Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с интеллектуальными нарушениями

Оглавление

Введение……………………………………………….……….с.3

Глава I. Теоретические основы развития

эмоционально-волевой сферы у подростков

с интеллектуальными нарушениями. ……………………. с.7

1.1. Проблема эмоций и воли в психологии. …..….…….. .с.7

1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы

подростков. ……………………………….……………с.11

1.3. Эмоционально-волевая сфера умственно отсталых

подростков. ……………………………………………..с.21

Глава II. Изучение эмоционально-волевой сферы

подростков с интеллектуальными

нарушениями. ……………………………….. ….с.44

2.1. Характеристика методик исследования

эмоционально-волевой сферы. …………………….…….с.44

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. ….с.47

2.3. Коррекционная программа, направленная

на развитие эмоционально-волевой сферы подростков. .с.56

2.4. Сравнительный анализ результатов экспериментального

обследования до и после коррекционного

воздействия. ……………………………………………….с.63

Заключение……………………………………………………с.70

Библиографический список……….. ………………………с.73

Приложения……………………………………………………с.77

Введение

В проблеме изучения нарушения интеллекта до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основы – интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие. Все остальные стороны личности такого ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного интеллектуального дефекта. Некоторые склонны даже не видеть существенного отличия в аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.

Э.Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих детей самый главный- – недостаток воли. Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля – рычаг всех действий и способностей – отсутствует у умственно отсталого ребенка.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и развитие. При разных поражениях нервной системы развитие происходит по-разному.

В последние годы заметно усилилось изучение личности детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальность расширения и углубления исследований, посвященных изучению личности детей с отклонениями в развитии, несомненна. Накопление и обобщение получаемых материалов обогатит специальную психологию и позволит подняться на новую ступень понимания особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии всех категорий, т.к. их количество увеличивается.

25 стр., 12039 слов

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ...

... эмоционально - волевой сферы детей с нарушением интеллекта, посредством общения с природой. Задачи: Проанализировать теоретические исследования развития эмоционально - волевой сферы детей. Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Экспериментально обосновать пути коррекции и развития эмоционально - волевой сферы детей ...

Отсутствие главенствующей идеологии в нашем обществе, начавшееся более десяти лет назад, привело к негативным изменениям в системе образования. Вместе с критикой и отказом от работы детских общественных организаций, из школ ушла ответственность за ребенка. Неблагоприятная социальная ситуация привела к тому, что огромное количество детей оказалось в состоянии полной покинутости со стороны общества и воспитывающих их взрослых.

Нравственный кризис, охвативший страну, привел к снижению иммунитета и «дурному» влиянию на подростков, затрудняя тем самым процесс их социализации в обществе. Огромное количество детей подвергается различным формам психологического насилия, что впоследствии выражается в различных формах нарушения поведения.

Растет количество детей, имеющих нервно-психические заболевания, которые сопровождаются нарушениями работоспособности, повышенной истощаемостью нервной деятельности и ведут к снижению интеллектуальной активности, познавательной пассивности и низкому уровню учебной мотивации.

Итак, можно сказать следующее: проблема особенностей эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и ее коррекция является остроактуальной, продолжает оставаться в олигофренопсихологии одной из малоразработанных. Возникшее противоречие между необходимостью коррекции эмоционально-волевой сферы умственно отсталых подростков и недостаточным количеством исследований по данной проблеме обусловило выбор темы нашей работы «Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с интеллектуальными нарушениями».

Цель исследования: Изучить особенности эмоционально-волевой сферы

подростков с интеллектуальными нарушениями.

Предмет исследования: эмоционально-волевая сфера.

Объект исследования: подростки с нарушениями интеллекта.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень развития эмоционально-волевой сферы умственно отсталых подростков повысится, если использовать специальные упражнения по ее коррекции.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме эмоционально-волевой сферы.

2. Изучить особенности эмоционально-волевой сферы у подростков с интеллектуальными нарушениями.

3. Определить уровень развития эмоционально-волевой сферы у подростков с интеллектуальными нарушениями.

4. Разработать и апробировать коррекционную программу.

5.

Методологической и теоретической основой исследования явились:

положение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского о развитии высших психических функций, о взаимозависимости интеллекта и аффекта; основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, Ж.И.Шиф; учения о природе эмоций и воли К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Е.П.Ильина, Ч.Дарвина, Н.Д.Левитова; научные взгляды М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой, С.Я.Рубинштейн, И.М.Соловьева, К.С.Лебединской об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями.

16 стр., 7525 слов

Влияние межличностных отношений в группе сверстников на эмоциональное ...

... эмоционального благополучия ребенка сфере межличностных отношений в группе сверстников. 1.1 Эмоциональное благополучие ребенка как ... эмоциональным благополучием ребенка и межличностными отношениями. Объект исследования : Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. Предмет исследования : Зависимость эмоционального благополучия от личностного статуса ребенка ...

Практическая значимость исследования состоит в разработке коррекционной программы по развитию эмоционально-волевой сферы подростков, которая может быть использована в работе специальных психологов и олигофренопедагогов.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Психодиагностические методы – наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.

База исследования: специальная коррекционная школа №8 г.Кургана.

Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Основной текст изложен на 76 страницах машинописного текста, в ВКР содержится 11 таблиц, 4 графика……..

Библиографический список

1. Айзенберг Б.И. Исследование внушаемости олигофренов. //Дефектология – 1981.-№1.

2. Благосклонова Н.К. Особенности биоэлектрической активности головного мозга у детей с патологией характера аффективно-возбудимого типа. //Дефектология. – 1978. — № 4.

3. Валеце М.Э. Формирование элементов эстетического отношения к будущей профессии у учащихся вспомогательной школы //Дефектология – 1977 — № 2.

4. Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

5. Возрастные особенности воли школьника. – Уч. Зап. Рязанского государственного пединститута, 1971, т. 100.

6. Выготский Л.С Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.5. Основы дефектологии (Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. – Акад. пед. наук СССР).

7. Вярянен В.А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы. //Дефектология. – 1975 -№ 2.

8. Гонеев А.Д. Лифенцева Н.И., Ялпаев Н.В. Основы коррекционной педагогики Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. М.: Просвещение, 1999 г.

9. Грозова А.П., Кулагин Ю.А. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология – 1983 — № 6.

10. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986 — № 5.

11. Гуревич К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М., Высшая школа, 1966.

12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология М. – 1999.

13. Занков Л.В., Л.С. Выготский как дефектолог. // Дефектология 1971 — № 6.

14. Замский Х.С. Л.С. Выготский и олигофренопедагогика. // Дефектология – 1971 — № 7 .

15. Ильин Е.П. Психология воли –СПб: Питер, 2002.: (Серия «Мастера психологии»)

16. Коррекционная педагогика. Под ред. В.С. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.-

3 стр., 1359 слов

«Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития ...

... развития детей и подростков. Задачи исследования: 1. Изучить понятия речи и речевых нарушений. 2. Изучить особенности общения у детей с нарушением речи. 3. Изучить особенности личностно-социального развития детей и подростков ... Богуславская, Д.Б. Эльконин). Психическое развитие ребенка происходит на основе ... Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. – № 2. – 1975. – ...

17. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.

18. Кузьмина В.К. Дифференциально-диагностическая характеристика особенностей структуры психического дефекта у детей – олигофренов с психопатоподобными проявлениями. // Дефектология – 1975 — № 4 .

19. Кузьмина В.К. Особенности педагогического подхода к подросткам – олигофренам с невротическими и психопатоподобными проявлениями // Дефектология – 1978 — № 1.

20. Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации // Дефектология – 1987 — № 3.

21. Лебединская К.С., Райская М.М., Немировская С.В., Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков // Дефектология – 1982 — № 2.

22. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков //Дефектология – 1984 — № 4.

23. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., Просвещение, 1964.

24. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития аномальных детей // Дефектология – 1971 — № 6.

25. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 1968.

26. Макаренко Ю.А. Мудрость чувства. М., Советская Россия, 1970.

27. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности

выпускников вспомогательной школы // Дефектология – 1978 — № 1.

28. Новакова К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как

диагностический показатель нарушений умственного развития // Дефектология – 1983 — № 4.

29 Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 1999.

30. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное

пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

31.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Под ред. Б.П. Пузанова М.): Просвещение, 2001 г.

32. Павлов И.П. Полное собрание сочинений Т.3, кн.3.

33. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. // Дефектология – 1980 — № 3.

34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов пед. институтов – 2-ое изд. М.: Просвещение 1979. – 192 с.

35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2т – М.1989 – Т.П.)

36. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология – 1979 — № 6.

37. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М., Знание, 1976.

38. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., Наука, 1971.

39. Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология – 1988 — № 3.

40. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

41. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. М.: Медицина, 1974.

42. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. Учебник для студентов медицинских институтов. М.: Медицина, 1973.

43. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Педагогика, 1991.

5 стр., 2315 слов

Изменение пищевой ценности продуктов в процессе тепловой обработки. ...

... фальсификация пищевых продуктов. Особую опасность эти проблемы представляют, для детей, подростков, студентов и пожилых людей. Физическое развитие организма детей и подростков, подверженность различным заболеваниям, эмоциональное состояние, настроение имеют прямую зависимость ...

44. Царцидзе М.Г. Особенности развития воли у умственно отсталых детей // Дефектология – 1975 — № 2.

45. Царидзе М.Г. Особенности развития произвольного поведения детей – олигофренов // Дефектология – 1987 — № 1.

46. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., Наука, 1971.

47. Шишкова А.Д. Из опыта работы по эстетическому воспитанию во вспомогательной школе. // Дефектология – 1977 — № 5.

48. Явкин В.М. Психопатоподобные расстройства у подростков – олигофренов // Дефектология 1980 — № 4.

49. Якобсон П.М. Психология чувств. М., Учпедгиз, 1961.