социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии

Введение

Актуальность. Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе является социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии. Социальная адаптация предполагает формирование у детей с нарушением интеллекта поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам.

Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта. Тема агрессивного поведения умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.).

Специалист по превентивной психологии С.А. Беличева рассматривает вышеперечисленные психические аномалии как психобиологические предпосылки асоциального поведения, но при этом психолог отмечает, что данные отклонения не являются предопределяющей причиной преступного поведения [6,17].

Анализ статистических данных показывает, что формирование нормативного поведения детей с нарушением интеллекта является одной из самых актуальных проблем. Частота нарушений поведения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в специальных учебных заведениях, представлена следующими цифрами: побеги и бродяжничество — 72%; агрессия — 50%; грубость, непослушание — 43% (по данным Шипициной Л. М.).

Отклоняющееся поведение детей и подростков явление сложное и комплексное. Оно обусловлено рядом факторов:

— индивидуально-типологическими особенностями личности;

-внешними (природными, экологическими, климатическими) факторами;

— социальными: (социо-культурными нормами и традициями);

— внутренними: (ценностными ориентациями, установками, потребностями, наследственно-биологическими предпосылками.) Психологическая коррекция агрессивного поведения умственно отсталых учащихся должна носить комплексный, системный характер. Положительный результат зависит от своевременности психолого-педагогического воздействия.

Опыт школьного воспитания детей с нарушением интеллекта свидетельствует, что благодаря раннему включению их в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач физического, умственного и нравственного развития, можно в значительной степени преобразить их личностный облик. Существует мнение, что все методы коррекции можно условно разделить на две группы: педагогические и психологические. Разумеется, каждый метод в известной мере является и педагогическим, и психотерапевтическим. Одним из средств коррекционной работы с социально- дезадаптированными детьми младшего школьного возраста является арт-терапия. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества ребенка (рисунков, поделок, сочинений, сказок) повышают самооценку ребенка и степень его самопринятия и самоценности [26].

2 стр., 873 слов

«Особенности формирования продуктивной деятельности у дошкольников ...

... занятия по рисованию, в подготовительной группе у детей с нарушением интеллекта Объект исследования – дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Предмет исследования – процесс формирования продуктивной деятельности ... одаренности (Ф.Гуденаф). Здесь рекомендовалось использовать рисование, как тест на умственное развитие. Продуктивные виды деятельности, с точки зрения их педагогической ...

Цель исследования — поиск эффективных арт-терапевтических приёмов психокоррекции агрессивного поведения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Объект исследования — отклонения в поведении учащихся с нарушением интеллекта.

Предмет исследования — агрессивные проявления в поведении детей с

лёгкой степенью умственной отсталости в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Гипотеза исследования: Профилактика и коррекция агрессивного поведения будет эффективной, если систематически применять комплекс коррекционных приемов и арт-терапевтических методов в поведении учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

Задачи исследования:

— изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;

— изучить опыт работы по данной проблеме;

— выявить особенности агрессивного поведения детей с отклонениями

в развитии;

— подобрать и апробировать коррекционные упражнения и методы арт терапии, способствующие профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников специальной (коррекционной) школы;

-составить педагогические рекомендации.

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: анализ научной литературы, изучение состояния проблемы, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические методы: экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработка данных эксперимента, изложение и интерпретация научных результатов, качественный анализ и количественная обработка результатов исследования, тестирование, наблюдение, беседа.

Практическая значимость исследования заключается: Результаты исследования могут быть использованы: учителями-дефектологами с целью повышения результативности учебно-воспитательного процесса, а также специальными психологами в процессе консультирования и коррекции эмоциональных состояний детей.

Экспериментальная база: ГБОУ Белокатайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические основы изучения агрессивного поведения у детей

1.1.Изучение проблемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников в современной литературе

На протяжении многих веков человечество задавалось вопросом: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, и какие меры необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

4 стр., 1812 слов

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ВИДЫ АГРЕССИИ

... коллег. Таким образом, при рассмотрении темы «Причины агрессивного поведения, виды агрессии» целью работы является изучение агрессии. Исходя из заданной цели задачи работы следующие: ... агрессивности; 2. Определить основные причины возникновения агрессии; 3. Изучить виды агрессии. Предметом проводимого исследования является агрессия, объектом – агрессия как личностное образование в коллективе.   ...

Этот вопрос рассматривался с различных позиций — с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данный вопрос стал предметом систематического научного исследования.

Но для рассмотрения проблемы агрессивности, необходимо выявить, что же такое агрессия?

В психологической литературе понятие «агрессия» определяется как мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.) [56,6]

Известный ученый И.П. Подласый раскрывает понятие «агрессивное поведение» как «действие человека, выражающееся в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.» [48, 282]

В своих исследованиях зарубежные авторы по-разному определяют эти термины

Агрессия — это — врожденная реакция человека «для защиты занимаемой территории» (Лоренд, Андри);

-стремление к господству (Моррисон);

-реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм);

Психолог И. Кухранова различает два вида агрессии:

— конструктивная агрессия — это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости;

— деструктивная агрессия — это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба [32, 31].

В работе практических психологов (Прихожан А.М., Толстых Н.Н.) понятия «агрессия» и «агрессивность» рассматриваются как синонимы [50, 114]. В многочисленных исследованиях отечественных психологов (И.Р. Дементьевой, С.Л. Колосовой, Н.Д. Левитова, Л.М. Семенюк и т.д.) существует несколько видов агрессивности:

1. По направленности агрессивность может быть внешней и внутренней.

К внешней агрессивности относятся:

— прямая агрессия, характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц;

— смещенная агрессия, характеризуется открытым проявлением агрессии на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение.

Внутренняя агрессивность характеризуется выражением обвинений или требований, адресованных самому себе.

2. По способу контроля агрессивность подразделяется на произвольную агрессию и непроизвольную.

Произвольная агрессия возникает из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.

Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно и протекает по типу аффекта. [23;30; 36;]

Отечественные психологи А.А.Аладьин, И.А.Фурманов, Н.В.Фурманова различают три основных вида агрессий: физическая агрессия, словесная агрессия и косвенная агрессия.

Вышеназванные ученые поясняют эти понятия следующим образом:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. Берковица, поведение все‑таки можно контролировать. Но, как ... выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок. Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) ...

1. Физическая агрессия — (нападение) — это использование физической силы против другого лица.

Проявление физической агрессии: агрессивные дети щипают играющих с ними малышей, кусают их. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя и даже взрослых.

2. Словесная (вербальная) агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).

Проявление словесной агрессии: дети говорят нецензурные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят других, ругаются.

3. Косвенная агрессия — это агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.)

Другие проявления косвенной агрессии: косвенная агрессия может принимать форму разрушительного отношения к вещам: дети рвут книги, высыпают продукты из пакетов и т.п. Может доходить и до таких опасных проявлений как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет разные предметы в других детей и взрослых. [56,72]

Говоря о видах агрессии, считаем необходимым рассмотреть причины и факторы, влияющие на развитие агрессивности.

Зарубежные психологи Малер, Дуб, Доллард считают, что появление агрессии у детей в раннем возрасте связано с явлением фрустрации.

В исследованиях специалиста Е.М. Волковой данное понятие объясняется как состояние, которое возникает у ребенка в тот момент, когда его желание по каким-то причинам не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничение со стороны взрослого. [15,58]

Основными задачами обучения и воспитания детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида являются коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. [62, 134]

Решение этих задач предполагает правильное понимание умственной отсталости.

Ведущие отечественные дефектологи Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина определяют умственную отсталость как стойкое необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального, развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга. [13, 12]

А.Д. Виноградова отмечает, что «умственная отсталость — это понятие широкое, оно включает в себя разные формы: олигофрению и деменцию». Вышеназванный ученый определяет данные формы умственной отсталости следующим образом: олигофрения — это стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, которое возникает в результате повреждения зародыша, либо вследствие поражения центральной нервной системы на различных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка; деменция — стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, упрощение эмоций. [17,10]

Ученые Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина отмечают, что «ведущим расстройством в клинико-психологической картине умственной отсталости является выраженная недостаточность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способностью к мышлению — процессам обобщения и отвлечения, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания, ряда корковых функций. Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи». [13, 6]

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... завершений. Предложил социальную психологию назвать коллективной рефлексологией. Бине Альфред (фр., 1857 – 1911) - дифференциация умственно отсталых от ленивых. ... логика. БЮЛЕР – теория трех ступеней в развитии ребенка: инстинкт, дрессура, интеллект. ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880 ... 1934) – «Мышление и речь» (1934). Исследовал высшие психические функции (мышление, речь). В основе развития высших ...

Вышеназванные специалисты отмечают, что клиническая характеристика основных форм умственной отсталости тесно связана с патогенезом поражения, временем воздействия вредности. В случаях поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 1,5 — 2 лет) речь идет о различных вариантах олигофрении. При поражении нервной системы в более старшем возрасте речь идет о различных видах деменции. [13, 6-7]

Результаты современных исследований позволяют сделать вывод, что отклонения в поведении детей с нарушением интеллекта первоначально обусловлены органическим поражением головного мозга.

Отечественный психолог В.М. Махова изучала эмоциональное реагирование умственно отсталых детей на проблемные ситуации. Данный специалист отмечает, что дети с нарушением интеллекта предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией [41, 10].

Отечественные ученые С.А. Завражин, Л.К. Фортова отмечают, что наиболее распространенными среди умственно отсталых младших школьников формами агрессивного поведения являются ссоры, драки, сквернословие, грубость, взаимные обвинения, взрывы ярости. Часто учащиеся младших классов нарушают правила поведения в школе (прогуливают, срывают уроки, отказываются выполнять задания).

Некоторые учащиеся часто реагируют на замечания и требования педагога неконтролируемыми вспышками ярости (бросают учебники, опрокидывают парты, кричат).

В качестве причин, стимулирующих возникновение агрессии, вышеназванные специалисты называют следующие:

-неблагополучная ситуация в семье;

-повышенная возбудимость детей;

-интеллектуальные нарушения;

-низкий уровень самоконтроля;

-отрицательное влияние классного коллектива, в котором агрессия считается нормой поведения;

-фрустрирующие ситуации (запреты, замечания педагогов);

-защита в ответ на «нападение». [20, 92]

Таким образом, в этой части мы раскрыли существенные признаки умственной отсталости. Нами было рассмотрено своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка. Правильное понимание психологии детей с нарушением интеллекта помогает олигофренопедагогу квалифицированно решать вопросы обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, преодолевать либо компенсировать нарушенные психические процессы.

В ходе теоретического изучения своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка мы выявили, что детей данной категории можно условно разделить на три группы:

первая группа: дети спокойные, уравновешенные, стараются не конфликтовать с окружающими, при необходимости могут постоять за себя;

вторая группа: у детей часто наблюдаются эмоциональные расстройства, которые выражаются в раздражительности, аффективной неуравновешенности, сопровождающейся агрессией;

третья группа: дети пассивны, ле……..

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

... опыта одного поколения в опыт другого. В современных учебниках педагогики педагогика нередко рассматривается как наука о том, как воспитывать ... к обработке и возделыванию почвы, т.е. по сути речь шла о культуре земледелия. Затем это понятие стали ... образованности, степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь. Нужно заметить, что уровень культуры человека определяется не ...

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.

2 .Алворд М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. — М.: Катарсис, 1997. — 280 с.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1986. — 157 с.

4. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -356 с.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения.- М.: Педагогика,1990. -140 с.

6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1994. — 278 с.

7. Белозорова, Л.А. Влияние арт-терапии на психологическое здоровье личности /Л.А. Белозорова, О.Н.Бондарева, О.Н.Князева // Культура физическая и здоровье. — Воронеж, 2010. ? № 4. — С.29.

8.Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия : руководство по психотерапии / Л.С. Брусиловский. — М., 1985.

9.Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

10.Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М., 1965.

11. Венгер А.Л Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с/

12. Вайзман Н.П. Психотерапия в дефектологии. М., 1992.

13. Власова Т.А., Лебединская К.С., Мачихина В.Ф. Отбор детей во вспомогательную школу. — М.: Просвещение, 1983. — 117 с.

14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973. — 165 с.

15.Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. — М.:Профиздат,1992.- 96 с.

16. Введение в музыкотерапию / Г. — Г. Декер-Фойгт, СПб.: Питер 2003. — 208с.

17.ВиноградоваА.Д. и др. практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец.211 «Дефектология»/А.Д Виноградова, Е.И.Липецкая, Ю.Т.Матасов, И.П.Ушакова, сост А.Д.Виноградова.

18. Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. — 576 с.

19. Зайцева И. А., Кукушкин В. С. Коррекционная педагогика. — Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2002. — 304 с.

20. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями.- М.: Академический проект, 2005. — 400 с.

21. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения.- М.: Просвещение, 1988. -158 с.

22. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб.: Речь,

2003. — 391 с.

23. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка (теория

и практика).

— М., ACADEMA, 2004.

24. Копытин, А. И. Арттерапия / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001. -320с.

25. Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии / А.И. Копытин. — СПб., 2000.

26.Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. — М.: ЦГЛ, 2006. — 144с.

27. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. — СПб.: Речь, 2007. — 160 с.

10 стр., 4842 слов

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи

... различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.[3] К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизичес­кими отклонениями различной выраженности, ...

28. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., АCADEMA, 2000.

29. Копытин А. И. Основы Арт-терапии. — СПб, 1999

30. Колосова С.Л. Детская агрессия.- М.: Питер, 2004.- 244 с.

31. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа.- 1999.- №3.- С.24-26

32. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением // Воспитание школьников.- 2002.- №10.- С.31

33.Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003. -256 с.

34. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная школа. — 2001. — № 5.

35.Лебедева Л.Д., Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа. -2001.- №2.- -С. 26-28

36. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии.- 1997.- №6.- С.82

37. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

38. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., Речь, 2003. — 400 с.

39. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., Речь, 2001.

40.Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики.- М.: Академия, 2006. — 224с.

41. Махова В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации в школе // Дефектология. -2000.-№6.- С.9-14

42. Наумова, Т. Лечение души через искусство / Т. Наумова // Народная школа. — 2003. — № 1.

43 Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие./ А.А. Осипова — М.: Сфера, 2002 — 510 с.

44. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Пузанова Б. П. М., ACADEMA, 2001. — 272 с.

45. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., «Творческий центр», 2005. — 240 с.

46. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. — М., ACADEMA,

2003. — 448 с.

47. Петров И.Г. Фундаментальные функции эмоций как органа индивида и индивидуальности.// Мир психологии. — 2002.-№4.

48.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями

развития // Сост. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. — СПб, 2002. — 256 с.

49. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: Владос, 2002. -352 с.

50. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / под ред. А.Д. Виноградовой.- М.: Просвещение, 1985. -144 с.

51. ПанфиловаМ.А. «Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры. — М.: изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

52. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. — 160 с.

53. Специальная педагогика / Под ред. Назаровой М. Н. М., ACADEMA.,

2000. — 400 с.

54. Степанова О. А., Вайнер М. Э. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. — М., ACADEMA, 2003. — 272 с.

55. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2000-468 с.

56. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М.: Новая школа, 1996.- 163с.

25 стр., 12090 слов

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

... окружение. В этом заключается практическая значимость исследования. ГЛАВА 1 Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция как предмет исследования 1.1 История изучения детской гиперактивности Что такое ...

57 Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2004. — 160 с.

58. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Т. Основы специальной

педагогики и психологии. -СПб: «ПИТЕР», 2005. — 304 с.

59.Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под редакцией М. И. Буянова. 2-е издание. — М., 2008.

60. Шаповалова О. Е. Современные подходы к изучению эмоционального

развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика.-

2006. — №3 .- С. 35-43.

61. Шаповалова О. Е. Технологии коррекционно-развивающего воздействия На эмоциональную сферу умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика.- 2005.- №4. — С. 5-12.

62.Шипицына Л.М. Психолого-медико-педагогическая консультация.- М.: Академия, 2001. — 387 с.