определить особенности организации предметно-пространственной среды как условия воспитания трудолюбия у дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

ГЛАВА I. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды в ДОУ…………………………………………………………………….

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………………

1.2. Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах……………………………………………………………..

1.3. Предметно-пространственная среда как условие воспитания трудолюбия у дошкольников…………………………………………………..

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование организации предметно-развивающей среды как условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..

2.1. Диагностическое исследование воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………. 3

7

7

15

23

32

32

42

44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние десятилетия в связи с расширением сферы гражданского общества, модернизации условий труда, перехода учреждений на новые технологии, изменяется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкурентности на рынке труда, увеличивается доля безработного населения, повышается востребованность в инициативном, компетентном, гибком, многопрофильном специалисте. Указанные изменения диктуют особые требования, предъявляемые к подготовке и развитию личности, инициативной, самостоятельной, ответственной, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности, потребность в труде, способной легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства.

Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью.

8 стр., 3648 слов

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами ...

... образовательной развивающей предметной среды детского образовательного учреждения. Цель исследования - выявление воздействия развивающей среды на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и ... Приложение Введение Актуальность темы исследования. Среда, в которой развивается ребенок, должна обеспечивать личностно - ориентированное воспитание и социально - эмоциональное ...

Изучению развития трудолюбия у дошкольников посвящен ряд исследований И.В.Житко, Г.Н.Каменева, Р.Н.Кузьмина, А.А.Люблинская, Г.С.Малунова, Т.А.Маркова, О.П.Мачехина, Я.З.Неверович, Л.Е.Образцова, И.Ф.Свадковский, Д.В.Сергеева, АГ.Тулегенова, А.Д. Шатова, М.И. Шилова и других.

Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию работы педагоговпо воспитанию трудолюбия у дошкольников, в частности обеспечения должного уровня соответствующей развивающей предметно-пространственной среды с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства.Настоящее исследование подтверждает, что существует необходимость в методических разработках для воспитателейпо организации предметно-пространственной среды в условиях ДОУ, направленной на воспитание трудолюбия у дошкольников.

По определению концепцииС.Л. Новоселовой, развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения трудовой деятельности ребенка[25, с.76].

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Выдвигается необходимость обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей, что оказывает положительное влияние в воспитании трудолюбия у дошкольников[36].

Исследованию предметно-пространственной среды посвящены работы известных отечественных педагогов и психологов, таких, как С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В.Зворыгина, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, Т.В. Антонов, Т.Н. Доронов, Л.С. Сековец и других.

Таким образом, предметно-пространственная среда в детском саду должна статьне только пространством жизнедеятельности ребенка, способствовать его развитию, самопознанию, но такжедолжна быть направлена на обогащение, совершенствование трудового опыта детей, накопление социального жизненного опыта в целом. При этом необходимо отметить, что пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей трудовому воспитанию или других видов деятельности и способностей. Поэтому необходимо уделять особое внимание правильному созданию предметно-пространственной среды, отвечающей запросам современного общества, что подтверждает актуальность данной проблемы и определило выбор темы настоящего исследования.

12 стр., 5627 слов

Воспитание трудолюбия дошкольников

... признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. При этом, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана. Трудолюбие дошкольников органично связано с ... деятельность воспитателя с детьми на примере зеленой зоны ДОУ. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. ...

Объект исследования: трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация предметно-пространственной средынаправленной на воспитание трудолюбия у детей в дошкольном учреждении.

Цель исследования: определить особенности организации предметно-пространственной среды как условия воспитания трудолюбия у дошкольников.

В соответствии с поставленной целью нами решались следующие задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации предметно-пространственной среды в условия дошкольного учреждения.

2. Определить особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.

3. Выявить роль предметно-пространственной среды как условия воспитания трудолюбия у дошкольников

4. Провести диагностическое исследование по выявлению уровня сформированности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

— теоретические: анализ литературных источников, обобщение, сопоставительный анализ;

— эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение;

— математическая обработка полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: Прогимназия «Эрудит», г. Владикавказ. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, старший воспитатель, воспитатели.

Структура исследования: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, библиография.

………………..

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. №4. — С.41-46.

2. Буре P.C. Дошкольник и труд Текст. / Р.С. Буре. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 144 с.

3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в семье. М.: Просвещение, 2003. -204 с.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы; 4–е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. — 354 с.

5. Волков И.П. Приобщение дошкольников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2010. — 144 с.

6. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2005. — 224 с.

7. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2004. №1. — С.22-32.

8. Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. М., 2002. — 416 с.

9. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М: Просвещение, 2005. — 183 с.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 2006. — 264 с.

11. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2009. — 143 с.

12. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. 2010. — С. 5-12.

12 стр., 5734 слов

По ИЗО "Эпоха Возрождения: синтез красоты и пользы в формообразовании ...

... и эстетическое начало предметной среды. Во втором разделе идет описание оформления интерьеров и дизайна предметной среды в эпоху Возрождения. В последнем параграфе показана связь технического творчества с художественным. Раздел І . Ценность вещи – красота и польза. ...

13. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта трудовой деятельности Текст. / М.В. Крулехт. СПб.: Акцидент, 2005. — 80 с.

14. Кузьмин Е.С.. Волков И.П., Емельянов Ю.И. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. СПб: Академия, 2006. — 320 с.

15. Кузьмина Р.Н. Формирование трудолюбия у старших дошкольников на основе взаимосвязи труда, игры и знаний о труде Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Р.Н. Кузьмина. Алма-Ата, 2008. — 21 с.

16. Лагутина А.Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук /А.Е. Лагутина. Москва, 2007. — 20 с.

17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука образование. 1996. №3. — С. 19-31.

18. Логинова В.И. Трудовое воспитание детей Текст. / В.И. Логинова. СПб: СПбУ, 2009. — 169 с.

19. Макаренко A.C. Трудовое воспитание Текст. /А.С.Макаренко. Минск: Нар.асвета, 2007. — 256 с.

20. Малунова Г.С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе Текст. / Г.С. Малунова. Монография. Москва: АПК и ППРО, 2010. -208 с.

21. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников Текст. / Т.А. Маркова. Москва: Просвещение, 2006. — 112 с.

22. Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски Текст. / С. Е. Матушкин. Челябинск: ЧТУ, 2008. — 74 с.

23. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 2006. — 208 с.

24. Неверович А.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста. М., 2005. — 164 с.

25. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева. М: Детство-Пресс, 2008. — 153 с.

26. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. 2005. №4. — С. 76-82.

27. Очирова O.A. Проблемы социального развития в контексте эволюции природы труда Текст. / О.А.Очирова // Вестник Моск. ун-та. 2002. — Серия 7. Философия, 2008. № 4. С.80-84.

28. Педагогический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. М.: Педагогика, 2006. — 448 с.

29. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2005. — 211 с.

30. Петровский А.В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // Дошкольное воспитание. 2000. №7. — С. 94-99.

31. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 2010. №1. — С.22-24.

32. Полякова М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детств