ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава I Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста ………….…………………………………….……….…………7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития ребенка дошкольного возраста……………….………………………………..……7

1.2. Основная характеристика проблем, встречающихся у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….32

1.3. Анализ и характеристика причин возникновения конфликтов в семьях, имеющих детей дошкольного возраста, и их влияние на развитие личности дошкольника……………………………………………………46

Глава II Психологическая помощь семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтов………………………………………………85

2.1 Характеристика оказания психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста …….…………………………….……………………85

2.2 Экспериментальная работа по оказанию психологической помощи семьям с детьми, в разрешении конфликтных ситуаций ……………………………101

2.3 Программа «Психологическая поддержка детей дошкольного возраста в преодолении конфликтных ситуаций»………………………………………….111

Заключение………………………………………………………………………..123

Литература…………………………………………………………………….…..127

Приложения……………………………………………………………………….132

Введение

Актуальность темы исследования.

Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личностные свойства и ценности, определяющие качества будущей жизни. Одновременно это такой период, когда ребенок накапливает опыт необходимый для дальнейшей жизни и наименее защищен от воздействующих на него физических, социальных и психологических факторов.

Углубляющаяся в стране социально-экономическая и политическая нестабильность ослабляет роль основного общественного института – семьи. Катастрофическое падение жизненного уровня большинства семей. Расслоение общества на богатых и бедных. Психоэмоциональные и физические перегрузки родителей, порожденные безработицей, отказом многих от профессиональной деятельности, резким снижением качества жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, беспомощностью в обеспечении благоприятных условий для развития детей. Все это усугубляет семейное неблагополучие, возникновение конфликтов и болезненно отражается на детях, на их физическом и психическом здоровье.

5 стр., 2055 слов

Рабочая программа практики Практика в дошкольных учреждениях ...

... умения планирования, проведения и самоанализа коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Обогащение знаний о технологиях, методах и приё ... профессиональные компетенции: ОК-1 способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности; ПК-3 ...

Проблемы сохранения психологического здоровья семьи в последние годы все больше становится предметом психолого-педагогического исследования [6].

По мнению И. В. Дубровиной, П. Бейкера, А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского, психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и делает личность самодостаточной. Оно содержит или подразумевает такое важнейшее свойство человека как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость человека, т.е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для его общего здоровья.

Основа психологического здоровья полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте в семье, когда ребенок набирается опыта и познает мир взрослых, с его достоинствами и недостатками.

Для детей главным фактором психологического нарушения является социальная среда, т.е. семья – конфликтные отношения между членами семьи.

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации, разделяются:

— по количеству детей в семье (семья с одним ребенком, многодетная);

— по составу семьи (неполная, простая, семья повторного брака);

— по качеству отношений и атмосфере в семье (благополучная, асоциальная, неблагополучная).

— по стилю воспитания ребенка в семье (авторитетное, авторитарное, снисходительное);

Исходя из этого, целью нашего исследования является возможность оказания психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении возникающих конфликтов.

Объектом нашего исследования стала семья, имеющая ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: оказание психологической помощи при возникновении конфликтных ситуаций в семьях с детьми дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, на основании анализа проблемы нами были сформулирована следующая гипотеза:

— Если оказывать своевременную психологическую помощь семьям, имеющим детей дошкольного возраста, то можно избежать возникновения конфликтных ситуаций влияющих на развитие и формирование личности дошкольника.

Задачами нашего исследования являются:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать характеристику психологических особенностей развития ребенка дошкольного возраста.

3. Изучить причины возникновения конфликтов в семьях и влияние их на ребенка.

4. Разработать и апробировать программу оказания психологической помощи семьям с ребенком дошкольного возраста в разрешении конфликтов.

Организация и этапы исследования:

— аналитико-поисковый этап (2004 – 2005 гг.) – определение целей, задач, гипотез исследования, анализ литературы по проблеме исследования;

— констатирующий этап (2004 – 2005 гг.) – исследование вопросов, связанных с определением психологических особенностей развития ребенка дошкольного возраста;

4 стр., 1517 слов

Исследование двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

... данного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при дальнейшем построении коррекционной работы с детьми с ОНР 3 уровня. Глава I. Теоретическое изучение двигательной сферы детей дошкольного возраста ...

— опытно-экспериментальный (2005 г.) — выявление и анализ конфликтных ситуаций в семьях с детьми дошкольного возраста и оказание им психологической помощи в разрешении их проблемы;

— обобщающий (2006 г.) – обобщение результатов исследования, формирование выводов и заключения исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент. Учитывая возраст испытуемых (3 – 7 лет) использовались, в основном, проективные методики («Моя семья», «Мир мамы, мир папы», «Я, мама, папа, друг, враг», Fast – тест, «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем?»), цветовой тест М. Люшера, модифицированная методика «Беседа о страх».

Экспериментальная база исследований и контингент испытуемых.

Исследование проводилось на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Лабинска.

В исследовании принимало участие 11 семей, имеющих детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области развития ребенка дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, Г.С. Абрамова, Я.Л. Коломинский, Л.В. Финькевич, В.А. Сухомлинский, Г.А. Абрамова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Бард, У. Кеннон, Ф. Ланге и др.), в семейной психологии и психотерапии (А.С. Спиваковская, А. Фромм, Р. Снайдер, П.Я. Гальперин, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.М. Бардиан и др.); психологическая помощь, поддержка и психологическое сопровождение (А.Ф. Бондаренко, И.П. Котова, С.В. Недбаева, А.И. Тащева и др.)

Практическая значимость нашей работы состоит в анализе литературы по проблеме исследования и реальном оказании психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтных ситуаций.

Материалы исследования могут быть использованы в организации работы практического психолога по проведению коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, в семейном консультировании.

Во введение обоснована актуальность темы оказания психологической помощи семьям с детьми дошкольного возраста в разрешении конфликтов; дан краткий анализ состояния проблемы; определился объект и предмет исследования; формулируются его методологические основания, цель, гипотеза, задачи и практическое значение работы.

Структура и объем работы.

Квалификационная работа изложена на 132 странице, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, таблиц, рисунка, приложений.

Список использованной литературы 78 источников…….

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н. Н. Привязанность ребёнка к матери и образ себя. //Вопросы психологии. – 1997 — №4.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

4. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я. Отношение к себе и отношение к другим// Вести Моск. ун-та. Серия «Психология», 1981, № 4.

5. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская E.M. Социально-психологи-ческие методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. M., 1987.

6. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что обобщен и систематизирован материал по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ...

7. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье, М., 1972

8. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. M., 1988.

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

11. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика, М.: изд. «Института психотерапии», 2000.

12. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии, СПб.: «Питер», 2001.

13. Брутман В.И., Варга А.Я., Сидорова В.Ю., Хамитова И.Ю. Семейные факторы девиантного материнства. Жур. Семейная психология и семейная терапия, 1999, №3

14. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. – М., Просвещение. – 1998.

15. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., Просвещение. – 1967.

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2000 — №3.

16. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. Вопросы психологии, 1988, № 5.

17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. M., 1984.

18. Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – Москва – Рига. – 2000.

19. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. – М., Из-во Владос-Пресс. – 2003.

20. Видра Д. О. Помощь разведенным родителям и их детям, М.: изд. «Института психотерапии», 2000.

21. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1998.

22. Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989.

23. Воспитание с любовью и логикой, М., 1995.

24. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?, М., 1996.

25. Гульянц Э. К., Широкова Г. А. Возможные методы диагностики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста. //Актуальные проблемы психологической диагностики: Сборник научных статей /Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Рошена – Ростов н/Д. – 2001.

26. Дальто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

27. Джайнотт Х. Родители и дети. М., 1986.

28. Джини Грехем Скотт Конфликты, пути их преодоления, Внешторгиздат – Киев,1991.

29. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.

30. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни, М.: «Просвещение», 1990.

31. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. Жур. «Вопросы психологии», 1991., №3

32. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 .

33. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., Педагогика. – 1986.

34. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». – СПб. — Из-во Союз. – 2000.

35. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

36. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. М.: изд. Института Психотерапии, 2001.

6 стр., 2978 слов

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

... формы психологического просвещения: Наглядные формы психологического просвещения.  Психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как "Санитарный листок", "Санитарный бюллетень", буклет, витрина применяются довольно широко. В практической психологии это ...

37. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

38. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

39. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М., 1990.

40. Линейные родительские попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов Пед. Университетов и институтов /Под ред. В. С. Мухина. – М., Просвещение. – 1991.

41. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 .

42. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М., 1980.

43. Меншикова Е. С. Жестокое обращение с детьми и его последствия //Психологический журнал. – 1993. — №2.

44. Мишина Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Ред. M.M. Кабанов, А.Е. Личко, B.M. Смирнов. Л., 1983.

45. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.

46. Недбаева С.В. Психологические практики в образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. Учеб.-методич. Пособие. СПб.: изд. РПГУ им. А.И. Герцена, 2000.

47. Недбаева С.В. Психологические практики в российском образовании 20 столетия. СПб.: «Образование», 1999.

48. Немов Р.С. Психологическое консультирование, М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

49. Немов Р. С. Психология в 3-х кн. кн. 1. – М., «Владос». – 1999.

50. Николаева Е. И., Купчик В. П., Сафонова А. М. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. //Психологический журнал. – 1996. — №3.

51. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.

52. Овчарова Р.В. Практическая психология образования, М.: изд. центр «Академия», 2003.

53. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990.

54. Популярная психология для родителей, под ред. А. А. Бодалева, М.: «Педагогика», 1989.

55. Популярная психология для родителей под ред. А.С. Спиваковской, СПб., 1997.

56. Психологические тесты в 2-х томах, под ред. А.А. Карелина, Гуманит. Изд. Центр: «Владос», 2002.

57. Роян А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка. – М., Педагогика. – 1988.

58. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

59. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. M., 1989.

60. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

61. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии, 1985., № 4.

62. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986.

63. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.

64. Тащева А. И. Энциклопедия психологической помощи, Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2000.

65. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

66. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

67. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., «Владос». – 1999.

68. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений- М.: «Просвещение», 1989.

5 стр., 2236 слов

Психология. Психологический словарь

... опасности> и <высочайшего напряжения всех духовных струн>. ФОБИЯ (PHOBIA) (психоанализ) Психологический симптом, характеризу­ющийся избеганием специфических ситуа­ций или объектов, которые, не ... роль Т. в возникновении бреда, особенно персекуторного, и неврозов. В психологических методиках исследуют конституциональную личностную тревожность и ситуативную Т., характеризующую состояние ...

69. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993.

70. Харли Уилард Ф. Законы семейной жизни. М., 1993.

71. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: познать и покорить, Минск: «Харвест», 2001.

72. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога /Серия «Справочники», — Ростов н/Д., Феникс. – 2003.

73. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога, Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2004.

74. Шиянов Е.Н., Недбаева С.В. Личностноразвивающая психологическая практика в российском образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2002.

75. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций, М.: «Апрель-пресс», изд. «Эксмо-пресс», 2000.

76. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. СПб., 2002.

77. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 .

78. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996