Оглавление
Введение 3
Глава 1. Подходы к исследованию эмоционально-личностной сферы у детей с физическими недостатками 6
1.1. Исследование образа Я и восприятия себя в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Реакция человека на физический недостаток или заболевание 14
1.3. Взаимосвязь психических и физических факторов в возникновении, развитии, и исходе заболевания 22
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками 31
2.1. Цель, задачи, гипотеза.
2.2. Методики исследования
2.3. Характеристика испытуемых 31
2.4. Результаты исследования и их обсуждение 44
2.3 Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 65
Введение
Актуальность темы.
Образ телесного «Я», который является частью представления человека о себе самом, в немалой степени подвержен внешним воздействиям, протекающим как на вербальном, так и невербальном уровнях. Испытывая их на себе и пытаясь определенным образом интегрировать, человек неизменно соотносит с ними свое восприятие собственного тела. Внешность человека является, однако, лишь одним из аспектов всего образа «Я», несмотря на то, что гомосексуальные средства массовой информации и реклама уделяют ей чрезмерно большое внимание. Если же образ «Я» человека основан исключительно или преимущественно на его телесном образе «Я», высока вероятность, что у такого человека возникнут психологические проблемы. Это относится и к детям. В случае наличия какого-либо физического недостатка происходит изменение Я-концепции и восприятия образа собственного тела.
В данной работе рассмотрены вопросы психологических особенностей восприятия собственного тела детьми с физическими недостатками и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.
Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности детей на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.
Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека ...
... и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система ОРГАНИЗМ – слаженная единая саморегулирующаяся и ... (грудной полости, полости черепа, полости таза, позвоночного канала) и является, таким образом, надежной защитой для располагающихся в этих полостях жизненно важных органов. Опорная функция ...
В многочисленных исследованиях сообщается о том, что некоторые заболевания являются психосоматическими расстройствами. Однако, несмотря на большой объем публикаций, необходимо констатировать недостаточную разработку проблемы. Систематических исследований эмоционально-личностной сферы на достаточно больших выборках больных не проводилось, и об особенностях и общей распространенности этих расстройств можно судить, основываясь на сумме отдельных особенностей личности больных.
В связи со значительной вариативностью данных невозможно вынести окончательного суждения и о распространенности отдельных особенностей личности у детей с физическими недостатками.
Цель: исследование особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1) Провести анализ литературы по проблемам исследования.
2) Подобрать методический комплекс для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
3) Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
Объектом исследования является эмоционально-личностная сфера подростков с физическими недостатками.
Предметом исследования являются особенности тревожности, самооценки и восприятия собственного тела детьми с физическими недостатками.
Гипотеза: у подростков с физическими недостатками отмечается повышенная тревожность, сниженная самооценка по сравнению с их здоровыми свертсниками.
Глава 1. Подходы к исследованию эмоционально-личностной сферы у детей с физическими недостатками
1.1. Исследование образа Я и восприятия себя в отечественной и зарубежной литературе
Образ Я как особое психическое образование был выделен и охарактеризован У.Джемсом еще в 1892 г. в рамках изучения самосознания. В последнем он различал Я-объект, или Я-познаваемое, и Я-субъект, или Я-познающее. В эмпирических исследованиях основное внимание уделялось Я-объекту, которое впоследствии стали называть образ Я.
Далее в психологии изучалось: 1) содержание образа Я — категории, в которых индивид осознает свои особенности. Последние могут вызывать к себе разное отношение — от восторженного до крайне критического. Осознается как наличие, так и отсутствие у себя тех или иных черт; 2) структурные компоненты образа-Я, куда входят Я-реальное, Я-идеальное, Я-демонстрируемое и т.п. (У. Джемс, К.Роджерс и другие); 3) происхождение образа-Я, которое рассматривается как результат общения ребенка со взрослым (Дж.Мид, М.И.Лисина); 4) регулятивная функция образа-Я, которая была обнаружена: а) в ситуации целеполагания (К.Левин, Ф.Хоппе), б) в ситуациях противоречия между непосредственными желаниями и соответствием поведения собственным ценностям (Р. Викланд), в) в ситуации морального выбора (С.Г.Якобсон, Г.И.Морева), г) в ситуации самовоспитания (Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова).
изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...
... оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию. В нашей работе, объектом исследования эмоциональной сферы стали дети дошкольного возраста, так как на сегодняшний день увеличилось количество детей ... - Москва: Владос, 2010. - Ч. 1. - 2010. - 127 с. 2 Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ ...
[18]
Исследователи отмечают, что особое значение регулятивная функция образа-Я имеет в ситуациях расхождения между непосредственными стремлениями и социальными требованиями и ценностями.
Подобное расхождение обнаруживается и в ситуации формирования столь важных качеств личности, как смелость, настойчивость, ответственность и т.п. Совершение поступков, соответствующих этим качествам, зачастую наталкивается на внутреннее сопротивление, обусловленное такими психическими состояниями, как страх, лень, нетерпение и т.п.
Предъявление себе требований, ориентированных на те или иные качества, выражается в постановке соответствующих им целей. Оно предполагает также данность себя как объекта, т.е. связь этих целей с образом Я. Если ребенок не обладает каким-либо из указанных качеств и понимает это, ни само качество, ни соответствующие ему поступки не могут войти в его Я-реальное, содержащее только уже присущие и осознаваемые ребенком характеристики. Компонентом, в котором могут быть представлены отсутствующие качества и поступки, является так называемое Я-идеальное.
В дошкольном возрасте выделение из нерасчлененной структуры образа Я подструктуры Я-идеальное (его называют Я-потенциальное положительное) и наполнение ее определенным содержанием осуществляются только в сотрудничестве со взрослым.
Моральное поведение (соблюдение норм морали в ситуации свободного морального выбора и вопреки искушению нарушить их) де-терминируется структурой и содержанием образа Я ребенка. Эта струк-тура включает три подструктуры: Я-реальное (действительные, в той или иной форме осознаваемые характеристики ребенка); Я-потенциальное положительное (аналог Я-идеального); Я-потенциальное отрицательное (те характеристики, которыми ребенок не хочет обладать).
[18]
Большое значение для решения проблемы исследования образа Я имеет работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание».
«Я-концепция», по мнению автора, — понятия, включающие в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, и в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твердой убежденностью в эмпанировании другим людям; уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности; чувством собственной значимости. Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде. Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую связь, убеждающую его в том, что он нравится, что он способен добиться успеха в том или ином деле и что он вообще обладает значительностью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка, его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и многого другого. [26]
«Я-концепция» как совокупность установок, направленных на себя, слагается из трех компонентов: «Образ Я» — представления индивида о самом себе (когнитивная состояния); самооценка — аффективная оценка этого представления, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа-Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции (оценочная состояния); потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны «Образом-Я» и самооценкой (поведенческая состояния).
Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых ...
... определяющих для формирования личности как общественного существа компонентов его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в ... — от учения» (там же). Как видим, на протяжении всей истории отечественной психологии теория ведущей деятельности переосмысливается (в частности в работах А.В. Петровского, 1984, 1987). ...
Значение положительной «Я-концепции» в развитии личности можно оценить как средство обеспечения внутренней согласованности. «Я-концепция» формируется в ходе индивидуального развития под влиянием бесчисленных сенсорных импульсов, воспринимаемых нервной системой. И так как это индивидуально для каждой личности, то и «Я-концепция»
Проблемы, связанные с самооценкой и образом «Я», в отечественной психологии традиционно рассматриваются в контексте изучения самосознания (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова).
Доминирует следующее понимание этих проблем: они — образования познавательной природы и констатирующего характера, т.е. в них фиксируются представления ребенка о его наличных качествах и возможностях. [26]
Исследования С.Г. Якобсона и Т.И. Фещенко направлены на изуче-ние двух вопросов. Во-первых, может ли образ «Я» детерминировать не только моральное, но и другие формы поведения детей. Во-вторых, является ли обнаруженный ими способ воздействия взрослого на образ «Я» ребенка и тем самым на его поведение единственным или существуют другие способы такого опосредованного влияния на поведение. ……………
Выводы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. По результатам методики ЦТО обнаружено, что
Эмоциональное состояние подростков, имеющих физические недостатки, тесно связано с тревогой, переживанием безвыходности, страхом, отвращением, отчаянием, переживаниями потрясения и ужаса; отмечается также и психическая напряженность.
2. Уровень ситуативной тревожности среди подростков, имеющих физические недостатки, выше уровня ситуативной тревожности здоровых сверстников, что, вероятно, вызвано увеличением стрессогенных и тревожных факторов в жизни ребенка.
3. Написать об особенностях семейного воспитания и отношения родителей к испытуемым.
Заключение.
Написать заново по результатам работы.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967
2. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье: Древние и новые каноны медицины. С-Пб., 1995
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- М.: Медицина, 1985
4. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. – М., 1992
5. Клиника и механизмы патоморфоза соматогенных и психических заболеваний. — Св., 1978.
6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста — М., 1979.
7. Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. – М., 1997
8. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983
9. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. С-Пб., 1994
Физиологические основы здорового образа жизни 2
... доровье. Его критерии и определяющие факторы; б)уровни здоровья и его критерии; в)факторобраза жизни; б)норма (понятие нормы); 3)Факторы,детерминирующие здоровье: а)труд и здоровье; ... здоровья. Это означает,что социальные условия (факторы) черезусловия и образ жизни, состояние природной среды, состояние здравоохраненияформируют здоровье индивидуальное, групповое, общественное. ЗДОРОВЬЕВ ...
10. Никитин В. Н. Энциклопедия тела. М., 2000.
11. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. М., 1991
12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995
13. Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. — М., 1981
14. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.
15. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александров СПб.: ПИТЕР, 2001.
16. Разенкова А. Я. Игры с детьми младенческого возраста // Школьная пресса, 2000.
17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M., 1979.
18. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, т.2. – М.: Педагогика, 1989
19. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2000. — Т.2.
20. Тарнавский Ю.Б. Под маской телесного недуга. — М.: Знание, 1990. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Медицина»; №3).
21. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психологическими расстройствами: Пособие для врачей. С-Пб., 1992
22. Тимошенко Г. В., Леоненко Е. А. Работа с телом в психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2006.
23. Тхостов А. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2002.
25. Якобсон С.Г., Морееа Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. С. 34—42
26. Якобсон С.Г., Тищенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников// Вопросы психологии. – 1997. — № 3
Приложения
Приложение 1
Опросник Спилбергера.
………….