Социально-психологический портрет сотрудника пенитенциарной системы

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Юридический факультет

Кафедра философии и социальных наук

Контрольная работа

по социологии

на тему: «Социально-психологический портрет сотрудника пенитенциарной системы»

Выполнила: студентка

V курса группы 13и1юр09унн

Звонкова Мария Петровна

Проверила

Гапеенкова Марина Юрьевна

Нижний Новгород — 2015

Введение

В настоящее время на службе в государственных учреждениях занято большое количество человек. Люди стремятся попасть на работу в государственное учреждение, чтобы обеспечить себе стабильную заработную плату, фиксированный график работы, наличие социального пакета и т.д. Возможность не переживать о завтрашнем дне для многих ценнее, чем возможность высокого дохода или быстрого профессионального роста.

Предполагается, что к моменту поступления на работу личность уже имеет индивидуальные социально-психологические особенности, которые и сыграли свою роль в выборе профессии. Также, в условиях профессиональной деятельности личность подвергается корректировке, дополняется новыми качествами и особенностями. Тем самым, можно предположить, и выдвинуть следующую гипотезу: люди, работающие в пенитенциарной системе, могут иметь схожие социально-психологические характеристики.

Цель данного социологического проекта — изучить социально-психологические особенности и описать социальную модель личности сотрудников учреждения ФКУ ИК-6.

Объектом исследования являются характеристики личности сотрудников.

Предмет исследования — социально-психологические особенности личности сотрудников учреждения ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Выявить социально-психологические особенности сотрудников ФКУ ИК-6 в неформальной обстановке.

. Построить обобщенный социально-психологический портрет (модель) сотрудников ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области.

. Доказать выдвинутую гипотезу.

2 стр., 913 слов

«Социально-психологическое воздействие на личность в юридической психологии».

Содержание Введение 3 1. Понятие социально-психологического воздействия 4 2. Понятие правомерного социально-психологического воздействия в деятельности сотрудников ОВД 8 3. Классификация методов и приемов социально-психологического воздействия и их характеристика 14 Заключение 17 Литература 18 Введение На современном этапе развития нашего общества от человека все чаще требуется овладение новыми ...

В исследовании использовались следующие методы и методики:

1. Теоретический анализ

. Сопоставительный анализ

. Авторская анкета, направленная на выявление личностных особенностей сотрудников пенитенциарной системы в неформальной обстановке.

1. Системный анализ объекта исследования

Учреждение Федеральное Казенное Учреждение Исправительная Колония № 6 ГУФСИН России по Нижегородской области является государственным исправительным учреждением — вышестоящей организацией которого, является Главное Управление Федеральной Службы Исполнения Наказаний России по Нижегородской области.

В Нижегородской области в учреждении ФКУ ИК-6 трудятся профессиональные сотрудники, общая численность которых составляет 214 человек.

В результате долгих лет, сформировался устойчивый коллектив.

Всего в учреждении имеют: высшее профессиональное образование — 65 специалистов (30%), среднее профессиональное образование — 84 специалиста (39%), средне — специальное — 31 чел. (15%) и со средним образованием — 35 чел. (16%).

Экспериментальной базой нашего исследования являются сотрудники двух отделов: оперативный отдел и отдел специального учета учреждения ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области. В исследовании приняли участие 11 сотрудников, из которых 4 (36%) — женщины, 7 (64%) — мужчин.

Возрастная категория сотрудников варьируется от 25 до 50 лет; образовательный уровень — 55% исследуемых сотрудников с высшим образованием, (36%) — со средне — техническим и (9%) со средним образованием; стаж работы — от 1 до 3-х лет — 36%, до 10 лет — 55% и свыше 10 лет — 9%. В эксперименте приняли участие сотрудники оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6, занимающие следующие должности: ведущий специалист — 2 чел, главный специалист -3 чел, старший специалист — 4 чел, заместитель начальника отдела, начальник отдела.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

Методы сбора социологической информации. Опрос. 1. Метод опроса: его классификации и разновидности. 2. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании. 3. Структура социологической анкеты и требования к ее оформлению. 4. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования. I. Метод опроса: его классификации и разновидности. Социологические опросы в совре­менном ...

2. Обработка полученных данных

сотрудник пенитенциарный система личностный

Авторская анкета на выявление личностных особенностей сотрудников учреждения в неформальной обстановке.

вопрос. Сколько раз в месяц Вы встречаетесь с друзьями?

Рис.1. Распределение ответов респондентов на вопрос №1 «Сколько раз в месяц Вы встречаетесь с друзьями?»

% респондентов ответили, что встречаются со своими друзьями реже одного раза в месяц, только когда есть повод. 37% опрошенных отметили, что делают это 1-2 раза в месяц, 18% — каждую неделю.

Можно сделать вывод, что у сотрудников оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6 общение с друзьями не занимает много времени, отдых в кругу друзей не является неотъемлемой частью будничной жизни.

Корреляции между ответами на данный вопрос и возрастной группировкой не обнаружено.

Это значит, что показатель общительности у сотрудников обоих отделов от возраста не зависит.

вопрос. Есть ли у Вас хобби?

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос №2 «Есть ли у Вас хобби?»

На вопрос №2 «Есть ли у Вас хобби?» ответы распределились следующим образом: 9% респондентов, что соответствует 1 человеку, не дали ответа на этот вопрос. 18% опрошенных ответили, что имеют хобби, 36% респондентов отметили, что раньше у них были увлечения, но с возрастом они прошли, у 37% сотрудников — нет хобби.

14 стр., 6875 слов

Ответственность как психологический феномен. Способы повышения ответственности у сотрудников

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . Развитие ответственности персонала в организации .1 Ответственность как психологический феномен .2 Методы повышения ответственности сотрудников . Анализ формирования ответственности в организации «Макдоналдс» .1 Характеристика организации «Макдоналдс» как объекта исследования .2 Организация управления персоналом в организации Макдональдс .3 Профессиональная этика и ...

Таким образом, на момент опроса хобби имеют только 18% опрошенных.

Также в вопросе №2 у респондентов была возможность указать какое хобби они имеют. Респонденты отметили танцы, спорт, чтение, как свои увлечения.

Корреляции между наличием у респондентов хобби и их возрастом и должностью не обнаружено.

Из ответов на анкету видно, что тестируемая нами группа не стремится к многогранному развитию своей личности. Сотрудники оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6 в многообразии форм жизни не выбирают больше того, что приносит им доход. Они не энергичны, не увлекаемы, пассивны.

вопрос. Какая книга за последнее время произвела на Вас сильное впечатление?

Данный вопрос являлся открытым и подразумевал, что респондент самостоятельно впишет ответ. 36% участников опроса указали литературные произведения, которые произвели на них сильные впечатления. Остальные респонденты, то есть 64%, не дали ответа.

Вопрос №3 так же является одним из основных в построении социально-психологического портрета сотрудников оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6.

Чтение является одним из способов интеллектуального развития, оно делает человека интеллигентным, развивает в нем чувство красоты, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, делает человека мудрее.

Ниже приведены те книги, которые произвели сильные впечатления на сотрудников оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6.

. «Юридическая психология. Техника перекрестного допроса в суде». Необходимо отметить, что данную книгу указал мужчина из оперативного отдела. Можно сделать вывод, что респондент является профессионалом и уделяет время изучению своей специальности.

. Б. Акунин «Азазель». Респондент отметил, что перечитывает это произведение в пятый раз.

12 стр., 5593 слов

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет социально-педагогических технологий Кафедра социальной педагогики ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СЕМЬЕ, БРАКУ И ПРЕДБРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ Допущен к защите ________ Заведующий кафедрой _______ _____________ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол № ___ от ____________2014 г. Защищен__________2014 г. с отметкой «_____________» Курсовая работа студентки 332 группы 3 курса специальности « ...

. Ж. Верн «Дети капитана Гранта».

. Астафьев «Царь-рыба».

. П. Санаев «Нулевой километр»

. Детективы А. Марининой.

Из представленного перечня книг можно сделать вывод, что сотрудники оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6 предпочитают приключенческую литературу, детективы, романы и профессиональную литературу. Предположительно, что респонденты относятся к чтению, как к форме развлечения, а не как к способу эмоционального и интеллектуального обогащения.

вопрос. Нравится ли Вам слушать музыку? Если да, то какой музыкальный жанр Вы предпочитаете?

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос №4 Нравится ли Вам слушать музыку?

Большинство респондентов, 73%, ответили, что любят музыку, 9% опрошенных указали, что не любят музыку, 18% — она безразлична. Музыкальные пристрастия также дают информацию о социально-психологических качествах личности. Личности, предпочитающие лирическую, классическую, медленную музыку — натуры романтические, мечтательные. Люди, увлекающиеся тяжелым роком, склоны к агрессии и т.д. Так же музыкальные пристрастия помогают определить принадлежность человека к той или иной субкультуре.

Также в вопросе №4 у респондентов была возможность указать какую именно музыку они предпочитают. Среди ответов числятся: джаз, ретро, поп музыка, шансон, современная музыка, танцевальная музыка. Некоторые респонденты указали, что слушают любую музыку, независимо от жанра.

вопрос. Нравится ли Вам спорт?

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос №5 «Нравится ли Вам спорт?»

На вопрос №5 «Нравится ли Вам спорт» 55% респондентов ответили, что не увлекаются спортом, 27% опрошенных ответили, что любят спорт и активно им занимаются. 18% респондентов предпочитают смотреть спортивные соревнования по телевизору. Вариант ответа на вопрос №5 «Да, я часто посещаю спортивные мероприятия, как зритель» не выбрал ни один участник опроса.

5 стр., 2302 слов

Распределение ответов на вопрос о том, чем опрошенные занимались на прошлой неделе в свободное время

КАЧЕСТВО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В 60-е гг. в развитых странах началась революция свободного времени, ставшая возможной в связи с резким увеличением его объема в большинстве развитых стран. С тех пор значение свободного времени постоянно увели­чивается, и этот фактор признается одной из основных ценностей соб­ственно человеческого существования. Если в индустриально развитых странах трудоголики ...

Этот вопрос показывает степень активности сотрудников оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6. Результаты показывают, что лишь 27% занимаются спортом, поддерживают физическую форму. Ответы остальных респондентов демонстрируют пассивность, сотрудники либо не занимаются спортом, либо являются пассивными наблюдателями и следят за соревнованиями по телевизору.

Корреляции между увлечением сотрудниками спортом и занимаемыми должностями и возрастом не обнаружено.

вопрос. Сколько раз за последние полгода Вы посещали театр/концерт/выставку?

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос №6 «Сколько раз за последние полгода Вы посещали театр/концерт/выставку?»

По вопросу №6 голоса респондентов расположились следующим образом: 64% опрошенных указали, что посещали театр/концерт/выставку один раз за последние полгода, 18% респондентов ни разу не посетили подобные мероприятия, 9% — посещают театр/концерт/выставку каждый месяц, 9% участников опроса посещают их чаще, чем один раз в месяц.

Результаты исследования данного вопрос показывают, что большинство сотрудников оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6 активно участвуют в культурной жизни города или страны не часто. Можно также сделать вывод следующий: 73% респондентов указали, что любят музыку, но показатель активного посещения концертов не велик, что характеризует сотрудников государственного учреждения, как пассивных слушателей. Предположительно, что музыка для них — способ развлечения и отдыха, а не средство духовного и эмоционального обогащения.

вопрос. Как Вы относитесь к получению высшего (или второго высшего) образования?

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос №7 «Как Вы относитесь к высшему образованию?»

Вопрос №7 «Как Вы относитесь к получению высшего (или второго высшего) образования?» показывает степень образованности человека и желание продолжать профессиональное развитие. Не все сотрудники оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6, участвующие в опросе имеют высшее образование.

10 стр., 4726 слов

Quot;Феномен магического воздействия" в ответах респондентов

Феномен магического воздействия Введение Как религиовед и психолог, я стараюсь всегда рассматривать явления комплексно. Буквально несколько месяцев назад я наткнулась в интернете на такую личность, которую условно назову «Тоня». Иногда меня привлекают как религиоведа к проведению религиоведческих экспертиз, поэтому случай Тони мне показался весьма интересным. Женщина писала заявления в органы ...

Результаты ответов выглядят следующим образом: 55% респондентам достаточно одного высшего образования, 36% опрошенных изъявили желание получить высшее образование, а 9% — считают, что им пока достаточно того, что имеют.

По результатам вопроса №7 видно, что работа в специфическом учреждении не требует от сотрудников разнопланового уровня знаний, поэтому у них нет мотивации для продолжения обучения. Личный интерес также не толкает большинство опрошенных сотрудников к получению дополнительного образования. Следовательно, сотрудник учреждения ФКУ ИК-6- это специалист узкого профиля.

Также, можно проследить взаимосвязь между отношением сотрудников учреждения к высшему образованию и возрастным фактором: только молодые сотрудники в возрасте 25 и 28 лет имеют желание продолжать образование.

вопрос. Как Вы проводите свой отпуск?

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос №8 «Как Вы проводите свой отпуск?»

На вопрос «Как Вы проводите свой отпуск?» 64% участников опроса ответили, что отдыхают по путевке, 27 % — проводят отпуск в деревне, а 9 % респондентов ответили, что отправляются в другой город или страну «дикарями». Вариант ответа «Уезжаю в экспедиции, археологические раскопки и т.д.» и «Предпочитаю экстремальный отдых» не выбрал ни один респондент.

Выбор способа провести отпуск также раскрывает социально-психологические характеристики личности. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что участники опроса используют время отпуска для пассивного отдыха по путевке, которая предохраняет человека от непредвиденных ситуаций, незнания языка и местности и т.д., или отдыха в деревне, занимаясь огородом, приготавливая запасы на зиму. Сотрудники не испытывают необходимости глубокого изучения какого-либо исторического периода, участвуя в экспедициях. Также их поведение не агрессивно, не рискованно.

Таким образом:

73% опрошенных сотрудников любят слушать музыку, отдавая предпочтения современной поп музыке и шансону;

по 64% респондентов один раз за последние полгода посещали театр/концерт/выставку;

в свой отпуск отправляются по путевке отдыхать;

по 55 % орошенных сотрудников не увлекаются спортом;

им достаточно одного высшего образования, не все они хотят продолжать обучение;

реже одного раза в месяц встречаются со своими друзьями, только когда есть повод;

имеют желание получить второе высшее образование;

по 27 % опрошенных сотрудников активно занимаются спортом;

проводят свой отпуск в деревне;

по 18% опрошенных сотрудников любят смотреть спортивные соревнования по телевизору;

также имеют хобби, в числе которых сад, танцы, чтение и спорт;

по 9% во время отпуска едут в другую страну или город «дикарями».

По результатам исследования составлен обобщенный социально-психологический портрет (модель) сотрудников оперативного отдела и отдела специального учета учреждения ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Нижегородской области.

Это либо общительные, открытые, либо сдержанные, спокойные люди, но на них можно положиться, они основательны.

Большинство из опрошенных сотрудников не ведут активный образ жизни, имеют незначительное стремление к продолжению образования и самопознанию.

В основном сотрудники они довольны своей жизнью и своим выбором, любят свою работу.

Список использованной литературы

1.Деркач А.А. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих.- М.: Изд-во РАГС, 2001.

2.Социологический эскиз коллективного портрета госслужащих // Информационно-аналитический бюллетень: СОЦИОЛОГИЯ ВЛАСТИ. — М.: Изд-во РАГС, 2000. №1.

3.Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство. — М.: Речь, 2007. 224 с.