СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОО 6
1.1. Психолого-педагогическая адаптация как привыкание ребенка к ДОО 6
1.2 Принципы и критерии успешной адаптации 13
1.3 Условия успешной адаптации 18
Вывод по первой главе: 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОО 36
2.1 Описание условий ДОО г. Москвы 36
2.2 Программа мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО младшей группы 42
2.3 Анализ результатов проведенного эксперимента 53
Вывод ко второй главе. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
?
ВВЕДЕНИЕ
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности его дальнейшего развития. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что детям любого Актуальность выбранной темы заключается в том, что приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя-профессионала, перед которым общество поставило трудную задачу всестороннего гармоничного развития ребенка.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Такие же проблемы встают и пред воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требуют малыши 2-х летнего возраста, так как в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается с болезнями.
Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности
... следующие задачи: определить понятия «социальная адаптация», «индивидуализация», «личность»; проанализировать процесс социальной адаптации и индивидуализации в развитии личности. Глава 1. Личность §& ... — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый ...
Объект исследования – психолого-педагогическая адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования — психолого-педагогические аспекты адаптации ребенка раннего возраста.
Процесс адаптации дошкольника к условиям детского общеобразовательного учреждения.
Цель исследования – изучить особенности адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения, разработать программу психолого-педагогическое сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
1. Дать определение психолого-педагогической адаптации;
2. Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
3. Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации;
4. Провести подбор методик исследования особенностей адаптации дошкольников к условиям детского образовательного учреждения адекватных целям и задачам исследования.
Гипотеза:
Адаптационный процесс детей к ДОО будет эффективен, если:
• будет создана эмоционально благоприятная атмосфера в группе,
• происходит формирование чувства уверенности в окружающем.
Теоретико-методологические основой явились:
1. Проблема эмоциональной, физиологической, психологической, социальной адаптации развития детей исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)
2. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой, интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия, последовательность привыкания ребенка, компетентность педагога-психолога и работа с родителями.
При написании дипломной работы были использованы такие методы и методики исследования как:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы и других источников по проблеме исследования;
• тестирование, с использованием комплекса методик: анкеты изучения адаптации ребенка в детском образовательном учреждении
• беседа с воспитателями;
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу
... с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только ... организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семье ребенка тоже требуется какое- ...
• наблюдение за детьми;
• анкетирование родителей;
• изучение и анализ документов по адаптации детей раннего возраста;
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Исследование условий организации адаптации к детскому дошкольному учреждению проводилась на базе ДОО г. Москва.
В экспериментальную группу вошли 20 детей в возрасте с 2-х до 3-х лет, 20 детей контрольной группы.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, в каждой главе по 3 пункта, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОО
1.1. Психолого-педагогическая адаптация как привыкание ребенка к ДОО
Адаптация — слово, произошедшее от латинского adaptatio, что оз-начает «приспособляю».
Таким образом, адаптация понимается как процесс приспособления к новым условиям среды, общения, отношений, жизнедеятельности и т. д. В более широком определении, принятом в современной литературе, поня-тие адаптация означает соответствие между живой системой и внешними условиями, т. е. состояние равновесия между воздействием на среду и на организм. Адаптация призвана компенсировать недостаточность привычного поведения в новых условиях. Процесс адаптации проявляется не только в приспособленности организма к новым условиям жизни и дея-тельности, но и способах поведения, готовности к действиям, позволяющим справляться с трудностями, овладевать новой деятельностью. Превышение существующих у каждого возможностей приводит к стрессу. [3; c. 254]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования и изученных источников, можно подвести следующий итог: процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
В данной квалификационной работе мы рассмотрели теоретические и практические вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве к ДОО, изучили психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
В процессе работы были исследованы особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада г. Москва. В исследование включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы и др.
Результаты начального этапа, диагностического исследования адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у некоторых детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
В результате профилактической работы воспитателя дети начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и, если что-нибудь не получается.
Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности
... зависимости. Также он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие ... амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков: -чрезмерная активность может привести к изнурению, -безумная ...
Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. Постепенно дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.
Контрольная диагностика через месяц после посещения детского сада показала, что у малышей развивается интерес к другим детям, появляется потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
Таким образом, подтверждена гипотеза нашего исследования о том, интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.
Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Успешная адаптация — это залог физического и психологического благополучия ребенка, что и показали результаты проведенного опыта.
При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, где воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
Критерии эффективности данной работы: социализация детей младшего дошкольного возраста; повышение уровня эмоционального благополучия; развитие физической и психологической культуры детей. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Рассмотренные аспекты, которые доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Важно отметить, что процесс адаптации управляем и дает свои положительные результаты.
Психологические особенности адаптации детей раннего возраста ...
... условиям детского сада особенно актуальной. Объект исследования - адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Предмет исследования - психоэмоциональные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Цель исследования - раскрыть психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ...
Данная дипломная работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.
Таким образом, можно сказать, что цель исследования: — исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М: Просвещение, 2015- 176 с. ил.
2. Адаптационные группы в ДОО: Методическое пособие / /Приложение к журналу «Управление ДОО». — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО [Электрон. ресурс] // URL (2018.14 января)
4. Адаптация ребёнка в детском саду [Электрон. ресурс] // URL (2018.24 января)
5. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина 2007. — 304 с.
6. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью — М.: ЦГЛ, 2013.
7. Алямовская В.Г. Ясли — это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС , 2015
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания — СПб: Питер, 2011. — 288 с.
9. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. — Иркутск, 2001 -189 с.
10. Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет — М.: Сфера. 2010. — 80 с
11. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. — Ростов Н/Д: Феникс, 2015.
12. Баряева, Л.Б., Обучение сюжетно-ролевой игре детей — M., 2009. 143 c.
13. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО. — Воронеж: Учитель, 2016,- 236 с.
14. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада — М.: Просвещение, 2015. — №3. -104с, ил.
15. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. , Бардина Р.И. и др. Психолог в детском саду. [Электрон. ресурс] // (2018. 15. января)
16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. — М.: Педобщество, 2013, 240 с.
17. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — М.: ЧеРо, 2015. — 336 с.
18. Гринева И.А., Жомир М.Ю. Первый раз в детский сад. — Воронеж, 2007. — 6 с.
19. Гуров, В.Н. Социальная работа ДОО с семьей / В.Н. Гуров — М., 2013.
20. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005.
21. Дружинин, В.Н. Психология семьи — Екатеринбург, 2015.
22. Елецкая, О.В., День за днем говорим и растем. / О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница — М.: 2005. -240 с.
23. Задровская И.А. Социально-психологическая служба ДОО при подготовке ребенка к детскому саду // Научно-практический журнал «Управление ДОО»- 2015. — №8. — с.46-49.
24. Зенин, Т.Н. Родительское собрание в детском саду — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 87 с.
Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом
... обонятельного рецепторов, как это наблюдается в норме лишь у детей в возрасте до одного года. У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, выраженная ... в систему обучения. Что, собственно, входит в понятие раннего детского аутизма? Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию ...
25. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. — М, 2008.
26. Исмагилова, А.Г. Психология стиля педагогического общения: полисистемное исследование: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2013. — 272 с.
27. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОО: практ. пособие — М.: Айрис-пресс, 2015 — 112 с.
28. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка — М.: Просвешение,1985.- 112 с.
29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2015.
30. Костяк Т.В. «Психологическая адаптация ребенка в детском саду». — М, 2008. — 176 с.
31. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. — Мн.: Зорны верасень, 2016 — 68с
32. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 480 с.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — М.: Academia, 2004 — 352 с.
34. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОО. — М.: Айрис-пресс, 2015 — 80 с.
35. Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание. — 2014. — №8. — с. 104-110
36. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — М.: Владос, 2007, — 176 с.
37. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. / Под ред. Л.А. Соловей, Е.Ф. Рыбалко, — СПб.: Речь, 2012. — 694 с.
38. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика — М. — Воронеж НПСИ: Модек, 2015. — 303 с.
39. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. / Ред. — сост. Г.В. Бурменская. М.: Психология, 2013. — 352 с.
40. Психологический словарь [Электрон. ресурс]. b17.ru (2010.03. февраля)
41. Реан, А.А. Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности А.А. Реан, А.Р. Кудашев — СПб.: Медицинская пресса, 2002-352 с.
42. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — М.: Книголюб, 2015. — 72 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 705 с.
44. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова. — СПб.: Детство пресс, 2015.
45. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
46. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 1996. — 160 с.
47. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников — М., 2012. — 224 с.
48. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. — 382 с.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста ...
... ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в ... периоды психического созревания. Обратимся к возрастной периодизации в плане развития речи детей: МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (2 месяца – 1 год) Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное ...
49. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2017.
50. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой. — М., 2011.
51. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А. Сухомлинский -Киев-2017 г., с. 7
52. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 2014 — 320 с. ил.
53. Терёхина, О, А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О. А. Терёхина, В. С. Богословская, — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. — 91С.
54. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. — М., 2001. — 240с.
55. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2016. — №6. — с. 3-12
56. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. — Ростов н/Д, 2004.