Мотивационная сфера учителей, работающих в условиях реформы школы

Содержание

Введение 6

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 8

1.1. Структура мотивационной сферы личности 8

1.2. Мотивационная сфера в преподавательской деятельности 22

Выводы по главе 1 30

Глава 2. Исследование особенностей мотивационной сферы учителей, работающих в условиях реформы школы 32

2.1. Характеристика выборки и методов исследования 32

2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 36

2.3. Корреляционный анализ полученных данных 44

Выводы по главе 2 49

Заключение 50

Список литературы 53

Введение

Актуальность исследования. Мотивационные аспекты личности являются одним из главных двигателей деятельности человека. За счет них происходит постановка цели, сбор ресурсов и прочие механизмы, необходимые для того, чтобы жизнь человека двигалась и не стояла на месте.

В различных сферах деятельности существуют различные факторы, которые могут повлиять на мотивационную сферу личность. Они могут улучшить деятельность человека, или наоборот — ухудшить.

Сфера образования не является исключением.

За последние годы система образования потерпела множество изменений. Изменялись требования к условиям преподавания, принципам преподавания, программам обучение и прочее. И это отложило огромный отпечаток на преподавательской деятельности.

Структура деятельности каждого профессионала строится на мотивационных аспектах. От личностных качеств педагога как профессионала зависит уровень подготовки обучающихся. И чем ниже показатели, тем хуже уровень подготовки учеников.

Исследований на тему мотивационной сферы учителей, а особенно в условиях реформы школы, существует не много. Наша задача: выяснить, каким образом нововведенные реформы в системе образования влияют на мотивационную сферу преподавателей.

2 стр., 678 слов

Обращение миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности оккультных организаций в сфере образования

...     Обращение миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности оккультных организаций в сфере образования   «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего ... » организаций.   Вовлечение ничего не подозревающих людей в такие проекты – высокоэффективный и высокодоходный способ одурачивания людей и, вместе с тем, к сожалению ...

Цель исследования: изучить мотивационную сферу учителей, работающих в условиях реформированной школы и выявить определенные мотивационные установки в условиях работы.

Объектом исследования является мотивационная сфера личности.

Предметом исследования является особенности мотивации учителей, работающих в условиях реформы школы.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: длительное реформирование школы формирует у учителей определенную направленность мотивации, негативно сказывающуюся на их профессиональной деятельности.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Определение методологической основы для эмпирического исследования «Мотивационная сфера учителей, работающих в условиях реформы школы»

3. Проведение исследования для изучения мотивационной сферы учителей

4. Интерпретация результатов и постановка выводов

Методологической основой послужили научные работы авторов Зимняя И.А., Марковой А.К. и Кузьминой Н.В.

Методики исследования:

1. Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э.Милман)

2. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В. Мануйлов Г. М.)

3. Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности (Т.Л.Бадоев)

4. Тест смысложизненных ориентаций (адаптация Д.А.леонтьева)

5. Тест «Якоря карьеры» (Э.Шейн)

Выборка: в качестве испытуемых выступили учителя, работающие в МАОУ «Гимназия № 8», г. Ангарска.

Апробация работы: выступление с результатами исследования на научной конференции «Психолог в организации» 28 апреля 2017 года, выступление на XIV ежегодной региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «Проблемы прикладной и практической психологии» 5 июня 2017 года.

Практическая значимость работы заключается в том, что зная аспекты мотивационной сферы учителей, мы сможем корректировать их, тем самым добиваясь успехов в преподавательской деятельности.

19 стр., 9227 слов

Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов

... .д.). Целью нашего исследования является эмпирическое изучение мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Объект исследования - мотивация учебной деятельности студентов-психологов. Предмет исследования - мотивация самостоятельной работы студентов-психологов Задачи исследования: - изучить и ...

Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения. Список литературы составляет 29 источников.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования

1.1. Структура мотивационной сферы личности

Мотив — это внутренняя психологическая установка, являющаяся причиной поведения или поступка человека. Данная установка побуждает человека к определенной деятельности, придает ей осмысленность в виде материального или нематериального предмета. Характеристика данного предмета называется в психологии мотивацией.

Мотивация — это составная часть структуры личности и психологическая двигающая сила, которая не дает исчезнуть активности человека в достижении определенной цели [1].

Однако, данные понятия, не смотря на свою схожесть в определениях, значительно различаются. И это является, своего рода, проблемой в психологической науке. В теоретической психологии определения мотивации делятся на два направления: потребность и предмет. Отечественная психологическая наука считает нецелесообразным противопоставление этих понятий и склоняются больше к тому, что мотив побуждает к активности для удовлетворения потребности. Мотив иногда путают с потребностью. В этом случае необходимо обратиться к жизненным примерам. Человек проголодался и хочет есть. Голод — это физиологическая потребность. Желание поесть — это мотив. Мотивация для удовлетворения своей физиологической потребности — это удовлетворение чувства голода.

Мотивация — это сложное психологическое понятие, с чем и связано ее многообразие. Мотив (лат. emovere — толкатель).

Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении [8]…

Заключение

Изучение механизмов формирования мотивационной сферы человека необходимо для эффективного управления персоналом и повышения производительности труда. В связи с этим в данной работе мы рассмотрели динамику мотивации в педагогической деятельности.

Для изучения данной проблемы мы использовали научные работы в сфере педагогики таких авторов, как Зимняя И. А, Маркова А.К. и Кузьмина А.В.

5 стр., 2314 слов

Исследование мотивации труда педагогов МАОУ СОШ № 154 .ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ П

... освещены проблемы мотивации и мотивов, учёные раскрывают психологию учителя и мотивы педагогической деятельности. Практическая направленность процессов мотивирования и стимулирования персонала изложена в научных трудах А ... поддерживает его поведение [13]. С позиции менеджмента, мотивация – это процесс побуждения человека или группы людей (сотрудников) к деятельности, направленной на достижение целей ...

В ходе теоретического анализа проблемы исследования мы установили, что человек осуществляет деятельность в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, иерархично выстроенными. Как правило, при благоприятных социальных условиях мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются более высоким, духовным мотивам. И, наоборот, при неблагоприятной социальной ситуации на первый план выступают мотивы, связанные с удовлетворением элементарных потребностей.

Рассматривая педагога в различных ролевых позициях, мы выяснили, что она формируется в зависимости как от факторов, влияющих извне, так и от личностных установок педагога. И уже в зависимости от сформированной позиции, формируются мотивационные аспекты учителя.

Учителей, работающих в условиях реформы школы, отличает от учителей дореформенной школы тем, что во внимание нужно брать больше факторов, действующих на педагогов извне. Это такие факторы, как заработная плата, условия труда, отношение администрации к отдыху и досугу своих рабочих, а так же сам процесс обучения. Данные факторы усиливают свое давление за счет требования общества к учителям, которые не оправдывают себя.

В ходе математического анализа методик нам удалось выяснить, что мотивация учителей строится на двух столпах: творческий аспект и служение. Данные показатели, в зависимости от того, высокие они или нет, могут формировать весь профиль респондента. Так, у учителей с высоким уровнем творческой активности повышено ощущение социальной значимости, они нацелены на сам процесс обучения, а не только на результат. Повышенный уровень общения говорит о том, что учитель открыт для своих учеников.

10 стр., 4822 слов

Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению у школьников

... методы исследования. Материал посвящен изучению теоретических основ формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены практические пути ... Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает учителю избежать назойливой назидательности, создаёт в коллективе атмосферу дружелюбия.   Игра ...

Отсутствие зависимости между показателями и возрастом респондентов говорит о том, что у выбранных нами учителей отсутствует выгорание как профессиональный фактор.

Но, не смотря на множество положительных факторов, нами было замечено, что у такого показателя, как профессиональная компетентность очень мало связей с остальными показателями, что говорит о том, что компетентность в нашей выборки не является ярко-выраженным фактором, что недопустимо в преподавательской деятельности. Это означает то, что учитель зачастую будет действовать так, как ему пожелается, а не так, как предписывает устав. Возможно, это возникает потому, что требования к педагогу увеличиваются, однако, не берутся во внимание условия труда, пожелания учителей для улучшения качества работы. Так же имеет место быть большая загруженность.

Таким образом, можно сказать, что в формировании мотивационной сферы у учителей, работающих в условиях реформы школы, имеются как положительные стороны, так и отрицательные. Профессия педагога по-прежнему ценится у самих преподавателей, они делают все возможное, дабы процесс обучения проходил для учеников гладко и интересно. Воплощая в свою деятельность свои идеалы и ценности, учителя уходят в свою работу полностью, без остатка. Большинство учителей из нашей выборки показали себя как людей, которые готовы идти на риск ради карьеры, готовы сделать то, что многие считают невозможным. Несомненно, каждый респондент — это полностью зрелая личность, которая осознает свои поступки и несет за них ответственность.

Однако факторы, действующие извне на педагогов, порождают отрицательные стороны. И если в будущем реформирование школы не примет иной оборот, то преподавание как профессия начнет терять свой священный образ.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление ... повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации. См.: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. С. 235-237 ...

Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев- М.: Мысль, 1976. — 158 с.

2. Бесчастнов В. Маркетинг персонала в сфере обслуживания/ Управление персоналом. — 2010. — № 15. — С. 63−67

3. Бодалев А.А. Мотивация и личность: Сборник научных трудов / А. А Бодалев. — М.: АПН СССР, 1982- 387 с.

4. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии / Л.Ф. Бурлачук. — К.: Ника-Центр, 2001. — 283 с.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас — М.: МГУ, 1990. — 195 с.

6. Галяутдинов Р.Р. Содержательные теории мотивации / Р.Р.Галяутдинов. — М., 2000. — 358 с.

7. Дмитренко Г. А., Шарапатова Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала / Г. А.Дмитриенко, Е.А. Шарапатова, М.Т. Максименко. — К.: МАУП, 2002. — 179 с.

8. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов// Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — 250 с.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. — М.: Логос, 1999. — 250 с.

10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин. — СПб: Питер. — 2011. -184 с.

11. Имедадзе И.В. Потребность и мотив в поведении человека / И.В. Имедадзе / Под ред. И.Т. Фролова. — М., 1989. — 450 с.

12. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие/Л.Б.Ительсон. — М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.:Харвест, 2002.—896 с.

13. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. -1998. — 350 с.

14. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность / И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов — Ростов-на-Дону. — 1997. — с.58−59

15. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В.Кузьмина. — М.: Высш. Школа практической психологии. — 1989. — 213 с.

16. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности /Д.А. Леонтьев. — Вестн. МГУ, Сер.14. 1996. — № 4 — С. 35−44

16 стр., 7727 слов

Психология личности 4

... личности. С другой стороны, Зигмунд Фрейд утверждал, что поведение в значительной степени детерминировано иррациональными, неосознаваемыми факторами. Его представление о том, что деятельность человека ... ведущая мотивация личности, на ... психологии и учитывать все динамические взаимодействия между ними. Мы должны знать, как восприятие зависит от обучения, как обучение связано с мотивацией, как мотивация ...

17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов -М.: Наука, 1984. — 432с.

18. Маклаков А. Г. Общая психология. / А.Г.Маклаков. — СПб: Питер, 2001

19. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. — М: Просвещение, 1993.

20. Мартин П., Ричи, Ш. Управление мотивацией / П. Мартин, Ш. Ричи, — М.: Юнити, 2004. — 399с.

21. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. — СПб.: Питер, 2007.- 352 с

22. Мерлин В.С. Очерк интегральногоиследования индивидуальности / В.С. Мерлин. — М.: Педагогика. — 1986. — 256 с.

23. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М.Митина. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт. — 1998. — 200 с.

24. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение / А.В.Мудрик — М.: Просвещение. — 1986. 165 с.

25. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. — 490 с.

27. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии / З.Я.Фрейд. — М., 1980. — 258 с.

28. Фромм Э. Бегство от свободы/Э.Фромм. — М., — 1990. — 341 с.

29. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон — М.: Политиздат, 1969. — 471с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector