические особенности развития детей дошкольнго возраста в зависимости от структуры семьи;

— провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости самооценки дошкольников от стилей родительского воспитания и структуры семьи.

Методологической и теоретической основой работы явились основополагающие исследования отечественных и зарубежных психологов изучавших проблему самооценки, взаимоотношения родителей и детей, монографии по проблеме темы дипломной работы, учебная литература, периодические издания, материалы конференций, тезисы докладов, сборники статей, а также научные статьи из электронных источников информации.

Методы исследования: при выполнении дипломной работы применялись теоретические и экспериментальные методы: метод опроса, тестирование, методы статистического анализа.

Научная новизна настоящего исследования состоит в выявлении, обобщении, теоретическом обосновании и системаизации научных представлений о сущности феномена самооценки, его структуре, особенностях становления и зависимости от стилей родительского воспитания и структуры семьи у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных данных в психологической консультационной и психокоррекционной работе психологической службы дошкольного образования, а также в семейном консультировани по вопросам детско-родительских отношений………

Библиография.

Монографии и учебная литература.

1. Алмазов Б.П. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1996. – 113с.

2. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В., и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.//под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 192с.

3. Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. — М., 1994.

4. Баздырев К. К. Единственный ребенок. — М., 1983.

5. Безруких М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. — М., 1991.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / общ. Ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 421с.

7. Божович Л.И. Избранные психологические труды .// Под ред. Д.И. Фельдштейн.-М., 1995. — 212 с.

8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологические исследования. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... с отношением к бабушке, которое сложилось в семье, и снездоровьем ребенка, и с его перевозбуждением, и с полученным ... подобного рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических заданий, ... показатели развития были обнаружены у Вити.  Задается вопрос:”Как должен строитьсяповедение взрослого с трехлетками в период ...

9. Буянов М. К. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988. – 207с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2005. – 670с.

11. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности. — М., 1984. — 44с.

12. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 148с.

13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264с.

14. Джеймс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991.

15. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: Психология, 1992. – 192с

16. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

17. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Союз, 1998. – 336с.

18. Заченицкий Р.А., Яковлева Е.К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. – М.: МГУ, 1960. – 40с.

19. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 100с.

20. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.,1982. — 128с.

21. Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — 351с.

22. Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

23. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335с.

24. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. –336с.

25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

26. Кочубей Б.И. Мужчина и ребёнок. – М., 1990.

27. Лангмейстер Й. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авицениум, 1984. – 163с.

28. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самосознание в учебной деятельности. — М., 1966. — 142 с.

29. Лисина М.И. Психическое развитие воспитанников детского дома./ под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1990. – 264с.

30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: МГУ, 1983. – 202с.

31. Макдауэлл Д.. Его Образ – мой образ. — М.: Новая жизнь, 1996. – 189с.

32. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – М.: Питер, 2003. – 351с.

33. Матейчик 3. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992. — 318с.

34. Махов B.C. Кого мы растим? — М., 1989.

35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.

36. Мухина В.С. Психология детства и отрочество. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488с.

37. Мясищев В.Н. Психология отношений.. / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Ин-т. практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК» , 1995. — 356с.

38. Пантелеев С. Р. Самосознание как эмоционально-оценочная сис-тема. – М.: МГУ, 1991. — 110 с.

39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. — М.: Издательство политической литературы, 1990.

40. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996. – 144с.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... В начале XIXв. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В ... переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт (1832-1920). Существуют разные классификации первых программ возникновения ...

41. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. // Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогка, 1989. – С. 17. 206с.

42. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 215с.

43. Соколова Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. — М: Изд-во МГУ, 1989. — 215с.

44. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284с.

45. Семья как объект философского и социологического исследования. – Л.: Наука, 1974. – 150с.

46. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987. – 351с.

47. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М.: Наука, 1991. – 456.

48. Фромм Э. Искусство любви. — Минск, 1991.

49. Фромм Э. Собрание сочинений: Т. 1: Бегство от свободы; Человек для самого себя./ сост., ред., предисл. Гуревич П.С. – М.: Изида, 2004. – 398с.

50. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Руспублика, 1993. – 415с.

51. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 220с.

52. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ/ пер. с англ. В.В. Старовойтова; общ. Ред. Г.В. Бурменской. – М.: Прогресс: универс, 1993. – 478с.

53. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб: Питер, 1997.

54. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 448с.

55. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144с..

56. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психопатия и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 652с.

57. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Лет. сад, 2000. – 415с.

58. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1994. – 336с.

Периодические издания.

59. Абдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей. // Вопросы психологии. — 1975. — №2. — С.39. 38-42.

60. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. — 1953. — №1. -С.98-107

61. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал, 1992. — № 4. — С. 99-104.

62. Дымнова Т.Н. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской.// Вопросы психологии. — 1998. — №2.

63. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии, 1989. — № 1. — С.5-14.

64. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника.// Вопросы психологии – 1980. — № 4. — С.90-99.

65. Кон И.С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. – 1981. – №3.

66. Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность личности подростков.// Вопросы психологии. — М, 1968. — №5. — С.104 — 110.

67. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.//Вопросы психологии. – 1984. — №4. -С.15-29.

68. Петровский А.В,, Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопросы философии. – 1982. — №3. – С.44-53.

69. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников.// Дефектология – 1989. — № 5. — С.26 — 38.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... самооценку); - поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида. Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, проблемы лидерства, эмоциональных связей между членами группы, занимается вопросами ... изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования ...

70. Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей.// Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — С.20—22.

71. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. // Вопросы психологии. – 1969. — №4. – С.107-116.

72. Сафин Е.Н. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения.// Вопросы психологии. – 1975. — №3. — С.62-72.

73. Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей.// Психологический журнал. – 1986. — №2. – С.110-117.

Сборники статей и материалы конференций.

74. Баерюнас З.В. Типичные ошибки семейного воспитания подростков. // Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс: Минтис, 1970. – С.135-142.

75. Бандура А. Принципы социального научения. // Современная зарубежная социальная психология.// под. ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: МГУ, 1984. – С.55-61.

76. Дашкевич О.В. Экспериментальный анализ психологической структуры самооценки спортсмена и ее проявления. Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. — М., 1972. –С.62-65.

77. Лысенко Н.Н. Соотношение самооценки и объективной оценки волевых качеств личности студента-общественника. // Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. — С. 332-336.

78. Ольшанский Р.В. К анализу когнитивной самооценки человека.//Проблемы медицинской психологии. — М., 1979. — С.90 — 106.

79. Сараева Н.М. Особенности волевой активности подростков с физическими недостатками.// Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюз. съезду Об-ва психологов СССР. Категории, принципы и методы. Психические процессы.. – М. 1983. — Ч.3. — С.609-611.

80. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. // Семья и формирование личности. – М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981. – С.38. – 218с.

81. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы: сборнк научных трудов.// редкол. А.В. Петровский. – М.: АПН СССР, 1989. – 72с.

82. Чаматэ П.Р. Вопросы самосознания личности в современной психологии. // Психологическая наука в СССР. — М„ 1960. Т.2. — С.91-110.

83. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в отногенезе. // Принцип развития в психологии. — М.,1978. — 368 с.

84. Щур Б. Г. Методика изучения представлений ребенка об от-ношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент./Под ред. В.В.Давыдова. — М., 1982. — С.108-114.

Авторефераты и диссертации.

85. Архипова Е.А. Влияние воспитателей и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Минск, 1983. — 25с.

86. Борисова И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М„ 1996. — 16с.

87. Галкина Т.М. Психологический механизм решения задач на самооценку. Автореф. дисс. …канд.психол.наук. — М., 1986. — 22 с.

14 стр., 6780 слов

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

... и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, ... детей В разработке путей повышения эффективности образовательного процесса современная психолого-педагогическая наука ориентируется на субъект-субъектный подход. Главным условием реализации этого подхода ...

88. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. — М., 1989. — 44с.

89. Капцова Е.А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации: дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 160с.;

90. Кедярова Е.А. Самосознание дошкольников и роль воспитания в его фрмировании: дис. … канд. психол. наук. – Иркутск, 2002. – 186с.

91. Клыпа О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми и понимание ребенком себя как личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1994. — 21с.;

92. Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условии успеха и неудачи. Автореф.дисс. …капд.психол.наук. — М., 1973. — 17 с.

93. Липкина А.И. Психология самооценки школьника. Автореф.дисс. …д-ра психол.наук. — М., 1974. –35с.

94. Марич Е.М. Воспитательные стратегии родителей как детерминанта эмоционального самочувствия дошкольников в семье. – авт. дис….к.псих.н. – М., 2004.

95. Марковская И. М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми. Автореф. дисс…. канд. психол. наук. – СПб, 1996. – 24с.

96. Молчанова О.Н. Динамика самооценки в зрелом и позднем возрасте. Автореф.дисс. …канд.психол.наук. — М., 1994. — 16 с.

97. Рубин А.А. Генезис и структура самосознания личности. Автореф. дисс. … канд. психоп. наук. — Л., 1979 — 19с.

98. Юферева Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1977. — 17с.

Иностранная литература.

99. Allport G. W. The Person in Psychology. Selected Essays. — Boston: Beacon Press, 1968. — С.105-148.

100. Beane J. and Jipka. Self-concept and Self-esteem: a construct-differentiation. //Child Study Journal.-1, 1980.

101. Coppersmith S. Stadies in self-esteem. – Scientific American, 1968. — №218.

102. James D. Mallory, Stanley C. Baldwin, The Kink and I. — Grand Rapids. — MI.: Zondervan Publishing House, 1965. – р.33.

103. Lewin K. Field theory in social science.// Selected Theoretical Papers/ Ed. by Cartwright D. — London: Taviatock publ., 1952. — 346 p.

104. Maurice Vagner. The Sensation of Being Somebody. — Grand Rapids, MI.: Zondervan Publishing House, 1975. – р.32–37.

105. Rogers С R. (ed.).

The theoreputic relationship and its impact. Madison, 1967.

106. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image. — Prinston. N.J., 1965. — 444p.

107. Wylie R.G. The Self-Concept: a Review of Methodotological Concederations and Measuring Instruments. — Nebraska, 1974, v.1. -433 p.