Содержание
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших подростков 6
1.1. Понятия агрессивности, агрессивного поведения и психолого-педагогической коррекции агрессивности в психологической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 17
1.3. Особенности агрессивного поведения у младших школьников и основные подходы к его профилактике и психолого-педагогической коррекции 22
Глава II. Организация и проведение исследования агрессивного поведения младших школьников 35
2.1. Этапы, методы и методики исследования 35
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 40
Глава III. Экспериментальная работа по организации и проведению коррекционной работы агрессивного поведения младших школьников 45
3.1. Организация и проведение коррекционной работы 45
3.2. Анализ эффективности коррекционной программы 46
3.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения младших подростков 47
Заключение 48
Список использованной литературы 49
Приложение 54
Введение
Проблема агрессивного поведения привлекает внимание исследователей самых разных специальностей – психологов, психиатров, социологов, криминологов, что отражает социальный запрос общества, испытывающего на себе воздействие насилия и жестокости. Данной проблеме посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных авторов (Г. Аммон, Ю.М. Антонян, А. Бандура, Л. Берковиц, А.Х. Басс, В.B. Гульдан, О. Кернберг, К. Лоренц, Т.Г. Румянцева, Ф.С.Сафуанов, С.Л. Соловьева, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов, А.Якубик и др.).
При изучении агрессивного поведения акцентируется роль внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, при которых агрессивные действия становятся возможными (Г. Аммон, Ю.М. Антонян, А.Бандура, А.Х. Басс, M.C. Литвинцева, С. Миллгрэм, Г.В. Морозов, Н.Г.Незнанов, В.П. Пошивалов, С. Фишбах и др.).
Агрессивное поведение у детей – весьма серьезная социальная и психолого-педагогическая проблема, поскольку часто повторяющиеся в детстве агрессивные действия могут закрепляться как привычная реакция, что негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей, могут приводить к формированию агрессивности как устойчивой черты личности и трансформироваться в девиантное и делинквентное поведение. Изучением проблемы детской агрессивности занимались А. Бандура, Е.И. Бережкова, Л. Берковиц, К. Бютнер, В.И. Гарбузов, Т.В. Драгунова, А.И. Захаров, А.С. Копового, Н.И. Коротченковой, А.А. Реан, Л. Сагатовская, И.Ю. Шилов и др. Они рассматривают детскую агрессивность как сложное явление, формирующееся под влиянием биологических, социальных и психологических факторов, среди которых важное значение имеют условия воспитания и характер родительского отношения. При этом отмечено, что (Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, А.Ф.Полис, В.П. Пошивалов, Б. Холыст).
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции
... настоящего исследования. Объект исследования: агрессивное поведение в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: процесс организации психолого-педагогической коррекции агрессивности младших школьников. Цель исследования: определить пути психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста Задачи: 1. ...
С началом обучения в школе к причинам агрессивного поведения добавляется целый комплекс внутренних и внешних изменений социальной направленности в связи с переходом ребенка в новые социальные отношения. Кризис 7 лет и начало школьного обучения признаются факторами усугубляющими «хронические» проблемы агрессивности у детей (Н.Г.Атаянц, Т.А. Артемова, М.М. Безруких, Е.И. Бережкова, Е.Ю. Борисова, Т.В. Бурменская, Н.В. Вострокнутов, С.П. Ефимова, Н.Н. Заваденко, О.А.Карабанова, Н.Г. Манелис, А.М. Прихожан, Т.Ю. Успенская, А.Н.Фомичева и др.), хотя в психоанализе младший школьный возраст рассматривается как «латентный период», когда агрессивное поведение у ребенка выражено минимально. В то же время исследования Е.И.Бережковой, Л. Берковица, К. Бютнера, А.С. Копового, Н.И.Коротченковой, А. Миллера, П. Поппера, И. Раншбурга свидетельствуют о том, что в этом возрасте все же имеют место проявления агрессивности.
Таким образом, несмотря на множество исследований, посвященных агрессивности, проблема агрессивного поведения младших школьников остается до конца не изученной. Между тем, исследование особенностей агрессивного поведения у детей является необходимым элементом для решения широкого круга актуальных и практически значимых задач, стоящих перед обществом на современном этапе развития, в частности, раннего выявления предрасположенности к агрессивному поведению и психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. Это определяет актуальность темы исследования.
Тема настоящего исследования: «Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников».
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность методов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования – агрессивное поведение младших школьников.
Предмет исследования – эффективность методов психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Гипотеза исследования: применение психолого-педагогических методов является эффективным для коррекции агрессивного поведения младших школьников.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения младших школьников.
Педагогические основы предупреждения агрессивного поведения у ...
... начального общего образования. Предмет исследования: агрессивное поведение младших школьников. Проблема исследования: определение совокупности психолого-педагогических и социальных факторов, способствующих и препятствующих возникновению агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Цель исследования: решение данной проблемы. Гипотеза ...
2. Эмпирически исследовать особенности агрессивного поведения младших школьников.
3. На основе результатов эмпирического исследования особенностей агрессивного поведения младших школьников разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников и провести курс коррекционных занятий в экспериментальной группе младших школьников.
4. После завершения коррекционной программы провести повторное исследование особенностей агрессивного поведения младших школьников и с помощью методов математико-статистического анализа исследовать эффективность коррекционной программы.
5. На основе результатов исследования сформулировать выводы и практические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике и снижению проявлений агрессивного поведения у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тесты (методика «Структурализированное наблюдение» А.А. Романова; анкета для педагогов «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко; проективный тест «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич).
Этапы исследования:
1. Поисково-подготовительный.
2. Этап констатирующего эксперимента.
3. Аналитико-синтетический.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ «Средняя школа № 50» г. Челябинска.
Выборку исследования составили 25 учащихся 4б класса в возрасте 10-11 лет. Среди обследованных школьников – 14 девочек и 11 мальчиков.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших подростков
1.1. Понятия агрессивности, агрессивного поведения и психолого-педагогической коррекции агрессивности в психологической литературе
В современной психологии агрессивность рассматривается как системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс.
Агрессивность – это относительно устойчивая и неизменная готовность к агрессивным действиям в отношении другого, обеспечиваемая готовностью личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом, склонность к нападению на других, косвенным агрессивным реакциям, вербальной агрессии и негативизму, тенденция к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий [52].
Под агрессивным действием понимают проявление агрессии как ситуативной реакции. Если агрессивные действия периодично повторяются, то говорят об агрессивном поведении. Агрессивное поведение – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние……
Исследование дезадаптации младших школьников
... Описание методик исследования. 1. Тест "Исследование тревожности" (опросник Спилбергера) Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный ... цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см. Процедура исследования: исследование проводят по методике цветописи как с одним испытуемым, так и с ...
Список использованной литературы
1. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии: пер. с нем. / А. Адлер. – М.: Когито-Центр, 2002. – 220 с.
2. Амон, Г. Психосоматическая терапия / Г. Аммон. – СПб.: Речь, 2000. – 238 с.
3. Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 246 с.
4. Антонян, Ю.М. Механизмы человеческой агрессии / Ю.М. Антонян, Т.П. Тихонова, Г.В. Тюменкова; под ред. Е.Н. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Минск : Нропилеи, 2000. – 268 с.
5. Бандура А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р. Уолтерс / Современная зарубежная социальная психология. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – С. 55-60.
6. Беличева, С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева. – М.: Просвещение, 1999. – 182 с.
7. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л.И. Берковиц. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 512 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Изд-во МПСИ, 2009.
9. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Педагогика, 1988.
10. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
11. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. – М., 1991. – 88 с.
13. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М. : Изд-во ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
14. Выготский, Л.С. Развитие психики в детском возрасте [текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по психологии. – М. : Просвещение. – 1991.
15. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте [текст] / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С. 53-61.
16. Завражец, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С.А. Завражец // Вопросы психологии. – 1993. – №5, C. 8-16.
17. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева. – М. : Педагогика, 1986. – 176 с.
18. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб. : Питер, 2007. – 464 с.
19. Капалин, А.И. Этапы работы по коррекции девиантного поведения / А.И. Капалин, Е.Ю. Немудрая, С.А. Моисеева // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. Профилактика девиантного поведения / под ред. А.Ф. Аменд. – 2003. –№17. – с. 140 -147.
20. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
21. Краткий психологический словарь: 2-е изд., расшир., испр. и доп. / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
Задание по психологии детского спорта
... требований к зачету. 1. Основные понятия дисциплины «Основы психологии детского спорта». 2. Виды отношения к детскому спорту. 3. Психологические особенности этапа начальной спортивной специализации. 4. ... -е изд. – М.: Просвещение, 1990. Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Издательство «Питер», 2002. Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов: Тез. ...
22. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи; пер. с англ. А. Лисицыной. – СПб. : Питер, 2003. – 336 с.
23. Крутецкий, В.А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ. / В.А. Круецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 185 с.
24. Кудрявцев, И.А. Криминальная агрессия / И.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 192 с.
25. Лебедева, Л.Д. Арттерапия детской агрессивности / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. – 2001. – №2. – С. 26-28.
26. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
27. Лоренц, К. Агрессия: так называемое зло / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 1994. – 272 с.
28. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
29. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.
30. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
31. Милгрэм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милгрэм. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: 4-е изд. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
33. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – СПб. : НИИПиН, 1998. – 240 с.
34. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
35. Охматовская, А.В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием (бронхиальная астма): дис. … канд. психол. наук / А.В. Охматовская. – М., 2001. – 120 с.
36. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: Форум, 1997. – 152 с.
37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах, 2001. 672 с.
38. Ратинова, Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий: дис. канд. психол. наук / Н.А. Ратинова. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 196 с.
39. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2001. – 239 с.
40. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. – М.: Социосфера, 1991. – 420 с.
41. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов. – М. : Смысл, 2003. – 218 с.
42. Северный, А.А. Школьная дезадаптация : эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / А.А. Северный, В.М. Вострокнутый. – М. : Новая школа, 1995. – 178 с.
43. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Парус, 1996.
44. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
45. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 160 с.
46. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии : автореф. дис. … д-ра психол. наук / С.Л. Соловьева. – СПб.: Изд-во НИИПиН, 1996. – 48 с.
Лекция 1. Психология девиантного поведения как социально-психологическая ...
... положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию. В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.Н. Зюбин, ... виды отклоняющегося поведения, как агрессия, аномия, фрустрация. В последнее время доминирующим фактором девиантного поведения является ... норм поведения. В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих отклоняющееся поведение ...
47. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструмен-тарий: для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / под ред. С.А. Беличевой. – М. : Социальное здоровье России, 1999. – 198 с.
48. Трифонов, Е.В. Психофизиология человека / Е.В. Трифонов. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 720 с.
49. Уилсон, Р.А. Психология эволюции / Р.А. Уилсон. – Киев: Янус, 1998. – 304 с.
50. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
51. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: Просвещение, 1994. – 447 с.
52. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Литера, 1996. – 192 с.
53. Харитонова, Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения: психолого-историческая реконструкция на материалах 20-ых гг. XX в.: дис. канд. психол. наук / Е.В. Харитонова. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 161 с.
54. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М. : Педагогика, 1986. T. 1. – С. 365-399.
55. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: ПитерКом, 2002. – 608 с.
56. Шляхтина, О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом / О.И. Шляхтина // Ананьевские чтения. СПб., 1997. – С. 176-177.
57. Шульц-Вильд, Л. Наш ребенок: популярный справочник для родителей / Л. Шульц-Вильд. – М. : Республика, 1992. – 240 с.
58. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольский, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с.
59. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 1996.