ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Конфликт как социальная проблема 5
1.2. Типы и функции конфликтов 9
1.2.1. Внутриличностный конфликт 13
1.2.2. Межличностный конфликт 17
1.2.3. Конфликт между личностью и группой 20
1.2.4. Межгрупповой конфликт 21
1.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации 22
1.4. Личностные источники (причины) конфликтов 25
2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 28
2.1. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение 28
2.2. Предупреждение конфликтных ситуаций и конфликтов 30
2.3. Конфликтные ситуации в межличностных отношениях 33
2.4. Разрешение конфликтной ситуации и конфликта 38
2.4.1. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее сущности 38
2.4.2. Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей 39
2.4.3. Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики ее развития 41
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЯ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. В любой исторический период, особенно на современном этапе, конфликты играют негативную роль, что определяет актуальность выбранной темы.
Среди наших соотечественников видное место в 1920 годах в исследовании проблемы конфликта принадлежит Л.Н. Толстому, автору теории непротивления злу насилием. В 1924 г. Публикуется научный труд по проблеме конфликта П.О Гриффина и М.И. Могилевского. Среди основных направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ века выделяют подходы: психоаналитический – основоположником является З. Фрейд, он занимался внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного; социотропное исследование — К. Хорни, Э. Фромм и Г. Салливен считали основной причиной конфликтов недостаток доброжелательности со стороны близких людей. Представители «поведенческого направления» (А. Басс, А. Бандура) ищут причины в социальном окружении, которое изменяет эти качества. В соответствии с теорией социометрии, разработанной Джекобом Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
Понятие конфликтной ситуации. Условия перерастания конфликтной ...
... взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, однако далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту . Для перерастания имеющегося противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие ...
Целью данного исследования является определение психологических условий предупреждения конфликтных ситуаций.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Анализ литературы по выбранной теме.
2. Изучение понятия конфликта в психологии.
3. Анализ основных типов и функций конфликтов.
4. Определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
5. Изучение вариантов предупреждения конфликтных ситуаций.
6. Исследование причин возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.
7. Представление выводов и рекомендаций по предупреждению конфликтных ситуаций.
Предметом данного исследования являются конфликтные ситуации в коллективе. Объект исследования – трудовой коллектив ЗАО НПО «Стромэкология» Центрпроект.
Гипотеза исследования: возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение зависит от индивидуальных свойств личности, находящейся в группе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. В первых двух главах (теоретических) автор рассматривает типы и функции конфликтов, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. Третья глава посвящена исследованию индивидуальных качеств личности и определение социально – психологического климата в коллективе.
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Конфликт как социальная проблема
При изучении конфликта социальной психологией, прежде всего, необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.
Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой, – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.
Под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (спортивное состязание, дискуссия и т.п.), или наоборот, не противодействуют, но переживают негативные эмоции, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности…….
Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения
Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников ... в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений. Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно отметить, что в основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.
Исходя из теоретического анализа исследуемой проблемы, автор исследования ставит перед собой гипотезу: возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение зависит от индивидуальных свойств личности, находящейся в группе. Экспериментальное исследование проводилось на базе трудового коллектива ЗАО НПО «Стромэкология» Центрпроект. В эксперименте участвовало 24 человека. Средний возраст испытуемых 20-35 лет.
Цель исследования: определить причины возникновения конфликтных ситуаций. Для диагностики автор использовал методики, направленные на диагностику индивидуальных свойств личности.
По результатам констатирующего эксперимента автором была определена экспериментальная группа в количестве 5 человек, с которыми проводилась коррекционная программа по развитию навыков общения и взаимодействия в индивидуальных и групповых отношениях. Такие личностные качества как конфликтность, коммуникабельность, напористость, общительность, уровень коммуникативных и организаторских способностей, производственные ситуации могут выявить группу людей, склонных к возникновению конфликтных ситуаций. Поэтому при построении коррекционной программы особое внимание уделялось развитию именно этих качеств.
Коррекционная программы была составлена в виде группы встреч, занятия проводились с экспериментальной группой 2 раза в неделю в течение 6 недель. В процессе встреч отношение и настроение участников экспериментальной группы менялось: от недоверия и раздражительности к доброжелательному и дружескому отношению. Члены экспериментальной группы овладели навыками общения и взаимодействия, пришли к выводу, что иногда конфликты можно избежать, иногда можно найти взаимовыгодное решение. В производственных ситуациях больше ориентируются на доброжелательное отношение друг к другу, нежели на свое благополучие.
После проведения коррекционной работы с экспериментальной группой возникает необходимость проверить эффективность программы. С этой целью был проведен контрольный эксперимент, заключающийся в диагностике испытуемых по формируемым качествам. Результаты контрольной диагностики показали, что уровень развития вышеперечисленных навыков и свойств находится в пределах нормы. Следовательно, гипотеза о том, что возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение зависит от индивидуальных свойств личности, находящейся в группе, подтвердилась.
Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...
... возможность понимания реального индивида как в различных жизненных ситуациях, так и в совместной деятельности. ____________________ "Основы психологической антропологии" В. И. Слободчиков Е. И. Исаев ... стиранию качественных различий психики животных и человека (широко известное направление в психологии — бихевиоризм, где результаты исследований психики животных прямо переносились на человека), либо ...
Мы, естественно, перечислили далеко не все действия, ситуации, которые могут привести и часто приводят к нервно-психическому перенапряжению и стрессу. Чаще всего факторов возникновения стрессовых ситуаций бывает одновременно несколько. Как говорят в народе, беда не приходит одна. К тому же следует иметь в виду, что стрессоустойчивость человека резко понижается, если он только что перенес какую-либо травму, болезнь.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально – психологические проблемы. М.: Изд – во МГУ, 1990. 240 с.
2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов. Казань, 1992. С. 142.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 1999.
4. Бандура А. Теория социального научения. СПб, 2000.
5. Бодалев А.А. Психология общения. Москва – Воронеж, 1996.
6. Бородкин Ф.М., Корякин Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ,1968.
8. Вечер Л.С. Секреты делового общения. М., 1996.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004.
10. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Диссертация доктора психологических наук, СПб., 1995.
11. Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2. ГИИМ. Киев. 1991.
12. Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.
13. Журавлев А.Л. , Рубахин В.Ф., Шарин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М.: ИУНХ, 1976.
14. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
15. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. М., 1990.
16. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М., 1988.
17. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.
18. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. М., 1995.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
20. Ломанов И.А. Межличностные конфликты и способы их конструктивного разрешения: Диссертация канд. Психол. Наук. М., 1998.
21. Лукьянов Я.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Минск, 1986.
22. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
23. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.
24. Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. основы менеджмента. М., 1992.
25. Немов. Р.С. Психология. В 3-х книгах, 3 книга. Психодиагностика. М.: 2000.
26. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М., 1992.
27. Основы конфликтологии: Учебное пособие / Под редакцией В.Н Кудрявцева. М. 1997.
28. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М., 1990.
29. Пенков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения. М., 1972.
30. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека: Технологическая школа бизнеса. М., 1993.
31. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.:Политиздат, 1982.
32. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1978.
33. Робинсон Д. Добейся от людей лучшего. М., 1994.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
35. Секреты умелого руководителя. М., 1991.
30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи
... взрослыми и сверстниками, восстанавливают утраченные контакты с семьей и внутри семьи, восстанавливают социальный статус детей в коллективе, ... разработке программ социальной реабилитации детей и подростков, изменяют отношение детей к учебной деятельности, восстанавливают нарушенные связи со школой, прививают социально полезные навыки общения со ...
36. Серова Л.Г. Тесты для отбора персонала / Серия «Психологический практикум». Ростов н/Дон: «Феникс», 2003 – 256 с.
37. Скотт Дж. Г. Конфликты: пути их преодоления, Киев, 1991.
38. Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. Минск, 1990.
39. Социальная психология.: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.
40. Спиллейн М. Создайте свой имидж. / Пер. с англ. М., 1996. С. 166.
41. Стешов А.В. Как победить в споре: о культуре полемики. Л., 1991. С. 191.
42. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.
43. Съедин С.И. Основы управления. М.: 1996.
44. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.
45. Чернышев А.С. лабораторный эксперимент в социально – психологическом изучении организованности коллектива // психол. журн. Т.1. 1980. №4. С. 84-94.