Исследование сформированности зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

1.1. Понятие о дисграфии…5

1.2. Формирование пространственных представлений в онтогенезе…16

1.3. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений…21

Глава 2. Исследование сформированности зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

2.1. Организация и методика исследования зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией …29

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…35

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Среди всех школьных трудностей, являющихся причиной школьной дезадаптации и резкого снижения учебной мотивации, на первом по частоте месте стоят нарушения письменной речи. Подобные нарушения выявляются у 6−7% учеников общеобразовательных школ. Специальное обследование показало, что у них имеется несформированность некоторых частных психических процессов, ничем себя не проявляющих в повседневной жизни, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

Важность пространственно-временной организации деятельности ребенка отмечается многими авторами. Исследованию формирования пространственных представлений у детей посвящены работы таких авторов, как Л.Г.Парамонова, Р.И.Лалаева, Т.А.Павлова, А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, Е.А.Михайлова, М.Е.Хватцев, И.Н.Садовникова, А.Р.Лурия и др. В последних исследованиях (А.В.Семенович, С.О.Умрихин, Б.А.Архипов и др.) указывается, что развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе и познавательной и эмоциональной жизни ребенка.

17 стр., 8391 слов

Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции пространственных представлений детей с задержкой психического развития

... детства. Образ безупречного зрелого человека является единым методом и опорой представления детьми их грядущего и основой проектирования детской жизни. Таким образом, ... школе является эмоциональная волевая готовность, к которой относится: сформированность навыка управления поведением, сформированность навыков регуляции внимания, эмоциональную устойчивость. Учебная деятельность подразумевает ...

Однако при подготовке детей к школьному обучению внимание развитию пространственных представлений уделяется в связи с формированием математических способностей, а о важности данной работы в связи с профилактикой нарушений письма (дисграфий) только упоминается в работах отдельных исследователей (А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, И.Н.Садовникова, Л.Г.Парамонова).

Объект исследования — процесс развития зрительно-пространственных представлений у младших школьников с дисграфией.

Предмет исследования — особенности нарушения зрительно-пространственных представлений у младших школьников с дисграфией

Цель исследования — изучение особенностей зрительно-пространственных нарушений у младших школьников с дисграфией.

Гипотеза исследования: у младших школьников с дисграфией имеются зрительно-пространственные нарушения.

Задачи исследования.

1. Изучение научной психологической, педагогической, методической литературы по проблеме.

2. Провести экспериментально-психологическое исследования особенностей нарушения чтения у младших школьников с дислексией.

3. Сделать выводы по результатам исследования особенностей нарушения чтения у младших школьников с дислексией.

Организация исследования: экспериментальное исследование было проведено в «Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 37 «г. Рязани.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

1.1. Понятие о дисграфии

Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован [3, c. 122].

5 стр., 2259 слов

Исследование причин дезадаптации младших школьников

... Поэтому я считаю тему моей курсовой работы «Исследование причин дезадаптации младших школьников» актуальной на сегодняшний день. Объект работы: Младшие школьники в процессе адаптации к новым школьным ... , представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными. Для детей с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая ...

Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыков письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий, и ограничиваются традиционными педагогическими подходами, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями.

Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы.

Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия.

Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматические и психические статусы ребенка неправомерно ограничивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности и это необходимо учитывать специалистами при организации как диагностической, так и коррекционной работы.

Помимо закономерных изменений в развитии детей, специалисты констатируют значительный рост числа детей с соматическим и психическим здоровьем.

Это сказывается и на увеличении количества детей, испытывающих затруднения в процессе школьного обучения. По данным ученых число неуспевающих школьников, в категорию которых опадают дети с дисграфией, составляют от 15 до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей шестилетнего возраста. Ученые также отмечают резкое усложнение структуры отклонений в развитие детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Усложняется и дифференциальная диагностика в отношении пограничных случаев отклонений в развитии детей.

10 стр., 4502 слов

Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении детей младших школьников в хореографическом коллективе

... отношении определяющее значение? Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать ... организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники ...

Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательное проведение психолого-педагогического обследования ребенка. Цель обследования — определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушения.

В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющиеся у невозможности. Анализ результатов обследования позволяет логопеду определить индивидуальный подход в коррекционной работе и ведущие направления [5, c. 67].

Первичное логопедическое обследование должно проводиться на ранних этапах обучения. Чем раньше проведено обследование школьника, тем выше вероятность того, что работа будет иметь профилактический характер, корректирующий затруднения в овладении письмом и предупреждающий его нарушение.

Содержание логопедического обследования школьников включает в себя изучение у детей состояние устной и письменной речи, невербальных компонентов, входящих в состав функциональной системы письма и чтения.

Сенсомоторные и графические пробы, требующие слуховой и зрительной дифференциации элементов, распределение внимания, активной работы памяти и четкой организации движения руки, позволяет логопеду значительно расширить информацию о ребенке. Этой же цели послужит исследование у школьника с дисграфией ориентировки в пространстве и времени. Недостаточность ориентировки может обусловить трудности ребенка в различении форм, времени и видов глагола, в усвоении пространственных и временных предлогов и в их правильном обозначении на письме. В обследовании школьников с дисграфией невозможно обойтись без диагностики состояния когнитивных функций и интеллекта, что традиционно относится к психологической диагностики.

21 стр., 10085 слов

Выявление нарушения письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом и без него

... письма в основном используются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия. Причины нарушений чтения и письма являются сходными. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций ... плохо владеют русским языком. Обследование детей проводилось по традиционной логопедической методике ... которые делают внимание и память ребенка. Вопрос о более раннем ...

Логопедическое обследование не включает, как правило, исследования состояния слухоречевой памяти. Между тем, полноценность этой психической функции необходима для успешного овладения ребенком навыками произвольного осознанного анализа речи и членения ее на общепринятые языковые единицы.

У школьников, страдающих дисграфией, часто отмечаются низкие показатели слухоречевой памяти. Это нужно учитывать в коррекционной работе, включая в нее упражнения по использованию ребенком различных приемов запоминания, повышающих продуктивность памяти.

Для правильной организации коррекционной работы важно изучить у школьников с дисграфией особенности состояния внимания и произвольной регуляции действий.

Процесс письма — сложно организованный и первоначально очень трудный для ребенка вид деятельности, и его успешность во многом зависит от полноценной концентрации внимания, умения контролировать себя в процессе записи, способности сохранять продуктивность в работе благодаря выносливости и устойчивости внимания. Проверив особенности внимания с помощью специальных тестов и наблюдений за процессом письма учащегося, логопед во многих случаях сочтет необходимым включить в логопедическую работу упражнения на формирование у детей внимания и самоконтроля при письме.

Согласно современным тенденциям в психологии и нейропсихологии преобладание какой-либо модальности (аудиальной, визуальной, кинестетической) должно учитываться при организации взаимоотношений с ребенком, способе подачи информации на занятиях.

5 стр., 2495 слов

СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

... Учебно-методическое пособие для студентов педиатрических факультетов, интернов, ординаторов и врачей педиатров. Синдром раздражённого кишечника у детей   ... инфекции (энтеровирусные и ротавирусные); стрессовые ситуации (разлука детей раннего возраста с родителями, начало посещения детского ... заболеваний, как у взрослых, так и у детей, и начинает постепенно вытеснять такие диагнозы как « ...

Проведение психодиагностики в структуре логопедического обследования — не простая задача. Она требует специальных знаний, умений и исследовательских навыков, к тому же занимает много времени. Ее можно осуществлять постепенно, включая проведение психологического тестирования в структуру занятий подготовительного этапа коррекции. Это будет способствовать тому, что начало коррекции не отодвинется во времени на момент окончания обследования, кроме того, психологические тесты не только решат исследовательские задачи — многие из них могут быть использованы и как развивающие задания.

Получить полную информацию о ребенке силами одного логопеда сложно, желательно к обследованию подключать и других специалистов.

Нейропсихологический метод исследования является тем тонким диагностическим методом, который позволяет определить нарушение функционального состояния мозга у детей. У большинства из них отмечается несформированность различных высших психических функций: праксических, гностических, памяти, внимания.

Выше уже говорилось о том, что современная психология и нейропсихология в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работой с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Изучение теоретических основ и практических достижений этих наук позволит не только расширить представления логопедов и других специалистов в отношении знаний о разнообразии причин и механизмов нарушения формирования у детей высших психических функций и процессов (в том числе устной и письменной речи), но и методов их диагностики и коррекции. В основу нейропсихологической диагностики положены современные представления о системной работе мозга, о взаимосвязи разных уровней его организации, о сложном происхождении и строении психических функций, их взаимовлиянии в процессе формирования. Нейропсихологическое диагностическое обследование представляет собой систему методов, использование которых позволяет оценить состояние всей психической сферы ребенка [11, c. 49].

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... 68.(1гл-3) 3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] – М.: ... , фиксируемые памятью или письмом. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его ... 16. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. [Текст] – М., 1999. ...

Комплексное нейропсихологическое обследование, учитывающее возрастные особенности и охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка помогают правильной классификации различных видов дисграфии.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями).

Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).

Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Классификация дисграфии [18, c. 134].

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.

При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа на…

Список литературы

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. — СПб., 1999.

2. Альбом для логопеда. — М.: Владос, 1998. — 280 с.

3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. — М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 1998. С. 85−92.

4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. — М.: МПСИ, 2001. С. 7−20.

5. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейро-психологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. 1997. № 3. С 38−42.

6. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 1996. № 2.

7. Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.

8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М.: «Академия», 2000. — 248 с.

9. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1998 — 240с

10. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981.

11. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. — М.: Знание, 1994.

12. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М.: «Просвещение», 1991. — 190 с.

13. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. — М.; Просвещение, 1988.

14. Венгер Л. А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Р. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994.

15. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985.

16. Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. — М: Московкий психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 — с. 193−199

17. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. — М., 1996.

18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.

19. Гаубих Ю. Г., Липкина Ю. С.. Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. -2-е изд. — М.; Просвещение. — 1979.

20. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 471 с.

21. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореферат дис… канд. пед. наук. (13.0003).

— М., 1982. — 23 с.

22. Дефектологический словарь. — М.; 1970.

23. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.; 1985.

24. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.

25. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма / АН СССР, Науч. совет по теории сов. языкознания, Ин-т языкознания. — Л.: «Наука», 1987. — 112 с.

26. Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей. Дисс… канд. пед. наук. — М., 1995. — 169 с.

27. Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат дис. канд. психол. наук. (19.00.07).

— М., 1980. — 22 с.

28. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

29. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: «Российское педагогическое агентство», 1997.-124 с.

30. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб.: «Образование», 1997. — 172 с.

31. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, — М.: Владос, 1999

32. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 312 с.

33. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. Л.С. Волковой. — 2-е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995.

34. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 84 с.

35. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995.

36. Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма. Дисс… канд. пед. наук. — М., 1999. — 153 с.

37. Никашина Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения, и пути ее устранения: Автореферат дис… канд. пед. наук. — М., 1959. — 19 с.

38. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. — СПб, 1999

39. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. — М.: Владос, 1995.

40. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. — М.: МГПУ, 1998. — 32 с.

41. Симерницкая Э.Г., Иншакова О.Б. Нарушения памяти у детей с дисграфией. Учитель-дефектолог: Современные проблемы подготовки и совершенствования работы. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. С. 212−223.

42. Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И., Семенович А.В. Письмо у переученных левшей // Леворукость у детей и подростков. Сборник трудов. Под ред. Г. Н. Сердюковской и А.П. Чуприкова. — М., 1987. С. 137−142.

43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV кл.).

— М.: «Педагогика», 1980. — 192 с.

44. Сумченко Г. М. Буквы я, е, е, ю в письме младших школьников // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи / Под ред. В.А. Ковшикова. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. — 1989. С. 78−86.

45. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1969. С. 39−45.

46. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением речи. Журнал «Дефектология» № 2, 1993.

47. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. — М, 1978

48. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. школ. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.

49. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. — М.: «Юристъ», 1997. — 256 с.

50. Юрова Е.В. Коррекция устной речи. — М, 1998

51. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1996

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector