ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ 3

1.1 Суицидальная активность как кризис 3

1.2 Исследование акцентуаций характера у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 19

1.3 Исследование фрустрационной толерантности у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 26

1.4 Исследование взаимосвязи типов акцентуаций с уровнями фрустрационной толерантности у подростков и взрослых, проявляющих суицидальную активность 41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

1.1 Суицидальная активность как кризис

Развитие человека, его жизненный цикл характеризуется стадиальностью и проходит через неустойчивые периоды, когда формируется нечто новое, а старое, ожившее уходит. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах.

Понятие «кризис» происходит от греческого слова krineo, буквально означающего «разделение дорог» [40, С. 6]. В психологии понятие «кризис» означает важнейший момент развития. Любой кризис содержит в себе потенциальный выбор между благоприятным и неблагоприятным направлением развития [73, С. 147]. Кризис — это острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей, с препятствием, которое не может быть устранено теми способами, которые известны из прошлого опыта [50, С. 5].

Психологический термин «кризис» употребляется в двух значениях:

1) закономерные кризисы, как этапы онтогенеза (возрастные кризисы);

2) вероятностные (или ситуационные кризисы), которые могут возникать в результате тяжелых, неожиданных, непредсказуемых событий.

Для различения этих явлений, обозначаемых словом «кризис», в психологии используются понятия «возрастной кризис» и «критическое состояние».

Возрастной кризис — закономерное явление развития психики, обусловленное возникновением новообразований предшествующего периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека [18, С. 387]. Наиболее изучены кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. В эти периоды развитие протекает стремительно.

6 стр., 2544 слов

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций х арактера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность

... арактера и фрустрационной толерантности у подростков, проявляющих суицидальную активность 3 1.1 Психологические особенности подростков 3 1.2 Суицидальная активность подростков как проявление кризиса 11 1.3 Исследование фрустрационной ... впечатлением, которое он производит [23]. Однако на данном этапе психического развития подросток еще не может быть полностью самостоятельным и ощущать свою социальную ...

Ситуационные кризисы — это определенные периоды жизненных изменений и поворотных моментов, сопровождающиеся стрессом и нарушениями внутреннего эмоционального баланса под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами, и сигнализирует о невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе. При этом субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) с помощью имеющихся у него психологических инструментов [14, С. 4].

Кризисы развития всегда сопряжены с фрустрацией и психологическим дискомфортом, переходными периодами беспокойства и мучительных вопросов или даже полной дезорганизации и отчаяния. Форма, длительность и острота кризиса значительно различаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных и микросоциальных условий и пр. [33].

При всем многообразии проявлений индивидуального кризиса существуют специфические паттерны переживаний, свидетельствующие о факте кризиса:

1) недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто метафизического, неопредмеченного характера; страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, перед неприемлемыми, неожиданно возникающими мыслями и представлениями, а также страх потери контроля над содержаниями сознания; страх утраты контроля, связанный с потерей основных жизненных ориентиров и девальвацией прежних целей, а также переживанием новых состояний, характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощущениями; страх безумия, возникающий в результате переполнения сознания бессознательными содержаниями; этот страх тесно связан со страхом утраты контроля; страх смерти, связанный с ужасом уничтожения тела [29].

6 стр., 2611 слов

Психологические кризисы в жизни человека

... 1. Психологические кризисы в жизни человека 1.1 Нормативно-возрастные психологические кризисы 1.2 Индивидуальные кризисы в жизни человека 2. Роль психологических кризисов в жизни человека Заключение Список ... устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности ...

2) Чувство одиночества в широком диапазоне — от смутного ощущения своей отдаленности от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждением, чувства отдаленности от окружающего мира и от самого себя [14].

3) Чувство отчужденности. У переживающего кризис могут измениться интересы и ценности, нежелание участвовать в привычной деятельности или времяпрепровождении. У человека может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей [29].

3) Субъективно переживаемые состояния «безумия». Индивидуальные кризисы редко сопровождаются потерей контроля над внутренними переживаниями и экстремальными формами поведения. В то же время роль логического ума значительно ослабевает, и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности. Эти переживания порой вызывают у человека неоднозначную реакцию: с одной стороны, чувство полной потери рационального контроля над происходящим во внутреннем пространстве, расцениваемое как начало безумия, с другой — расширение сферы осознания и глубокое понимание себя и окружающего мира.

4) Переживание символической смерти. Когда развитие кризиса подводит человека к максимально полному осознанию его смертности, он чаще всего начинает испытывать колоссальное сопротивление. Осознание своей смертности может истощить человека, но оно же может стать и освобождающим для тех, кто может принять факт своей смертности [29]. В ряде случаев страх смерти может принимать обратную форму — форму суицидальной активности.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... его образ жизни и действий, то, как он себя ведет ... среде, создаваемой ожиданиями других людей, правилами и нормами общественной жизни, а также возможностью безнаказанного нарушения государственных законов. Асоциальное поведение Поведение человека в широком смысле – это ...

Суицидальная активность — это намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства [13, С. 128]. Это кризисное состояние человека, достигшее такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т. д.

Суицидальная активность охватывает внешнюю активность личности и ее внутреннюю сферу. Внешне суицидальная активность проявляется в виде различных форм суицидального поведения. Суицидальное поведение — это «осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [4, С. 143]. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни [11].

Структура суицидального поведения, по Е.В. Зимановской, включает в себя суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

В свою очередь, суицидальные действия подразделяются на суицидальную попытку и завершенный суицид [25].

Суицидальная попытка — «это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью» [25, С. 143]. Суицидальная попытка может быть направлена на завершенный суицид либо на другие цели.

Суицидальные проявления делятся на суицидальные мысли, представления, переживания, а также на суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции в свою очередь подразделяются на суицидальные замыслы и намерения.

Суицидальное мышление — это внутренняя активность личности направленная на представления о возможности осуществить лишения себя жизни в реальности [13, С. 162−163]. Суицидальное мышление включает мысли о лишении себя жизни. Суицидальные мысли (пассивные) — это размышления об отсутствии ценностей жизни, фантазии на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия): «жизнь не имеет смысла», «устал от такой жизни», «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» [25, С. 143].

6 стр., 2793 слов

Мобильный телефон в жизни подростков

... утвердились в своем первоначальном мнении, что мобильные телефоны играют в жизни подростков очень значимую роль, а способы использования телефонов очень разнообразны. Но ... и наркологии. У человека имеется зависимость, когда его настроение, мысли, поведение, чувство комфорта зависят от какого-то внешнего условия - от сигареты ...

Суицидальные тенденции — это мыслительная активность, связанная с представлениями о возможности и желательности собственной смерти и принятием решения [13, С. 162−163]. Переход от суицидальных мыслей к суицидальным тенденциям происходит плавно, когда противосуицидальные мотивы «сдают свою позицию» и начинают преобладать суицидальные мотивы. Суицидальная тенденция сначала нарастает в форме суицидальных замыслов.

Суицидальные замыслы — это активные формы суицидальности: разработка плана суицида, продумывание способов, время и место самоубийства выбор способа, времени и места действия. Но на уровне замысла такая суицидальность остается лишь на уровне мыслей. А когда «подключается» волевой компонент и возникает особое психоэмоциональное состояние — суицидальная готовность, замыслы перерастают в намерения и решения.

Суицидальная готовность проявляется в виде внезапных изменений поведения, которое направленно на «прощание» индивида со всем тем, что связывало его в жизни, неожиданных подарков, «прощальных» речей, либо — суицидальных угроз (высказывание суицидальных мыслей, тенденций и готовности) [13, С. 163].

Суицидальные намерения — это обдумывание и разработка плана, т. е. подготовка человека к внешним формам суицидального поведения — суицидальной попытке и завершенному суициду. Суицидальное намерение реализуется во внешнем поведении в виде суицидальных попыток. Завершенный суицид — это «действия, завершенные летальным исходом» [25, С. 143].

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом [25, С. 143]. Он может быть острым (исчисляется минутами, секундами) или хроническим («зависание» мыслей на месяцы и годы).

После неудачного, незавершенного суицида наступает постсуицидальный период.

В соответствии с задачами исследования рассмотрим подробно особенности суицидальной активности как кризиса в подростковом и взрослом возрасте.

Половое созревание, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на нервную систему, с бурным физическим развитием, приводит к повышению физических возможностей подростка и дает ему чувство взрослости. Но его социальный статус ни в школе, ни в семье не меняется. Тогда начинается борьба за признание своих прав, что приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста [1].

9 стр., 4302 слов

Дифференциация феноменов аутоагрессивного и самоповреждающего поведения в клинической психологии

... 2007. .Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков. Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 1991. .Пилягина Г.Я ... форма отклоняющего поведения .Дефиниции самоповреждающего поведения в клинической психологии Заключение Список использованных источников Введение Проблема аутоагрессивного поведения в современной психологии и психиатрии ...

Подростковый возраст и связанные с ним кризисы традиционно считаются самым трудными, что связано с половым созреванием, выступающим причиной различных психологических и психических нарушений [10, С. 27]. Поведение подростков в период пубертатного кризиса является чрезвычайно сложным и противоречивым. В ходе физиологической перестройки организма у подростка может возникнуть тревога, депрессия, агрессивность, повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, резкие переходы от веселья к унынию и пессимизму, снижение самооценки при высоком уровне притязаний [33]. У многих подростков проявляются акцентуации характера, нарушения поведения, острые аффективные реакции и неврозы [52].

Основная грань личности, на которую опирается данный период, является формирование чувства идентичности [73]. В этом периоде кризис идентичности становится актуальной проблемой личности. В связи с «физиологической революцией» и другими внутренними изменениями, в коллективе происходит смена ролей, что часто приводит к спутанности идентичности. Через свойственные этому возрасту реакции эмансипации подросток старается высвободиться из-под опеки и контроля взрослых и утвердить себя как личность. Это может проявляться в отказе от соблюдения общепринятых норм поведения, в непризнание авторитета старших, игнорировании их требований, сопротивлении их влиянию, обесценивании их нравственных и духовных идеалов, повышенной чувствительности к их оценке, острых реакциях на мнимые попытки взрослых принизить взрослость подростка и протестного поведения.

11 стр., 5173 слов

Характеристика способов формирования мировоззрения подростков в учебно-воспитательном процессе

... подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток ... Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 ... иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, ... словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой ...

Подросток пытается найти свое место в обществе, осознать значимость своей индивидуальности, поэтому он относится отрицательно к нормам и стандартом. При этом стремление подростка занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы [34], что повышает риск его вовлечения в асоциальные группы, секты и экстремистские группировки и усвоения им соответствующих групповых норм и ценностей [9]. Следствием неудачной идентификации являются побеги из школы, бродяжничество, злоупотребление алкоголем и наркотиками, делинквентное поведение, утрата представлений о ценности жизни, которые относятся к суицидогенным факторам. Субъективно низкая ценность жизни может сформироваться у подростка под влиянием специфических условий воспитания (подростки, воспитанные в асоциальной среде, условиях физического насилия, ниже оценивают собственную жизнь и жизнь другого человека, чем подростки из благополучных семей) и вследствие воздействия подростковой субкультуры и психологических влияний некоторых молодежных кумиров [26].

Попытки самоубийства среди подростков встречаются значительно чаще, чем среди детей и взрослых, но лишь немногие (не более 1%) из этих попыток достигают своей цели [20].

Возникновение суицидальной активности у подростков часто связано с неблагоприятными взаимоотношениями с родителями и сверстниками и неправильным воспитанием в семье (жестокость, насилие, эмоциональная изоляция, отвержение, заброшенность в семьях) [5]. Основными суицидогенными факторами среди подростков является тяжело переживаемое объективное и/или субъективное одиночество и дефицит жизненного опыта для того, чтобы правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения [5].

В подростковом возрасте появляется способность остро переживать одиночество. Событием, которое может предшествовать суицидам подростков, является переживание утраты объекта привязанности из-за проблем в интимно-личностных отношениях, неразделенной любви, переезда в другое место или семейных потерь (смерть близких, развод родителей и пр.) [5]. Таким образом, в целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. При этом суицидальные реакции подростка нередко направлены против родителей или сверстников, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним [26].

В силу определенных физиологических особенностей своего организма подростки склонны к депрессии. Причинами, облегчающими возникновение депрессии и суицидального поведения, являются реалии настоящего периода в жизни российского общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих из них получить желаемое образование, жить в достатке. Отвержение обществом базовых социальных ценностей — одна из причин суицидальной активности подростков. При этом степень депрессии у подростка часто является показателем серьезности суицидальной угрозы [37].

В эмоциональном плане подросткам свойственна склонность к «самоподкреплению» эмоций, что в итоге придает их эмоциональным состояниям особую вязкость, ригидность и инертность. Под влиянием «самоподкрепления» подросток может «купаться» в собственных эмоциях печали, вины, горя [32]. У всех подростков-суицидентов выявляется эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, эксплозивность, импульсивность, неразвитость личностной психологической защиты, сниженная, лабильная или неадекватно завышенная самооценка, чувство малоценности. В пресуицидальном периоде у них отмечаются депрессивные состояния (эндогенные и реактивные) и ситуационные реакции на фоне подростковых акцентуаций характера [38].

В связи с этим в популяции подростков среди причин суицида роль негативных эмоциональных состояний и, прежде всего, депрессии, значительно возрастает по сравнению с взрослой популяцией. К «подростковым» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками [26].

Между тем, далеко не каждый подросток, испытывающий одиночество и неблагоприятные воздействия социальной среды, проявляет какие-либо формы суицидальной активности. По данным А.Е. Личко, риск возникновения суицидального поведения у подростков на фоне пубертатного кризиса под влиянием неблагоприятных условий социальной среды зависит от определенной нейробиологической предиспозиции (например, врожденных дисфункций нейроэндокринной системы, резидуально-органической патологии головного мозга, конституциональной слабости центральной нервной системы и хаотичности нервных процессов, нарушения созревания структур лимбической системы и орбитофронтального кортекса, отвечающих за регуляцию эмоций).

На фоне этих органических и функциональных поражений головного мозга возникают нарушения регуляторных механизмов эмоций, что обуславливает застойный характер эмоционально-негативных состояний [38].

Подростков с подобными нарушениями часто отличают эмоциональная лабильность, «вязкость» аффекта, снижение способности к осознанию и вербализации собственных эмоциональных переживаний, затруднения в изживании негативных эмоций и пр. При этом к важным суицидогенным факторам, наряду с прочими, относятся такие характерологические особенности личности подростков …

Библиографический список

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [текст]: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2008. — 704 с.

2. Аверин, В. А. Психология личности [текст]: учебное пособие / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2007. — 516 с.

3. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства: руководство для врачей [текст] / Ю.А. Александровский. — М.: Медицина, 1993. — 398 с.

4. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства [текст] / А.Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — № 4.

5. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийств [текст]: учебное пособие / А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин. — М.: Медицина, 1980. — 164 с.

6. Амбрумова, А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии. — М., 1983. — С. 40−51.

7. Амбрумова, А. Г. Индивидуально-психологические аспекты суици-дального поведения // Актуальные проблемы суицидологи: труды Московского НИИ психиатрии. — Т. 82. — 1978. — С. 44−59.

8. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. — М., 1980

9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст]: учебное пособие [текст] / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.

10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович. — М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 390 с.

11. Бойко О. В. Мифология суицида // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2004. — т. 7, № 2. — С. 138−159.

12. Большой психологический словарь [текст]: справочное издание / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 672 с.

13. Вагин Ю.Р. Авитальная активность. Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.— 292 с.

14. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст]: учебное пособие / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.

15. Вассерман Л. И. Родители глазами подростка [текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

16. Винокуров, А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека [текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.И. Винокуров. — СПб.: СПбГУ, 1996. — 24 с.

17. Волков, Б. С. Психология подростка [текст]: учебное пособие / Б.С. Волков. — М.: Изд-во РПО, 2001. — 512 с.

18. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса [текст] // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — С. 386−389.

19. Гилинский, Я. И. Социологические и психологические основы суицидологи [текст]: учебное пособие / Я.И. Гилинский, Я.И. Юнацкевич. — СПб., 2006. — 380 с.

20. Горская, М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков [текст]: методическое пособие / М.В. Горская // Вестник психосоц. работы. 1994. № 1. С. 44−52.

21. Гулина М. А. Защитные механизмы личности [текст] / М.А. Гулина, А.Л. Козлова // Психология / под ред. А. А. Крылова. — М.: АСТ, Астрель, 2007. — 516 с.

22. Деларю, В. В. Психология отклоняющегося поведения [текст] учебно-методическое пособие / В.В. Деларю. — Волгоград: ВолГМУ, 2004. — 78 с.

23. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. — СПб., 1998. — С. 284.

24. Жезлова, Л. Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения детей и подростков [текст] / Л.Я. Жезлова // Актуальные проблемы суицидологи. — М.: Медицина, 1981. — С. 124−133.

25. Зимановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [текст]: учебное пособие / Е.В. Зимановская. — 2-е изд. — М.: Академия, 2004 — 288 с.

26. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения [текст]: учебное пособие / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнев. — Самара: Бахрах-М, 2000. — 72 с.

27. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия [текст]: справочное издание / Г. И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. — пер. с англ. — в 2-х т. — Т. 1 — М.: Медицина, 2002. — 672 с.

28. Киршбаум, Э. И. Психические состояния [текст]: учебное пособие / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 141 с.

29. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью [текст]: методическое пособие / В.В. Козлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2003. — 300 с.

30. Кон, И. С. Ребенок и общество [текст]: учебное пособие / И.С. Кон. — М.: Академия, 2009. — 336 с.

31. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [текст]: учебное пособие / В.Т. Кондрашенко. — Минск: Харвест, 2008. — 396 с.

32. Копылова Ю. С. Особенности переживания негативных эмоций в подростковом возрасте. — Пермь: ПГУ, 2008.

33. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] / О.О. Косякова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

34. Крайг Г. Психологическое развитие [текст]: монография / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 394 с.

35. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1967. № 6.

36. Леонгард, К. Акцентуированные личности [текст]: монография / К. Леонгард. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 320 с.

37. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [текст]: справочное издание / А.Е. Личко. — М.: Речь, 2009. — 426 с.

38. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [текст]: справочное издание / А.Е. Личко. — М.: Речь, 2008. — 416 с.

39. Майсак, Н. В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [текст] / Н.В. Майсак. — М.: Академия, 2002. — 120 с.

40. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости [текст] / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2005. — 416 с.

41. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

42. Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. — 2003. — № 3.

43. Мерлин, B. C. Лекции по психологии мотивов человека [текст]: учебное пособие / B.C. Мерлин. — Пермь, 1972. — 272 с.

44. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [текст]: учебник / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

45. Налчаджан, А. А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы, стратегии [текст] / А.А. Началджан. — Ереван, 1988. — 242 с.

46. Ненастьев А.Н. Самоубийство как девиантное поведение.

47. Павлов, И. П. Рефлекс свободы [текст]: сборник статей и выступлений / И.П. Павлов. — СПб. — М. — Харьков — Минск: Питер, 2009. — 432 с.

48. Панкратов, В. Н. Фрустрация [текст] / В.Н. Панкратов // Психология состояний / Под ред. А.О. Прохорова. — СПб.: Речь, 2004. — С. 436−438.

49. Петровский, А. В. К пониманию личности в психологии [текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С. 40−46.

50. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [текст]: учебное пособие / К.Н. Поливанова. — М.: ИЦ «Академия», 2000. — 180 с.

51. Реан, А. А. К проблеме социальной адаптации личности [текст] / А.А. Реан // Вестник СПбГУ. Сер. 6. — 1995. — № 20. — С. 74−79.

52. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст]: справочное издание / Х. Ремшмидт. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 624 с.

53. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Речь, 2007. — 720 с.

54. Семичов, С. Б. Острые аффективные суицидные реакции [текст] / С.Б. Семичов // Психические заболевания. — Л.: Медицина, 1990. — С. 144−154.

55. Соловьева, С. Л. Основы суицидологии [текст]: учебное пособие / С.Л. Соловьева. — СПб.: Айсинг, 2010. — 182 с.

56. Строгонов, Ю. A. О мотивах компенсаторных поведенческих реакций у подростков [текст] / Ю.A. Строгонов, Б.Н. Алмазов // Нарушения поведения у детей и подростков. — М., 1981. — С. 139−144.

57. Суицидология: прошлое и настоящее [текст]: сборник научных статей / Сост. А.Н. Моховиков. — М.: ИП РАН, 2001.

58. Тарабрина, Н. В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах [текст]: автореф. дис. …канд. наук / Н.В. Тарабрина. — Л., 1973.

59. Федотов, Д. Д. О реактивно обусловленных суицидальных попытках в детском, подростковом и юношеском возрасте [текст] / Д.Д. Федотов, А.С. Чудин, С.А. Саркисов // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1978, т. 78, вып. 10. — С. 1559−1563.

60. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст]: учебное пособие / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

61. Фетискин, Н. П. Детерминанты монотонофильности и монотонофобности [текст] / Н.П. Фетискин // Проблемы индустриальной психологии. — Ярославль, 1982. — С. 61−73.

62. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст]: монография / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 360 с.

63. Фрейд, З. Введение в психоанализ [текст] / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2008. — 608 с.

64. Фрейеров, О. Е. Об акцентированных и деформированных личностях [текст] / О.Е. Фрейеров // Проблемы личности. — М., 1970. — С. 230−248.

65. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [текст]: учебное пособие / Л.М. Фридман. — М.: Изд-во ИП РАН, 2011. — 480 с.

66. Фрустрация: понятие и диагностика [текст]: учебно-методическое пособие / Сост. Л.И. Дементий. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 68 с.

67. Холмогорова, А. Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998. — № 1. — С. 94−102.

68. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности [текст]: монография / Р. М. Шамионов. — Саратов: Изд-во СГПУ, 2004. — 142 с.

69. Шафранская, К. Д. Эмоциональные характеристики и их структура [текст] / К.Д. Шафранская // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. — Л., 1976. — С. 176−188.

70. Шир, Е. Суицидальное поведение у подростков [текст] / Е. Шир // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1984. — № 10.

71. Шустова, Н. Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе личности: теоретический анализ уровней адаптации [текст] / Н.Е. Шустова // Проблемы социальной психологии личности. — 2007. — 220 с.

72. Эльконин, Д. Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 2001. — С. 313−320.

73. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон. — М.: Речь, 2006. — 416 c.

74. Юров, И. А. Направленность и типы фрустрации [текст] / И.А. Юров // Социс. — 1987. — № 4. — С. 34−39.

75. Якунин, В. А. О связи психических состояний и свойств личности [текст] / В.А. Якунин // Психические состояния. — СПб.: СПбГУ, 2001, с. 17−23.

76. Яницкий, М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и их динамика [текст] / М.С. Яницкий. — Кемерово: КемГУ, 1999. — 84 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector