ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА I. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………

9

1.1. Семья как институт социализации и индивидуализации личности ……………………………………………………………………………

9

1.2. Семья в системе социально-психологических ценностей старшего школьника………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………..

30

53

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ………………………………

56

2.1. Организация и результаты исследования……………………. 56

2.2. Методические рекомендации по формированию ценностного отношения к семье у старших школьников …….

Выводы…………………………………………………………..

65

79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………

81

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….. 85

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………… 90

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Начиная с 90-х годов ХХ века, проблемы личной жизни человека интенсивно исследовались психологами, социологами, историками, экономистами и представителями других наук. Сфера личной (частной) жизни является сложной теоретической историографической и методологической проблемой. Понятие частной жизни имеет не только обыденное, но и научное содержание. Понятие «частное/приватное» и «публичное» стали научными терминами лишь последние десятилетия (Репина Л.П., 1996).

8 стр., 3929 слов

Этапы жизни семьи

... возникать независимо от этапов жизни семьи. Основан на специальных исследованиях кризисных ситуаций в семье. Выделено два критических периода супружеских отношений, которые продолжаются около года: ... приходит к равновесию, все члены семьи условно автономны. Семья людей старшего возраста. Возобновляются супружеские отношения. Придаётся новое содержание семейным функциям (П: воспитательная функция ...

Это объясняется тем, что трудно найти человека, у которого не было бы «проблем» в собственной частной жизни.

К настоящему времени стало понятно, что личная сфера выступает как функция развития других социальных сфер и вместе с тем как один из важнейших индикаторов выявления ситуации в обществе. Анализ этой сферы — неотъемлемая часть анализа любого общества. Особый интерес к сюжету личной жизни и личных отношений связан с кризисом духовных ценностей, господствовавших до 80-х годов ХХ столетия. В последние десятилетия приверженность этим ценностям все чаще трактуется как свидетельство архаики и потому провозглашается отказ от них. Концепция «человека-винтика» сменилась не менее опасной концепцией вседозволенности. В противовес этому превозносятся спонтанные эмоции, подчеркнутая пренебрежительность к комфорту, полная индивидуальная раскованность, кратковременные союзы как антитеза моногамной семье.

С самого начала становления истории семьи как самостоятельной научной дисциплины наряду с ключевым вопросом об историчности современной формы семьи, был поставлен ряд проблем, имеющих отношение к частной (личной) жизни: об отсутствии понятия «privacy» и разграничения частного и публичного в домашней жизни доиндустриальной эпохи, а также «о прогрессе индивидуализма в лоне семьи». Примечательно, что из всех разнообразных сторон и сюжетов семейной жизни была выделена сфера эмоционально окрашенных родственных отношений, главным образом между мужем и женой, родителями и детьми.

В течение длительного времени проблема личного и личностного в связи с приоритетом коллективного (группового) была сдвинута на “обочину” исследовательского поиска, что не давало возможности понять возникновение тенденций к личностному росту под влиянием происходящих внутриличностных изменений, а также осмыслить значимость детерминант, обусловливающих его.

После длительного навязывания социумом представлений о второстепенности личного, частного, приватного наступило время признания личного и субъектного в качестве приоритетных ценностей. В связи с этим вопросы соотношения личного и общественного, частной сферы и публичной, индивидуального выбора и его социального резонанса приобретают особую значимость и актуальность. Их решению способствует стремление исследователей личности (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, А.Б.Орлов, А.В.Петровский, В.А.Петровский, З.И.Рябикина, Г.А.Цукерман, В.Сатир и др.) операционализировать понятие субъектности как способности стать автором своего бытия в мире.

В связи с этим возникает возможность на новом парадигмальном уровне осмыслить проблемы личных, в том числе и семейных отношений, и дать новую трактовку многих вопросов психологии семьи, которые до сих пор остаются недостаточно исследованными. Среди них, прежде всего формирование ценностного отношения к семье у нынешнего поколения молодых.

К числу личных отношений и вызываемых ими эмоций относятся: любовь, влюбленность, дружба, товарищество, соседство, приятельство и другие, которые остаются все еще мало изученными. Масштаб представленности этих отношений и эмоций в сознании и реальной жизни человека трудно переоценить. Одной из особенностей личных переживаний является их интимность и большая ценность для субъекта.

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...

... чувства, переживаний, особенностей представления, отношения и т.д. Различные рисуночные тесты и графологические методы широко используются в практике исследования личности во всех областях современной ... Предмет: возможности применения графических методов в исследовании личности. Задачи: 1. На основе данных литературы рассмотреть проблему исследования личности в психологии. 2. Раскрыть сущность ...

Личные отношения играют особую роль в становлении и развитии человека, приводя к разнообразным конструктивным и деструктивным следствиям, так как они позволяют эксплицировать его сущностные духовные начала, умножая и увеличивая личностный потенциал взаимодействующих субъектов. Однако понимание сущности и глубины личной сферы и испытываемых в связи с нею эмоций не приходит само собой. Оно формируется той системой отношений, в которую оказывается вовлеченным растущий человек.

Развивающийся человек затрудняется сделать выбор и принять решения по поводу того, как строить отношения с близкими, как выбирать партию в браке, как относится к успехам и неудачам в личных отношениях, к кому обращаться за советом по поводу своих интимных отношений и др. Это связано с понятием частной жизни и имеет не только субъективную, но и научную значимость.

Становление и развитие личности связано не только с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, но и, прежде всего с формированием умений строить отношения с другими. Юношеский возраст является наиболее сензитивным периодом для освоения ценностного ряда, определяющего характер отношения к личной жизни. Юность — время поиска нравственного идеала, формирования цели и жизненной позиции, выбора профессии, подготовки к семейной жизни.

Сопоставительный анализ литературы, посвященной психологии ранней юности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, Я.Л.Коломинский, И.С.Кон, В.А.Крутецкий, М.Ю.Кондратьев, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, М.М.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.) показывает, что названными авторами получены данные, касающиеся личностных новообразований, темпов психического и физического развития, процесса социализации, решения проблем личностного и профессионального самоопределения, изменения внутреннего мира личности, способностей, межличностных отношений и др. Ими установлены возрастные нормы и закономерности, которые оказываются достаточно стабильными, несмотря на социально-политические и социально-экономические изменения, произошедшие со времени публикации работ этих авторов.

Среди проблем юношеской психологии одно из первых мест занимает проблема личных отношений, осмысление значимости которых занимало исследователей юности в разные периоды развития отечественной психологии. Их психологическая характеристика и важность для становления личности подчеркивались исследователями начала и конца ХХ века.

Россия конца ХХ столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Иными становятся требования к становящейся и развивающейся личности, претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности. Динамика социального контекста продуцирует необходимость научного исследования содержания ценностного отношения к семье как социальному институту и поиск эффективных моделей психологической готовности подрастающего поколения к самостоятельному решению жизненных проблем.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...

Объект исследования: развитие личности старшеклассника в образовательном процессе.

Предмет исследования: формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников.

Цель исследования: определить детерминанты, оказывающие решающее влияние на формирование ценностного отношения к семье как социальному институту.

Гипотеза исследования: развитие у старшеклассников представлений о семье как месте удовлетворения проблем, связанных с психологической защитой, сохранением здоровья, личностного пространства, с возможностью личностного и профессионального роста выступает в качестве значимого условия формирования у них ценностного отношения к семье и понимания ее личностно-развивающих возможностей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии исследования, касающиеся личных отношений, включая отношение к семье у старшеклассников, психологии семьи в целом.

2. Выявить теоретические и методологические основания исследований психологии семьи, развития личности и системы ценностей человека.

3. Рассмотреть понятие «ценностное отношение к семье» и выявить его содержательные компоненты.

4. Изучить влияние представлений о семье у старшеклассников на формирование их ценностного отношения к ней.

5. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников.

Этапы исследования:

Первый этап — поисковый, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, разрабатывалась программа исследования.

Второй этап — опытно-экспериментальный, в ходе которого было проведено констатирующее исследование, составлена программа по формированию ценностного отношения к семье у старшеклассников; разработан и апробирован спецкурс «Психология личных отношений».

Третий этап — обобщающий, где были уточнены теоретические выводы и практические рекомендации для школьных психологов и родителей; результаты исследования были оформлены в виде дипломной работы.

Экспериментальной базой явились учащиеся 10-х классов МОУ-СОШ № 20 п. Заветного (г. Армавира) в количестве 46 человек.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психологической, социологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; включенное наблюдение, индивидуальные беседы, интервьюирование, сочинение на тему “Моя будущая семья”, метод незаконченных предложений, «Инсайт тест» и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции активного субъекта жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В.А.Петровский, В.П.Зинченко и др.), современные теории личности (А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Салливен, В.Франкл и др.), теория развития субъекта в онтогенезе (В.И.Слободчиков), основные положения современной теории семьи (Г.М.Андреева, А.И.Антонов, С.И.Голод, И.С.Кон, Ю.Б.Орлов, Н.Пезешкиан, К.Роджерс, В.Сатир, Э.Г.Эйдемиллер и др.), теории развития личности в юношеском возрасте (Л.И.Божович, В.В.Давыдов, Я.Л.Коломинский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, А.М.Прихожан, М.М.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Ш.Бюллер, М.Кле и др.), принципы построения психологических практик (И.В.Дубровина, К.Рудестам, Л.А.Петровская, В.Ромек, В.Сатир и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в работе практических психологов общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений. Разработанная программа опытно-экспериментальной работы может быть эффективно использована при формировании ценностного отношения к семье в юношеском возрасте.

10 стр., 4652 слов

По психологии проблемы неуспеваемости школьников

... творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Однако исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения ... чтобы отчетливо понимать понятийный аппарат проблемы, необходимо обратится к словарю. Исследуя проблему неуспеваемости, мы определили следующие ... что создает многочисленные конфликтные ситуации во взаимоотношениях семьи и школы. Несмотря на то, что ...

Структура и объем работы: дипломная работа изложена на 99 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и пяти приложений……..

Литература

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии, 2003, №5, с. 103-118.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1998.

3. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестник РАН, 1992, № 3, С.34-35.

4. Аристова Н.Г. Образ будущей семьи: внутренние противоречия // Становление брачно-семейных отношений. — М., 1989, С.41-52.

5. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии, 1992, № 1-2.

6. Берн Э. Трансакциональный анализ и психотерапия. — СПб, 1992.

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1998.

8. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал, 1995, Т.16, № 3, — С.137-145.

9. Варга А. Системная семейная психотерапия. — М., 1996.

10. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1996, №3, С.68-76.

11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М, 2001.

12. Вишневский А. Современная семья: идеология и политика // Свободная мысль, 1993, № 11, С.113.

13. Владин В.З., Капустин Д.З. Гармония семейных отношений. — Иркутск, 1991.

14. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал, 2004, №2, с. 17-26.

15. Гозман Л.Я., Гилягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии, 1985, № 2, С.186.

16. Голод С.И. Стабильность семьи: социальные и демографические аспекты. — Л., 1984.

17. Денисова Г.С., Уразгильдиева Н.К. Семья в процессе модернизации современного общества // Проблемы современного общества. — Ростов н/Д, 1996, С.152-166.

18. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

19. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1995, № 2, с.23-34.

20. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социол. исследования, 1995, № 7.

21. Жвинклене А.Б. Согласованность стереотипных представлений у молодых супругов // Семья в представлениях современного человека. — М., 1990. С. 66-77.

22. Захаров А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. — М., 1999, С.106-108.

23. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Мотивация, сексуальность и половое воспитание человека // Школа, 2003, №2, с.35.

12 стр., 5676 слов

Проблема смысла жизни

... зрения изучения русских философов. 1. Проблема понимания смысла жизни человека Зачем человеку знать смысл жизни, можно ли как-нибудь прожить ... взгляд, центральным звеном' данного подхода является проблематика смысла жизни человека. Именно поэтому её актуальность постоянно возрастает в ... успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр. Этот взгляд ...

24. Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни.// Вопросы психологии, 2001,. №3, с. 49-57.

25. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. – СПб, 2002.

26. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации // Вопросы психологии, 2003, № 6.

27. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI в. — Дубна., 2001.

28. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. — Ростов н/Д, 1997.

29. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии, 2003, №1.

30. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1996.

31. Марковская Н.Г., Мытиль А.В. О некоторых подходах к изучению образа семьи // Семья в представлениях современного человека. — М., 1990. С.77-86.

32. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М., 2002.

33. Михеева С. В поисках общего языка // Школьный психолог, 2005, № 9, с. 31-33.

34. Мацковский М.С. Социология семьи. — М., 1989.

35. Немов Р. С. Психологическое консультирование. – М., 2001.

36. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 1995.

37. О положении семей в Российской Федерации. Доклад национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской федерации. — М., 1994.

38. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

39. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. — М., 1995.

40. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. — М., 1993.

41. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. — Ростов н/Д, 1993.

42. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997.

43. Преподавание этики и психологии семейной жизни / Сост. А.С.Красовский. — Минск, 1990.

44. Прихожан А.М. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни // Семья и личность. — М., 1989. — С.184.

45. Проблемы межличностных отношений в курсе “Этика и психология семейной жизни” / Отв. ред. В.А.Кулинич. — Киев, 1988.

46. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1980.

47. Психология подростка / Сост. Ю.И.Фролов. — М., 1997.

48. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. — СПб., 1997.

49. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д .Карвасарского. — СПб., 1998.

50. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.

51. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

52. Семья и общество. Подготовка к семейной жизни. Тексты лекций к курсу “Психология и этика семейной жизни” / Под ред. А.Н.Сизанова. — Минск, 1987.

7 стр., 3283 слов

Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на ...

... Российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвящен- ных разным аспектам семейной жизни. Традиционная китайская семья хорошо изучена как в России, так и за рубежом. Однако современная ... данной работе; в-четвертых, из-за неполной информированности о ситуации с проблемой Л городской семьи в современном Китае российская общественность не пред- ставляет себе полностью всю ...

53. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М., 1989.

54. Семья в представлениях современного человека / Под ред. Г.А.Заикиной, М.С. Мацковского, Е.В.Фотеевой. — М., 1990.

55. Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. — Кишинев, 1991.

56. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.

57. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986, № 6.

58. Смагина Л.В. Психопатический механизм любовного чувства // Современная семья: проблемы и перспективы / Под ред. А.И. Тащевой и др. — Ростов н/Д, 1994.

59. Смирнов Л.М. Системы базовых ценностей и методы их эмпирического исследования. Ментальность россиян / Под ред. И.Г.Дубова. — М., 1997.

60. Степанов С. Супружество как точная наука. // Школьный психолог. — 2003, №8, с. 11.

61. Степанова М.А. Жизненные ориентиры // Школьный психолог, 2005, № 17, с. 14-17.

62. Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии, 2003, № 5, с. 103-120.

63. Тийт Э.-М. А. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодежи // Современная семья. — М., 1982, С.25-39.

64. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987.

65. Фотеева Е.В. Образы мужа и жены: стереотипы обыденного сознания // Семья в представлениях современного человека. — М., 1990, С. 96-115.

66. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1991.

67. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. — М., 1997.

68. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. — Москва — Рига, 1995.

69. Чередниченко В.И. Прикасаясь к будущему. Из опыта преподавания курса «Этика и психология семейной жизни». — М., 1989.

70. Чистякова Т.Ю. Жизненные ценности и планы незамужних женщин // Становление брачно-семейных отношений. — М., 1989, С. 25-41.

71. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности// Психологический журнал, 2004, № 6, с. 5-11.

72. Чуйко Л.В. Браки и разводы. Статистика. — М., 1975.

73. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности — негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии, 1994, № 4, С.45-56.

74. Шадура А. Зачем человеку семья? //Школьный психолог.-2003, №8, с. 4.

75. Шадура А. Удачное добавление к семейной системе. //Школьный психолог. — 2003, №8, стр. 6.

76. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.

77. Эйдемиллер Э.Г., Юстицский В.В. Семейная психотерапия. — М., 1990.