Изотерапия, как одно из направлений арт-терапии
Подготовила: Студентка группы
Мещерякова О.В.
Арттерапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее классификация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства :
музыка — музыкотерапия;изобразительное искусство — изотерапия;
театр, образ — имаготерапия; литература, книга –библиотерапия, танец, движение —кинезитерапия.
В свою очередь каждый вид
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется для психологической коррекции психосоматических нарушений у детей
иподростков
спроблемами в обучении.
Преимущества изотерапии перед другими формами психотерапевтической работы:
— практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него
Организация психологической работы в дошкольном образовательном учреждении
... дети с радостью ходят играть. Основные направления работы психологической помощи: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика. Каждое направление включало работу с детьми, педагогами, родителями. Психологическая диагностика, направленная на выявление психических процессов ...
—изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
—изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
—продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
—изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
—изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные
Коррекционные
Психотерапевтические/ лечебные
Диагностические
Развивающие
Воспитательные
Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности.
Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные
Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии
Психотерапевтические
“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические
Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
Развитие творческого воображения детей подготовительной группы ...
... средствами нетрадиционных техник рисования. Для успешной реализации поставленных в исследовании задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие ... которая отличает человеческую деятельность от поведения животных, изменяющих природу «без ... и широко применяемых техник на занятиях по изодеятельности нетрадиционных техник ... активизацией воображения, на первых этапах воссоздающего, а затем, в ...
Впроцессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Презентация на тему: Занятие с использованием изотерапии включает в себя следующие этапы:
Занятие с использованием изотерапии включает в себя следующие этапы:
Введение и «разогрев»
Этап изобразительной работы
Этап обсуждения
Завершение
Этап 1
Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе.
Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”,
Этап 2
Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная,
нежная музыка. Как ты будешь двигаться?).
Этап 3
Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже.
При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от
На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Этапы санитарно-просветительской работы в организованном детском коллективе
... этим наиболее рационально проводить урок гигиены в 3 этапа: 1 этап — информационное занятие 2 этап — обучение индивидуальной гигиене 3 этап — контрольное занятие · Внимание, память становятся произвольными. Ребенок может сознательно ... строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти занятия или уроки гигиены удобнее всего проводить с группой. В возрасте 2- 4 ...
Этап 4
Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.
Варианты завершения занятия: «Подари улыбку» «Я хочу подарить тебе…»
«Подари тепло своего сердца» «Свиток пожеланий» и т.д.
Вывод:
Общеизвестно, что изобразительное искусство положительно влияет на развитие функций нервной системы, эмоциональной среды и эстетических чувств.
Таким образом, изотерапия искусством, помимо решения диагностических задач, оказывает лечебное воздействие: вырабатывает цельность мировосприятия, активизирует эмоциональную сферу, делая ее более глубокой, насыщенной.