С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Научно-теоретический анализ условий адаптации к обучению младших школьников ……………………………….. 6
§1 Сущность социально-психологической, личностной адаптации к обучению младших школьников ……………………………….. 6
§2 Условия, способствующие адаптации детей к школьному обучению ……………………………………………………………… 9
§3 Влияние типа поселений на процесс адаптации детей к обучению в школе ……………………………………. …………. 22
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-педагогических условий адаптации к обучению учащихся сельской и городской школ ……………………………………… 26
§1 Программа исследования ………………………………………. 26
§2 Полученные результаты, анализ, интерпретация и выводы ……….. ………………………………………………………………… 30
§3 Пути преодоления социального неблагополучия у младших школьников …………………………………………………………… 50
Заключение …………………………………………………………. 56
Список литературы ……………………………………………….. 58
Приложение
В В Е Д Е Н И Е
В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого. Следовательно, об успешности можно говорить как о социальном качестве, поскольку успешность оценивают люди и сам человек.
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о достижениях ребенка в учебе и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы).
Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни он становится членом общества со своими обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребенка в том, как себя вести, что и как делать. Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и т.п. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желаемого успеха, получения одобрения и поддержки со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребенку со стороны педагогов и семьи ощутимо возрастает.
Особенности организации и методики обучения чтению младших школьников
... Объект исследования – изучение чтения младших школьников. Предмет исследования – особенности обучения чтению младших школьников. Гипотеза исследования – на основе ... определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Этим важнейшим навыком дети, как ... звукобуквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков ...
Учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи младших школьников влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка.
С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх ко всему новому, связанному со школьной жизнью. Главная задача педагогов в этот момент — поддержать, помочь школьнику, зная о том, что один из законов начального обучения гласит: «Младший школьник должен учиться на успехе». В рамках научного исследования «Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников» было установлено, что педагоги начальной школы имеют нечеткие и неточные целевые установки в учебно-воспитательном процессе, в недостаточной степени ориентированы на социально-педагогическую поддержку и одобрение учащихся. Результаты исследовательского анкетирования показали, что 24% педагогов главным в учебно- воспитательном процессе начальной школы считают формирование прочных знаний по предметам. Лишь один из опытных педагогов, со стажем работы более 40 лет, в личной беседе отметил, что главным в учебно-воспитательном процессе в начальной школе непременно должна быть успешность.
В рамках исследования было установлено, что 57% учеников городских школ хотят быть отличниками. 75% из общего числа детей считают, что их родители желают того, чтобы их ребенок стал «отличником», «окончил школу с золотой медалью». Лишь 1% родителей хочет видеть детей здоровыми, в то время как 80% детей отметили, что родители их ругают за плохие отметки, и 5% учащихся написали, что их бьют.
Результаты исследования говорят сами за себя: сложившаяся за долгие годы тенденция «научить, заложить знания на первом месте» прогрессирует до сих пор при игнорировании важности социально-педагогической работы.
ЦЕЛЬ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ: выявить условия социально-педагогической работы в школе, направленной на оказание учащимся младших классов помощи в адаптации к процессу обучения.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс адаптации детей к школе.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: социально-педагогические условия адаптации к обучению учащихся младших классов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) выявить различия уровня адаптации младших школьников к обучению в городской и сельской школах;
2) определить, какие социально — педагогические условия более всего влияют на успешную адаптацию младших школьников;
3) провести диагностику адаптации к обучению младших школьников в городской и сельской школах.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс адаптации к обучению учащихся младших классов будет эффективным, если в образовательном учреждении будет оказываться социальная и психологическая помощь педагогам, школьникам и родителям, будут созданы социально-педагогические условия для адаптации младших школьников к обучению.
Глава 1.
Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный ...
... месяцы обучения вызывают у младшего школьника всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, ... выражающихся, в частности, в формировании устойчивых видов социально-психической дезадаптации. Поэтому стратегическая задача психологической ... варианты реагирования, т.е. собственно адаптация. Длительность периода адаптации к школе для каждого ребенка при разных условиях ...
Научно-теоретический анализ условий адаптации к обучению младших школьников.
§1. Сущность социально-психологической, личностной адаптации к обучению младших школьников
Период социально-психологической, личностной адаптации ребенка к новым условиям (процессу обучения) — это первоначальный этап новой деятельности для детей — эпохи школьного систематического воспитания и обучения. По мнению исследователей (Г.А.Цукерман, Л.И.Божович, А.А.Люблинская, Е.Е.Кравцова и др.), маленький школьник переживает в этот период эмоциональный дискомфорт, находится в той или иной степени внутренней напряженности и настороженности, затрудняющих принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
В настоящее время установлено, что лишь опираясь на знания возрастных особенностей первоклассников, удерживая в поле зрения широкую палитру индивидуальных различий, возможностей и способностей детей, педагог поможет им успешно адаптироваться в новых условиях школы. Ученые и практики говорят о том, что особого внимания требует начальный период обучения, когда происходит адаптация к новым условиям — условиям систематического обучения. В это время дети могут быть тревожными, раздражительными, плаксивыми и у всех детей, как правило, повышенный фон нервного, психического и физического напряжения [6].
Недавняя история отечественного образования дает возможность вспомнить неудачный опыт 1969г., когда в Грузии вводили подготовительные классы. Однако программа их была насыщена материалом первого полугодия первого класса (фактически учебный материал одного года обучения развернули на два года), в методах, формах обучения кардинальных изменений не вводилось (по сравнению с первым классом школы).
Игру использовали лишь как элемент снятия усталости. Вопрос о создании специальной программы психологической поддержки как основы эффективности дальнейшего обучения и успешности детей не ставился. Такое «решение» проблемы обучения Ш.А.Амонашвили [1] назвал императивным и по отношению к детям, и по отношению к наукам: детской психологии, педагогике, методике.
Физиологические трудности, связанные с адаптацией к новым условиям обучения и воспитания, испытывают все первоклассники (6-летки в большей степени).
Исследователи выделяют легкую форму адаптации, при которой состояние напряженности организма проявляется в виде изменения поведенческих реакций, ухудшения сна и аппетита, снижения массы тела (эти явления, как правило, компенсируются в течении первых двух-трех месяцев); адаптацию средней тяжести, при которой описанные выше симптомы более выражены и имеют место в течение трех — четырех месяцев; и тяжелую форму адаптации, при которой происходит значительное ухудшение состояния здоровья, особенно к концу учебного года.
Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть такие, которые школа не может устранить: исходные на начало обучения уровень состояния здоровья и развития ребенка; уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане и др. Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать: оптимальный возраст начала обучения каждого ребенка, санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения, режим работы в классе и в группе продленного дня, обстановка в семье, величина суммарной учебной нагрузки, степень взаимовключенности участников процесса обучения, учет индивидуальных особенностей детей и др.
Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей ...
... учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но этого мало, важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки ... не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение ...
Я.Л.Коломинский и Е.А.Панько [19] выделили неблагоприятные факторы, влияющие на адаптацию к школе: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознавание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, отца; отрицательное отношение к детям педагога. Эффективность работы учителя в период адаптации первоклассников к школе будет зависеть от знаний, учета этих факторов и умелого выстраивания взаимоотношений с детьми.
В работах ученых и практиков (М.Г.Копытиной, Г.А.Цукерман) представлены задачи, которые детям необходимо решить в адаптационный период: вживание в позицию школьника (показать отличие от позиции «нешкольника»); понимание сути оценки (ее отличие от отметки), самооценки и различных их критериев; научение ребенка задавать вопросы.
Решение этих задач, а также вся работа с детьми в период адаптации требуют специфических (соответствующих возрасту) методов взаимодействия взрослого и детей.
§2. Условия, способствующие адаптации детей к школьному обучению
Наиболее характерным элементом обучения первоклассников является включение в обучение игры как условия, способствующего процессу адаптации к образовательному процессу. Однако, в отличие от обычных детских забав и развлечений, игра на занятиях приобретает особое дидактическое значение. К методам, сокращающим эмоционально-личностную дистанцию между учеником и учителем, относится и использование ответов шепотом на ухо учителю, и ответы с помощью карточек, схем, а не словесные, и совместное конструирование, и рисование, и другие виды продуктивной деятельности. Безусловно учителя должны быть готовы к такому соучастию, эмпатичность учителя предположительно должна быть выше среднего уровня.
Творчески работающий педагог для облегчения своим ученикам адаптационного периода продумывает систему работы, которая должна начинаться задолго до 1 сентября. Варианты ее очень разнообразны: весной можно провести родительский лекторий и серию подготовительно-ознакомительных занятий с детьми; 1 сентября после традиционной линейки — игра — путешествие по школьной стране (экскурсия по разным помещениям школы и знакомство с персоналом); урок-утренник «Давайте познакомимся» и т.п. Первые две недели могут быть посвящены серии занятий по подгруппам с привлечением помощи родителей, использованием тренинговых упражнений, адаптированных для младших школьников. Н.К.Ярошенко [40] в своей статье пишет, что для первоклассников была создана игровая программа «Уроки детского досуга». В ней большое внимание уделялось играм, знакомящим с приемами уважительного общения с окружающими, формирующим понятие «команда», что крайне необходимо для ребят при адаптации к школе. Все эти формы организации образовательного процесса помогают ребенку найти свое место в новой для него социальной среде, а также разъяснить родителям особенности, трудности ребенка-первоклассника, обозначить формы сотрудничества школы и семьи для снижения остроты адаптивного синдрома у детей.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от ... к одноклассникам). Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, ...
Задания и упражнения в игровой форме наиболее доступны детям в момент смены ведущей деятельности (переход от игровой к учебной).
Они, являясь условием адаптации детей, облегчают и сокращают период привыкания их к новой социальной среде. Игровой, увлекательный характер заданий-тестов сглаживает стрессовый фактор проверки уровня развития, позволяет детям с повышенной тревожностью в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Вторым из условий, влияющих на благополучие ребенка в период адаптации, как выяснил автор работы, изучая научную литературу, является наличие или отсутствие оценок. Сегодня проблема отметки, ее применения вообще и особенно в адаптационный период первоклассников остается во многом спорной, как и в истории педагогики. Так С.Т. Шацкий категорически выступал против отметок и экзаменов, а В.А.Сухомлинский считал, что без отметок в школе не обойтись (правда, в начальной школе он не ставил «2»).
Где и когда может оказаться уместной отметка? Там, где ученики владеют способами оценочной деятельности, а отметка учителя — только контроль и проверка их собственной оценки. Эта деятельность не вполне доступна даже к концу обучения в начальной школе. Следовательно, в процессе адаптации отметка просто недопустима. Все ее негативные стороны усугубляются здесь тем, что ребенок этого возраста не отделяет себя от своей деятельности (например, «Если мне поставили два, значит я плохой, ведь два — плохая оценка моего труда».)
Конечно, дети нуждаются в оценке. Отсутствие оценок со стороны взрослого воспринимается как невнимание, как нежелание взрослого принять участие в жизни ребенка, помочь ему, что снижает уровень психологической поддержки, особенно в период адаптации к школьному обучению.
Оценка должна быть максимально содержательной и мотивированной, по возможности осуществляющейся самими детьми при участии взрослого. Оцениваться должна не личность, а ее работа, но для первоклассников, только что пришедших в школу, это не дифференцируется. Следовательно, с первых дней оценка может повлиять на внутреннее состояние равновесия или дестабилизировать его в ребенке, что определит желание или не желание первоклассника идти в школу. Опыт дошкольной педагогики и специальные исследования показывают, что можно давать как положительные, так и отрицательные оценки. Однако при отрицательных оценках должны выполняться два условия: ребенок должен быть абсолютно уверен в доброжелательном, позитивно-личностном отношении к нему и должен понимать, почему заслужил отрицательную оценку. При выполнении второго условия с ребенком надо все нюансы обсудить.
Школьная оценка становится в сознании ребенка не только мерой успеха в учении, как уже было отмечено, но и характеристикой его личностных качеств. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием, ни успехами в других начинаниях. Дети в начальных классах превращают оценку в фетиш. Они начинают копить пятерки, скрывать тройки и двойки. В этих условиях провоцируется развитие такого негативного образования, как зависть. Отказ от оценок в течение первого года обучения позволяет снять часть вышеописанных трудностей, создав ситуацию психологической защищенности детей.
Социально-психологическая поддержка тревожных детей при адаптации ...
... выявления тревожности; - рассмотреть методы психолого-педагогической помощи тревожным детям при проблемах с адаптацией в школе. В дипломной работе отражены актуальные вопросы факторов риска, ... для работы с тревожными детьми (АИ.Захаров, A.M.Прихожан). Объектом исследования являются тревожные дети в школе, предметом – социально – психологические проблемы их адаптации в школьном коллективе. Целью ...
В Образовательной программе «Школа 2100» принят предложенный А.А.Леонтьевым лозунг «Больше оценок — меньше отметок» [21; 36]. Взятый на вооружение не только педагогами, но и родителями (для которых, как правило, дети получают отметки), этот постулат может привести ребенка к желанию учиться не ради отметки, а для постижения новых, интересных знаний. Именно такая позиция поможет первокласснику быстро справиться с трудностями адаптационного периода.
Таким образом, деликатно высказанная, понятная по критериям оценка для первоклассников важна и нужна. Отметка же в адаптационный период вредна, так как может быть дополнительным стрессогенным фактором.
Следующим условием успешной адаптации является удовлетворение потребности детей в положительных эмоциональных контактах со взрослыми.
Первоклассникам сложно включиться в новые отношения, требующие от них самостоятельности. В силу своей социальной нестабильности они более остро нуждаются в эмоциональном контакте со взрослым, в утверждении своих притязаний, чем семилетние. Это не означает, что дети этого возраста непременно не справятся с новой ситуацией. Однако особенности развития личности ребенка требуют со стороны взрослого организации специфических форм отношений в процессе обучения в первом классе. Общение с позиции любви и доброжелательности единственно продуктивный стиль общения с этими детьми.
В современной школе все больше обучается «нестандартных» детей. М.М.Безруких приводит следующую статистику о поступающих в школу малышах: «среди них 20-25% левши, 20-25% медлительные, 20-25% детей с нарушениями моторных функций, 18-20% детей с нарушенным психическим здоровьем, 25-30% детей, имеющих нарушения зрения и только 10-13% здоровых детей»[6]. Зная особенности «нестандартных» детей, учитель вместе с психологом смогут выстроить программу психологической поддержки в период адаптации таких детей.
Еще одна категория детей, на которых следует обратить внимание в плане рассматриваемого условия адаптации — одаренные дети. В большинстве научной литературы они рассматриваются как дезадаптированные, так как не вписываются в традиционную систему образования. Большинство зарубежных исследователей (П.Торренс, Дж. Гилфорд, Ф.Баррон), а также отечественных ученых лаборатории НИИ общей и педагогической психологии под руководством академика А.М.Матюшкина, рассматривают два аспекта одаренности: интеллектуальный и творческий.
Одаренность проявляется в опережающем познавательном развитии, повышенной психосоциальной чувствительности, высоком энергетическом уровне, иногда имеется несоответствие в интеллектуальном и физическом развитии и другие параметры [25].
Трудности адаптации таких детей могут быть связаны с тем, что у этой категории детей может возникнуть неприязнь к школе, как следствие — плохое поведение, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а учебная нагрузка не соответствует способностям. Одаренный ребенок может оказаться в изоляции в силу того, что его интересует нечто свое, индивидуальное.
Педагоги, родители и психологи могут снизить напряжение адаптационного процесса одаренных детей, совместными усилиями распознав причины трудностей. Одним из методов в адаптационный период может быть оперативная диагностика, построенная на проективных методиках и других методах объяснительной психологии.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе. 3. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, более развита речь, ... гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование ...
Имеет важное значение сформированность отдельных навыков, необходимых для учения и общения со сверстниками. Современная система образования требует от школьников намного большего накопления за время обучения знаний, умений и навыков. Объем учебных дисциплин с каждым годом увеличивается, и поэтому от первоклассников требуют больших учебных навыков. Если в 70-80 годах знание букв школьником на момент поступления в школу было желательным, то современная школа желает встретить ученика уже умеющего читать, писать и считать. В этой связи не нужно доказывать, что ребенок, не обладающий навыками чтения, письма и счета, попадающий в класс, где дети имеют эти навыки, не сможет безболезненно адаптироваться к обучению. Для устранения такого пробела родители начинают готовить ребенка к школе чуть ли не с пеленок. Найти для этих целей дошкольную гимназию или мини-лицей не представляет труда — их сейчас множество, печально, что в основном в таких заведениях ребенка не развивают, а обучают, проще говоря, «натаскивают» для поступления в школу. А что в результате? К моменту самого поступления ребенок уже устает учиться — не хочет читать, решать задачки, испытывает отвращение к прописям. Личностного развития ребенка оказывается недостаточно, чтобы еще и в 1 классе усилием воли делать почти то же самое, что и до школы [27].
Даже легкие, парциальные нарушения интеллекта, асинхрония в их формировании будут затруднять процесс обучения ребенка и требовать специфических мер коррекции, трудноосуществимых в условиях массовой школы. Если у ребенка наличествует состояние, квалифицируемое как задержка психического развития, и он нуждается в специально организованных условиях обучения, то неуспеваемость ошибочно направленного в массовую школу ребенка с таким диагнозом и его последующая дезадаптация являются практически неизбежными. Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у такого ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в нарушении дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и соматические расстройства [24].
На момент поступления в школу ребенок должен обладать познавательными и коммуникативными способностями. Индикаторами познавательной активности могут служить особенности предметной деятельности детей: ее латентный период, интенсивность, длительность, операционально-технический уровень; а также качественные особенности: внутреннее целеполагание, настойчивость в решении познавательных задач. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обуславливают развитие познавательной активности, впервые выдвинуты А.В.Запорожцем и М.И.Лисиной. Важнейший фактор — это общение детей со взрослыми. Ученые исходили из того понятия «общение», в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении.
В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие ее компоненты, как предмет, потребности, мотивы, цели, задачи, действия и операции. Коммуникативные способности состоят в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению. Под мотивами общения понимают те качества партнера, ради которых ребенок вступает в общение с ним. Выделяют три категории мотивов общения: личностные, деловые и познавательные [15].
На школьную адаптацию большое влияние оказывает условие учета педагогом, работающим с классом или группой учащихся, индивидуально-личностных качеств учеников, сформировавшихся на предшествующих этапах развития. Этому способствует личностно-ориентированное общение педагога с ребенком.
В.А.Петровский выделяет две формы педагогического общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную. Он указывает на то, что организация каждого из видов общения требует особого искусства. Ошибки в организации общения между педагогом и детьми чаще всего ведут к возникновению страхов. К ним можно отнести страх, основанный на иллюзии собственного одиночества, отсутствии любви окружающих; страх, связанный с неизвестностью, незнанием или непониманием чего-либо. Эти страхи порождают мучения и страдания ребенка, парализуют его волю, под……..