Коммуникативная компетентность фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ

И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра общей и социальной психологии

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой общей

и социальной психологии

канд. биол. наук, доцент

___________ Е.В. Харитонова

«___» ______________ 2013 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ФАРМАЦЕВТОВ-ПРОВИЗОРОВ АПТЕКИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Специальность: 030301.65 — Психология

Выполнил студент: Толочко Оксана Михайловна

Научный руководитель: канд. психол. наук,

доцент Курочкина Валентина Евгеньевна

Нормоконтролер:        канд. психол. наук,

доцент Левченко Анна Викторовна

Краснодар 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. Теоретический анализ концептуальных единиц исследования

1.1Теоретические подходы к изучению профессиональной успешности

.2 Особенности профессиональной деятельности и профессиональной успешности фармацевтов-провизоров аптек

.3 Теоретический анализ понятия коммуникативной компетентности

1.4 Изучение связи профессиональной успешности фармацевтов-провизоров аптек с их коммуникативной компетентностью

. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования

3 Анализ результатов исследования коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности

3.1 Обоснование разделения фармацевтов-провизоров аптеки на группы «профессионально успешных» и «профессионально неуспешных»

.2 Сравнительный анализ показателей коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности

.3 Выявление статистических различий в показателях коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров с разным уровнем профессиональной успешности

3.4 Выводы по результатам эмпирического исследования

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Происходящие в нашей стране процессы развития малого и среднего бизнеса сегодня наиболее активно проникают в сферу сервиса и услуг, что сопровождается как ее качественным усовершенствованием, так и увеличением количества людей, занятых в профессиях типа «человек — человек». Одним из быстро наращивающих темпы роста направлений в этой сфере является аптечно-фармацевтический бизнес.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

Расширение сети аптек ведет, с одной стороны, к существенному повышению доступности товаров аптечного ассортимента для всех слоев населения, а также к улучшению обеспечения населения и конкретно каждого заинтересованного человека информационно-консультационными услугами по вопросам выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств. С другой стороны, происходящее в последние десятилетия существенное увеличение персонала аптечных учреждений, особенно за счет роста количества фармацевтов-провизоров, не обеспечено наличием хорошо подготовленных и высокомотивированных претендентов на должность фармацевтов-провизоров на рынке труда.

Следует учитывать также тот факт, что специфика работы фармацевтов-провизоров аптек состоит в необходимости общаться в торговом зале с большим количеством посетителей, поэтому возрастает требование к владению ими наряду с собственно профессиональными знаниями коммуникативной компетентностью. Все это обуславливает появление социального заказа на изучение успешности трудовой деятельности фармацевтов-провизоров аптек и их коммуникативной компетентности.

Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек — человек» исследовались в отечественной психологии Е.А. Климовым [28; 29; 30], В.А. Бодровым [10; 46], А.К. Марковой [39], В.А. Толочеком [62], Н.В. Самоукиной [53] и др. Указанные авторы отмечают, что в большинстве профессий типа «человек — человек» нет жестких требований к результату и процессу деятельности. Критерии оценки деятельности часто субъективны, варьируются в зависимости от решаемых профессионалом задач.

Изучению проблемы успешности профессиональной деятельности посвящены исследования, проведенные в 80-е — 90-е гг. ХХ в. В.Д. Шадриковым [69], А.В. Либиным [36], О.Н. Родиной [51] и др. В них определено понятие, разработаны теоретические основы изучения успешности профессиональной деятельности, даны критерии ее оценки для профессий типа «человек — человек». Представляют особый интерес работы, посвященные проблемам успешности личности в профессиональной деятельности Е.П. Ильина [25], А.Р. Фонарева [65], Н.Д. Твороговой [58] и др.

В условиях становления гражданского общества и рыночной экономики социальная успешность личности обусловлена ее способностями к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, что актуализирует изучение проблемы коммуникативной компетентности личности. Определению теоретических основ компетентности посвящены работы И.А. Зимней [22], А.К. Марковой [39], Л.А. Петровской [45], А.В. Хуторского [66] и др.

Проблема коммуникативной компетентности рассматривается психологами в двух аспектах — сущность и структуру коммуникативной компетентности изучали Л.А. Петровская [45], Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов [24] и др.; специфику коммуникативной компетентности — М.С. Каган [26], Л.А. Петровская [45], Ю.Н. Емельянов [18], Н.И. Королева [32] и др.

Проведенный анализ литературы показывает, что на сегодняшний день остается неизученным содержание и коммуникативный аспект успешности профессиональной деятельности фармацевтов-провизоров аптек.

14 стр., 6892 слов

Экспериментальное исследование коммуникативных способностей учителей-предметников

... Провести экспериментальное изучение развития коммуникативных способностей учителей - предметников. Объект исследования - коммуникативные способности. Предмет исследования - коммуникативные способности у учителей - предметников средней школы. Гипотезой исследования стало следующее положение: развитие профессиональных коммуникативных умений будет более ...

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: в чем заключаются различия в коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности?

Объект исследования: профессиональная успешность фармацевтов-провизоров. Предмет исследования: коммуникативная компетентность фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о существовании различий в коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности.

Цель исследования: выявить различия в коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности.

Задачи исследования.

. Провести теоретический анализ подходов к проблеме успешности профессиональной деятельности, уточнить понятие профессиональная успешность.

. Рассмотреть профессиональную успешность фармацевтов-провизоров аптеки и критерии ее оценки; связь профессиональной успешности фармацевта-провизора аптеки с его коммуникативной компетентностью.

. Отобрать для участия в исследовании группы профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров аптеки.

. В отобранных группах профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров аптеки изучить показатели коммуникативной компетентности.

. Провести сравнительный анализ и выявить различия в коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности.

. Обобщить, интерпретировать и представить результаты исследования.

Методы исследования:

теоретические: анализ литературы, синтез данных;

эмпирические: беседа, анкетирование, тестирование;

методы математической обработки: сравнение двух групп с применением параметрического критерия математической статистики t-критерия Стьюдента (данные проверены по критерию Ливена).

Для подсчёта использовалась система автоматического подсчета «Statistika» на www. psyсhol-ok. ru.

Методики исследования.

. Тест-опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршева [64].

2. Анкета «Удовлетворенность потребителей аптечных услуг».

. Тест-опросник «Коммуникативная компетентность», разработанный Э.Ф. Зеером, Э.Э. Сыманюк [20].

. Тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха [8].

База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе сети аптек «Апрель» города Краснодара. В исследовании принимали участие 40 фармацевтов-провизоров аптеки в возрасте от 22 до 55 лет (средний возраст — 31 год), стаж профессиональной деятельности в данной организации от 1 до 10 лет (средний стаж 5 лет).

Фармацевты-провизоры аптеки были разделены на 2 группы.

Группа 1: 20 «профессионально успешных» фармацевтов-провизоров в возрасте от 23 до 47 лет (средний возраст — 32 лет), стаж профессиональной деятельности в данной организации от 1 до 10 лет.

Группа 2: 20 «профессионально неуспешных» фармацевтов-провизоров, в возрасте от 22 до 55 лет (средний возраст — 31 год), стаж профессиональной деятельности в данной организации от 1 до 10 лет.

27 стр., 13061 слов

Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей

... мотивации профессиональной деятельности (К.Замфир). 4. Методика «16-факторный опросник Кеттела (форма С). 5. Корреляционный анализ (по Пирсону). 1. Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке 1.1 Исследование феномена профессиональной успешности ...

Методологические и теоретические основы исследования:

— положения теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева;

− психологические аспекты коммуникативной компетентности, раскрываемые в исследованиях А.А. Бодалева, Л.А. Петровской, Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколова, М.С. Кагана, и др.

Теоретическая значимость исследования. В работе проведен теоретический анализ подходов к проблеме успешности профессиональной деятельности, рассмотрена профессиональная успешность фармацевтов-провизоров аптеки и критерии ее оценки.

В процессе проведенного исследования выявлены и описаны различия в показателях коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности. Полученные результаты расширяют теоретические представления о роли коммуникативной компетентности в успешности профессиональной деятельности фармацевтов-провизоров аптеки.

Практическая значимость исследования.

Полученные результаты исследования могут послужить основой для профотбора, аттестации, оценки и прогнозирования профессиональной успешности фармацевтов-провизоров аптек, построения системы профессионального обучения и развития профессиональной успешности и коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптек.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описаны теоретические положения по данной проблематике, во второй — особенности организации и проведения эмпирического исследования, в третьей — анализ полученных эмпирических данных), выводов, заключения, списка литературы. Работа изложена на 69 страницах, содержит 6 таблиц и 4 рисунка. Библиографический указатель включает 70 источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИй АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Теоретические подходы к изучению профессиональной успешности

В зарубежных философии и психологии понятие успешность традиционно рассматривают в контексте личности. Успех — это результат того, что человек завоевывает, чего добивается, реализуя свою активность по достижению поставленных целей. В той или иной степени об успехе писали и пытались исследовать его природу различные философы: Аристотель, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Э. Шопенгауэр, К. Маркс и др. В рамках философских концепций о степени успешности личности в целом судят по результатам ее действий. Распространенной характеристикой успешности результата деятельности является его оценка с точки зрения наличия или отсутствия ошибочных действий, которые либо приводят к достижению поставленной цели, либо нет.

Этапом в развитии западных представлений об успешности становится вторая половина XIX в., когда в 1870 г. при Кембриджском университете создается «метафизический клуб», в который входили У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс. Они создают философское учение прагматизма (от греч. pragma — дело, действие), которое рассматривает действия, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческого бытия. Мышление человека ими рассматривается как средство приспособления организма к окружающей среде с целью увеличения количества успешных действий.

Успех как таковой имеет большое значение для человека. Нельзя не признать, что успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития человека. Согласно мнению У. Джеймса, «истина создается успехами нашего опыта» [17, с. 34]. Ценность мышления обуславливается его действенностью, эффективностью достижения успеха, при решении жизненных задач. Таким образом, прагматики формулировали идею значения рационального мышления для обеспечения успеха.

5 стр., 2089 слов

Профессиональная успешность психологов пограничных органов в ...

... и формирует внешнее проявление заинтересованности в людях. Для определения оптимального уровня эмпатии необходимо было провести исследование профессиональной успешности офицеров-психологов с целью выявления успешных ... применяются в не академически лабораторном аспекте, а в процессе непрерывной деятельности по охране границы с целью оптимизации актуальных деструктивных психологических состояний ...

В психоаналитической теории личности З. Фрейда нет прямого обращения к внутренним или внешним детерминантам успеха. Однако Фрейдом и его учениками дан анализ личности исторических и современных ему персоналий, чья творческая или художественная биография ассоциирована с успехом. Знакомство с интерпретацией Фрейдом художественной и политической деятельности Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевского, Т. Вильсона дает возможность увидеть работу бессознательных механизмов психики персонажей, конвенционально причисленных к «успешным».

С точки зрения психоанализа объяснение успеха индивида в той или иной области деятельности следует искать в динамических проявлениях «психической энергии», перемещающейся от оригинальных инстинктивных объект-выборов. В психоанализе «успех» — это гомеостатическое равновесие в удовлетворении инстинктивных потребностей. Уместно также воспользоваться понятием «идентификации» как бессознательного метода разрешения фрустрации и тревоги. В этом смысле «идентифицируясь», человек принимает черты другого и делает их корпоративной частью собственной личности.

Исследования К. Левина и Ф. Хоппе (1930 г.) показали, что притязания, достижения и удовлетворенность человека достигнутыми результатами имеют четкое соотношение, зависящее от его индивидуальных особенностей. Опыты Ф. Хоппе по изучению уровня притязаний стали классическими, он считал, что основным критерием успеха-неуспеха является уровень притязаний [56, с. 58]. Если человек при решении задачи достиг или превзошел свои притязания, то он ощущает успех и повышает свои притязания; если же он не достиг их, то ощущает неуспех и снижение притязаний. Ф. Хоппе полагал, что счастье, удовлетворенность приносит достижение человеком не всякой цели, а лишь достаточно трудной и, в то же время, посильной.

Э. Фромм, говоря о критериях успеха, определял некий рыночный тип человека, для которого принцип частной инициативы является главенствующим, определяет важность успеха в системе его жизненных ценностей. Успех для данного типа личности будет заключаться в умении выгодно «продать» себя обществу.

Гуманистическое направление в психологии, связанное с именами А. Маслоу и К. Роджерса, отвергало представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды. А. Маслоу [40] прежде всего, интересовала проблема наивысших достижений человека и поэтому он начал с изучения сравнительно небольшой выборки людей неординарных, способных на поистине выдающиеся результаты в различных областях деятельности. Методологическим основанием понятия успеха, с точки зрения концепции Маслоу, является самоактуализация — наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека. Такое активное стремление человека к раскрытию своих способностей есть наивысшая потребность человека.

В классических толковых словарях русского языка (В.И. Даль, С.Н. Ожегов, Д.Н. Ушаков) успех трактуется как удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели, внешнее общественное признание, часто противопоставляющееся душевному одиночеству [60].

В отечественной психологической науке проблема успеха рассматривается в контексте категории деятельности, а не феномена личности, большинство специалистов сосредоточены на изучении различных видов индивидуальной и совместной деятельности — учебной, трудовой, управленческой и т.д. Методологию психологического исследования данного феномена в советской психологии определяли системный, деятельностный, субъектно-деятельностный и личностный подходы.

Теоретико-методологические основы психологии труда заложил Б.Ф. Ломов. Одним из наиболее важных его достижений было создание системного подхода к анализу взаимодействия человека и профессии. В самом общем виде сущность системного подхода заключается в изучении явлений действительности как систем различной степени сложности. Изучение профессиональной успешности человека с позиций системного подхода требует ее рассмотрения в различных планах. Так, «когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить «составляющие» этого явления и способ их организации» [37, с. 49].

Таким образом, в системном подходе происходит рассмотрение профессиональной успешности человека как системного свойства, которое образуется в связи с включением человека в профессиональную деятельность, в результате этого появляется и оценивается в процессе выполнения функций организации, планирования, исполнения, корректирования деятельности, направленной на заданный результат. Системный подход в изучении профессиональной успешности человека определяет положение о комплексном характере факторов, отражающихся в её показателях, о возможностях взаимной компенсации и стимуляции различных компонентов психики при поддержании требуемого уровня профессиональной успешности. Б.Ф. Ломов подчеркивает, что, «с одной стороны психология рассматривает деятельность как детерминанту системы психических процессов, состояний и свойств субъекта. С другой стороны, она изучает влияние этой системы на эффективность и качество деятельности, то есть рассматривает психическое как фактор деятельности» [37, с. 14].

Деятельностный подход в изучении профессиональной успешности человека должен основываться на положениях теории деятельности, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурии. Можно выделить основное направление разработки категории деятельности в психологии, которое имеет отношение к проблеме профессиональной успешности человека. По А.Н. Леонтьеву, для достижения счастья человек должен просто ставить перед собой какую-либо цель и стремиться к ней [35]. С.Л. Рубинштейн в своих работах особо подчеркивал, что в человеческой деятельности сознание не только проявляется, но и формируется. «Сознание человека — это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни — реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками» [52, с. 158]. Важно подчеркнуть роль предмета профессиональной деятельности в формировании психики человека.

На основании этого можно полагать, что, для выявления психологических характеристик специалиста в рамках какой-либо профессии, необходимо изучить предмет труда, определить требования к психике человека, им предъявляемые. Таким образом, деятельностный подход к изучению профессиональной успешности человека основан на следующих положениях: в деятельности психика формируется и проявляется; предмет профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на психические особенности человека.

Субъектно-деятельностный подход в изучении профессиональной успешности опирается на научные идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, и развит в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Е.А. Климова и других. А.В. Брушлинский определяет, что понятие «субъект — это человек на высшем уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д.» [12, с. 6]. Е.А. Климов сформулировал следующее определение этого понятия: «В общем виде под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, целям, средствам и условиям деятельности» [28, с. 24]. Становление человека как субъекта труда включает формирование широкой познавательной ориентированности, формирование направленности, в частности трудовой, усвоение общественно выработанных способов действий, развитие ряда личностных качеств, способностей. При этом Е.А. Климов поясняет: «… употребляя слово субъект, мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего и внешнего мира» [28, с. 28].

Концепция Е.А. Климова позволяет понять особенности формирования детерминант профессиональной успешности человека. Так, «развитие личности, и в частности способностей происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов. Под нормально напряженной деятельностью понимается труд, исполняющийся знающим и глубоко заинтересованным, «любящим» дело человеком» [28, с. 131].

Представляя нам сам термин успеха в профессиональной деятельности, Н.В. Самоукина высказывается о нём следующим, вполне соответствующим нашему пониманию, образом: «Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели» [53, с. 221].

Таким образом, согласно субъектно-деятельностному подходу человек, его психика формируются и проявляются в ходе деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей. Субъектно-деятельностный подход к изучению профессиональной успешности человека должен быть основан на реализации следующего положения: человек как субъект труда — это заинтересованный, обладающий необходимыми качествами инициатор целенаправленных, спланированных преобразующих воздействий в направлении объекта труда, с целью получения социально ценного результата, в ходе которых он сам активно развивается. Профессионализм и профессиональная успешность — это такие феномены, которые определяются уровнем субъектности.

В современной психологии и акмеологии выделяют четыре основные формы успеха: результативный успех, приносящий личности некоторое социальное признание и популярность; успех, выражающийся в признании личности со стороны «значимых других»; успех, как преодоление трудностей в форме личностного самоопределения и успех, как реализация призвания, когда, прежде всего, значим не деятельностный результат, а сама деятельность в ее содержательной и процессуальной самоценности.

Успех всегда имеет две стороны. Субъективная состоит в самооценке деятельности, индивидуальном переживании радости. Объективная — внешняя коллективная оценка достижений человека, отношение окружающих к деятельности члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна. Позитивная мотивация является необходимым условием достижения успеха. С другой стороны, чем сильнее мотив к достижению значимой для человека цели, тем больше угроза ее недостижения.

Успех может быть частичным (решена поставленная задача, но не превзойден уровень предыдущих достижений и уровень социальных нормативов), или полным (достижение цели повышенной трудности, которая заметно превышает предыдущие достижения человека, его возможности и способности, а также средние социальные нормативы).

Успешной можно считать деятельность, если ее результаты обладают необходимой социальной и личностной значимостью и, в целом, соответствуют первоначально поставленным целям. Успешность деятельности предполагает наличие обратной связи в виде оценок окружающими результатов и способов деятельностной активности личности, а также в различных формах собственной оценки личностью своих удачных (или неудачных) способов, средств и результатов самовыражения. Реализованная в общении и деятельности, активность личности может быть оценена окружающими как бессмысленная, неуспешная. В этой связи возникает вопрос о внутренних результатах возникшей обратной связи: проявляет ли личность в дальнейшем свою активность или подавляет ее, способна ли корректировать свои поведение и деятельность с целью достижения конечного успеха.

А.В. Либин выделяет ряд компонентов поведенческих стратегий, которые связаны с устойчивыми личными особенностями, влияющими на достижение успеха. К таким компонентам отнесены: соревновательность; преимущественная ориентация на успех (а не на избегание неудач); реалистично высокий уровень притязаний. Автор подчеркивает, что успех человека в большей степени связан с личностными предпосылками, чем с ситуационными (имея в виду обстоятельства, затрудняющие или облегчающие достижение намеченных целей) [36].

Создатель праксиологии Т. Котарбинский включает в понятие успешность деятельности такие критерии, как: полезность, точность, искусность, чистота продукта [31]. При этом полезным с точки зрения заданной цели является такое действие, благодаря которому достижение цели становится возможным или легче достижимым. Точность определяется как степень отступления (несоответствия) продукта от образца. Искусность означает учет большого числа дополнительных соображений при обработке продукта или, с другой стороны, многофункциональность продукта. Чистота продукта определяется как степень отсутствия отрицательных черт, которые не соответствуют главным и вторичным целям.

Можно выделить несколько оснований (или критериев) для понимания профессионального и личностного успеха человека.

Во-первых, успех может оцениваться по конкретным результатам (заработанным деньгам, купленным благам, созданным шедеврам или сделанным открытиям, по полученным знаниям, премиям, наградам и т.д.).

Во-вторых, успех может оцениваться по затраченным усилиям, поскольку одни и те же результаты у разных людей имеют разную ценность.

В-третьих, при оценке жизненного успеха бывает важно понять, чем пришлось заплатить данному человеку за свои достижения. Может оказаться, что за успех пришлось заплатить совестью, достоинством, благополучием близких людей, а средством для достижения успеха стали предательство, разрыв значимых социальных связей, подлость.

Поэтому обратим внимание на мысль Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой о том, что «искусство построения жизненного успеха не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в «валюту», а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое внутреннее достоинство» [48, с. 38].

В качестве субъективного критерия успеха выступает удовлетворённость от достижения цели, поставленной перед собой самим человеком. Ощущение человеком своего успеха связано с его системой отношений (к себе, к другим людям, к миру в целом).

.2 Особенности профессиональной деятельности и профессиональной успешности фармацевтов-провизоров аптек

Латинское слово «provisor» буквально означает «предвидящий»; также оно имело значения «поставщик», в Кратком словаре иностранных слов переводится как «тот, кто запасает съестные припасы» [33, с. 311].

В Российской империи <#»658897.files/image001.gif»>

Рисунок 1 — Средние значения показателей интегральной удовлетворенности трудом профессионально успешных и неуспешных фармацевтов-провизоров

По данным, приведенным в таблице 1 и рисунке 1, можно выявить следующие тенденции в показателях удовлетворенности трудом профессионально успешных и неуспешных фармацевтов-провизоров.

Средние значения показателя интегральной удовлетворенности трудом профессионально успешных фармацевтов-провизоров находятся в диапазоне 66,8% от общей суммы баллов, профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров — в диапазоне 48,5%. Профессионально успешные фармацевты-провизоры статистически значимо (по t-критерию Стьюдента, t кр = 9,74, p ≤ 0,001) превосходят профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров по показателю интегральной удовлетворенности трудом.

Также профессионально успешные фармацевты-провизоры обладают более высокими показателями интереса к работе, предпочтения выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, по сравнению с профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами.

По показателям уровня притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенности условиями труда, профессиональной ответственности между профессионально успешными и профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами выраженных различий не наблюдается.

Рассмотрим средние значения показателей удовлетворенности потребителей аптечных услуг деятельностью фармацевта-провизора в группах профессионально успешных и неуспешных фармацевтов-провизоров, представленные в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 — Средние значения (в баллах) показателей удовлетворенности потребителей аптечных услуг деятельностью фармацевтов-провизоров

Группы

Удовлетворенность потребителей аптечных услуг деятельностью фармацевта-провизора

Профессионально успешные фармацевты-провизоры

19,7

Профессионально неуспешные фармацевты-провизоры

14,2

Данные таблицы 2 можно наглядно представить в виде рисунка.

Рисунок 2 — Средние значения (в баллах) показателей удовлетворенности потребителей аптечных услуг деятельностью фармацевтов-провизоров

По данным, приведенным в таблице 2 и рисунке 2, можно выявить следующие тенденции в показателях удовлетворенности потребителей аптечных услуг деятельностью фармацевта-провизора в группах профессионально успешных и неуспешных фармацевтов-провизоров.

Средние групповые показатели удовлетворенности потребителей аптечных услуг деятельностью фармацевта-провизора находятся на высоком уровне у профессионально успешных фармацевтов-провизоров, на среднем уровне — у профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров.

Профессионально успешные фармацевты-провизоры статистически значимо (по t-критерию Стьюдента, t кр = 6,12, p ≤ 0,001) превосходят профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров по показателю удовлетворенности потребителей аптечных услуг деятельностью фармацевта-провизора.

3.2 Сравнительный анализ показателей коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности

Рассмотрим средние значения показателей коммуникативной компетентности опросника «Коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк в группах профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров, представленных в таблице 3 и на рисунке 3.

Перед описанием полученных результатов необходимо внести пояснение в интерпретацию показателей опросника «Коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк. Чем ниже баллы и уровни выраженности показателей по шкалам опросника, тем более развиты социально-коммуникативная адаптивность, стремление к согласию, толерантность, оптимизм и фрустрационная толерантность. Качественная интерпретация результатов методики является обратной к баллам и уровням.

Таблица 3 — Средние значения (в баллах) показателей коммуникативной компетентности профессионально успешных и неуспешных фармацевтов-провизоров

Показатели коммуникативной компетентности

Профессионально успешные

Профессионально неуспешные

Социально-коммуникативная адаптивность

25,6

30,8

30,5

31,2

Толерантность

31,6

38,2

Оптимизм

29,1

28,4

Фрустрационная толерантность (противостояние жизненным трудностям)

26,8

40,4

Данные таблицы 3 можно представить в виде рисунка.

Рисунок 3 — Средние значения (в баллах) показателей коммуникативной компетентности профессионально успешных и неуспешных фармацевтов-провизоров

По данным, приведенным в таблице 3 и рисунке 3, можно выявить следующие тенденции в показателях коммуникативной компетентности профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров.

Показатели социально-коммуникативной адаптивности, профессионально успешных фармацевтов-провизоров находятся на уровне ниже среднего, профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров — на границе между средним и ниже среднего уровнями. Выявлена тенденция увеличения показателей социально-коммуникативной адаптивности от профессионально успешных к профессионально неуспешным фармацевтам-провизорам.

Таким образом, как профессионально успешные, так и профессионально неуспешные фармацевты-провизоры обладают достаточной гибкостью в общении, умением взаимодействовать с самыми различными людьми, приспосабливаться к изменяющимся социальным обстоятельствам. Профессионально успешные фармацевты-провизоры несколько превосходят по социально-коммуникативной адаптивности профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров.

Показатели стремления к согласию профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров находятся на границе между средним и ниже среднего уровнями (различаются незначительно).

Таким образом, как профессионально успешные, так и профессионально неуспешные фармацевты-провизоры стремятся по большему кругу вопросов иметь собственную точку зрения и отстаивать ее, при этом способны договариваться.

Показатели толерантности профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров находятся на среднем уровне. При этом наблюдается тенденция снижения показателей толерантности от профессионально неуспешных к профессионально успешным фармацевтам-провизорам.

Таким образом, профессионально успешные фармацевты-провизоры более терпимы к чужому мнению, взглядам, привычкам, чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры.

Показатели фрустрационной толерантности (противостояние жизненным трудностям) профессионально успешных фармацевтов-провизоров находятся на уровне ниже среднего, профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров — на границе между средним и выше среднего уровнями.

Выявлена тенденция выраженного увеличения показателей фрустрационной толерантности от профессионально успешных к профессионально неуспешным фармацевтам-провизорам.

Таким образом, у профессионально успешных фармацевтов-провизоров более выражены способность противостоять разного рода трудностям, саморегуляция эмоциональных состояний, умение владеть собой в эмоциогенных ситуациях, речевая сдержанность, чем у профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров.

Показатели оптимизма профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров находятся на уровне ниже среднего (различаются незначительно), что свидетельствует о том, что у них присутствует жизнелюбие, жизнерадостность, вера в себя, в свои возможности.

Таким образом, у профессионально успешных фармацевтов-провизоров более выражены социально-коммуникативная адаптивность, толерантность и фрустрационная толерантность по сравнению с профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами. В показателях стремления к согласию и оптимизма значимых различий не наблюдается.

Рассмотрим средние значения показателей коммуникативной компетентности по тесту коммуникативных умений Л. Михельсона в группах профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров, представленных в таблице 4 и рисунке 4.

Таблица 4 — Средние значения (в баллах) показателей коммуникативной компетентности профессионально успешных и неуспешных фармацевтов-провизоров по тесту Л. Михельсона

Показатели

Профессионально успешные

Профессионально неуспешные

Зависимые позиции в общении

5,9

6,3

Компетентные позиции в общении

18,6

13,2

Агрессивные позиции в общении

2,5

7,4

Данные таблицы 4 можно представить в виде рисунка.

Рисунок 4 — Средние значения (в баллах) показателей коммуникативной компетентности профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров по тесту Л. Михельсона

По данным, приведенным в таблице 4 и рисунке 4, можно выявить следующие тенденции в показателях коммуникативной компетентности профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров.

В группах профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов провизоров преобладают компетентные позиции в общении. При этом профессионально успешные фармацевты-провизоры имеют более высокие значения показателей компетентной позиции в общении, чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры. Наблюдается увеличение показателей компетентного общения от профессионально неуспешных к профессионально успешным фармацевтам-провизорам.

В группе профессионально успешных фармацевтов провизоров выявлено наименьшее количество агрессивных позиций в общении. Зависимые позиции в общении занимают срединное положение, но также являются невыраженными.

В группе профессионально неуспешных фармацевтов провизоров наименее выражены зависимые позиции в общении. Агрессивные позиции в общении занимают срединное положение.

При этом профессионально неуспешные фармацевты-провизоры имеют более высокие значения показателей агрессивной позиции в общении, чем профессионально успешные фармацевты-провизоры. Наблюдается увеличение показателей агрессивного общения от профессионально успешных к профессионально неуспешным фармацевтам-провизорам.

По показателям зависимых позиций в общении наблюдается их незначительное преобладание у профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров над профессионально успешными.

В целом в обеих группах преобладают компетентные позиции в общении. Профессионально успешные фармацевты-провизоры чаще занимают компетентные позиции в общении, чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры.

Профессионально неуспешные фармацевты-провизоры чаще занимают агрессивные позиции в общении, чем профессионально успешные фармацевты-провизоры. Данная тенденция в большей степени проявляется в реагировании на справедливую и несправедливую критику, задевающее и провоцирующее поведение со стороны собеседника, умении ответить отказом на чужую просьбу, умении самому оказать сочувствие, поддержку, умении вступить в контакт с другим человеком.

3.3 Выявление статистических различий в показателях коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров с разным уровнем профессиональной успешности

Для выявления статистических различий в показателях коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров с разным уровнем профессиональной успешности применялся метод сравнения двух выборок с помощью параметрического критерия математической статистики t-критерия Стьюдента. Для подсчёта t-критерия Стьюдента использовалась система автоматического подсчета «Statistika» на www. psyсhol-ok. ru.

Обозначим уровни значимости t-критерия Стьюдента для N = 40: t кр = 2,024 при (р ≤ 0,05), 2,712 при (p ≤ 0,01), 3,566 при (p ≤ 0,001).

В таблицах 5, 6 представлены результаты проведенных математических вычислений по оценке выраженности различий в показателях коммуникативной компетентности опросника «Коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, теста «Коммуникативные умения» Л. Михельсона между профессионально успешными и профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами.

Таблица 5 — Значения t-критерия Стьюдента по оценке различий в показателях коммуникативной компетентности опросника Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк между профессионально успешными и неуспешными фармацевтами-провизорами

Показатели коммуникативной компетентности

Значения t-критерия Стьюдента

Уровень значимости

Социально-коммуникативная адаптивность

3,261

р ≤0,01

Стремление к согласию

0,317

р > 0,05

Толерантность

5,932

р ≤0,001

Оптимизм

0,504

Фрустрационная толерантность (противостояние жизненным трудностям)

9,420

р ≤0,001

В результате проведенного статистического анализа выявлены значимые различия в показателях социально-коммуникативной адаптивности (р ≤ 0,01) между профессионально успешными и профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами. Показатели социально-коммуникативной адаптивности профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров значимо превышают данные показатели профессионально успешных фармацевтов-провизоров.

Также выявлены значимые различия (р ≤ 0,001) в показателях толерантности, между профессионально успешными и профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами. Показатели толерантности, профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров значимо превышают данные показатели профессионально успешных фармацевтов-провизоров.

В результате подсчёта t-критерия Стьюдента выявлены значимые различия в показателях фрустрационной толерантности между профессионально успешными и профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами. Показатели фрустрационной толерантности профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров значимо превышают данные показатели профессионально успешных фармацевтов-провизоров.

Таким образом, профессионально успешные фармацевты-провизоры обладают значимо более высокой социально-коммуникативной адаптивностью (гибкостью в общении, умением взаимодействовать с самыми различными людьми, приспосабливаться к изменяющимся социальным обстоятельствам), толерантностью (более терпимы к чужому мнению, взглядам, привычкам), фрустрационной толерантностью (противостоянием жизненным трудностям, саморегуляцией эмоциональных состояний), чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры.

Между показателями оптимизма, стремления к согласию профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров статистически значимых различий не выявлено.

Рассмотрим результаты проведенных математических вычислений по оценке выраженности различий в показателях коммуникативной компетентности теста «Коммуникативные умения» Л. Михельсона, представленные в таблице 6.

Таблица 6 — Значения t-критерия Стьюдента по оценке выраженности различий в показателях коммуникативной компетентности теста Л. Михельсона между профессионально успешными и неуспешными фармацевтами-провизорами

Показатели коммуникативной компетентности

Значения t-критерия Стьюдента

Уровень значимости

Зависимые позиции в общении

0,529

р > 0,05

Компетентные позиции в общении

8, 784

р ≤0,001

Агрессивные позиции в общении

6,271

р ≤0,001

В результате проведенного статистического анализа выявлены значимые различия в показателях компетентных позиций в общении (р ≤ 0,001) между профессионально успешными и профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами.

Показатели компетентных позиций в общении профессионально успешных фармацевтов-провизоров значимо превышают данные показатели профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров.

Также выявлены значимые различия в показателях агрессивных позиций в общении (р ≤ 0,001) между профессионально успешными и профессионально неуспешными фармацевтами-провизорами. Показатели агрессивных позиций в общении профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров значимо превышают данные показатели профессионально успешных фармацевтов-провизоров.

Между показателями зависимых позиций в общении профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров статистически значимых различий не выявлено.

Таким образом, профессионально успешные фармацевты-провизоры являются статистически значимо более компетентными и менее агрессивными в профессиональном взаимодействии, чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры.

3.4 Выводы по результатам эмпирического исследования

В результате проведённого анализа результатов эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. По результатам опросника «Коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк профессионально успешные фармацевты-провизоры аптеки обладают значимо более высокой социально-коммуникативной адаптивностью (гибкостью в общении, умением взаимодействовать с самыми различными людьми, приспосабливаться к изменяющимся социальным обстоятельствам), толерантностью (более терпимы к чужому мнению, взглядам, привычкам), фрустрационной толерантностью (противостоянием жизненным трудностям, саморегуляцией эмоциональных состояний), чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры.

Соответственно профессионально неуспешные фармацевты-провизоры аптеки обладают меньшей социально-коммуникативной адаптивностью (меньшей гибкостью в общении, умении взаимодействовать с самыми различными людьми), толерантностью (могут проявлять нетерпимость к неопределенности, предпочтение следовать четким устоявшимся взглядам), фрустрационной толерантностью (могут проявлять раздражение, неудовольствие при появлении преграды, несдержанность, в том числе речевую), по сравнению с профессионально успешными фармацевтами-провизорами.

Профессионально успешные и профессионально неуспешные фармацевты-провизоры стремятся по большему кругу вопросов иметь собственную точку зрения и отстаивать ее, при этом способны договариваться; у них присутствует жизнерадостность, вера в себя, в свои возможности.

2. По результатам теста «Коммуникативные умения» Л. Михельсона в группах профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров преобладают компетентные позиции в общении.

При этом профессионально успешные фармацевты-провизоры имеют значимо более высокие значения показателей компетентной позиции в общении, чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры. Профессионально неуспешные фармацевты-провизоры имеют значимо более высокие значения показателей агрессивной позиции в общении, чем профессионально успешные фармацевты-провизоры.

Данная тенденция в большей степени проявляется в реагировании на справедливую и несправедливую критику, задевающее и провоцирующее поведение со стороны собеседника, умении ответить отказом на чужую просьбу, умении самому оказать сочувствие, поддержку, умении вступить в контакт с другим человеком.

. В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза о существовании различий в коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведенного теоретико-эмпирического исследования коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности были решены поставленные задачи.

Проведен теоретический анализ подходов к проблеме успешности профессиональной деятельности, уточнено понятие успешность профессиональной деятельности; рассмотрены профессиональная успешность фармацевта-провизора аптеки и связь профессиональной успешности фармацевта-провизора с его коммуникативной компетентностью.

Успешность деятельности в работе рассматривается как наличие «удачных» действий, которые могут и не отражаться прямо на продуктивности, но либо вести к ее повышению в будущем, либо позитивно отражаться на деятельности партнеров по взаимодействию. Успешной можно считать деятельность, если ее результаты обладают необходимой социальной и личностной значимостью и, в целом, соответствуют первоначально поставленным целям. Успешность деятельности предполагает наличие обратной связи в виде оценок окружающими результатов и способов деятельностной активности личности, а также в различных формах собственной оценки личностью своих удачных (или неудачных) способов, средств и результатов самовыражения.

В качестве оценочных критериев успешности профессиональной деятельности фармацевта-провизора аптеки выделены: удовлетворенность потребителей труда; удовлетворенность субъекта труда, объективные показатели результативности деятельности (объем продаж, результативно обслуженное количество клиентов).

В работе особое внимание уделено коммуникативной стороне деятельности фармацевтов-провизоров аптек, поскольку она является одним из ведущих компонентом деятельности данных специалистов. Коммуникативная компетентность рассматривается через умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Коммуникативная компетентность обеспечивает успешность исхода продажи. Отличительной особенностью коммуникации фармацевтов-провизоров аптек является высокий уровень эмоциональной напряженности и частое попадание в состояние фрустрации из-за возможных обвинений, претензий, вероятности отказа со стороны особой категории клиента на любом этапе взаимодействия.

На основании проведенного теоретического анализа литературы были выделены коммуникативные характеристики, определяющие возможную успешность профессиональной деятельности фармацевтов-провизоров аптеки: коммуникативная компетентность, чувство эмпатии, эмоциональная устойчивость, толерантность.

В процессе эмпирического исследования в отобранных группах профессионально успешных и профессионально неуспешных фармацевтов-провизоров аптеки изучались показатели коммуникативной компетентности с помощью опросника «Коммуникативная компетентность» Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, теста «Коммуникативные умения» Л. Михельсона.

Далее проводился сравнительный анализ, и выявлялись различия в показателях коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптеки с разным уровнем профессиональной успешности.

В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты.

Профессионально успешные фармацевты-провизоры аптеки обладают значимо более высокой социально-коммуникативной адаптивностью (гибкостью в общении, умением взаимодействовать с самыми различными людьми, приспосабливаться к изменяющимся социальным обстоятельствам), толерантностью (более терпимы к чужому мнению, взглядам, привычкам), фрустрационной толерантностью (противостоянием жизненным трудностям, саморегуляцией эмоциональных состояний), чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры. Также профессионально успешные фармацевты-провизоры являются статистически значимо более компетентными и менее агрессивными в профессиональном взаимодействии, чем профессионально неуспешные фармацевты-провизоры.

Профессионально неуспешные фармацевты-провизоры аптеки обладают меньшей социально-коммуникативной адаптивностью (меньшей гибкостью в общении, умении взаимодействовать с самыми различными людьми), толерантностью (могут проявлять нетерпимость к неопределенности, предпочтение следовать четким устоявшимся взглядам), фрустрационной толерантностью (могут проявлять раздражение, неудовольствие при появлении преграды, несдержанность, в том числе речевую), по сравнению с профессионально успешными фармацевтами-провизорами.

Как профессионально успешные, так и профессионально неуспешные фармацевты-провизоры стремятся по большему кругу вопросов иметь собственную точку зрения и отстаивать ее, при этом способны договариваться; у них присутствует жизнерадостность, вера в себя, в свои возможности. В целом в обеих группах преобладают компетентные позиции в общении.

Полученные результаты исследования могут послужить основой для профотбора, аттестации фармацевтов-провизоров, построения системы профессионального обучения и развития профессиональной успешности и коммуникативной компетентности фармацевтов-провизоров аптек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Абульханова, К. А. Социальное мышление личности / К. А. Абульханова // Современная психология: состояние и перспективы исследований. — Ч. 3. — Социальные представления и мышление личности. — М. : ИП РАН, 2002. — С. 88-103.

2.      Альбуханова-Славская, К. А. Проблема личности в психологии / К. А. Абульханова-Славская // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М. : ИП РАН, 2001. — С. 270-373.

3.         Александрова, Н. В. Коммуникативная компетентность — эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) / Н. В. Александрова, В. А. Тарабанова, Э. Г. Эйдемиллер // Журнал практического психолога. — 1999. — № 7-8. — С. 15-21.

4.         Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2002. — 288 с.

5.      Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 384 с.

.        Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 174 с.

.        Батаршев, А. В. Психология личности и общения / А. В. Батаршев. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 246 с.

.        Блинова В.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учеб.-метод. пособие / В. Л. Блинова, Ю. Л. Блинова. — Казань: ТГГПУ, 2009. — 222 с.

9.   Бодалев, А. А. Личность в общении / А. А. Бодалев. — М. : Педагогика, 1983. — 272 с.

10.       Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. — М. : ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.

11.    Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. — 2-е изд., доработ. — Самара : Дом печати, 1999. — 128 с.

.        Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. — Под ред. чл.-корр. РАН, проф. А. В. Брушлинсклого. — М. : Академический проект, 2000. — 320 с.

.        Буева, Л. П. Человек : деятельность и общение / Л. П. Буева. — М. : Мысль, 1978. — 325 с.

.        Вержинская, Е. А. Профессионально-коммуникативная компетентность как фактор успешности профессиональной деятельности будущего специалиста / Е. А. Вержинская // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. (приложение «Педагогические науки»).

— C. 11.

.        Деркач, А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. Психолого-акмеологические основы / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — М. : МААН, 1998. — 178 с.

.        Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. — М. : РАГС, 2000. — 536 с.

.        Джеймс, У. Введение в философию. Проблемы философии / У. Джеймс, Б. Рассел. — М. : Республика, 2000. — 318 с.

.        Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. … док. психол. наук : 19.00.03 / Юрий Николаевич Емельянов. — Л., 1991. — 36 с.

19.       Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. — М. : МГУ, 1991. — 96 с.

21.    Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — М. : Академический проект, 2005. — 336 с.

.        Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? : (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 20-26.

23. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. — Киев : Наукова думка, 1981. — 115 с.

24.       Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — М. : АПКиППРО, 2008. — 165 с.

25.    Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2008. — 432 с.

.        Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. — М. : Политиздат, 1988. — 319 с.

.        Карпович, Т. Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т. Н. Карпович. — Мозырь : Содействие, 2007. — 164 с.

28.       Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. — М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 359 с.

29.    Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М. : Институт практической психологии; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 400 с.

.        Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2007. — 302 с.

31. Котарбинский, Т. Трактат о хорошей работе / Т. Котарбинский. — Под ред. проф. Г. Х. Попова; пер. с польск. Л. В. Васильева и В. И. Соколовского. — М. : Экономика, 1975. — 302 с.

32.    Королева, Н. И. Клиентоориентированные технологии как показатель коммуникативной компетентности в сервисной деятельности: монография / Н. И. Королева. — СПб. : СПб. гос. ун-т сервиса и экономики, 2010. — 171 с.

.        Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина. — М. : Гос. Изд-во Иностранных и Национальных словарей, 1952. — 488 с.

.        Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования / А. А. Леонтьев // Методологические проблемы социальной психологии. — М. : Наука, 1975. — С.106-123.

.        Леонтьев, А. А. Психология общения : учеб. пособие / А. А. Леонтьев. — 3-е изд. — М. : Смысл, 1999. — 365 с.

.        Либин, А. В. Дифференциальная психология: учеб. пособие / А. В. Либин. — М. : Смысл, 1999. — 534 с.

37.       Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М. : Наука, 1984. — 444 с.

38. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов. — М. : Наука, 1981. — 326 с.

39.    Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.

.        Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. A. M. Татлыбаева; вступ. ст. Н. Н. Акулиной. — СПб. : Евразия, 1999. — 479 с.

41. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М. : Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.

42.    Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. — М. : Речь, 2004. — 416 с.

.        Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка : монография / Департамент по языковой политике. — Страсбург: Московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2005. — 256 с.

.        Панферов, В. Н. Деятельность и общение / В. Н. Панферов. — М. : Психология, 1986. — 352 с.

.        Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально- психологический тренинг / Л. А. Петровская. — М. : МГУ, 1989. — 216 с.

46.       Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / под общ. ред. В. А. Бодрова. — М. : ПЕР СЭ, 2003. — 768 с.

47.    Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. — М. : ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.

.        Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М. : ИПП; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 312 с.

.        Психология : Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат, 1990. — 494 с.

.        Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. — М. : Когито-Центр, 2002. — 396 с.

.        Родина, О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» / О. Н. Родина // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — М., 1996. — № 3. — С. 60-68.

.        Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 720 с.

.        Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. — СПб. : Питер, 2004. — 224 с.

.        Самоукина, Н. В. Настольная книга директора по персоналу / Н. В. Самоукина. — М. : Эксмо, 2009. — 528 с.

.        Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2000. — 350 с.

.        Сидоров, К. Р. Концепт «уровень притязаний» в истории зарубежной психологии / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. — Ижевск, 2008. — № 2. — С. 56-62.

57.       Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология / Ю. К. Стрелков. — М. : Академия; Высшая школа, 2001. — 360 с.

58.    Творогова, Н. Д. Я в контексте психологии успеха / Н. Д. Творогова // Мир психологии. — М., 2002. — №2. — С. 53-60.

.        Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М. : Педагогика, 1961. — 536 с.

.        Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. — Т. 1. — М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. — Репринт. изд. — М. : Изд-во Иностранных и Национальных словарей, 2010.

.        Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности / В. А. Толочек. — М. : Смысл, 2000. — 199 с.

.        Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. — СПб. : Питер, 2005. — 479 с.

.        Тутушкина, М. К. Современная практическая психология/ М. К. Тутушкина. — СПб. : Академия, 2005. — 432 с.

.        Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М. : Институт Психотерапии, 2002. — 490 с.

.        Фонарев, А. Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала / А. Р. Фонарев // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 104-109.

.        Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — №2. — С. 58-64.

.        Шадриков, В. Д. Деятельность и способность (Программа «Обновление гуманитарного образования в России») / В. Д. Шадриков. — М. : Логос, 1994. — 287 с.

.        Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 8. — С. 26-27.

.        Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Логос, 1996. — 320 с.

.        Якобсон, П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. — М. : Знание, 1973. — 32 с.