СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ………………………………………………….. 10
1.1. Проблема школьной неуспешности в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………… 10
1.2. Особенности школьной неуспешности у младших школьников …. 18
ГЛАВА II. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………… 24
2.1. Общие принципы и методика организации экспериментального исследования ………………………………………………………………………. 24
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования ………….. 28
2.3. Комплексная программа коррекции и профилактики школьной неуспешности в младшем школьном возрасте ………………………………… 38
2.4. Оценка эффективности коррекционного воздействия ……………… 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………… 70
ВВЕДЕНИЕ
Проблема школьной неуспеваемости и ее причины — одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Несмотря на постоянное внимание педагогов и психологов к этой проблеме, она остается актуальной. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет все более высокие требования к школьному образованию. Это обусловливает усложнение, учебных программ, что в свою очередь, становится причиной школьной неуспешности многих детей.
Трудности в учебном процессе, особенно в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. Возникает необходимость в оказании детям своевременной и адекватной помощи. А для этого необходимо знать возможные причины школьной неуспешности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь или устранить.
Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников
... взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников. Гипотеза исследования - существуют связь между тревожностью и уровнем школьной успеваемости у младших школьников. Задачи исследования: 1. ... психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые « ...
Причины школьной неуспешности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Н.А.Менчинская, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.).
В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость, негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем школьникам, испытывающим трудности в обучении.
Низкие успешные достижения с первых дней обучения в сочетании с повышенной тревожностью, общей неуверенностью в себе и низкой оценкой окружающими. Страх пред возможными неудачами, склонность панически реагировать на любые трудности, несамостоятельность, низкая познавательная активность — это далеко неполный список характеристик синдрома «школьной неуспешности».
Объект исследования — синдром школьной неуспешности.
Предмет исследования — приемы и способы профилактики и коррекции школьной неуспешности у младших школьников.
Цель исследования — разработка программы профилактики и коррекции школьной неуспешности у младших школьников.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что использование специально разработанной комплексной программы, направленной на снижение ситуативной и школьной тревожности, повышение уровня самооценки, формирование позитивной мотивации к учению, позволит устранить элементы школьной неуспешности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования решались следующие задачи:
Провести теоретический анализ проблемы школьной неуспешности у младших школьников.
Отобрать и апробировать комплекс психодиагностических методов и методик для диагностики актуального уровня успешности у младших школьников.
Разработать и апробировать комплексную программу профилактики и коррекции школьной неуспешности у младших школьников.
Разработать рекомендации для учителей и родителей по профилактике синдрома школьной неуспешности у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются системный подход к исследованию личности (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), принципы детерминации и субъектной активности в их взаимосвязи (Б.Г.Ананьев, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская и др.), принципы и положения гуманистического подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения (Г.А.Балл, В.А.Сухомлинский, и др.).
Причины и психологические последствия школьной неуспеваемости ...
... неуспевающих младших школьников. Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы причин и последствий школьной неуспешности в начальной школе. Подобрать методы диагностики личностных особенностей неуспешных школьников, адекватные возрасту. Провести обследование в группах детей, ...
Методы исследования определялись теоретическими позициями психологии, целью и задачами дипломной работы:
1) теоретические (изучение психолого-педагогической, и нейропсихологической литературы);
2) организационные (сравнительный, системный);
3) эмпирические (констатирующий, контрольный эксперименты);
4) статистические (обработка материалов исследования).
Методики исследования:
1. Методика определения самооценки «Лесенка»
2. Анкета «Отношение к школе» (определение школьной мотивации Н.Г.Лускановой)
3. Опросник «Чувства в школе» (методика С.Левченко»)
4. Рисуночный тест «Несуществующее животное»
5. Тест школьной тревожности Филипса
В исследовании принимали участие ученики четвертых классов, средней школы № 60. Контингент выборки составили 22 человека: 12 мальчиков, 10 девочек.
Исследование включало три этапа, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач применялись различные методы исследования.
Первый этап сентябрь-ноябрь 2010 г. — определение теоретической и методологической основы исследования, проблемы, объекта, предмета, гипотезы и задач с целью определения методики экспериментальной работы.
Второй этап декабрь 2010г. — февраль 2011г. — организация и проведение констатирующего исследования с целью диагностики уровня успешности детей младшего школьного возраста.
Третий этап: февраль-апрель 2011г. — систематизация полученных данных, обобщение результатов, оформление дипломной работы.
Достоверность полученных результатов обеспечивается исходными методическими позициями, опирающимися на современные достижения психолого-педагогической науки; сочетанием качественного и количественного анализа с применением методов математической обработки данных…………