ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ

В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие самосознания и самоотношения в отечественной и

зарубежной психологии ………………….…………………………………………6

1.2 Самоотношение как компонент самосознания, его структура и

функции ……..…………………………………..……………….…………………16

1.3. Развитие самоотношения в детском и подростковом возрасте …….…..22

1.4. Формирование самоотношения подростков в процессе общения со сверстниками …………………………………………..………………………..33

Выводы …………………………………………………………………………..41

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

2.1 Организация и проведение исследования……….…………………………42

2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования…………………………53

Выводы …..………………………………………………………………….……91

Заключение……………………………………………………………………….95

Психолого-педагогические рекомендации ……………………………………102

Литература………………………………………………………………………103

Приложение……………………………………………………………………..106

Проблема самосознания и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработки данного вопроса касались С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. Чеснокова, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс и многие другие. Самосознание в своем развитии проходит ряд этапов. Предпосылки для формирования самосознания можно наблюдать еще в период новорожденности. Значимым этапом для дальнейшего его становления является дошкольный возраст. Но наиболее важным периодом для развития самосознания является подростковый возраст. Подростковый этап развития самосознания в развитии личности в целом исключительно важен. Именно в этот период на основе развития самосознания на предыдущих стадиях складываются его основные свойства и особенности, формируется более или менее устойчивая и адекватная Я-концепция, которая в дальнейшем будет определять степень самостоятельности, независимости личности в самых разнообразных и сложных системах взаимосвязей в обществе, во взаимоотношениях с людьми (И.И. Чеснокова, И.С. Кон).

В нашем исследовании мы обратимся к проблеме самоотношения подростков. По мнению многих авторов, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований — рефлексии на себя, на других, на общество (Л.И. Божович, И.С. Кон, B.C. Мухина, И.И. Чеснокова, Д.И. Фельдштейн и другие).

20 стр., 9905 слов

Исследование особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением

... связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, и самоотношением подростков. Многие другие отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. ... образующими в интернализованной форме структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. ...

В самоотношении отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно себя самой. По мнению ряда авторов, эмоциональное отношение к самому себе может включать безусловное принятие или непринятие себя, аутосимпатию или антипатию, самоинтерес или безразличие к себе, самопривязанность или отчужденность. На формирование самоотношения влияют: собственные достижения личности в разных видах деятельности, их оценка и соотнесение с общественной оценкой; отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как к личности (И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин).

Выработанная подростком система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес «других», сложившееся эмоциональное отношение к собственному «Я» (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе значимой референтной группой. Таким образом, решающую роль в развитии самосознания, и в частности самоотношения подростков начинает играть общение со сверстниками. В подростковом возрасте наиболее значимым является общение со сверстниками, причем подросткам важно не просто общаться со сверстниками, а занять определенную позицию в группе. В результате такого общения складывается самосознание, самоуважение, правильное отношение к себе и другим. Это является предпосылкой гармоничного развития личности.

В нашем исследовании была поставлена цель: выявить особенности самоотношения подростков с разным социометрическим статусом.

Объектом нашего исследования выступает самосознание.

Предметом исследования стало самоотношение подростков с разным социометрическим статусом.

Гипотеза исследования: у подростков с высоким социометрическим статусом самоотношение характеризуется позитивными проявлениями, такими как: самопринятие, самоуважение, ощущение своей ценности по сравнению с подростками, имеющими низкий социометрический статус.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. на основе анализа научной литературы рассмотреть проблему самоотношения и его формирования в процессе общения со сверстниками;

2. выявить особенности самоотношения подростков с высоким, средним и низким социометрическим статусом;

3. выявить особенности типов отношения подростков с окружающими, выстраиваемых на основе самоотношения.

………….

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

9 стр., 4165 слов

Исследование личности в социальной психологии

... «личность» в социальной психологии, познакомиться с особенностью социально-психологического подхода к пониманию личности, выявить основные подходы к пониманию личности в отечественной социальной психологии. 1. Сущность понятия «личность» в социальной психологии Понятие «личность» относится ...

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2т. – М.: Педагогика, 1980. т.2

3. Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте \\ Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. М., 1993, Т.1. Выпуск 2

4. Белопольская Н.Л. Самосознание проблемных подростков «Институт психологии РАН» Москва 2007.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс 1986.

6. Битянова М. Социометрический метод в школьной практике \\ Школьный психолог 1999, №5.

7. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение 1968.

8. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков \\ Вопросы психологии 1955, №1.

9. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект \\ Вопросы психологии 2006, №2.

10. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. \ Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой – М., 1967.

11. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. – М.,1982. т.1.

12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1982., т.4.

13. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. – Екатеринбург, 1998.

14. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим \\ Вестник МГУ серия 14 психология 1982, №4.

15. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха \\ Вестник МГУ серия 14 психология 2001, №3.

16. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. – М., 2007.

17. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

18. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам \\ Школьный психолог 2007, №4.

19. Казанская В.Г. Потребности подростка в общении со сверстниками \\ Подросток. Трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006.

20. Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. – М.: Знание 1988.

21. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург,1998.

22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.

23. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение , 1982.

24. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

25. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2004.

26. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М., 1965.

27. Общение и оптимизация совместной деятельности.\ Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М., 1987.

28. Общение и формирование личности школьника. \ Под ред. А.А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. – М., 1987.

29. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система. М., 1991.

30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. \ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2006.

31. Прихожан А. М. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. М., 1994.

32. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте \\ Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.

33. Психологические особенности самосознания подростка. \ Под ред. М.И. Боришевского. — Киев, 1980.

15 стр., 7484 слов

Психологическая диагностика самосознания и самооценки у детей

... проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности“, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”. В современной психологической литературе ... я?", "Что я могу" - спрашивает себя подросток; и это - уже иная форма и иной уровень развития самосознания. Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, ...

34. Психология современного подростка \ под ред. Д.И. Фельдштейна. М., «Педагогика» 1987.

35. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1998.

36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

37. Родионов В.А. Ступницкая М.А. Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль 2001.

38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1995.

39. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности \\ Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси 1989

40. Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах \\ Вопросы психологии 2006, №4.

41. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., Политиздат, 1972.

42. Справочник практического психолога. \ Под ред. С.Т. Посоховой – М., 2005.

43. Столин В.В. Исследование эмоцио