Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ———————————————————————— 3

Глава I. Теоретические основы использования игры, в качестве основного средства развития личности ребенка дошкольного возраста —————————————————————————

8

1.1. Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте — 8

1.2. Дидактическая игра как многоплановое педагогическое явление ——————————————————————

10

1.3. Структура дидактической игры ———————————— 14

Глава II. Роль дидактической игры в формировании у дошкольников навыков группового взаимодействия ——————————————

21

2.1. Формирование взаимоотношений детей в процессе игры —— 21

2.2. Осуществление дифференцированного подхода в формировании навыков группового взаимодействия ————

26

2.3. Общение в дидактической игре как средство формирования навыков группового взаимодействия ——————————-

28

2.4. Сборник дидактических игр —————————————— 31

Заключение ———————————————————————- 44

Список использованных источников —————————————— 47

Введение

Интеллектуальное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития в подготовке к школе и ко всей будущей жизни. Это сложнейший процесс, который включает в себя формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Отдавая должное важности интеллектуального развития, необходимо обращать внимание и на другой важный аспект. В любой игре, где участвует больше одного человека, происходит развитие навыка группового взаимодействия, без которого невозможна дальнейшая социализация ребенка. Умение сотрудничать, учитывать правила, сочувствовать другим людям необходимы человеку для адаптации в социуме.

14 стр., 6916 слов

Игра как средство развития личности дошкольника 2

Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» Кафедра психологии и педагогики Курсовая работа по педагогике Игра как средство развития личности дошкольника Выполнила Кудрис Алина Научный руководитель: Еремеенкова Татьяна Николаевна Минск, 2013 Содержание Введение Глава I. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности ...

Главное требование к дидактическим играм, проводимым с дошкольниками, состоит в том, чтобы они развивали познавательный интерес. В то же время необходимо постоянное внимание педагога и к развитию навыков группового взаимодействия. Игра не будет успешной и не достигнет своего результата, если ее участники не будут заинтересованы и активны, не сумеют учитывать интересы других участников игры, если, наконец, игра не будет проходить в радостной, позитивной атмосфере.

Важной проблемой в начале школьного обучения является недостаточная мотивационная готовность детей, которая выражается в отсутствии у них устойчивого интереса к обучению. Преодолеть трудности мотивационного плана можно, сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть, проводя его в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, обособенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Основные принципы дошкольного образования:

-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальныхособенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнымв выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

5 стр., 2243 слов

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

Содержание Введение………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста и проблемы формирования системы, экологически ориентированных знаний в процессе дидактических игр: 1.1. Общие вопросы экологического воспитания дошкольников………9 1.2. Психолого-педагогические основы формирования системы знаний у детей дошкольного возраста ...

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенкаполноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество Организации с семьёй;

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

Для детей дошкольного возраста (3 года – 6-7 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Применяя дидактические игры в работе с детьми, важно обращать внимание на их соответствие следующим требованиям: обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков; доступность для ребенка источников новых знаний, умений и навыков; получение заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за выигрыш, сколько за демонстрацию новых знаний, умений и навыков.

17 стр., 8207 слов

Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста

... педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста Вмешательство взрослого в режиссерскую игру ребенка должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка Заключение Несмотря на ... общ. ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989. 2.Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. − М., ...

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». Проблема игры была глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и других выдающихся психологов и педагогов.

Такая важнейшая разновидность игры, как игра дидактическая, получила подробное рассмотрение в трудах В.Н. Аванесовой, Ш.А. Амонашвили, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, З.М. Богуславской.

Тема ВКР сформулирована следующим образом: «Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия».

Цель ВКР: изучить дидактическую игру, как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков группового взаимодействия.

Объектом исследования является процесс развития навыков группового взаимодействия дошкольников.

Предмет исследования–дидактическая игра как средство развития навыков группового взаимодействия дошкольников.

Задачи ВКР:

— Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

— Раскрыть понятия «игра» и «дидактическая игра»;

— Определить и теоретически обосновать структуру дидактической игры

-Определить роль дидактической игры в формировании у дошкольников навыков группового взаимодействия;

— Разработать и представить комплекс дидактических игр и упражнений для формирования у детей дошкольного возраста навыков группового взаимодействия.

4 стр., 1586 слов

Формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

... по формированию трудовых навыков в процессе игры у дошкольников 21 2. 2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста 24 2.3. ... пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г. 11. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к ...

ВКР состоит из введения, главы первой, главы второй, сборника игр, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы работы, определены цели и задачи исследования.

В первой главе дан анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования игры в качестве основного средства развития личности ребенка дошкольного возраста.

Во второй главе рассмотрена роль дидактической игры в формировании у дошкольников навыков группового взаимодействия.

Также во второй главе представлен комплекс дидактических игр, которые можно использовать для развития личности детей дошкольного возраста и в первую очередь — для формирования навыков группового взаимодействия.

В заключении сделаны основные выводы по работе.

………….

Список использованных источников

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Под ред. Поддьякова Н.Н. — М., 1992.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., Просвещение 2010.

3. Баранова Э. Учимся задавать вопросы. // Дошкольное воспитание,- №12 — 2005 г.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., Просвещение, 1996.

5. Венгер Л.A., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. — М., Знание, 2010.

6. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. — М.,

Просвещение, 1999.

7. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада. — М., Просвещение, 2002.

8. Выготский Л.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии, №6 за 1996 г.

9. Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. — М., Аквариум, 2006.

10. Игра дошкольника. Под ред. Новоселовой С.Л. — М., Просвещение, 1998.

11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. — М., Просвещение, 1989.

12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., Академия, 2012.

13. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., Просвещение, 2002.

14. Люблинская А.А. Детская психология. — М., Просвещение, 2010.

17 стр., 8153 слов

Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

... 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. - 1995. ... глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все ...

15. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. — Ростов-на-Дону, 2012.

16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М.,Просвещение 2004.

17. Менджерицкая Д.В. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью. //Дошкольное воспитание. — №6.-2008.

18. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -М., Просвещение, 1985.

19. Немов Р.С. Психология. — М.,Знание, 2012.

20. Никитин Б.Н. Развивающие игры. — М., Знание, 1998.

21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 2009.

22. Основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Веракса М.А.Васильева Т.С. Комарова «Мозаика-пресс». 2011.

23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов вузов. — М., Академия, 2011.

24. Психолог в детском дошкольном учреждении. — М., Новая школа, 2012.

25. Психология дошкольника. Хрестоматия. — М., Просвещение,2005.

26. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А. Венгера. — М., Педагогика, 1986.

27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Васильевой М.А. — М., Просвещение, 1996.

28. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М., Просвещение, 2012.

29. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. — М., Просвещение, 2000.

30. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1979.

31. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. -М., 1991.

32. Чего на свете не бывает? Под ред. Дьяченко О.М. — М., Просвещение, 1991.

33. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., Академия, 2010.

34. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.,Академия, 2010.

35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384