оглавление
Введение ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ 1.1. Психологические основы познавательной деятельности 1.2. Окружающий мир как источник познания о неживой природе ГЛАВА II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Условия организации исследовательской деятельности в ДОУ 2.2. Методики проведения исследовательской работы с дошкольниками по ознакомлению с неживой природой ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ 3.1. Диагностическая работа по выявлению уровня знаний у дошкольников о неживой природе на начальном этапе исследования 3.2. Формирование знаний у дошкольников о неживой природе в исследовательской деятельности 3.3. Диагностическая работа по выявлению эффективности использования исследовательской деятельности в формировании знаний у дошкольников о неживой природе ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы Приложения 3 6 6 9 14 14 20 28 28 37 42 48 52 55
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает страданий при невозможности открывать что-то новое. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Удовлетворяя свою любознательность в процессе исследовательской деятельности, в естественной форме проявляющейся в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой — начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Проблему познавательной активности детей ученые, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Условием развития познавательной активности, вознесения её на высшую ступень являются практические исследовательские действия самого ребёнка. Ученые (Н. Н. Поддьяков, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.) под познавательной активностью понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности и определяющую необходимость решать задания, стоящие перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Экспериментально исследовательская деятельность как метод экологического ...
... Задачи исследования: 1. Изучить особенности экологического воспитания дошкольников и организации экспериментально - исследовательской деятельности. 2. Определить критерии и оценить уровни сформированности ... расширению и углублению представлений дошкольников о природе; - Развитие у детей соответствующих содержанию знаний, познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о ...
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда — условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).
Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом — природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска»).
Однако, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования по-прежнему разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и — что самое главное — отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога — не пересекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Использование занимательного материала как средства активизации ...
... аспекты активизации познавательной деятельности дошкольников 1.1 Понятие и сущность познавательной деятельности дошкольника познавательный дошкольник занимательный активность Познавательная деятельность - это ... исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности. По мнению Р.С. Немова, познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, ...
Проблема: как использовать исследовательскую деятельность в ознакомлении дошкольников с неживой природой
Объект: процесс ознакомления дошкольников с неживой природой
Предмет: исследовательская деятельность дошкольников
Цель: выявить условия и методы организации исследовательской деятельности по ознакомлению дошкольников с неживой природой
Задачи:
1. раскрыть психологическую основу познавательной деятельности у дошкольников
2. рассмотреть содержание знаний о неживой природе для детей дошкольного возраста
3. изучить условия организации исследовательской деятельности в ДОУ
4. провести экспериментальную работу по выявлению особенностей исследовательской деятельности в формировании у дошкольников знаний о неживой природе
5. проанализировать результаты контрольного этапа и сформулировать выводы.
Гипотеза: исследовательская деятельность способствует формированию знаний у дошкольников о неживой природе при условиях:
1) включения ее в разнообразные формы познавательной деятельности;
2) использования разнообразной тематики исследовательской работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ
1.1. Психологические основы познавательной деятельности
Любой человек находится в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности. Дошкольное детство — период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него
ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это также период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения
и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально — потребностной сферы. Центральное новообразование этого возраста — развитие внутренней позиции и самосознания. Проблема
познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности [4, 12].
Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка [12, 35]. Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую и систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение. Развитие личности осуществляется как присвоение ребёнком многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п., в ходе которого ребёнок обретает самосознание. Основная функция умственного воспитания детей дошкольного возраста — формирование познавательной деятельности, т.е.
процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей ...
... Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса к продуктивной деятельности детей дошкольного возраста Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы ... что особо привлекает к себе ........ Список литературы 1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Практикум по психодиагностике / Э.А. ...
такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Умственное воспитание — планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний,
необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Познавательные процессы — психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление
и воображение [8, 16]. Познание невозможно без речи и внимания. Умственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из задач — воспитание любознательности и познавательных интересов.
Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в
какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Исходя из этого, А. В. Запорожец выделил отдельную задачу умственного воспитания — формирование
системы элементарных знаний и явлений окружающей жизни, как условие умственного роста. Для полноценного умственного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность — умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удаётся правильно решить практическую
или умственную задачу.
Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях М. М. Алексеева, В. И. Яшина справедливо отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках,
действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить — значит
думать [2, 64].
Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И. М. Сеченов говорил о «прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической
организации ребёнка — безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь». И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов,
устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность, свойственная ребенку уже с раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру [6, 14].
После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания ...
... также использование новых форм по организации кружковой деятельности по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной ...
Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем связи и закономерности [17, 3].
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое, такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание [15, 8].
Таким образом, познавательная активность — это меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ребёнка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
1.2. Окружающий мир как источник познания о неживой природе
Природа, окружающий мир — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. По мнению Николаевой С. Н. дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает свойства природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение [17, 4]. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, у них развивается любознательность [11, 60].
Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
... сюжетно-ролевых игр и их возможности в трудовом воспитании детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том, что трудовое воспитание детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе будет успешным в ...
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей [34, 14].
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения [24, 20].
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Ве……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Издательство «Просвещение», 1968. — 160 с.
2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Т. М. Бубнова. — М.: Сфера, 2007. — 208 с.
3. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская Энциклопедия», 1987.
4. Брежнева О. Формирование познавательной активности у старших дошкольников/ О. Брежнева//Дошкольное воспитание.- 1998.- № 2.- С.12
5. Буркова Л. Воспитываем почемучек/Л. Буркова//Дошкольное воспитание. — 1993. — № 1.- С. 4.
6. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности/ А. Г. Волостникова — М.: Академия, 2008. — 134 с.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования/ Л. С. Выготский.- М.: АПН РСФСР, 1956. — 478 с.
8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности/Д. Годовикова// Дошкольное воспитание. — 2006.- № 1. — С. 16-17
9. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников/ Н. С. Голицына. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 39 с.
10. Грехова Л. И. В союзе с природой. — 5-е изд., испр. и доп./Л. И. Грехова. — М.: Илекса, 2007. — 288 с.
11. Локтионова З. А. Поисково — познавательная работа в детском саду/ З. А. Локтионова, В. В. Варыгина// Методист. — 2006. № 8. — С. 60-64.
Организация наблюдения в природе со старшими дошкольниками
... и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1997. 8. Бабкова Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное ... педагогики; - теоретические основы экологического образования и воспитания детей, представленные в психолого-педагогических исследованиях С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Н.И. Кондратьевой, Л.М. Маневцевой ...
12. Гризик Т. И. Методологические основы познавательного развития детей/Т. И. Гризик // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. — С. 35
13. Дусавицкий, А. К. Воспитывая интерес./А. К. Дусавицкий. — М.: Знание, 1984. — 80 с.
14. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет// Н. М. Зубкова. — М.: Речь, 2012. — 64 с.
15. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/А. И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.
16. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/С. А. Козлова. — М., 1988. — 274 с.
17. Ладывир С. О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей/С. О. Ладывир// Дошкольное воспитание. — 2004.- № 5.- С. 3-6.
18. Мир природы и ребенок: Учебное пособие. / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: Детство-пресс, 2003. — 319 с.
19. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб./М. М. Марковская — М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
20. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: «Детство пресс», 2000. — 319 с.
21. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
22. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства/С. Н. Николаева. — М.: Мозаика-синтез, 2004. — 112 с.
23. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей/ С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2007. — 336 с.
24. Николаева С. Н. О некоторых вопросах экологического воспитания/С. Н. Николаева// Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 20.
25. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.
26. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях» / под ред. С. А. Веретенниковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
27. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /под ред. Прохоровой Л.Н. Изд. 2-е, испр., доп.- М: Аркти, 2004. — 64 с.
28. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста/Н. Н. Поддъяков. — М., 1996. — 176 с.
29. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2008. — 432 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т./С. Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1989. Т 1. — 488 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т./С. Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1989. Т 2. — 322 с.
32. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/Н. А. Рыжова. — М.: «Карапуз», 2001.- 420 с.
Концепция воспитания школьников по методике н.Е.Щурковой
... положенные в основание программы: Добра, Истина, Красоты. Основаниями Программы воспитания являются: •педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры; •педагогическое представление о слагаемых ... согласии (либо противоречии) с этим миром. Создание созидательной Программы воспитания базируется на вычленении из контекста, многоплановой, многоцветной противоречивой жизни в ее ...
33. Савенков А. И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании/А. И. Савенков// Детский сад от А до Я. — 2004 — № 2. — С. 24-29.
34. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности /О. Чехонина// Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С. 13-16.
35. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие/ Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с