СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1.Взгляды на природу игр, их значение и классификацию в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Задачи обучения игре и их тематика в программах обучения и воспитания дошкольников по разделу «Физическое воспитание» 14
1.3.Педагогические условия организации игры в системе физического воспитания детей старшего старшего дошкольного возраста">дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Изучение исходного уровня физического развития, развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогических условий организации подвижных игр 37
2.2. Реализация педагогических условий физического воспитания дошкольников в подвижной игре 45
2.3. Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы 56
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
РЕКОМЕНДАЦИИ 68
ГЛОССАРИЙ 70
ЛИТЕРАТУРА 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспита-тельной силой. Подвижные игры являются традиционным средством физиче-ского воспитания дошкольников. Уже само их наличие в образовательно-воспитательном процессе ДОУ обеспечивает полноценное физическое развитие ребенка.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр всегда было и остается глубокое знание и обширное овладение игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства.
Однако, в современной педагогической практике очень часто не исполь-зуют подвижные игры, что чаще обусловлено ленью педагога, либо использу-ются, но организуются неправильно, что приносит не столько пользы для развития ребенка, сколько вреда.
Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста ...
... физического состояния детей с задержанным развитием. Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей с нарушением психики и интеллекта. Предмет исследования: двигательные нарушения и их коррекция средствами воспитания у детей старшего дошкольного возраста ...
В теории и практике физического воспитания существует ряд противоре-чий:
— между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физ-культурного образования и реально востребованной существующей физкуль-турной практикой;
— между необходимостью формирования у дошкольников базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигателя опыта детей;
— между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса дошкольников к самостоятельным занятиям физической культурой и подвижным играм.
Поэтому целью нашего исследования является изучение организации и проведения игры в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – подвижная игра в системе физического воспита-ния дошкольников.
Предмет исследования – педагогический процесс организации и прове-дения подвижной игры в системе физического воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить наиболее эффективные средства организации подвиж-ной игры с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Разработать рекомендаций воспитателям по организации подвиж-ных игр старших дошкольников.
Гипотеза: Организация и проведение игр в системе физического воспитания старших дошкольников будет эффективным при условии её внедрения в практику физического воспитания, формирования у детей интереса к ней, развития игровых умений и навыков, а так же при грамотном методическом руководстве со стороны воспитателя ДОУ.
Методы научного исследования:
Теоретические:
изучение литературы,
анализ,
синтез,
моделирование.
Эмпирические:
тест,
наблюдение,
эксперимент.
Методологические основы исследования:
— философской теории игры связана с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, З. Фрейда, Й. Хейзинги, М. М. Бахтина и др.
— теоретические взгляды на историческое происхождение, сущность и классфикацию игр Г.В.Плеханова, К. Гросса, П.Ф. Лесгафта, Д.Б. Эльконина;
— методические исследования и опыт по физическому воспитанию детей в игре Э.Й. Адашкавичене, Л.В. Былевой, И.М. Короткова, А.А. Делигишина, Н.Н. Доломановой, М.Н. Жукова, И.М. Короткова, Л.И. Пензулаевой, Л.Н. Сивачевой, А.И. Фоминой, Д.В. Хухлаевой, В.Н.Шебеко, Н.Н. Ермака, В.А. Шишкиной, Г.П. Юрко и др.
— многомерный подход В.Э. Штейнберга.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и анализе психолого-педагогической и методической литературы по организации и проведению игры в системе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении и эмпирическом подтверждении эффективности педагогических условий в физи-ческом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Разработке рекомендаций по организации и проведению игр в системе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений, родителями, студентами педагогических ВУЗов.
База исследования: В исследовании участвовали 20 детей старшей группы ДОУ №3 «Алёнушка» п. Приютово Белебеевского района, 4 педагога.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводам по главам, за-ключения, рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками……
Подвижная игра как эффективное средство физического воспитания ...
... возраста посредством подвижной игры. 3. Разработка методических рекомендаций по проблеме исследования в младше дошкольном возрасте. Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста 1.1 Сущность понятия физическое воспитание Физическое воспитание - педагогический ...
ЛИТЕРАТУРА
1. Адашкавичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М., 1992.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. Новосибирск, 1994.
3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. — М.: ФИС, 1998.
4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии, 1966.
5. Геллер Е.М. На старт вызывает спортландия. — Минск, 1988.
6. Голецова О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду.- М., 1966.
7. Гроос К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. Киев, 1916.
8. Дайлидене И.Ю. Поиграем, малыш! – М., 1992.
9. Делигишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. — Киев, 1989.
10. Детские народные подвижные игры/ Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – М., 1995.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
12. Доломанова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки. – М.: Сфера – 2002.
13. Жуков М.Н.Подвижные игры. – М.: Академия, 2004. — 106 с.
14. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963.
15. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.
16. Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. — М.: Просвещение, 2002. — 143 с.
17. Кальмио Н.Н. 80 игр для детского сада. – М., 1973.
18. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова: Под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
19. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. — М., 1979.
20. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М., 1987.
21. Коротков И.М. Подвижные игры детей. — М.: Сов. Россия, 1987.
22. Крупская Н.К. Воспитание. – Пед. соч. В 6-ти т.М., 1979, т. 3.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е .- М., 1965.
24. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
25. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
26. Методические советы к программе «Детство». – СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 304 с.
27. Михайленко Н. Новые программы для детских садов // Дошк. вос-питание. -1995.-№8.-С.4.
28. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. – М., 1983.
29. Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы / Сост. Т.К.Воробьева. -М., 1994.
30. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
31. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка — дошк./ Т.И. Алиева, Т.В. антонова, Е.П. арнаутова и др.; Науч. Ред. Л.А. Парамонова и др. — М.: просвещение, 2003. — 335 с.
Игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте
... класса игр: игры по инициативе детей (творческие); игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные). Подвижные игры - важное средство воспитания детей дошкольного возраста. Правильно подобранные игры ... ёма занятий, распространением цифровых и компьютерных технологий в быту и в процессе обучения детей дошкольного возраста. Дошкольники подвергаются большим нагрузкам ...
32. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Вос-питание дошкольников», 2004. – 208 с.
33. Программа развития и воспитания дошкольников
в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад – 2100»)/: А.А. Леон-тьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепано-ва, О.А. Куревина, О.В. Чиндилова. //Журнал «Начальная школа плюс До и По-сле». school2100.ru/program/program_pre.html
34. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – М., СПб., 2001.
35. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пред. учеб. заведений/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 344 с.
36. Степаненкова Э.Я. теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
37. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование – новый взгляд: Теория, технология, практика. — Уфа, 1998.
38. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии – через кризис в педагогике – к технологии // Школьные технологии. 1998. №3.
39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1976.
40. Фатеева Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2003.
41. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под ред. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковской, и.т. Осокиной. – М., 1980.
42. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973.
43. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М., 1984.
44. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984.
45. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
46. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
47. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология. — Уфа: БИРО, 1999.
48. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты // Обра-зование в современной школе. 2000.№ 7.
49. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. — М.: Народное образование, 2002.
50. Штейнберг В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность учителя // Школьные технологии. 2000. № 3.
51. Штейнберг В.Э. Крылья профессии — введение в технологию проек-тирования образовательных систем и процессов.- Уфа, 1999.
52. Штейнберг В.Э. Методические рекомендации по проведению прак-тических занятий но курсу «Основы профессионального творчества». — М.: ГК РСФСР ПТО, 1987.
53. Штейнберг В.Э. Образование — технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество. — Уфа: БИРО, 1998.
54. Штейнберг В.Э. Образование — технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество // Школьные технологии. 2000. № 1.
Принципы специального образования.Технология и методы спец образования.Средства ...
... нуждается в особой организации. 8. Технология и методы спец образования Спецпедагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и методы воспитания. ...
55. Штейнберг В.Э. Практика конструкторско-технологической дея-тельности // Образование в современной школе. 2000. № 6.
56. Штейнберг В.Э. Практическое образование и конструкторско-технологическая деятельность преподавателя // Образование в современной школе. 2001. № 1.
57. Штейнберг В.Э. Самоучитель но технологии проектирования образовательных систем и процессов. — Уфа: БИПКРО. 1996.
58. Штейнберг В.Э. Самоучитель но технологии проектирования образовательных систем // Школьные технологии. 1999. № 4.
59. Штейнберг В.Э. Теория и практика поиска новых технических идей и решений. — М.: Отраслевая библ. МАП «Научно-технический прогресс и по-вышение квалификации», 1988.
60. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем // Школьные технологии. 2000. № 2.
61. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. М., 1999.
62. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1978.