Исследование сформированности зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

1.1. Понятие о дисграфии………………………………………………………5

1.2. Формирование пространственных представлений в онтогенезе………16

1.3. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений…………………….…21

Глава 2. Исследование сформированности зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

2.1. Организация и методика исследования зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией ………………………………………………29

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………35

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Среди всех школьных трудностей, являющихся причиной школьной дезадаптации и резкого снижения учебной мотивации, на первом по частоте месте стоят нарушения письменной речи. Подобные нарушения выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ. Специальное обследование показало, что у них имеется несформированность некоторых частных психических процессов, ничем себя не проявляющих в повседневной жизни, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

Важность пространственно-временной организации деятельности ребенка отмечается многими авторами. Исследованию формирования пространственных представлений у детей посвящены работы таких авторов, как Л.Г.Парамонова, Р.И.Лалаева, Т.А.Павлова, А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, Е.А.Михайлова, М.Е.Хватцев, И.Н.Садовникова, А.Р.Лурия и др. В последних исследованиях (А.В.Семенович, С.О.Умрихин, Б.А.Архипов и др.) указывается, что развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе и познавательной и эмоциональной жизни ребенка.

Однако при подготовке детей к школьному обучению внимание развитию пространственных представлений уделяется в связи с формированием математических способностей, а о важности данной работы в связи с профилактикой нарушений письма (дисграфий) только упоминается в работах отдельных исследователей (А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, И.Н.Садовникова, Л.Г.Парамонова).

17 стр., 8391 слов

Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции пространственных ...

... целостность детства. Образ безупречного зрелого человека является единым методом и опорой представления детьми их грядущего и основой проектирования детской жизни. Таким образом, подготовленность к ... (Л.И Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин); сформированность произвольности поведения (А.В. [1] Запорожец, З.И. Истомина, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, ...

Объект исследования — процесс развития зрительно-пространственных представлений у младших школьников с дисграфией.

Предмет исследования — особенности нарушения зрительно-пространственных представлений у младших школьников с дисграфией

Цель исследования — изучение особенностей зрительно-пространственных нарушений у младших школьников с дисграфией.

Гипотеза исследования: у младших школьников с дисграфией имеются зрительно-пространственные нарушения.

Задачи исследования.

1. Изучение научной психологической, педагогической, методической литературы по проблеме.

2. Провести экспериментально-психологическое исследования особенностей нарушения чтения у младших школьников с дислексией.

3. Сделать выводы по результатам исследования особенностей нарушения чтения у младших школьников с дислексией.

Организация исследования: экспериментальное исследование было проведено в «Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа №37 » г. Рязани.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования зрительно-пространственных нарушений у детей с дисграфией

1.1. Понятие о дисграфии

Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован [3, c. 122].

Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыков письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий, и ограничиваются традиционными педагогическими подходами, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями.

Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы.

Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия.

Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматические и психические статусы ребенка неправомерно ограничивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности и это необходимо учитывать специалистами при организации как диагностической, так и коррекционной работы.

20 стр., 9859 слов

Исследование нарушений письма у младших школьников с задержкой ...

... процессов. Объектом исследования является письмо младших школьников с задержкой психического развития, предметом исследования – нарушения письма у данной категории детей. Необходимость решения указанной проблемы определила цель исследования – выявление особенностей нарушения письма у младших школьников с ЗПР. ...

Помимо закономерных изменений в развитии детей, специалисты констатируют значительный рост числа детей с соматическим и психическим здоровьем.

Это сказывается и на увеличении количества детей, испытывающих затруднения в процессе школьного обучения. По данным ученых число неуспевающих школьников, в категорию которых опадают дети с дисграфией, составляют от 15 до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей шестилетнего возраста. Ученые также отмечают резкое усложнение структуры отклонений в развитие детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Усложняется и дифференциальная диагностика в отношении пограничных случаев отклонений в развитии детей.

Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательное проведение психолого-педагогического обследования ребенка. Цель обследования — определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушения.

В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющиеся у невозможности. Анализ результатов обследования позволяет логопеду определить индивидуальный подход в коррекционной работе и ведущие направления [5, c. 67].

Первичное логопедическое обследование должно проводиться на ранних этапах обучения. Чем раньше проведено обследование школьника, тем выше вероятность того, что работа будет иметь профилактический характер, корректирующий затруднения в овладении письмом и предупреждающий его нарушение.

Содержание логопедического обследования школьников включает в себя изучение у детей состояние устной и письменной речи, невербальных компонентов, входящих в состав функциональной системы письма и чтения.

Сенсомоторные и графические пробы, требующие слуховой и зрительной дифференциации элементов, распределение внимания, активной работы памяти и четкой организации движения руки, позволяет логопеду значительно расширить информацию о ребенке. Этой же цели послужит исследование у школьника с дисграфией ориентировки в пространстве и времени. Недостаточность ориентировки может обусловить трудности ребенка в различении форм, времени и видов глагола, в усвоении пространственных и временных предлогов и в их правильном обозначении на письме. В обследовании школьников с дисграфией невозможно обойтись без диагностики состояния когнитивных функций и интеллекта, что традиционно относится к психологической диагностики.

Логопедическое обследование не включает, как правило, исследования состояния слухоречевой памяти. Между тем, полноценность этой психической функции необходима для успешного овладения ребенком навыками произвольного осознанного анализа речи и членения ее на общепринятые языковые единицы.

У школьников, страдающих дисграфией, часто отмечаются низкие показатели слухоречевой памяти. Это нужно учитывать в коррекционной работе, включая в нее упражнения по использованию ребенком различных приемов запоминания, повышающих продуктивность памяти.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

Для правильной организации коррекционной работы важно изучить у школьников с дисграфией особенности состояния внимания и произвольной регуляции действий.

Процесс письма — сложно организованный и первоначально очень трудный для ребенка вид деятельности, и его успешность во многом зависит от полноценной концентрации внимания, умения контролировать себя в процессе записи, способности сохранять продуктивность в работе благодаря выносливости и устойчивости внимания. Проверив особенности внимания с помощью специальных тестов и наблюдений за процессом письма учащегося, логопед во многих случаях сочтет необходимым включить в логопедическую работу упражнения на формирование у детей внимания и самоконтроля при письме.

Согласно современным тенденциям в психологии и нейропсихологии преобладание какой-либо модальности (аудиальной, визуальной, кинестетической) должно учитываться при организации взаимоотношений с ребенком, способе подачи информации на занятиях.

Проведение психодиагностики в структуре логопедического обследования — не простая задача. Она требует специальных знаний, умений и исследовательских навыков, к тому же занимает много времени. Ее можно осуществлять постепенно, включая проведение психологического тестирования в структуру занятий подготовительного этапа коррекции. Это будет способствовать тому, что начало коррекции не отодвинется во времени на момент окончания обследования, кроме того, психологические тесты не только решат исследовательские задачи — многие из них могут быть использованы и как развивающие задания.

Получить полную информацию о ребенке силами одного логопеда сложно, желательно к обследованию подключать и других специалистов.

Нейропсихологический метод исследования является тем тонким диагностическим методом, который позволяет определить нарушение функционального состояния мозга у детей. У большинства из них отмечается несформированность различных высших психических функций: праксических, гностических, памяти, внимания.

Выше уже говорилось о том, что современная психология и нейропсихология в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работой с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Изучение теоретических основ и практических достижений этих наук позволит не только расширить представления логопедов и других специалистов в отношении знаний о разнообразии причин и механизмов нарушения формирования у детей высших психических функций и процессов (в том числе устной и письменной речи), но и методов их диагностики и коррекции. В основу нейропсихологической диагностики положены современные представления о системной работе мозга, о взаимосвязи разных уровней его организации, о сложном происхождении и строении психических функций, их взаимовлиянии в процессе формирования. Нейропсихологическое диагностическое обследование представляет собой систему методов, использование которых позволяет оценить состояние всей психической сферы ребенка [11, c. 49].

Комплексное нейропсихологическое обследование, учитывающее возрастные особенности и охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка помогают правильной классификации различных видов дисграфии.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта ... внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают ...

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями).

Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.).

Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Классификация дисграфии [18, c. 134].

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.

При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа на……..

Список литературы

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. — СПб., 1999.

2. Альбом для логопеда. — М.: Владос, 1998. — 280 с.

3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. — М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 1998. С. 85-92.

4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. — М.: МПСИ, 2001. С. 7-20.

5. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейро-психологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. 1997. №3. С 38-42.

6. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 1996. № 2.

8 стр., 3706 слов

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.

... психолого-педагогического обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические. 1.Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его ...

7. Баренцева Н. С. , Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.

8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М.: «Академия», 2000. — 248 с.

9. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1998 — 240с

10. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981.

11. Бугрименко Е. А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. — М.: Знание, 1994.

12. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М.: «Просвещение», 1991. — 190 с.

13. Венгер Л. А. , Пилюгина Э. Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. — М.; Просвещение, 1988.

14. Венгер Л. А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Р. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994.

15. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985.

16. Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. — М:Московкий психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 — с. 193-199

17. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. — М., 1996.

18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.

19. Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. -2-е изд. — М.; Просвещение. — 1979.

20. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 471 с.

21. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников: Автореферат дис… канд. пед. наук. (13.0003).

— М., 1982. — 23 с.

22. Дефектологический словарь. — М.; 1970.

23. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.; 1985.

24. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.

25. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма / АН СССР, Науч. совет по теории сов. языкознания, Ин-т языкознания. — Л.: «Наука», 1987. — 112 с.

26. Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей. Дисс… канд. пед. наук. — М., 1995. — 169 с.

27. Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореферат дис. канд. психол. наук. (19.00.07).

— М., 1980. — 22 с.

28. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

29. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: «Российское педагогическое агентство»,1997.-124 с.

30. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб.: «Образование», 1997. — 172 с.

2 стр., 710 слов

Как развивать речь ребенка

... ётом особенностей малыша в год и старше. Как развивать речь ребенка Родители,  перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 ... языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки ...

31. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, — М.: Владос, 1999

32. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 312 с.

33. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. Л.С. Волковой. — 2-е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995.

34. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 84 с.

35. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995.

36. Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма. Дисс… канд. пед. наук. — М., 1999. — 153 с.

37. Никашина Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения, и пути ее устранения: Автореферат дис… канд. пед. наук. — М., 1959. — 19 с.

38. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. — СПб, 1999

39. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. — М.: Владос, 1995.

40. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. — М.: МГПУ, 1998. — 32 с.

41. Симерницкая Э.Г., Иншакова О.Б. Нарушения памяти у детей с дисграфией. Учитель-дефектолог: Современные проблемы подготовки и совершенствования работы. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. С. 212-223.

42. Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И., Семенович А.В. Письмо у переученных левшей // Леворукость у детей и подростков. Сборник трудов. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.П. Чуприкова. — М., 1987. С. 137-142.

43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV кл.).

— М.: «Педагогика», 1980. — 192 с.

44. Сумченко Г.М. Буквы я, е, е, ю в письме младших школьников // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи / Под ред. В.А. Ковшикова. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. — 1989. С. 78-86.

45. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1969. С. 39-45.

46. Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением речи. Журнал «Дефектология» № 2, 1993.

47. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. — М, 1978

48. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. школ. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.

49. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. — М.: «Юристъ», 1997. — 256 с.

50. Юрова Е.В. Коррекция устной речи. — М, 1998

51. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1996