Содержание
Введение 3
Глава I Теоретический аспект формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1 Здоровый образ жизни как условие сохранения и укрепления здоровья у детей дошкольного возраста 7
1.2 Характеристика физического и нервно-психического развития детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью 18
1.3 Пути и средства формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью 23
Вывод по первой главе 34
Глава II Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью 36
2.1 Характеристика базы исследования. Изучение состояния проблемы в ДОУ по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью 36
2.2 Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью 43
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 54
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 66
Введение
Дошкольное детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточны прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.
Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, В.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
Особенности организации коррекционной работы в классе для детей ...
... на данный момент в коррекционной педагогике детей с тяжёлым нарушением интеллекта. Обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью в учреждениях VIII вида стало возможно ... мостоятельности . Реализация принципа доступности предполагает подбор примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, что делает доступным излагаемый учебный материал. ...
По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В Запорожцев), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Именно в старшем дошкольном возрасте возможно формирование у детей ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценностное отношение проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. Это личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Роль образовательной среды и педагога, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.
Задача по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни ставится также в дошкольных образовательных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей зачастую отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому к обучению и воспитанию таких детей требуется особый подход.
Несмотря на актуальность и значимость проблемы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью, этот вопрос не нашел достаточного решения в психолого-педагогической литературе.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к ЗОЖ у детей с интеллектуальной недостаточностью».
Цель исследования – доказать возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования – процесс формриования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет.
Предмет исследования – процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью будет возможным при следующих условиях:
1. учет нервно-психического развития детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью;
2. организация и проведение диагностики уровня сформированности ценностного отношения к образу жизни у детей;
3. разработка комплекса специальных заданий, содействующих формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни;
Копия 2 распр.нарушения у детей
... особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития ... в ситуациях проявления агрессии, а также пассивного наблюдения ее проявлений. Таким образом, существует непосредственная связь между проявлениями детской и подростковой агрессии и стилями ...
4. определение места и времени реализации данного комплекса в режиме дня детей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую специальную литературу по заявленной проблеме.
2. Провести диагностическое обследование детей экспериментальной группы.
3. Предложить детям комплекс разработанных занятий в соответствии с логикой поставленных задач.
4. Определить результаты проведенной работы.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №448 г. Челябинска.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме, прогнозирование, проектирование, диагностические методы, математические расчеты, обобщение полученных результатов.
Этапы работы:
1) сентябрь – декабрь 2011 г.: анализ состояния проблемы в теории и практике;
2) январь – апрель 2012 г.: проведение эксперимента;
3) апрель – май 2012 г.: систематизация и обобщение результатов, оформление работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы – 70 страниц.
Глава I Теоретический аспект формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Здоровый образ жизни как условие сохранения и укрепления здоровья у детей дошкольного возраста
С древнейших времен потребность в физическом, психическом и нравственном здоровье являлась непреходящей базисной фундаментальной ценностью для человечества, главным условием свободной деятельности человека.
Первые представления о понятии «ценность» возникли еще в античные времена. Интерес ученых к проблеме понимания ценностей за рубежом возрос в первой половине ХХ века (М. Вебер, Д. Виндельбанд, М. Шелер и др.).
В отечественной науке проблема ценностей нашла отражение в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.А. Караковского, И.С. Кона, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.П. Тугаринова, В.Н. Шердакова и др.
Ценности — это материальные объекты или идеальные понятия, важность и необходимость которых осознается отдельными представителями социума или обществом в целом и характеризуется стремлением сохранить их, и, по возможности, приумножить. Значимость тех или иных предметов, вещей, явлений, той или иной материальной или духовной ценности определяется отношением индивида, группы лиц или всего общества к этим объектам и явлениям окружающего мира [63, с.92].
Существует и другое понимание этого феномена. Ценность — это свойство предметов и явлений окружающей действительности иметь значение для человека в личностном, общественном и культурном отношениях (О.А. Митрошенков).
Возникающие у человека ценностные отношения, расширяясь и укореняясь в его сознании, трансформируются (преобразуются) в ценностные ориентации, представляющие собой основной структурный компонент личности, включающ…….
Список литературы
1. Абольянина, С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания [Текст]/ С. Абольянина, Г. Решетнева // Дошкольное воспитание. — 2008. — №4. – С.54-60.
Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста
... формирования личности. Поэтому, целью нашей работы является: изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Объект нашего ... Изучение понятия общения. . Характеристика детей старшего дошкольного возраста. . Развитие общения детей 6 лет со сверстниками. .Экспериментально ...
2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада [Текст]/ Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
3. Алиев, М.В. Формирование правильной осанки [Текст]/ М.В. Алиев // Домашнее воспитание. — 1993. — №2. — С.17-21.
4. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1-3 [Текст]/ Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с.
5. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4-5 [Текст] / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.– 44 с.
6. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст]/ А.Ю. Антонов, Е.Ю. Иванова // Обруч. — 1996. — №1. — С.5-6.
7. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1967. — 445 с.
8. Береснева, З.И. Здоровый малыш [Текст]: Программа оздоровления детей в ДОУ / З.И. Береснева. — М.: Сфера, 2005. – 32 с.
9. Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст]/ В.И. Ввозная, И.Т. Коновалова. — М.: Сфера, 2006. – 128с.
10. Вержбицкая, Н.А. Массаж — одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) [Текст]/ Н.А. Вержбицкая //Дошкольное воспитание. — 1999. — №3. — С. 45-48
11. Востриков, В.А. Физкультурно-образовательные предпосылки здоровьесбережения [Текст]/ В.А. Востриков // Оздоровительные технологии XXI века. – Челябинск, 2002. – С.48-49.
12. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34-49.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. — М., 1982 – 1984. Т. 2. – 251 с.
14. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
15. Гаврилушкина, О.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1991. — 134с.
16. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам [Текст]/ Л.Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999. — 167 с.
17. Гордеева, В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ [Текст]/ В.А. Гордеева // Управление ДОУ. — 2006. — №8. – С.63.
18. Гуров, В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация [Текст]/ В.А. Гуров // Валеология. — 2006. — №1. — С. 53-59.
19. Данилина, Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом [Текст]/ Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.:АРКТИ, 2004. – 77с.
20. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская.– М.: Педагогическое общество России, 2005.– 96 с.
Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения
... в семье и детском саду Практика воспитания детей в дошкольно-образовательных учреждениях возникла сравнительно недавно. Но идея о коллективном воспитании детей зародилась ещё в древности. Так, ... и «сестре». Сегодня преобладающим является мнение о необходимости воспитания ребенка для его успешной социализации в дошкольно-образовательных учреждениях. Однако существует и другое мнение. Например, ...
21. Доронова, Т. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001. — №9. — С.5-8.
22. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
23. Дошкольное образование России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 472с.
24. Евдокимова, Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова // Управление ДОУ. — 2004. — №1. – С.71.
25. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
26. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
27. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — №3. – С.66-78.
28. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 2001. — 324 с.
29. Ефименко, Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н.Н. Ефименко. — М.: Академия, 1999. — 255 с.
30. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. — 2004.- № 7.- С. 127-132.
31. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. — М, 2001. — 306с.
32. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века [Текст]/ Х.С. Замский. — М., 1995. – 246 с.
33. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века [Текст]/ Авторы-составители Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М.: АРКТИ, 2000. — 88 с.
34. Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. — 1999. — №9. — С. 23-26.
35. Змановский, Ю.Ф. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей [Текст]: Труды 1 Международной научно-практической конференции / Ю.Ф. Змановский, Ю.Е. Лукоянов; под ред. Ю.Ф. Змановского. — Дубна, 1999. — 285 с.
36. Зуйкова, М.Б. Режим – путь к здоровью [Текст]/ М.Б. Зуйкова // Управление ДОУ. — 2006. — №1. – С.60-71.
Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
... сюжетно-ролевых игр и их возможности в трудовом воспитании детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том, что трудовое воспитание детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе будет успешным в ...
37. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию [Текст]/ Э.М. Казин. — М.: Владос, 2000. — 192 с.
38. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья [Текст]: Программа оздоровления дошкольников / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2009. – 208 с.
39. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: Владос, 2005. — 207с.
40. Кротова, Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Т.В. Кротова // Управление ДОУ. — 2003. — №5.
41. Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст]/ В.Т. Кудрявцева. — М.: Линка-Пресс, 2000. — 275 с.
42. Лапошина, Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э.В. Лапошина // Дефектология. — 1991. — №6.- С.72-77.
43. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
44. Лукина, Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью [Текст]/ Л.И. Лукина // Управление ДОУ. — 2006. — №7. – С.84-95.
45. Лукина, Л.И. Работа с родителями в ДОУ [Текст] / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. — 2004. — №5. – С.41-49.
46. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 1997. — С. 3-15.
47. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. — М.: Академия, 2000. — 326 с.
48. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике [Текст]. — СПб, 1994.
49. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
50. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. — М.: Просвещение, 1996. — С. 3-7.
51. Пастухова, И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / И.О. Пастухова // Управление ДОУ. – 2004. — №4. – С.33-35.
52. Праздников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста [Текст] / В.П. Праздников. — Л.: Медицина, 1983. — 176 с.
53. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Б.П. Пузанов. — М., 2003. – 272 с.
54. Репин, С.А. Документационное обеспечение здоровьесбережения в образовательных учреждениях [Текст] / С.А. Репин, С.Г. Сериков. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. — 230 с.
55. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.
56. Рунова, М.А. Сохранение и укрепление здоровья ребенка [Текст] / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. — 1999. — №6. — С. 34-37.
57. Рылеева, Е.В. Учимся сотрудничать с родителями [Текст] / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова // Управление ДОУ. — 2004. — №3. – С.35-37.
Периоды развития теории управления
... разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных ... зависимости от деятельности организации так или иначе воздействующие на нее. Управление. Организационные структуры управления. Организационная структура – совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой соподчиненности ...
58. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании [Текст] / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. — Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 242 с.
59. Солодянкина, О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей [Текст] / О.В. Солодянкина. — М., 2004. – 77 с.
60. Суравегина, И.Т. Здоровье человека как экологическая проблема: образовательный аспект [Текст]/ И.Т. Суравегина // Экология и жизнь. — 2006. — №1. — С.34-38.
61. Федоровская, О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ [Текст] / О.М. Федоровская // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.
62. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст] / Авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 170 с.
63. Щербакова, Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация [Текст]/ Е.Е. Щербакова // Валеология. — 2006. — №2. — С.91-93.