психолого-педагогическая коррекция тревожного поведения в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности в психологии………………………………………………………………….

6

1.1. Изучение феномена тревожности в отечественной

и зарубежной психологии………………………………………………….

6

1.2. Рассмотрение проблемы школьной тревожности…………………… 9

1.3. Особенности тревожности в младшем школьном возрасте……….. 12

Глава 2. Психолого-педагогическая коррекция…………………………………. 17

2.1. Понятие психолого-педагогической коррекции, ее цели, задачи, содержание, требования к разработке коррекционных программ………

17

2.2. Подходы и методы в психокоррекционной работе…………………. 21

Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция тревожного поведения детей младшего школьного возраста………………………………………

37

3.1. Планирование и проведение исследования…………………………. 37

3.2. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление тревожности у детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент)…………………………………………..

39

3.3. Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста (формирующий эксперимент)……………………………………………..

47

3.4. Анализ коррекционно-развивающей работы

(контрольный эксперимент)……………………………………………….

49

Заключение…………………………………………………………………. 62

Библиографический список используемой литературы ………………… 65

Приложения

Введение

Большинство исследователей единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности, отрицательно влияет на результаты деятельности, учебную успеваемость, неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Психолог А.М. Прихожан, обследовавшая тревожных детей, установила, что самой характерной чертой таких детей является заниженная самооценка. Повышение самооценки – один из самых эффективных приемов борьбы с тревогой в школе.

Таким образом, как мы видим, решение проблемы тревожности относиться к числу острых и актуальных задач психологии, и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности, что приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению тревожности у детей младшего школьного возраста. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряд трудностей на последующих возрастных этапах.

19 стр., 9264 слов

Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего ...

... дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги ...

Цель работы – использование психолого-педагогической коррекции тревожного поведения в младшем школьном возрасте.

Объект исследования – особенности психолого-педагогической коррекции в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – нивелирование тревожного поведения в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования:

1) психолого-педагогическая коррекции будет способствовать снижению уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме тревожности.

2. Провести теоретический анализ литературных источников по теме «Психолого-педагогическая коррекция».

3. Исследовать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности.

4. Составить и апробировать психолого-педагогическую коррекции тревожного поведения детей младшего школьного возраста и установить эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.

Методы исследования:

1) Тест измерения уровня школьной тревожности Филипса

2) Шкала явной тревожности CMAS

3) Метод незаконченных предложений

4) Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных: критерий Пирсона, критерий Вилкоксона, критерий знаков и критерий Фишера.

Исследование предполагало проведение трех экспериментов:

1) констатирующего, направленного на выявление тревожности у детей младшего школьного возраста; 2) формирующего эксперимента в форме организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста;

3) и контрольного эксперимента, направленного на повторную диагностику тревожности уже после проведения коррекционно-развивающих занятий с целью установления эффективности коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста экспериментальной группы.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами. Была создана и апробирована система коррекционно-развивающих занятий, способствующих снижению тревожности в поведении детей младшего школьного возраста.

Структура и объем работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложений.

В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается изучение проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, проблемы школьной тревожности, особенности тревожности у детей младшего школьного возраста.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это ... становление его личности. Как известно, лишь немногие дошкольники приобретают вы­сокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна ...

Вторая глава посвящена рассмотрению понятия психолого-педагогической коррекции, ее целей, задач, содержания, требований к разработке коррекционных программ, рассмотрены основные принципы психолого-педагогической коррекции, а также некоторые подходы и методы в психокоррекционной работе.

В третьей главе описывается непосредственно проведенное экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов…….

Библиографический список используемой литературы

1. Активные методы в работе школьного психолога//Под ред. Дубровиной И.В., А.М. Прихожан и др. – М., 1990

2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. “Психофизиологический метод оценки тревожности” // Психологический журнал – 1997 — №2 – с. 34-38

3. Аракелов Н.Е., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 — №1 – с. 18

4. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб., 2004

5. Битянова М.В. Организация психологической работы в школе. – М., 1998

6. Большаков В.Ю. Психотренинг, социодинамика, упражнения, игры. – СПб., 1996

7. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 1993 — №1 – с. 104-113.

8. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Речь, 2002 – 176с.

9. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 – с. 54-57.

10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997

11. Клюева Н.В., Касаткина Р.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

12. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные психологии личности">проблемы психологии ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 1988 №2 – с. 15

13. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2003

14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника – 1990 — № 6 – с. 34-41

15. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М., 1976

16. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1977

17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000

18. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей//Психологическая наука и образование. — 1988 — №2-с.15

19. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб., 2004

20. Мухина В.С. Возрастная психология.- М., 1997

21. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика – 1963 — №5 – с. 38-40

22. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996

23. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996 – 240с.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... 2 вопросу составить схему отрасли психологии. Охарактеризовать такие отрасли, как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология. По 3 вопросудать определения основных категорий психологии (отражение, психика, сознание, деятельность, общение, ...

24. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2002

25. Практическая психодиагностика // Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2003

26. Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. – М., 1994

27. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998, №2, с.11-18

28. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – с.191

29. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно — методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. – М., 1988. – с.110-113

30. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. – М., 1997

31. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми // Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1999

32. Психология. Словарь // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 – 494 с.

33. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками // Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1993

34. Руководство практического психолога: готовность к школе; развивающие программы // Под ред. Дубровиной И.В. – Е-бург, 1998

35. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. // Вопросы психологии – 1969 — № 4 – с. 107-116

36. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., — 1966

37. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972

38. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

39. Хрестоматия по самосознанию // Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2000

40. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 608с.

42. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977

43. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995