Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников

Введение

Глава I. Роль игры в жизни ребенка

1. Понятие и сущность детской игры

2. Игра — форма организации жизнедеятельности детей

Глава II. Влияние игры на формирование эмоционально — волевой сферы детей

1. Эмоционально — волевая сфера дошкольника

2. Игра, как средство развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Глава III. Исследование возможностей игры в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

1. План исследования

2. Основные результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Приложения

Введение

Дошкольное детство — короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Проблема формирования эмоционально – волевой сферы у дошкольников очень актуальна, так как этот психический процесс является частью поведения человека. Данная тема социально значима: развитие эмоционально – волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.

Цель работы – определение уровня формирования эмоционально – волевой сферы дошкольников и проведение коррекционно — развивающих мероприятий (в форме игры) по развитию у ребенка этих возможностей.

Рабочей гипотезой нашего исследования являлось следующее предположение — проведение развивающих занятий с использованием игры положительно влияет на формирование эмоционально – волевой сферы дошкольников: после проведения занятий идентификация эмоций станет более адекватной, уровень сформированности волевой сферы повысится.

25 стр., 12039 слов

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ...

... деятельности учащихся. Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей эмоционально- волевой сферы у детей с нарушением интеллекта .1 Психолого-педагогические основы развития эмоционально-волевой сферы эмоциональный волевой ребенок интеллект Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, ...

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. . Изучение исходных показателей, характеризующих уровень формирования эмоционально – волевой сферы у дошкольников.

2. Проведение занятий с использованием игры для развития у ребенка эмоционально – волевой сферы.

3. Выявление динамики в уровнях, характеризующих эмоционально – волевую сферу дошкольников под влиянием проведенных игровых занятий.

Средством достижения поставленной цели и задач мы выбрали игры на развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников.

Объектом исследования явились дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — уровень формирования эмоционально – волевой сферы у дошкольников подготовительных групп.

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью дошкольников, нами проведено экспериментальное исследование, которое проходило в несколько этапов с сентября по декабрь 2006года.

Исследования проводились на занятиях детском саду №17″ города Долгопрудный в подготовительных группах.

В основу эксперимента на констатирующем этапе были взяты методики:

А. Методика выявления особенностей идентификации эмоций у детей «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, стандартизированный тест (поуровневый).

Методика направлена на идентификацию эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития.

Б. Методика В.И. Калин «Оценка волевых возможностей дошкольника» оценивает способность выполнять заданную деятельность (как результат волевого усилия) в условиях воздействия раздражителей – помех. Данная методика использовалась для выявления уровня формирования волевой сферы дошкольников.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава посвящена изучению роли игры в жизни ребенка. Во второй главе рассмотрено влияние игры на формирование эмоционально — волевой сферы детей.

В третьей главе приводятся данные об эмпирическом исследовании определения уровня формирования эмоционально – волевой сферы дошкольников и проведение коррекционно — развивающих мероприятий (в форме игры) по развитию у ребенка этих возможностей. Выборка для данного исследования составила 24 человека (по 12 детей в возрасте 5 – 6 лет в экспериментальной и контрольной группах).

Полученные результаты были подвергнуты статистическому анализу, что позволяет говорить об их достоверности. В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась……..

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просведение, 1997. С. 34-36

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

3. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение, 1991.-207с.

13 стр., 6466 слов

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у агрессивных дошкольников

... являться детская агрессивность как социально-педагогический феномен. Предметом исследования является эмоционально-волевая сфера агрессивных дошкольников. В данной курсовой работе были определены следующие задачи: 1. ... ряд важных положений относительно роли эмоций в развитии личности ребенка. Проблема эмоционального развития дошкольника принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и ...

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва: Знание, 1968 – 218 с.

5. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. // Вопросы психологии. – 1984, №3. – с. 45 – 49.

6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: 1992. – 272с.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С.107 – 112.

8. Высоцкий А.И. Волевая активность ребенка и методы ее изучения: Учебное пособие. Челябинск, 1979. С.41

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. — 1966- №6.- С. 62-76.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

12. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.1988. С.6 – 12.

13. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.1997 С.72

14. Джиннотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.: Апрель-пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. – 272с.

15. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128с.

16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2000. – 256

17. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

18. Жукова Р.К. Игра как средство социально-эмоционального развития детей. М., 2006, 112с

19. Захаров А.И. Эмоциональный мир дошкольника. М., 1988. С.29-33

20. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986. С.36

21. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Харвест; М.: 2000. – 896с.

22. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997. С.131.

23. Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной. – М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. – С.78

24. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург. – АРТ ЛТД, 1997. – 65 с

25. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.

26. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.

27. Коломинский Я.Л„ Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Академия, 1988.- 163с.

28. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. 122с.

29. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста // М.: Просвещение, 2006. – 251с.

30. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

14 стр., 6579 слов

Д.Б. Эльконин. Психология игры

... игре. Ограничение игры от др. деят-тей: игра это всегда игра с чем-либо – двигат. игры животных – это не игры. В основе игры ... отец, т.е. элемент ролевой игры) тождественность игр детей и взрослых – спортивные подвижные игры есть подражательные игры (подражание венчанию и ... ребенка, а тенденция к навязчивому повторению приводит к играм, игра как единственное средство овладения путем повторения теми ...

31. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996. С.318

32. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.

33. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”/ Под ред. Руссковой Л. В. М.: “Просвещение”, 1986. – 400 с.

34. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982. С.156

35. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия; Игры: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Изд. 3-е, испр., доп., 2004 — 48 с.

36. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. — М.: Просвещение, 1990. – С.45.

37. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М., 1975. — С. 51 — 104, 112 — 232.

38. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.

39. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагогика, 1988. – 256с.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2кн. – М,: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.: ил.

41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: “Питер”, 2002. – 720 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. – 488с.

43. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

44. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с.

45. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1997. – 302 с.

46. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: “Академия”, 2001. – 336с.

47. Усова А.. Обучение в детском саду. // М, 1970. С.21

48. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей.// Дошкольное воспитание, 1989, №3, C.53-57.

49. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр — коррекций. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.

50. Шорина С.В. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. — М.: Педагогика, 2005. – 188с.

51. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: “Речь”, 2002. – 168 с.

52. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности // М: Наука, 1971. С.17

53. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Владос, 1999. –360с.

54. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада // А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др. – М.: Просвещение, 1985. – 176с., ил.

55. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника./ Под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. и др. Ярославль: “Академия развития”, 2001. – 480 с.

56. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: “Канон”, 1998. – 320с.

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

Чтобы не было путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток в развитии и/или ... сшие полиомиелит, дети с прогрессирующей мышечной дистрофией. VIII. Нарушения речевых возможностей. Дети-дошкольники с нарушением звукопроизношения, заикание (логопатия), алалия (сложности в речи в ...

57. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002. С.43.