дидактическая игра как средство коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Оглавление

Введение 4

Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Определение понятия «звукопроизносительная система речи» в современной психолого-педагогической литературе 6

1.2 Особенности формирования звукопроизносительной системы речи детей среднего дошкольного возраста в онтогенезе 13

1.3 Использование дидактической игры в развитии звукопроизносительной системы речи детей среднего дошкольного возраста 17

Выводы по I главе 22

Глава II. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР II УРОВНЯ 23

2.1 Клиническая характеристика детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня 23

2.2 Особенности психического развития детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня 25

2.3 Специфика звукопроизносительной системы речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня при дизартрии 28

Выводы по II главе 29

Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 35

3.1 Методика изучения звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня 35

3.2 Состояние звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня 40

3.3 Содержание работы по коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня 46

3.4 Анализ экспериментальной работы 49

Выводы по III главе 53

Заключение 55

Список литературы 57

Введение

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьёзно задуматься над проблемой усиления медицинской, психологической и логопедической помощи детям дошкольного возраста [2, 18].

К сожалению, число детей с различными речевыми нарушениями не имеет тенденции к сокращению. Напротив, по данным Росстаткомитета, их количество увеличивается: 68% детей дошкольного возраста имеют различные нарушения речевого развития, в том числе и общего недоразвития речи [2, 43].

У детей среднего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизносительной стороны речи, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, т. к. ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...

Ведущим видом деятельности в среднем дошкольном возрасте является игра, именно она влияет на развитие ребенка. Дидактическая игра выступает как одно из средств обучения и коррекционной работы с детьми данного возраста.

Таким образом, проблема дидактической игры как средства коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня, определившая тему нашего исследования, является актуальной.

Цель исследования: обосновать и апробировать дидактическую игру как средство коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Предмет исследования: процесс коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Для достижения цели исследования были поставлены задачи:

1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.

2. Определить особенности звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

3. Выделить возможности использования дидактических игр как средства коррекции звукопроизносительной системы речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические (беседа); аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).

База исследования: СДОУ № 4 ДС «Радуга», с. Миасское.

Данная квалификационная работа имеет следующую структуру:

— введение;

— 3 главы;

— выводы по главам;

— заключение;

— список литературы;

— приложения.

Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Определение понятия «звукопроизносительная система речи» в современной психолого-педагогической литературе

Понятие «звукопроизносительная система речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение).

Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация — ее эмоциональное содержание.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

4 стр., 1893 слов

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

... На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его ... в текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»   Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста ...

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [19, 47].

Трудности в правильном произношении во многом зависят от несформированности речевого аппарата. Причин может быть много, это очень сложный механизм организма и подходить к проблеме нужно индивидуально. Тренировать подвижность речевого аппарата необходимо начать раньше, чем вам поставили логопедический диагноз.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге, который посылает нервные импульсы к исполнительному отделу (переферическому).

Переферический речевой аппарат посредством синхронной работы приводит в движение речевые органы, состоит из трёх отделов [17, 48]:

— дыхательный

— голосовой

— артикуляционный (звукопроизносящий).

Дыхательный отдел.

Процесс дыхания – важнейший физиологический процесс, происходит автоматически, рефлекторно, осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Мы говорим на выдохе, воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

Голосовой отдел.

Голос обладает силой, высотой и тембром. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, регулируется силой выдоха.

Высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения.

Тембр – окраска звука, т.е. звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные разными голосами, определяется формой вибратора [31, 73].

Артикуляционный отдел.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, эти речевые органы состоят из мышц, следовательно они поддаются тренировке, остальные – неподвижными. Главным органом артикуляции является язык………

Список литературы

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст]/ Т.М. Бабунова – М.: Сфера, 2007. – 202 с.

2. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов [Текст] / А.И. Богомолова -2-е изд.- М.: Академия, 2007. — 208 с.

3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада [Текст]/ А. К. Бондаренко —2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 2011 — 160 с.

4. Борисова, Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем [Текст] / Е.А. Борисова – Биробиджан: ОблИУУ, 2009.–36 с.

5. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие [Текст]/ В.М. Букатов — М.: Московский психолого-социальный институт /Флинта, 1997. — 96 с.

3 стр., 1463 слов

Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста

... развитию образной речи детей методом бесед, экскурсий, размышлений педагога с детьми о таинствах природы, существует второй путь закрепления их речевой одарённости – систематически организуемые для дошкольников литературные ... ситуация, когда ребёнок, возможно, будет говорить грамотно, правильно, различать звуки, понимать тексты – и этим ограничатся его достижения. А ведь он мог бы говорить ...

6. Волкова Г. А. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст]/ Г. А. Волкова — М.: Сфера, 2005.- 360с.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А. Н. Гвоздев — М.: Просвещение, 1981. – 154 с.

8. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст]/ В. П. Глухов// Дефектология — № 2 — 1994 — С. 56-73.

9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]/ Л. Н. Ефименкова — М.: АСТ, 2008. – 223 с.

10. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007.- 320с.

11. Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2010. – 74 с.

12. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / М. Зееман — М.: Владос, 2008. – 2-е изд. – 152 с.

13. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 2009. — 284 с.

14. Игры в логопедической работе с детьми [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1987. Вып. 2.- 195с.

15. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]/ Г. А. Каше — М.: Академия, 2005. – 105 с.

16. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 16 с.

17. Лаврова, Е.В. Логопедия [Текст] / Е.В. Лаврова — М.: Академия, 2007. — 144 с.

18. Лалаева, Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева — Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. — 224 с.

19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 680 с.

20. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 2000. – С. 45-54.

21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2007. — 240 с.

22. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова – М.: А.П.О., 2010. — 43 с.

23. Назарова, А.Г. Играть любят все [Текст]/ А.Г. Назарова — СПб.: Питер,2008. – 183 с.

24. Новиковская, О.Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения [Текст] / О.Д. Новиковская — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-230 с.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... Ограниченность речи маленького ребенка объясняется тем, что речь еще не приобрела функции планирования, она тесно связана с практической деятельностью. По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника ... выделить следующие их типы: описание, повествование, рассуждение и контаминированный (смешанный) текст, когда элементы описания (или рассуждения) органически включаются в процесс развития ...

25. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.

26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.

27. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968. – 380 с.

28. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.

29. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. [Текст] / О. В. Правдина — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.

30. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]/ Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Сфера, 2006.- 294с.

31. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс [Текст]/ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

32. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ С. Н. Сазонова — М.: АКАДЕМИЯ, 2005.- 144 с.

33. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей [Текст] / Л.Н. Смирнова — М.: Мозаика-синтез, 2004. — 56 с.-

34. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст]/ Е.О. Смирнова — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

35. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А.И. Сорокина — М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.

36. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]/ Ф. А. Сохин – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.

37. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие [Текст]/ Н. А. Стародубова – М.: Академия, 2007. – 256 с.

38. Титов, В. Дошкольная педагогика: Конспект лекций [Текст]/ В. Титов – М.: Приор, 2008. – 184 с.

39. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]/ Т. А. Ткаченко — СПб.: Акцидент, 2004.- 112 с.

40. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов [Текст]/ Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 48 с.

41. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова — М.: Издательство института психотерапии, 2007. – 150 с.

42. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 287 с.

43. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Академия, 2009.—223 с.

44. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.

6 стр., 2889 слов

Логопедия как отрасль педагогической науки

... логопедии. Связь логопедии с другими науками. Теоретические основы логопедии. Значение логопедии. Актуальные проблемы современной логопедии. Особенности речевых нарушений. Понятийно- категориальный аппарат логопедии (норма речи, недоразвитие речи, нарушение речи, симптом нарушения речи, симптоматика нарушений речи, механизм нарушения речи, ...

45. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие [Текст] / М.Ф. Фомичева – М.: Просвещение, 1989. — 239 с.

46. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Хватцев — М: Учпедгиз, 1991. – 317 с.

47. Хрестоматия по логопедии [Текст] // под ред. Левиной Р.Е. М., 1997, ч.I,II.

48. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Г. В. Чиркина— М.: АСТ, 2009 – 2-е изд. – 137 с.

49. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

50. Шинкарёва, Л.Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.Н. Шинкарёва — 2-е изд. — М.: Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. — 36 с.

51. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин – М.: Владос, 2007. — 360 с.

52. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у детей [Текст] / А.В. Ястребова – М.: Владос, 2004. – 150 с.