Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства
Выполнил(а) работу
Зыкина Олеся Владимировна
Руководитель работы
К.П.Н. Доцент
Галкина Л.Н.
Челябинск 2012г.
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические аспекты формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
1.1 Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
1.2 Педагогические условия формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Выводы по I главе
Глава II. Изучение особенностей формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
2.1 Диагностика математических представлений у детей раннего возраста
2.2 Реализация педагогических условий в группах раннего возраста
Выводы по II главе
Заключение
Библиография
Введение
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период раннего возраста относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов — это необходимое условие и фундамент математического развития ребенка. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития представлений ...
... развитие детей раннего возраста Предмет исследования: процесс развития представлений о форме у детей раннего возраста через игровую деятельность. Задачи исследования: 1. Дать характеристику особенностей развития детей раннего возраста. 2. Выделить особенности формирования представлений о форме у детей раннего возраста. ...
Практика обучения детей раннего возраста показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети раннего возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 3 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором — третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с 3 года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Следует знакомить с оттенками цвета.
Цель работы-теоретическое обоснование проблемы исследования и определение педагогических условий организации дидактических игр в образовательном процессе при формировании элементарных математических представлений.
Объектом исследования является процесс формирования элементарных математических представлений детей раннего возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования элементарных математических представлений детей раннего возраста.
Гипотеза исследования — процесс формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста будет протекать успешно, если:
— будет осуществляться работа по формированию математических представлений в процессе игровой деятельности;
— будет создана предметно- развивающая среда для организации самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме математического развития детей раннего возраста.
2. Определить условия успешного математического развития детей в группах раннего возраста.
3. Изучить особенности работы по математическому развитию детей раннего возраста в детском саду.
Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста
... Но организовать с оптимальной эффективностью воспитательно-образовательный процесс с детьми раннего возраста в группе непросто, ведь необходимо разобраться в технологиях и ... представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными ...
4. Выделить рекомендации педагогам по организации игровой деятельности и предметно-развивающей среды в группах раннего возраста.
База исследования: МКДОУ №5 , село Октябрьское, Челябинской области.
Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложения.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы — по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств.) Рекомендуемая последовательность и их использование указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Глава 1 Теоретические аспекты формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
1.1 Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста в условиях общественного воспитания.
Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:
-научное обоснование программных требований к уровню раз
вития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
-совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;
-разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
-разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии
... территориальную службу ранней помощи; определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования; обучение и консультирование семьи; оказание первичной помощи ... элементы; поведение и репрезентации; (сохранившиеся в памяти переживания, ролевые представления, влияющие на текущее взаимодействие самого младенца, родителей и психотерапевта). Психотерапевтическое ...
-разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средства и формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.
Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством. То, что ребенок недавно мог делать с помощью взрослого, через некоторое время в результате обучения выполняется им самостоятельно. «Зона ближайшего развития» становится «актуальным» уровнем развития.
Однако до сих пор и в теории, и на практике не изжило себя полностью мнение, что, чем меньше возраст ребенка, тем меньше вмешательства должно быть в процесс его развития. Считается, что приобретение количественных, пространственных, временных представлений совершается само собой, стихийно в повседневной жизни и разнообразной деятельности детей. Существуют попытки жестко определять возрастные возможности в усвоении знаний, отрицать программность обучения маленьких детей. Так, швейцарский психолог Ж. Пиаже считает большой ошибкой думать о том, что ребенок воспринимает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. По его мнению, эти понятия формируются у ребенка самостоятельно и спонтанно.
Продуктивный подход к решению этой задачи сложился в советской педагогике и психологии на основе данных многочисленных исследований. Он заключается в следующем: в условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности детей, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием элементарных математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребенка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.
Под математическим развитием детей следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Проблемы формирования элементов математического представления ...
... Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. ФЭМП подразумевает знакомство с ... Методики исследования. При определении содержания элементарных математических знаний у детей использовалась Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Р ...
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей,
Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при формировании элементарных математических представлений.
Рациональное построение процесса обучения связано с созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особенностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологических процессов у дошкольников служат основой для определения места и длительности занятий по формированию элементарных математических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-познавательных задач и т. д.).
Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построений, либо путем эмпирического опыта. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в нашей стране (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением ее результатов.
Исследования в области формирования элементарных математических представлений у детей непосредственно связаны с практикой и дают научные способы решения ее важнейших проблем. Разрабатываемые содержание, методические приемы, дидактические средства и формы организации работы находят применение в практике формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду. Публикация основных результатов исследования делает их достоянием широких кругов дошкольных работников. Рекомендации ученых учитываются при переработке программы развития элементарных математических представлений в детском саду.
.Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782—1852) и итальянского педагога М. Монтессори (1870—1952).
В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами, величинами, обучения счету, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу и т. д. Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. М. Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты.
Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое ...
... чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми, новым видам деятельности. Поэтому так необходима ... знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, ...
Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать ему детей как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как упражняемость в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, воспроизведение накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер.
Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста, пути совершенствования количественных представлений у детей дошкольного возраста изучены В. В. Даниловой, Л. И. Ермолаевой, Е. А. Тархановой.
Содержание и приемы формирования пространственно-временных представлений определены на основе ряда исследований Т. А. Мусейибовой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман.
Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей с помощью игры разработаны 3. А. Грачевой, Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой.
В настоящее время исследуются возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н.И. Непомнящая), познания детьми количественных и функциональных зависимостей (Л. Н. Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями (Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).
Результаты научных поисков психологов, математиков и педагогов вызвали необходимость в совершенствовании программы развития элементарных математических представлений у дошкольников (были введены разделы «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве и времени»).
Авторы этих работ предлагают формировать математические представления с учетом разнообразных впечатлений, полученных детьми в повседневной жизни. Своеобразно рассматривается ими обучение: доказывая необходимость проведения с детьми игр и упражнений, авторы не рекомендуют строго соблюдать требования к качеству усвоения учебного материала. В ходе обучения значительное внимание уделяется выработке у детей умения применять полученные знания на практике. Это достигается за счет использования в качестве наглядного материала предметов окружающей обстановки, практической и игровой мотивации специальных упражнений.
Развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, игрушки.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
« Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать».
Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм.
Игра — это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.
Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания
1.2 Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Педагогические условия (дидактические средства)- орудия труда педагога и инструменты познавательной деятельности детей.
Средства:
— комплекты наглядно- дидактического материала для занятий;
— оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
— методические пособия для воспитателя и конспекты;
— сборники дидактических игр и упражнений;
— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
среда:
— реализация принципа наглядности;
— адаптация абстрактных математических понятий в доступной форме;
— содействие накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, то есть помощь в осуществлении постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному;
— возможность педагога организовать учебно- познавательную деятельность и управлять ей;
— увеличение объема самостоятельной познавательной деятельности детей;
— расширение возможностей педагога в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач;
— рационализация и интенсификация процесса обучения.
Основной комплект наглядного дидактического материала:
— объекты окружающей среды в натуральном виде (предметы быта, игрушки, посуда, природный материал и т.д.);
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках, на карточках;
— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
Для каждой возрастной группы — свой комплект.
Наглядный материал может быть:
1) Демонстрационный;
2) Раздаточный.
Демонстрационный наглядный материал:
— наборные полотна;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами, знаками действий и сравнения;
— фланелеграф с комплектом плоских изображений;
— мольберт для рисования;
— магнитная доска с геометрическими фигурами, цифрами, знаками действий и сравнения;
— магнитная доска с геометрическими фигурами, цифрами, знаками действий и сравнения;
— полочки для демонстрации наглядных пособий;
— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные;
— модели (« числовая лесенка», календарь и другие);
— логические блоки;
— панно и картинки для составления задач;
— оборудование для проведения дидактических игр;
— приборы (часы, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные вертикальные).
Раздаточный материал:
— мелкие предметы (объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме. материалу);
— карточки;
— наборы геометрических фигур (разные по цвету, размеру, форме, материалу);
— таблицы и модели;
— счетные палочки и т.д.
По целям использования пособия могут быть:
— для обучения детей счету;
— для упражнения в распознавании величины предметов;
— для упражнения в распознавании формы и геометрических фигур;
— для упражнения в пространственной ориентировке; для упражнения в ориентировке во времени.
Занимательный материал, увлекая, развивает детей:
— игрушки-головоломки (кубик Рубика и другие);
— логические упражнения;
— лабиринты;
— комбинаторные задачи (танграм, упражнения на распознавание частей в целом, восстановление целого из частей, изменение фигуры путем перекладывания палочек);
— стихи, считалки, скороговорки, задачи-шутки и т.д.
Занимательный материал расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций.
Требования к занимательному материалу:
— материал должен быть разнообразным;
— должен использоваться в системе, а не эпизодически;
— должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка;
— при использовании занимательного материала необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков;
— использование наглядного материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами.
Пособия для воспитателей должны:
— строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции,
— соответствовать современной дидактической системе: целям, задачам, содержанию, методическим средствам и формам работы в детском саду;
— учитывать передовой педагогический опыт;
— быть удобными для работы: простым, практичным, конкретным.
Конспект- это краткое описание занятия, которое включает:
— цель, задачи;
— перечень наглядных пособий (оборудование);
— освещение хода (этапы) занятия, игры.
Особенности учебно-познавательных книг для семьи и детского сада:
— большой объем познавательного материала;
— сочетание познавательного содержания с художественной формой;
— занимательность, красочность (художественный текст плюс иллюстрации);
— расчет на минимальную методическую подготовку взрослого;
— материал разбит на главы (части), поэтому есть возможность заниматься несколько раз в неделю по 20-25 минут;
— содержание построено последовательно, постепенно.
Вывод
Проблема математического развития детей раннего возраста является актуальной. В основе которой лежит сенсорное развитие ребенка сформированое на чувственной основе представления о цвете, форме, величине, количестве, является основой дальнейшее математическое развитие, математических способностей. Особое внимание вопроса математического развитие детей раннего возраста было уделено в работах выдающихся мыслителей прошлого Я.А. Коменский, И.Г. Ушинский, Л.Н. Толстой, видные деятели за рубежом М. Монтессори, Ф. Фребель и в нашей стране Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер.
Важным для полноценного развития является соблюдение педагогических условий, которые заключаются в подборе игр для обучения детей и создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности детей.
Глава 2. Изучение особенностей формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
2.1 Диагностика математических представлений у детей раннего возраста
Целью опытно-поисковой работы является определения уровня математических представлений у детей раннего возраста (2-3л.): представление о величине, форме, количестве, цвете, пространстве, а так же о состояние развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
1. Цвет Покажи предметы красного, синего, желтого, зеленого цвета.
2. Форма
а. Покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат.
б (Предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета)
Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.
3. Величина
Предлагаются по 2 предмета, резко отличающиеся друг от друга по длине, ширине, высоте.
а. Покажи короткую ленточку. Желтая ленточка короткая, а синяя…(длинная).
б. Покажи широкую дорожку, Синяя дорожка широкая, а красная…(узкая).
в. Покажи высокую елочку.
Найди две одинаковые елочки ( из трех предложенных).
4. Количество
Ребенку дается двухполосная карточка: верхняя полоска — красного цвета, нижняя — синего.
а. Положи на красную полоску 1 матрешку, а на синюю — много грибов.
б. Положи на синюю полоску столько грибов, сколько я положила на красную полоску матрешек.( счет до 3-х)
в. Хлопни столько раз, сколько я поставила грибов на красную полоску ( счет до 3-х)
5. Ориентировка в пространстве
а. Покажи правую руку, левое ухо.
б. Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад.
6. Ориентировка во времени (по картинкам)
а. Что дети делают на картинке?
а) гимнастику б) спят
б. Когда они это делают?
а) утром б) ночью
в. Найди на картинке утро, день, вечер, ночь.
Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу программы «Первые шаги в математику».
Сохранение количества и величины.
Высокий — Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, меньше, поровну, мало, один, много.
Средний — С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребёнок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого. Использует в речи слова, обозначающие количество предметов, качественные признаки.
Низкий — Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов. Для решения поставленной задачи ребёнку необходима активная помощь взрослого. Ребёнок повторяет за взрослым слова, обозначающие количество. На вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов: «Их столько же или стало больше?» — не отвечает или даёт неправильный ответ.
Методика обследования.
Возьми столько же морковок, сколько зайчиков нарисовано на картинке (на образце 5 предметов в линей ном расположении).
Сколько морковок ты взял? Как проверить?
Куклы хотят покататься на машинах. Как узнать, всем ли куклам (5) хватит машин (4)? Хватило ли машин? Чего больше? Что нужно сделать, чтобы покатать и эту куклу?
Свойства предметов.
Высокий — Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, предметов; находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур, тел, предметов.
Средний — Ребёнок называет форму предметов, геометрических фигур, геометрических тел, группирует их.
Низкий — Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета.
Методика обследования.
Д/упр. «Назови геометрическую фигуру (тело)». (Круг квадрат, треугольник; шар, куб);
Д/игра «Найди фигуру такой же формы и размера; формы и цвета»;
Д/упр. «Найди в группе предметы квадратной, круглой, треугольной формы»;
Д/упр. «Отложи сюда все круги (квадраты, треугольники)»; «Отложи сюда большие синие круги; маленькие красные квадраты; большие зелёные треугольники»;
Д/упр. «Чем похожи и чем отличаются»;
Проблемная ситуация: ребёнку предлагается определить и объяснить, можно ли погрузить большие кубы в маленькую машину; прокатить мяч в высокие ворота; провести двух кукол по узкому мостику;
Отношения между предметами.
Высокий — Ребёнок самостоятельно выявляет отношения между группами предметов (по размеру, длине, ширине, толщине, весу) путём практического сравнения, зрительного восприятия. Пользуется словами: короче, чем:; больше, чем : и т. д.
Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, рядом, друг за другом; временные отношения: сначала-потом, раньше-позже, утро-вечер, день-ночь.
Средний — При определении отношений между группами предметов допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Ориентируется в пространственных и временных отношениях. Использует в речи соответствующую терминологию.
Низкий — Выделяет некоторые отношения (размер, длина) между группами предметов по подсказке взрослого. Называет некоторые временные отношения, например, день-ночь, сначала-потом, и пространственные — вверху-внизу, впереди-сзади.
Методика обследования.
Д/упр. «Разложи от самой короткой полоски до самой длинной; от самой широкой ленточки до самой узкой»;
Д/упр. «Где звенит колокольчик?»
Д/упр. С использование наглядности «Когда это бывает?»
Преобразование, воображение, комбинаторские способности.
Высокий — Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, комбинирование. При этом ориентируется на результат. Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывание изображений.
Средний — Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов додумывет, дорисовывает изображённые фигуры.
Низкий — Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии.
Методика обследования.
Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
Д/игра «Волшебные палочки» (Воспитатель предлагает ребёнку составить из палочек стол, кроватку, стул, веточку, телевизор, используя только четыре палочки);
Д/игра «Весёлый гном»
Д/игра «Геометрическая мозаика» (Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он должен выложить различные изображения и назвать их)
Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач и установлении последовательности действий.
Высокий — Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий.
Средний — Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.
Низкий — Не пытается подумать, не принимает условий задачи.
Методика обследования.
Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
Д/игра «Чего не хватает?» Д/игра «Собери цепочку»
На проведение диагностики в группе взяли 5 детей.
1 балла- высокий ,
1 балла- средний ,
1 балл- низкий.
Диагностические таблицы
Таблица 1 — Восприятие цвета
Цвет |
||||||||||
красный |
синий |
зеленый |
желтый |
|||||||
№ |
Ф.И. ребенка |
показывает |
называет |
показывает |
называет |
показывает |
называет |
показывает |
называет |
|
1 |
Важенина Вика |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
Зайцева Даша |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
3 |
Кишкин Денис |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
Мороз Глеб |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|
5 |
Шуховцева Ирина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
16-24 баллов- высокий уровень,
13- 15 баллов- средний уровень,
8-12 баллов- низкий уровень
Проделав диагностику с детьми по восприятию цвета мы выявили, что с высоким уровнем 4 детей- 70%, с средним- 0 детей и с низким уровнем 1 ребенок- 20%.
Таблица 2 — Восприятие формы
Ф.И. ребенка |
Геометрические фигуры |
|||||||
круг |
квадрат |
треугольник |
||||||
№ п/п |
показывает |
называет |
показывает |
называет |
показывает |
называет |
||
1 |
Важенина Вика |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
Зайцева Даша |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
|
3 |
Кишкин Денис |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
Мороз Глеб |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
|
5 |
Шуховцева Ирина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
16-18 баллов- высокий уровень,
12-15 баллов- средний уровень,
0-11 баллов- низкий уровень.
Проделав диагностику с детьми по восприятию формы мы выявили, что с высоким уровнем 3 детей- 60%, с средним- 2 детей- 40%, с низким- 0 детей.
Таблица 3- Восприятие величины
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Величина предметов |
||||||
длина |
высота |
ширина |
||||||
Методом наложения |
Визуально |
Методом наложения |
Визуально |
Методом наложения |
Визуально |
|||
1 |
Важенина Вика |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
|
2 |
Зайцева Даша |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
|
3 |
Кишкин Денис |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
Мороз Глеб |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
|
5 |
Шуховцева Ирина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
16-18 баллов- высокий уровень,
12-15 баллов- средний уровень,
0-11 баллов- низкий уровень.
Проделав диагностику с детьми по восприятию велечины мы выявили, что с высоким уровнем 1 ребенок- 20%, с среднем- 3 ребенка- 60%, а с низким- 1 ребенок- 20%.
Таблица 4 — Ориентировка в пространстве
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Ориентировка в пространстве |
||||
вверху |
внизу |
сзади |
впереди |
|||
1 |
Важенина Вика |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
Зайцева Даша |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Кишкин Денис |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
Мороз Глеб |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
5 |
Шуховцева Ирина |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
10-12 баллов- высокий уровень,
6-9 баллов- средний уровень,
0-5 баллов- низкий уровень.
Проделав диагностику с детьми по ориентировке в пространстве мы выявили, что с высоким уровнем 3 детей- 60%, с средним- 1ребенок- 20%, с низким- 1 ребенок- 20%.
Таблица 5- Количество
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Количество предметов |
|||
много |
мало |
один |
|||
1 |
Важенина Вика |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
Зайцева Даша |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Кишкин Денис |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
Мороз Глеб |
3 |
2 |
3 |
|
5 |
Шуховцева Ирина |
3 |
3 |
3 |
|
8-10 баллов- высокий уровень,
5-7 баллов- средний уровень,
0-4 баллов- низкий уровень.
Проделав диагностику с детьми по восприятию количества мы выявили, что с высоким уровнем 4 ребенок- 70%, со среднем- 0, а с низким- 1 ребенок- 20%.
2.2 Реализация педагогических условий в группах раннего возраста
Обучение ребенка математическим представлением осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и детей в ходе дидактических игр. Для реализации первого условия мы систематизировали игры для развития математических представлений представленных в таблице 6.
Таблица 6 — План системы проведения дидактических игр
Название игры |
Игра действие |
Игровые правила |
оборудование |
|
Цвет: 1.Веселое ведерко. |
Малыш снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе таким образом,чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. |
Показывая ребенку ведерко, воспитатель предлагает открыть его и посмотреть, что там. Воспитатель называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые. |
Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого. Синего, фиолетового, черного и белого цвета. Высота ведерка-12 см.,размер предметов- вкладышей-3-4,5 см. (рис1) |
|
Велечина: 1.Давай посмотрим, что в ведерке ? |
Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их.Затем воспитатель выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких. Педагог вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко. Оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко. |
Показывая ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, педагог поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает ребенку открыть крышку и достать их. Когда все кубики будут рассмотрены, воспитатель просит малыша сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости педагог помогает выполнить задание. |
Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка-16 см, маленького-10см. Размер большого кубика-4,5х4,5х4,5 см, маленького-3х3х3 см. (рис2) |
|
Форма: 1.Ведерко с сюрпризом. |
Педагог предлагает малышу опустить руку в ведерко и достать какую нибудьигрушку.Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!»- вызывая у малыша эмоциональный отклик. |
Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, демонстрирует предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы- кубик брусок, пирамидку, грибочек; затем катающиеся-цилиндр, яичко, мячик. |
Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик.Высота ведерка-10-12 см; размер предметов для вкладывания-3-5 см. (рис 3) |
|
Пространство: 1.Игра с флажком. |
Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад. |
По команде взрослого ребенок должен, выполнять направления с флажком. |
Флажок. |
|
Количество: 1.игра камешки. |
Воспитатель кладет на стол 3 зеленых камешка в ряд и предлагает положить напротив столько же красных. Применяя прием приложения,дети убеждаются, что зеленых камешков столько же, сколько и красных. Затем воспитатель изменяет расположение зеленого ряда путем изменения расстояния между камешками. Сначала камешки кладет на большом расстоянии друг от друга, потом друг около друга, затем воспитатель кладет зеленые камешки в коробку, а в четвертом случае ребенок берет их в руку. После каждого изменения педагог спрашивает детей, зеленых камешков столько же, сколько и красных, или больше (меньше), просит обосновать ответы. Постепенно воспитатель увеличивает количество камешков обоих цветов. |
Взрослый выкладывает предметы, постепенно увеличивая или уменьшая предметы. Количество предметов увеличивает или уменьшает до тех пор, пока большинство детей отвечает правильно. Количество следующих предметов для сравнения зависит от правильности предыдущих ответов детей. |
Коробочка, 3 зеленых и 3 красных камешков. |
|
Для реализации второго педагогического условия мы разработали рекомендации по созданию предметно- развивающей игровой среды в группах раннего возраста.
Требования к среда в группе от 2-3 лет
В развивающей среде в группе должны быть:
— дидактические столы для различных дидактических игр,
— дидактические столы для игр с песком и водой,
— уголок ряженья,
— кукольный уголок,
— панно с геометрическими формами,
Различные игрушки такие как:
— кубики разной велечины.
— геометрические формы,
— лего,
— пирамидки разной велечины,
— мозайки,
— пазлы,
— матрешки.
— придметы со шнуровкой,
— лото, и др.
Вывод
Исходя из результатов проведенной работы по диагностическим таблицам Е.Д. Решетниковой проведенной с детьми МКДОУ 5, было установлено, что результат исследования: по цвету, величине, форме, пространству и количеству находится на не достаточном уровне (60% детей с высоким уровнем)
В связи с этим разработан план математических представлений у детей раннего возраста, в котором используются: дидактические игры, методы, развивающая среда. Констатируя выше изложенное, мы предлагаем программу дидактических игр по разделам повышенного уровня, на тему: математическое развитие детей раннего возраста.
дидактический игра сенсорный математический
Заключение
Итак, основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются с детства. Конкретные задачи, содержание и методы воспитания детей на каждом возрастном этапе определяются особенностями их развития. Все стороны воспитания — физическое, умственное, нравственное, эстетическое осуществляются воспитателем в педагогическом процессе, как бы соединяясь в единое русло.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Сенсорное развитие детей — основа познания мира. Для его развития крайне необходимы:
игрушки для нанизывания предметов различных форм (разнообразные пирамидки);
игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
игрушки, которые можно катать;
образные игрушки с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками, молнией);
игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур. Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.).
Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.).
Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур — лучшие игрушки для сенсорного развития ребенка. Эти материалы имеют одну общую характеристику — они не имеют определенной формы или назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда сенсорика развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.
Ловкость рук и самовыражение — первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Библиография
1. Альтхауз д.,Дум Э. Цвет- форма- количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста/Рус. Пер. под ред. В.В Юртайкина.-М.: Просвещение, 2004.-64 с., ил.
2. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. Сада.-М.: Просвещение, 2010.-000 с.,ил.
3. Сербина Е.В. Математика для малышей: (Мл.разновазрост. Группа): Кн. Для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 2002.-80 с.: ил.-ISBN 5-09-004373-6.
4. От Рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика- Синтез 2012.-336с.
5. .«Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду» — 2-е изд., испр. и доп. — М.; «Просвещение» 1995г. — 192с., ил.
6. Карпова Е.Д. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1977. — 240с., ил.
7. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. — 320с.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика -синтез, 2005. — 208с.
9. Сай М.К., Удальцова Е.Н. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. — Мн.: Нар. асвета, 1999. — 95с.
10. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. /Перевод с польского О.А.Павлович. — М.: Просвещение, 1991. 159с., ил.
11. Кузнецова, Г.Н Особенности взаимодействия родителей и детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания дошкольном образовательном учреждении ( Текст) / Г.Н. Кузнецова // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ».- Челябинск: Изд-во ООО «Три кита»,-2011.- С. 145-148.
12. Кузнецова, Г.Н. Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении (Текст) / Г.Н. Кузнецова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. наоч. науч. конф. Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой.- Уфа, 2011.- С. 58-60.
13. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
14. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. , Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для
студентов средних педагогических заведений. — М., 1998 — 160 с.
15. Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение, 1984 256 с
Размещено на