СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Феномен тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Понятие самооценки и ее особенности в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Проблема взаимосвязи самооценки и тревожности в детском возрасте 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Характеристика выборки и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике тревожности и формированию адекватной самооценки старших дошкольников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к проблеме влияния самооценки на тревожность у старших дошкольников обусловлено широкой распространенностью феномена повышенной тревожности в конце дошкольного возраста, что связано с изменением социальной ситуации, сменой социальных ролей и ведущей деятельности. Тревожность в этом возрасте еще не является устойчивой чертой характера, но без должных психолого-педагогических мер может оказывать негативное воздействие на становление разных сторон психики ребенка.
Учитывая, что старший дошкольный возраст является важным этапом личностного развития, раннее выявление и коррекция повышенной тревожности у старших дошкольников может рассматриваться как один из важных путей профилактики личностных расстройств и социальной дезадаптации.
Проблему происхождения детской тревожности и ее многофактор-ную природу исследовали В.М. Астапов, А.В. Басов, Дж. Боулби, А.И. Захаров, А.М. Прихожан и др. Ими отмечена тесная связь между уровнем тревожности и самооценки в детском возрасте. При этом наиболее часто заниженная самооценка сопровождается повышенной тревожностью. Но нередко встречаются случаи, когда тревожные дети демонстрируют высокую самооценку, а у детей с низкой самооценкой не выявляется повышенной тревожности.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной изученностью проблемы влияния самооценки на уровень тревожности в старшем дошкольном возрасте, между тем, данные по этой проблеме необходимы для разработки и совершенствования коррекционных программ по снижению тревожности у старших дошкольников с учетом лежащих в ее основе факторов, в частности, такого фактора как самооценка.
Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего ...
... старшего дошкольного возраста, испытывающие тревожность. Предмет исследования: средства работы по снижению тревожности. Цель: составить программу снижения тревожности детей дошкольного возраста, средствами арт-терапии. Задачи: 1) изучить влияние тревожности ... при исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с ...
Цель исследования – изучить влияние самооценки на тревожность старших дошкольников.
Объект исследования – особенности тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние самооценки на тревожность стар-ших дошкольников.
Гипотеза исследования: низкая самооценка способствует повышению тревожности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме тревожности и ее проявлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме самооценки и ее особенностей в старшем дошкольном возрасте.
3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме взаимосвязи самооценки и тревожности в детском возрасте
4. Подготовить эмпирическое исследование влияния самооценки на тревожность старших дошкольников: определить базу исследования и группу испытуемых, подобрать психодиагностические методы и методики.
5. Исследовать показатели самооценки и тревожности в группе стар-ших дошкольников и определить влияние их самооценки на тревожность.
6. Составить психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по профилактике тревожности и формированию адекватной самооценки старших дошкольников.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа и тестирование с помо-щью проективных методик: «Детский тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, «Нарисуй себя», «Лесенка» Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн.
3. Методы математико-статистического анализа данных.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка № 444 г. Челябинска».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ТРЕВОЖНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Феномен тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста
Тревожность относится к числу наиболее распространенных эмоцио-нальных проявлений у современного человека. Она может выступать как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство личности [52, С. 26]. Тревожность как состояние – это нарушения покоя, вызываемые возможными неприятностями или задержкой желательного; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, ощущение неопределенной угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию [37, С. 7]; это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [42, С. 5].
Тревожность как личностная черта проявляется склонностью воспри-нимать широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоува-жению и престижу и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [3, С. 9].
Тревожность является наиболее распространенным явлением у дошкольников [19, С. 3]. Отмечают следующие характеристики тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок замкнут, малоактивен, часто плачет, легко обижается, много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, безынициативен, с трудом вступает в контакт. Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза» [3, С. 11].
Текст как объект лингвистического исследования
... определение исключает возможность выхода за формально обусловленные рамки текста, исключает возможность исследования текста в его функциональном аспекте. В настоящее время можно ... функционализм Кубрякова 221. Различные определения понятия текст продиктованы различными подходами к исследованию текста, который является объектом исследования сразу нескольких лингвистических дисциплин социолингвистики, ...
Повышенная тревожность влияет на все сферы ребенка (эмоциональ-ную, когнитивную, волевую, коммуникативную), дезорганизует все виды его деятельности и оказывает затрудняет формирование межличностных контактов. Тревожные дети быстро утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения. Хроническая повышенная тревожность в детском возрасте может являться одним из факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на познавательную активность ребенка и на его психическое развитие в целом. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на разви……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
3. Астапов, В.М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. [Текст] / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
4. Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников [Текст] / О.В. Белановская. – Минск: Высшая школа, 2004. – 102 с.
5. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31-38.
6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: Речь, 2007. – 334 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.
9. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Изд-во МПСИ, 2001. – 206 с.
10. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребен-ка [Текст] / Е.Н. Васина // Школьные технологии. 2006. № 5. – С. 146-149.
11. Волков, Б.С. Возрастная психология. Кн.1: От рождения до поступления в школу: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
12. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
13. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар. – М.: Академия, 2003. – 253 с.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
Психология индивидуальности личности
... и типичного в личности, даны основные методы исследования личности.В ходе работы будут использованы Тексты по психологии индивидуальных различий, составленные ... Ю.Г. Гиппенрейтером и представляющие собой хрестоматию по психологии. А также учебники последних лет издания: Психология / под ред. А.А. Крылова (1998), Психология личности ...
15. Диагностика эмоционально-нравственного развития: Практикум по психодиагностике [Текст] / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – С. 176 с.
16. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
17. Залученова, Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний [Текст] / Е.А. Залученова. – М., 1995. – 24 с.
18. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
19. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Каро, 2006. – 672 с.
20. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Заха-рова. – Минск: Изд-во Университетское, 1993. – 320 с.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 784 с.
22. Клиническая психология [Текст] / Под редакцией М. Перре, У. Бау-манна. – СПб.: Питер, 1998. – 985 с.
23. Кляйн, М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка [Текст] / М. Кляйн // Психоанализ в развитии: сборник переводов / сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 176 с.
24. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии, 2007. – с. 16-20
25. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.., 1997.
26. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
27. Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
28. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М.: Знание, 1988. – 128 с.
29. Кравцова, М.И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.
30. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
31. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
32. Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников [Текст] / Л.В. Макшанцева. – М.: МГППИ. – М., 2000. – 270 с.
33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М., 2000.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 640 с.
35. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.
36. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
37. Нуллер, Ю.Л. Тревога и ее терапия [Текст] / Ю.Л. Нуллер // Психиатрия и психофармакология. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 7-10.
38. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Триволта, 2001. – 380 с.
Психология успешной личности
... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...
39. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 214 с.
40. Попов, Ю.В. Тревожные состояния в Международной классифи-кации психических болезней 10-го пересмотра [Текст] // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2002. – Т. 4. – № 2. – С. 4-6.
41. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
43. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 240 с.
44. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, Еврознак, 2006. – 651 с.
45. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. – СПб: Речь, 2001. – 416 с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
47. Семейное воспитание: Хрестоматия [Текст] / сост. П.А. Лебедев. – М.: Academia. 2001. – 408 с.
48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М.: Речь, 2007. – 350 с.
49. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234.
50. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг [Текст] / П.В. Симонов // Психо-логия эмоций / Сост. Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2004. – 544 с.
51. Славина, Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура [Текст] / Е.А. Славина // Семейная психология и семейная терапия. – 2001, № 3. – С. 21-24.
52. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога [Текст] / С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
53. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
54. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по педагогике [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов-н/Дону: МарТ, 2001. – 256 с.
55. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.
56. Холмогорова, А.Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – № 1. – С. 94-102.
57. Хорни, К. Собрание сочинений в 3-х томах: пер. с англ. [Текст] / К. Хорни. – М.: Смысл, 2007. – Т. 2. – С. 480.
58. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение: 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: ПитерКом, 2002. – 608 с.
59. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: ЛитРес, 2009. – 464 с.
60. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход: пер. с англ. [Текст] / А. Эллис. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с.
61. Шапарь, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / О.А. Шапарь. – М.: Владос, 2001. – 386 с.
Психология управления. Личность и группа: проблема лидерства и руководства
... необходимости, правильности и результативности действий лидера. Это внутреннее согласие с авторитетной личностью, готовность действовать в соответствии с ее установками. Ведь заставить идти ... Согласно концепции интеллигентности, лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе этого сделан следующий вывод: управленческий успех предсказывает наличие определенных ...
62. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983, №8. – С. 55-61.