изучить принципы и приемы психологической диагностики, коррекции при психопатиях у детей и подростков

Содержание

Введение 2

1. Принципы и приемы психологической диагностики психопатий 3

2. Принципы коррекции при психопатиях у детей и подростков 10

3. Рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей и подростков с психопатиями к социальным нормам 16

Заключение 28

Список литературы 29

Введение

На фоне непрерывных социально-экономических преобразований в нашей стране в последние десятилетия значительно ослабло влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков. Следствием этого является отмеченное многими специалистами значительное увеличение количества социальных сирот, а также детей и подростков с психопатиями. Психопатии – это патологические состояния, проявляющиеся дисгармоническим складом личности, от которого страдают сами больные и общество. Они возникают на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Влияния внешних факторов для образования психопатии недостаточно. От нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, психопатия отличается лежащей в ее основе неполноценностью нервной системы. Отклонения в поведении еще не дают основания причислять человека к психопатическим личностям. Психопатии следует отличать от психопатоподобных состояний после черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний, интоксикационных поражений ЦНС, эндокринопатий и др.

Цель исследования – изучить принципы и приемы психологической диагностики, коррекции при психопатиях у детей и подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить принципы и приемы психологической диагностики психопатий.

2. Изучить принципы коррекции при психопатиях у детей и подростков.

3. Изучить рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей и подростков с психопатиями к социальным нормам.

Методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

5 стр., 2315 слов

Изменение пищевой ценности продуктов в процессе тепловой обработки. ...

... правильно выбрать способ и продолжительность тепловой обработки. 2 Особенности питания детей, подростков Не вызывает сомнения тот факт, что от обеспеченности здоровым питанием ... Особую опасность эти проблемы представляют, для детей, подростков, студентов и пожилых людей. Физическое развитие организма детей и подростков, подверженность различным заболеваниям, эмоциональное состояние, настроение ...

1. Принципы и приемы психологической диагностики психопатий

Психопатии диагностируют на основании трех основных критериев, предложенных П. Б. Ганнушкиным:

нарушения адаптации вследствие выраженных патологических свойств;

— тотальность психопатических особенностей;

— их относительная стабильность и малая обратимость.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность психологических черт характера выступает особенно ярко в подростковом возрасте. Подросток обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Так, гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера, отлично уживающийся в хорошем интернате — все они должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

Опрос подростка. Первой задачей является установление контакта. Обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона и начала с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. Опрос о психотравмирующей ситуации, послужившей причиной обращения к психиатру, нередко приходится проводить в два приема. С этого начинают беседу и на этом этапе, иногда лучше удовлетвориться порою скудными или весьма сомнительными сведениями, которые сообщает подросток. Даже если удается получить толковые и обстоятельные ответы, лучше ограничиться пока тем, что подросток сообщает охотно. Далее следует перейти к собиранию сведений о жизни вообще.

Здесь необходимо коснуться следующих тем.

1. Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками – предпочтение одного близкого друга или компании приятелей…….

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2004. – 400 с.

2. Аномальная психология / Д. Холмс. – СПб.: Питер, 2003.

3. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психологического развития. – СПб.: Питер, 2001.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... учитель не выступает с позиции старшего. Бехтерев Владимир Михайлович (1859 – 1927) - ввел метод завершений. Предложил социальную психологию назвать коллективной рефлексологией. Бине Альфред (фр., ... человека и животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции ...

4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

5. Бархерит Г.Я. Осложненное поведение подростка и некоторые подходы к его преодолению. Мн., 2000.

6. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

7. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика»

8. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: АСТ-Пресс, 1998. – 528 с.

9. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).

– М.: Академия, 2003. – 288 с.

10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск : Харвест, 1998.

11. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – М. : МПСИ, 1999. – 416 с.

12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985

13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г. – 544с.

14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – СПб. : Речь, 2009. – 256 с.

15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. — Л.: Медицина, 1979; изд. 2-е, доп. и перераб., Л.: Медицина. 1985.

16. Личко А.Е., Витевский В.С. Подростковая наркология. Руководство для врачей. – Л.: Медицина, 1991.

17. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.

18. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.

19. Озерецковский С.Я. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Выявление депрессии у подростков при патохарактерологическом исследовании // Аффективные расстройства. Диагностика. Лечение. Реабилитация / Ред. В.И. Кашкаров. – Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1988. – С.47-52.

20. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванов. – Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1976.

21. Патохарактерологические исследования у подростков. Ред. А.Е. Личко, Н.Я. Иванов. – Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1981.

22. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М., 1996.

23. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

24. Психопатические расстройства у подростков. Ред. А.Е. Личко, Ю.В.Попов. — Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1987.

25. Савенкова Т.А. Опыт коррекционной работы с девиантными подростками в условиях социально-реабилитационного центра // Социальная работа, 2010, №1. – С.31-42.

26. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.

27. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

28. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 680 с.

29. Чехова И.А. Личностные характеристики подростков со склонностью к бродяжничеству и коррекционно-развивающая работа с ними : дисс. … канд. психол. наук. – М., 2009, 198 с.